В самом знаменитом портрете Гиацинта Риго Людовик XIV показывает величественную силу абсолютного монарха. На нем коронационное платье, расшитое королевской флер-де-лис, вместе с некоторыми ключевыми элементами стиля барокко, такими как галстук, красные каблуки и парик.
О портрете
Г иацинт Риго (рис. 1) был одним из самых известных французских художников барокко во времена правления Людовика XIV. В своих ранних работах он находился под сильным влиянием Энтони ван Дейка, как отмечает искусствовед Кэтрин Клингсёр-Леруа. Тесса Флеминг указала, что портрет Людовика XIV (1701) напоминает Карла I Спешившегося с пути ван Дейка (рис. 2) в его композиции. Однако, по словам Клингсор-Леруа, после того, как он был принят в Академию Королевства , Гиацинт Риго разработал французский стиль государственного портрета или портретный аппарат как видно по его портрету скульптора Мартина Дежардена (рис. 3). Как успешный художник-портретист, который хорошо понимал Ancien Régime , ему было поручено нарисовать много королевских фигур (Klingsöhr-Leroy, Grove); рисунки 4 и 5 - другие примеры его королевских портретов.
В портрете Людовика XIV самый известный портрет Риго, массивная колонна, богатые драпировки и величественное положение - традиционные формулы, представляющие силу и идеальный образ правителя, как подчеркивает Клингсор-Леруа. Но в то же время портрет естественный, реалистичный и реалистичный; Rigaud делает все материалы ощутимыми, а свет и тень раскрывают текстуры тканей. Клингсёр-Леруа также отмечает, что благодаря этому великолепному портрету Риго заработал репутацию в Европе, и его стиль стал доминирующим в качестве официального королевского портретного стиля во Франции вплоть до конца 18-го века.
Этот портрет был заказан в качестве подарка королю Испании Филиппу V, внуку Людовика XIV. Но это был такой большой успех при дворе, копия портрета была отправлена в Испанию вместо оригинала. И эта оригинальная работа стала официальным портретом Людовика XIV (Флеминга). Согласно Лувру, эта картина была показана в Салоне 1704 года и оставалась в королевских коллекциях до окончания Французской революции, когда в 1793 году она была передана Центральному музею искусств Республики, позже известному как Музей Лувра. / p>
Гиацинт Риго (франц. 1659-1743). Людовик XIV , 1701, холст, масло, 277 × 194 см (109,1 × 76,4 дюйма). Париж: Музей Лувр, инв. 7492. Источник: Музей дю Лувр
О моде
L / OUIS XIV вступил на престол в 1643 году, а затем начал осуществлять абсолютную власть, основанную на концепции божественного права, что означает, что он получил свою власть непосредственно от Бога, как отмечает Флеминг. Людовик XIV, также известный как Король Солнца, выбрал моду как средство королевской власти. Историк искусства Филипп Мансель объясняет роль моды от Людовика XIV до Елизаветы II в своей книге Dressed to Rule (2005):
«Считалось, что правильное платье поощряет лояльность, удовлетворяет тщеславие, производит впечатление на внешний мир и помогает королевским индустриям» (xiv).
blockquote>Людовик XIV в полной мере воспользовался модой. Для него мода была способом выражения исключительно эстетического личного вкуса, эффективным средством регулирования аристократии с помощью множества законов о привилегиях, ключевым инструментом развития национальной экономики и сигналом о том, что Франция стала центром Европы. К середине семнадцатого века Франция стала самой могущественной страной в Европе, и, естественно, столица моды была перенесена в Париж из Мадрида. Он выполнил реформу моды против жесткого и религиозного стиля испанского языка, как отмечает Кимберли Крисман-Кэмпбелл в своем эссе “Король Кутюр”:
«Введенная им мода была красочной, объемной и декоративной, что являлось противоположностью строгого испанского стиля. Одно из нововведений заключалось в том, чтобы новый текстиль появлялся в сезон, два раза в год, а мода во Франции тоже сезонно менялась ».
blockquote>В этом контексте появился барочный стиль, в котором Луи нуждался, чтобы очаровывать мир, а также подавлять своих дворян.
Флеминг замечает, что в этом портрете каждая деталь показывает божественную власть и величие Людовика XIV. Особенно вышитая коронационная одежда усиливает превосходство монарха. Черно-белый горностайный мех и сине-золотая лилия являются символами французской монархии. Королевский меч, прикрепленный к его бедру, представляет его военную мощь, а королевский скипетр и корона подтверждают его королевскую власть.
