< sizesВведение sizes
Претеризм (происходит от латинского preter , что означает «прошлое») - это подход к библейской эсхатологии, согласно которому все пророчества исполнились в первом веке нашей эры. Под «частичным претеризмом», как указывает этот термин, понимается большинство библейских пророчеств как уже исполнившееся (беседа о Оливете, Антихрист, бедствия, тысячелетие и т. Д.). «Полный претеризм» (в центре внимания этого эссе и часто называемый гиперпретеризмом) утверждает, что все библейские пророчества исполнились: пророчество о пришествии Христа на суде исполнилось в разрушении Иерусалим в 70 году нашей эры, сатана и антихрист были брошены в озеро огненное, наступило царство Божье, воскресение понимается в духовных терминах, Великое Поручение было выполнено, все было обновлено (старое небо и земля ушла; пришли новое небо и земля), наступило обещанное восстановление, и теперь мир продолжает существовать до бесконечности .
Претеристы часто обосновывают свою точку зрения на библейские отрывки, такие как следующие:
Я говорю вам, что вы не пройдете через все города Израиля, прежде чем придет Сын Человеческий (Матф. 10:23).
Истинно говорю вам, что здесь есть такие, кто не вкусит смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в свое царство (Мф. 16:28).
Истинно говорю вам, это поколение не исчезнет, пока все это не произойдет (Матф. 24:34).
Истинно говорю вам, здесь есть такие, кто не вкусит смерти, пока не увидит Царство Божье (Луки 9:27).
Претеристы находят дополнительную поддержку в знакомых библейских призывах «ждать» «скорого» пришествия Христа.
«Последовательная эсхатология» лютеранского богослова Альберта Швейцера (1875–1965) утверждала, что неизбежные эсхатологические ожидания Иисуса оказались ошибочными. Претеризм, в свою очередь, утверждает, что полный претеризм - единственный эффективный ответ на эту «либеральную» точку зрения.
Оценка и ответ
Какие бы разногласия в деталях ни возникали между ними, большинство читателей библейских пророчеств с момента зарождения церкви понимали их как ожидание окончательного, кульминационного прорыва Бога в мировой истории, установившего узнаваемый новый мир порядок отмечен физическим воскресением и личным телесным присутствием Господа Иисуса Христа. Подавляющее большинство христиан находят полное претеристическое толкование библейских пророчеств удивительным по многим причинам, которые мы можем только выделить здесь.
< sizes Претеризм и библейский взгляд на историю
«Очень хорошее» и «благословенное» творение из Бытия 1–2 теперь подпало под божественный суд (Бытие 3), и последующие библейские авторы ожидают восстановления созданного порядка и отмены проклятия на «новых небесах и в мире». новая земля »(Ис. 65:17; 66:22; 2 Пет. 3:13; Откр. 21: 1). Даже если многие отрывки «назад в Эдем» в Пророках (например, Ис. 9, 11, 25-26, 35, 65-66) понимаются в символических терминах (что отнюдь не является достоверным), другие связанные пророчества кажутся безошибочно ясно. В Послании к Римлянам 8: 18–23, например, Павел утверждает, что нынешний порядок, «подчиненный тщетности» (8:20) и отмеченный «стенанием» (8:22) в падении и «рабством тлению» (8: 21), после воскресения праведников произойдет заметный поворот в обратном направлении (8:23). Подобно тому, как человеческий грех имел последствия, которые повлияли на созданный порядок, так и созданный порядок будет захвачен окончательным человеческим искуплением и будет восстановлен. Питер также призывает нас ожидать дня космического обновления:
Но день Господа придет, как вор, и тогда небеса с ревом пройдут, и небесные тела будут сожжены и растворены, а земля и работы, которые на нем проделаны, будут выставлены. Поскольку все это таким образом должно раствориться, какими людьми вы должны быть в жизни святости и благочестия, ожидая и ускоряя наступление дня Божьего, из-за которого небеса будут воспламенены и растворены, и небесные тела будут таять, когда они горят! Но согласно его обещанию мы ожидаем новых небес и новой земли, на которой обитает праведность (2 Пет. 3: 10–13; ср. Откр. 20:11).