Однако Людовик XIV не следит за всеми высококлассными деталями тех времен. Как подчеркивает Эбигейл Уэстовер, в отличие от более раннего периода, когда лиф, рукава, юбки, жакеты и бриджи были сделаны для того, чтобы смешиваться и сочетаться, одежда в этот период была сделана как отдельные и целые совпадающие наряды, часто из тех же тканей, которые называют «ванная». Пальто или justaucorps , жилет и бриджи были подходящим ансамблем. Часто justaucorps и жилет были сильно украшены золотой, серебряной или цветной тесьмой и вышивкой (рис. 9). Филлис Г. Тортора и Сара Б. Маркетти объяснили бриджи в этот период в Обзоре исторических костюмов (2015):
“К 1680 году штаны стали более подтянутыми и стали длиной до колена, а в конце столетия были очень туго и застегнуты на пуговицах или пряжке на внешней стороне колена. Чулки до колен носили с этими бриджами.” (153)
Вместо того, чтобы носить justaucorps и бриджи до колен, которые были преобладающими в эпоху барокко (рис. 9), Людовик XIV носит традиционный белый металлический дублет и шланг ствола. или короткие бриджи. На рисунках 6, 7 и 8 соответственно изображены Людовик XV в возрасте 5 лет, Людовик XV в возрасте 20 лет и Карл X. Эти королевские персонажи носят почти одинаковые одежды со своими коронационными платьями независимо от периода времени. Они носят белые чулки, белые бриджи с металлическим принтом, раскрывающие линии ног, пышные кружевные рукава и общий галстук. Можно предположить, что они были установлены как традиция королевского портрета с коронационным платьем во Франции со времен Людовика XIV. Людовик XIV, возможно, хотел представить непротиворечивый образ неизменной законности или постоянной власти, и его потомки, вероятно, стремились выглядеть как он.
Тем не менее, портрет показывает несколько ключевых характеристик стиля барокко в мужской одежде, которые могут показаться женственными по сегодняшним меркам. Первое, на что следует обратить внимание, - это отличный перивик . С 1670 года и до конца века преобладал перивиг . В 1670-х годах барвинок был естественной прической, завитой и распущенной. К концу столетия он стал очень большим и в высоком центре был разделен на два пика, которые называют двойным пиком (Браун 137). Дорин Ярвуд объясняет это в Европейском костюме: 4000 лет моды (1982):
«Затем он был устроен с разделением по центру и массой локонов и локонов, которые поднимались до пика с каждой стороны разделения. Затем они каскадом прошли по плечам и спине почти до пояса.” (158)
Этот великий парик сделал шляпы и воротники излишними. Мужчины всегда носили шляпу, обычно под мышкой, но редко носили ее. Некоторые парики были запылены силой, чтобы сделать их белыми, но большинство носили в естественных цветах (Tortora 154).
Еще одна ключевая особенность эпохи барокко - обувь на красных каблуках, подпись короля. На нем ботинки с квадратными носками, с красным языком, красной подошвой и красным каблуком. Язык повернут назад, чтобы показать красный подкладочный воротник (Коричневый 136). В отличие от более ранних периодов, размер языка кажется более разумным. Эти красные каблуки стали одним из самых популярных и преобладающих трендов в Европе. Мансель приводит интересный пример этого в своей книге Dressed to Rule ( 2005):
“Даже Уильям III Оранский, один из самых враждебных врагов Луи, носил красные каблуки после того, как Луи XIV напал на Голландскую Республику.” (15)
Галстук также является важным фактором стиля барокко. Относительно огромный воротник в более ранний период был заменен галстуком, отдельным галстуком от рубашки. С появлением justaucorps стиль галстука стал более изощренным. Он был обвязан вокруг горла бантом и свисал в складки на груди. Шейный галстук был с бахромой или с кружевной отделкой (Ярвуд 162). Король Солнца одет в нежный кружевной галстук. Галстук с дорогим кружевом был зарезервирован для формального использования, а длинный и простой льняной галстук или steinkirk носили чаще как у мужчин, так и у женщин (Браун 137). Здесь изысканный кружевной галстук Людовика XIV прекрасно сочетается с кружевной манжетой на запястье, которая также является одной из основных характеристик костюмов в стиле барокко. Интересно, что дублетная манжета повернулась назад, чтобы показать эту кружевную манжету.
На рисунке 10 показан Людовик XIV в возрасте 23 лет. Стиль еще не является типичным барочным стилем, поскольку у него все еще были черты прошлого периода, такие как интенсивное использование лент на плече, пояс вокруг талии и украшение лентами. на обувь. Тем не менее, многие элементы стиля барокко также найдены. На нем новый стиль пальто до колен или justaucorps , приталенные бриджи, туфли с квадратными пальцами, кружевной галстук и парик с полным дном. В связи с этим, называть его законодателем тенденций не является гиперболой.
Из-за Девятилетней войны (1688-1697) и Войны за испанское наследство (1701-1714) Франция нанесла тяжелый удар по национальной экономике, ускорив упадок Людовика XIV. В этот период мужские одежды стали более простыми, а скорость смены моды замедлилась, а цвета стали более мрачными (Payne 349). На рисунке 11 Луи XIV сидит на стуле в костюме, который состоит из justaucorps , жилета и бриджей. Пальто выполнено на пуговицах спереди, но оно застегивается только на линии талии. Его манжеты огромны. Жилет всего на несколько дюймов короче пальто. Слой рукава рубашки и оборка запястья все еще выставлены, и его красные каблуки все еще в моде. Тем не менее, цвет темно-коричневый, а не блестящая палитра в стиле барокко. И примечательно, что его галстук просто завязан без особой громоздкости и что на пальто не так много вышивки, как в прошлом веке.
После восстановления монархии в 1660 году французская высокая мода оказала большое влияние на Англию. Карл II (рис. 12), новый король, принес на престол вкус французского стиля. Позже он попытался создать моду на английский стиль, которая намного проще французской (Yarwood 165).
рис. 13 показывает английского короля Георга II по французскому стилю Людовика XIV, особенно в волосах и туфлях даже после смерти Людовика XIV. Но все же он придерживался более упрощенного стиля менее тяжелой вышивки и отделки на мантии и пальто в соответствии с британским вкусом к простоте.
Its Legacy
Dolce & Габбана, кажется, очень интересуется стилем барокко. В своей коллекции готовой одежды осенью 2006 года (рис. 13) и осенью 2012 года (рис. 14) они принесли детали мужской одежды в стиле барокко в женскую одежду. Тяжелое золото на пальто, галстук, ряды маленьких пуговиц напоминают период Людовика XIV.
Другой итальянский дизайнер также применил сине-золотой флер-де-лис к современной моде. Aquilano Rimondi продемонстрировал работы, вдохновленные Людовиком XIV, в готовой одежде F / W 2012, и коллекция по-прежнему полна славы и элегантности (Рис. 15).
Рисунок 16 - пара знаменитых туфель с красной подошвой от Christian Louboutin. Обувь на красной подошве, начатая Людовиком XIV, все еще жива и любима современными модными людьми..
Ссылки:
- Браун, Сьюзен, изд. Мода: полная история костюма и стиля . Нью-Йорк: DK Publishing, 2012. http :. //www.worldcat.org/oclc/840417029
- Крисман-Кэмпбелл, Кимберли. «Король Кутюр.» Атлантический океан , 1 сентября 2015 года. https://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2015/09/the-king-of-couture/402952
- Флеминг, Тесса, «Риго, Луи XIV». Ханская академия . По состоянию на 2 декабря 2017 г. http://www.khanacademy.org/humanities/monarchy-enlightenment/baroque-art1/france/a/rigaud-louis-xiv.
- Клингсёр-Леруа, Катрин. “Rigaud, Hyacinthe.” Grove Art Online . Oxford Art Online . Издательство Оксфордского университета, доступ 26 ноября 2017 г., http://www.oxfordartonline.com/subscriber/article/grove/art/T072126 .
- Мэнсел, Филипп. Одетый в правило: королевский и придворный костюм от Людовика XIV до Елизаветы II . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 2008. http://www.worldcat.org/oclc/605887472 .
- Музей дю Лувр “Louis XIV (1638-1715)”. Accessed December 2, 2017. http://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/louis-xiv-1638-1715
-
Пейн, Бланш, Гейтель Винакор и Джейн Фаррелл-Бек. История костюма: от древней Месопотамии до двадцатого века . 2-е изд. Нью-Йорк: HarperCollins, 1992. http: //www.worldcat.org/oclc/659908345 .
- Тортора, Филлис Дж. и Сара Б. Маркетти. Обзор исторического костюма . Шестое издание. Нью-Йорк: Fairchild Books, 2015. http :. //www.worldcat.org/oclc/972500782
- Уэстовер, Эбигейл. «Период барокко во всей его величественности», 8 апреля 2012 года. https://historyofeuropeanfashion.wordpress.com/2012/04/07/the-baroque-period-in-all-its -grandiloquence
-
Ярвуд, Дорин. Европейский костюм: 4000 лет моды , 1982. http://www.worldcat.org/oclc/8171068.