История не просто закончится, не говоря уже о том, чтобы просто продолжаться в том виде, в каком она есть в своем падении, - она достигнет своей намеченной цели и станет свидетелем «восстановления всего» (Деяния 3:21). Бог не намеревается оставить творение - или человечество - в его падшем состоянии. Его «благословенная» цель творения еще будет осуществлена (Еф. 1:10; Откр. 21–22). Эта перспектива широко распространена в библейских пророчествах.
< sizes Претеризм и образец или структура библейских пророчеств
Это правда, что эта эпоха - эпоха совершенства - мессианская эпоха наступила. Но это еще не вся картина. В Новом Завете этот век описывается как начальный аспект грядущего века - его полнота ожидает кульминации веков при возвращении Христа. Пророчество о последнем времени исполнилось, но его кульминационное исполнение еще впереди. Претеризм не в состоянии признать это исполнение библейского пророчества «сейчас и еще раз» и «сейчас и еще не», но оно пронизывает все пророческое Слово. Бытие 3:15, первое пророчество Священного Писания, исполняется в первом пришествии Христа и, тем не менее, достигает кульминации поэтапно (Матф. 12: 22–29; Иоанна 12:31; Рим. 16:20; Откр. 19–19). 20). Царство Божье здесь (Матф. 12:28; Кол. 1:13) и еще не наступит (Матф. 6:10; Луки 19: 11 и далее; 2 Тим. 4: 1; 2 Пет. 1:11; Откр. 11:15). Царь пришел (Мф. 2: 2), занял свое место у престола Божьего (Деян. 2:36) и еще придет, чтобы воспользоваться всеми правами своего царствования (Луки 19: 11 и далее; Откр. 19: 11 и далее) Скорбь и антихрист уже здесь и еще впереди (1 Иоанна 2:18, 22; 4: 3; 2 Иоанна 7). Мы - новое творение (2 Кор. 5:17), и все же мы ожидаем его (Откр. 21: 5). Мы ожидаем воскресения (Иоанна 5: 28–29), хотя час воскресения уже настал (Иоанна 5:25). Вечная жизнь принадлежит нам сегодня (Иоанна 5:24), но ее ждет последний день (Дан. 12: 2).
Это сейчас, а еще не исполнение пророчества «поэтапно» - стандартная проблема в Писании. Сегодня существует совпадение веков. Грядущий Мессианский век наступил, но только в его начальном виде - его полнота ждет своего завершения.
Важно признать это явление в Писании, если мы хотим понять библейские пророчества. Это исполнение «сейчас и снова» или «сейчас и еще не» является регулярным образцом, и мы должны быть осторожны, чтобы не форсировать аспекты «еще нет» данных пророчеств в форму «сейчас». То есть установление того, что данное пророчество исполняется в настоящем, само по себе не является доказательством того, что этого больше не будет.
<▪ Претеризм и библейские описания возвращения Христа и посещения мероприятий
Учитывая эти более крупные структуры, вопрос сужается. Действительно ли библейские пророчества заставляют нас ожидать большего? Ответ - громкое «Да!»
В своей речи об оливковом масле наш Господь сам утверждает, что его возвращение будет личным и видимые: «увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках» (Мф. 24:30; ср. Дан. 7: 13–14; Мф. 26:64). Ангелы при его вознесении недвусмысленно подтверждают то же самое: «Он придет таким же путем, каким вы видели его восходящим на небо» (Деяния 1: 9–11). Иоанн также подтверждает: «Мы увидим его таким, какой он есть» (1 Иоанна 3: 2); «Вот, он идет с облаками, и все глаза увидят его» (Откр. 1: 7). Эти слова явно побуждают нас ожидать личного, телесного, видимого и узнаваемого возвращения нашего Господа, свидетелем которого еще предстоит стать. Действительно, Иисус предупредил нас, чтобы нас не обманули те, кто будет утверждать, что он уже вернулся, заверив нас, что, когда он придет, это будет безошибочно, и все это узнают (Матф. 24: 23–27). P >
Так же и в отношении грядущего воскресения мертвых. Никто не оспаривает, что сегодня мы переживаем духовное воскресение во Христе (Иоанна 5:25; Эф. 2: 5), но множество библейских отрывков уверяют нас, что наше телесное воскресение еще впереди (Иоанна 5: 28–29; Деяния 24:15; Фил 3:11; 1 Фес 4: 13–18). В самом деле, сам аргумент Павла в 1 Коринфянам 15 состоит в том, что надежда на наше будущее телесное воскресение связана с самим Евангелием. Как Христос воскрес из мертвых, так и мы, пребывающие в Нем, воскреснем (15: 20–23) с телом, продолжающимся с телом этой жизни, но пригодным для будущего века (15: 35- 57), тело, подобное телу воскресения Иисуса (15:49; ср. Флп. 3: 20–21). Божья цель спасения всеобъемлющая; Он восстановит нас телом и душой (Рим. 8:23). В грядущий день сама смерть будет уничтожена, даже обращена вспять (1 Кор. 15: 54–55), и тогда, наконец, «смерти больше не будет; ни плача, ни плача, ни боли уже не будет, потому что прежнее прошло »(Откр. 21: 4). Это радостная перспектива спасительной цели Бога.
То же самое и в отношении суждений о конце времени. Разорение Иерусалима в 70 г. н.э., каким бы ужасным оно ни было, не исчерпало пророчеств о грядущем мировом суде (Деян. 17:31; Откр. 6–19). Еще впереди день, когда Бог уничтожит всех своих врагов и публично оправдает свой преследуемый ранее народ (2 Фес. 1: 5–10).
Пробел позволяет лишь кратко упомянуть библейскую перспективу обращения Израиля. Наш Господь говорит об этом в Матфея 23: 37–39:
О Иерусалим, Иерусалим, город, который убивает пророков и забивает камнями посланных в него! Как часто я собирал ваших детей вместе, как курица собирает выводок под свои крылья, а вы не хотели! Видишь, твой дом оставлен тебе в запустении. Ибо я говорю вам, что вы не увидите меня снова, пока не скажете: «Благословен грядущий во имя Господа».
Было бы трудно удовлетворить требования этого пророчества в претеристских рамках (ср. Рим. 9–11, особенно 11:26).
<▪ Претеризм и Книга Откровений
Дата написания Иоанном книги Откровения имеет решающее значение для претеризма. Изображение Иоанна приговоров последнего времени и возвращения Христа настолько наглядно и безошибочно, что, если бы оно было написано после событий 70 г. н.э., претеризм не смог бы выжить. Таким образом, претеристское утверждение состоит в том, что Откровение было написано в 60-х годах, до разрушения Иерусалима.
Однако то, что Откровение было на самом деле написано после 70 г., является единодушным свидетельством ранней церкви. Это «внешнее» свидетельство, которое Иоанн написал в последнее десятилетие первого века во время правления императора Домициана (81–96 гг. Н. Э.), Похоже, отражено в самом Откровении (см. Этельберта Штауффера, Христос и Цезарь , особенно глава 11). Любимым титулом Домициана был Dominus et Deus noster - «наш Господь и Бог». В римском Сенате его встретили песнопением princeps princepum, summe ducem - «Вождь вождей, высший из лидеров». Другими титулами были: «Владыка земли», «Непобедимый», «Святой», «Благословенный», а еще одним пением было «Достоин ты унаследовать царство!» Людям было дано продвигать его поклонение с помощью массовых провозглашений его божественности и славы. Все это поразительно похоже на многое из того, что мы находим в Откровении в отношении Христа или Зверя и лжепророка. Похоже, что Откровение в некоторой степени является очень современной полемикой Иоанна.
Также возможный интерес представляет Откровение 2: 4, в котором Господь Иисус критикует церковь. в Эфесе за то, что он «отказался от любви, которая была у вас вначале». Павел служил в Эфесе в 50-х годах, а Тимофей в 60-х, и они не дают такого указания на это растущее духовное отступничество. Критика, похоже, подразумевает некоторый промежуток времени, больше, чем можно было бы написать до 70 г. н.э.
«Тысяча лет» Откровения 20 также представляет проблему для претеристической интерпретации. Если отбросить различные «тысячелетние» интерпретации, претеризм должен соответствовать тысячелетнему периоду первого века. Некоторые претеристы настаивают, что это время от вознесения Христа до падения Иерусалима в 70 году нашей эры. Другие считают, что это время с 70 по 73 год (падение Масады), а другие до 132 года (восстание Бар-Кохбы). В любом случае трудно понять «1000 лет», как бы это ни было символично, с точки зрения такого короткого промежутка времени.
Более того, как мы уже намекали выше, было бы действительно трудно найти описание Иоанна вечного состояния как выполненного в этом веке - сатана уничтожен, больше никаких проклятий и смерти, все новое и т. д. -22).
<▪ Претеристские «Доказательства»
Что же тогда с «текстами доказательств» претеристов? Место не позволяет рассмотреть различные интерпретации этих стихов, но мы можем выделить наиболее распространенные.
В Матфея 24:34 говорится: «Истинно говорю вам: это поколение не пройдет, пока все это не произойдет». Возможно, «все это» относится к разрушению Иерусалима и другим описаниям этого века Иисусом, но не к его возвращению . Или может случиться так, что события 70 г. н.э. были первоначальной перспективой исполнения грядущего решающего приговора. Любое из этих пониманий могло удовлетворить требования текста. Претеристическая интерпретация отнюдь не очевидна.
В Евангелии от Матфея 10:23 Иисус говорит своим ученикам: «Вы не пройдете через все города Израилевы, пока не придет Сын Человеческий». Было предложено много толкований этого стиха. Вероятно, проще всего увидеть в этом ссылку на «пришествие» Иисуса для суда над Иерусалимом в 70 г. н.э., однако, заметьте, что это никоим образом не исключает его более позднего возвращения, чтобы привести царство к завершению. Фактически, это бывшее «пришествие» тогда будет пониматься как перспектива его эсхатологического возвращения.
В Евангелии от Матфея 16:28 Иисус говорит своим ученикам: «Истинно говорю вам, что здесь стоят такие, которые не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Его Царстве». И снова это утверждение легко укладывается в тему Царства Матфея «сейчас и еще не». Наш Господь явил Свое Царство в Своём воскресении, в своём вознесении, в Пятидесятницу, в разрушении Иерусалима, в языческой миссии.
Также мы должны упомянуть, что отрывки, в которых говорится о возвращении Иисуса как о «близком» или «скором» пришествии (Иак. 5: 8; 1 Пет. 4: 7; Отк. 22:20), не должны быть изолированы от тех, кто говорит об этом как о «отсроченном» и «по прошествии долгого времени» (Матф. 25: 5, 19; ср. Луки 12: 41–48; 20: 9). Притча от Луки 19: 11 и далее дается специально для того, чтобы исправить это ошибочное представление о том, что его возвращение должно произойти очень скоро. И все 2 Петра 3 также дано, чтобы подтвердить отсрочку завершения царства. Наш Господь не останется навсегда. Он вернется, а до тех пор мы призваны «терпеливо ждать» его (Иак. 5: 7–8).
<▪ претеризм и точка зрения христиан после 70 г.
Наконец, мы должны хотя бы кратко упомянуть, что христиане, жившие сразу после разрушения Иерусалима, не разделяли претеристического понимания, но единодушно ожидали возвращения Христа, телесного воскресения и грядущего суда. Это наблюдение важно: если, как утверждает претерист, апостолы понимали, что пророчество должно исполниться в событиях 70 г. н.э., то почему их непосредственные последователи все еще сохраняли традиционную надежду на будущее? Казалось бы, верующие после 70 г. н.э. разделяли ту же надежду, что и раньше.
Заключительные размышления
Претеристическое понимание, кажется, абсолютизирует «уже» исполнившиеся пророчества таким образом, что заставляет более крупные «еще не» исполнившиеся пророчества в их форму. Тем не менее, широкая перспектива библейских пророчеств побуждает нас с нетерпением ждать возвращения нашего Господа. Многие конкретные пророчества неоднократно подтверждают эту надежду. Ранняя церковь так понимала это. Надежда церкви вполне обоснована. Маранафа! Господь грядет!