Злой и проклятый

Демоны, мертвые и одержимость духом в средневековой Италии
Нэнси Мандевиль Caciola
Traduction (s):
Обманутые и проклятые

Возобновить

В то время как представители средневековой церкви настаивали на том, что обладающие духами были демонами или падшими ангелами, многие средневековые итальянцы приписывали одержимость духами призракам. В частности, считалось, что безвременно умершие, погибшие в результате насилия, захватывают тела одержимых, чтобы заново пережить воплощение. Такие верования имели длинную родословную, предшествовавшую распространению христианства. Я утверждаю, что те элементы культуры, которые остаются неизменными в течение длительного периода времени, не сохраняются без раздумий, а выбираются потому, что они служат потребностям сообществ, в которых они работают. В этом случае вера в призраков как обладателей была возможностью для нескольких видов исцеления на благо жертвы, самого призрака и всего сообщества.

Верх страницы

Текстовый текст

  • 1 Цитаты относятся к латинским оригиналам средневековых текстов; все переводы мои.

Некоторые люди говорят, что те, кто отрезан ранней смертью, бродят здесь и там до тех пор, пока не завершат количество лет, которые они прожили бы, если бы не умерли безвременно ... Но действуют демоны под выдумкой быть мертвыми душами ... Иногда злой дух маскируется под тень [ персона ] мертвого человека ... как, когда при изгнании дух иногда утверждает, что он один из родственников человека. (Тертуллиан, 1841–66: 746–48) 1

1 Так написал ранний отец Церкви Тертуллиан ( c .160– c .225 ) в своем Трактате о душе . Цитата иллюстрирует стремление ранних христианских мыслителей переосмыслить все многообразные духи древнего мира в соответствии с их собственной более простой космологией. Согласно этому представлению, все эти мирские духи действительно были демонами, то есть падшими ангелами и принципами изначального хаоса и зла. Тертуллиан не был новатором в этом отношении: напряженность между оттенками мертвых и демонических духов очевидна даже в евангельской сказке о демоне Гадарене, человеке, одержимом легионом духов и который «жил среди гробниц» (Марк 5 : 3).

2 Поскольку первые поколения христианских евангелистов проповедовали свои добрые вести по всему Средиземноморью, они распространяли свое новое и неслыханное учение о природе Духовный мир со смешанным успехом. До сих пор эти мирские духи или даймоны понимались как вездесущие, хотя и невидимые, интеллектуалы, пронизывающие весь видимый мир - от городских улиц до пригородных кладбищ до полностью буколических ландшафтов. Общая категория была разнообразной и включала много разных видов существ. lares и penates были благотворными духами, которые защищали очаг и дом; там также существовали имманентные ландшафтные духи, населяющие воздух, воду, пламя, землю и растения, а также различные муз и фамильяры. Наконец, некоторые оттенки мертвых стали также даймонами , особенно те из людей, которые умерли внезапно, в результате насилия или до их естественного срока жизни. Эти неспокойные тени обычно оставались возле их могил, но они также часто посещали дома и бродили дальше. Иногда такие духи мертвых оппортунистически овладевали телами живых: они стремились испытать перевоплощение, захватив и контролируя тела неосторожных.

3 Христианские учителя сгруппировали все вышеперечисленные сущности в новую редуцирующую категорию: все они были демоническими разумами в армии сатаны. Даймоны стали демонами, легионами нечистых духов, которые действовали как главные антагонисты Иисуса и апостолов. Как показали Питер Браун и другие, это была таксономия, созданная и использовавшаяся для драматизации торжествующего, даже апокалиптического, героизма святых христиан (Браун, 1971; Смит, 1978; Саксер, 1980; Браун, 1982; Франкфуртер, 2010). И когда даймоны стали демонами, сообщения о привидениях и призрачных духовных вещах в конечном итоге стали восприниматься как работы дьявольских агентств, маскирующихся под мертвых.

4 По этому вопросу возникли некоторые разногласия. Например, епископ Вероны четвертого века Зенон поддерживал древнюю веру в спектральное владение:

Перемещенные, нечистые человеческие духи любого пола иногда попадают в тела живых людей как места обитания ... Такой дух исповедует свой пол; он признается во времени и месте, когда вошел; оно признается в своем собственном имени и манере смерти ... Мы особенно беспокоимся о тех, кто умер от насилия ... Вы говорите: «демоны притворяются такими». … Но почему они принимают притворные имена, если их признания верны во всех других отношениях? (Зенон из Вероны 1841–66: 373–76).

5Но такие идеи были отвергнуты наиболее влиятельными патристическими мыслителями. Святой Августин Гиппопотамский (354–430) решил проблему для будущих поколений христианской интеллигенции. В серии влиятельных работ он настаивал на том, что христианская некрология и демонология должны быть отделены друг от друга, поскольку человеческие духи - это совершенно отдельный порядок бытия от нечистых духов (Caciola 2016: 38–48). демоны и мертвые не имеют ничего общего друг с другом, и граница между двумя категориями была твердой и непреклонной. Августин утверждал, что мертвые были полностью переведены в другое царство: потустороннее место возмездия или награды, из которого ни одна тень не могла вернуться без прямого божественного отклонения от нормального хода событий (Schmitt 1994: 31–36). Что касается демонов, эти падшие ангелы бродили по миру, как силы и княжества (Еф. 6:12), посвященные обману и падению человеческой расы. Демонические действия, такие как одержимость духом, были невозможны для мертвых, потому что они были в другом месте, переведены в загробную жизнь. Этот набор учений в конечном итоге стал стандартной позицией церковной иерархии.

6 Тем не менее, древние представления о близости, даже банальности, ежедневных отношений в этом мире между живыми и мертвыми оказались чрезвычайно устойчивыми к изменениям ( Lecouteux 1986; Schmitt 1994; Caciola 2016). В средневековом обществе мертвые ощущались как близкие присутствия, парящие на социальной периферии, но являющиеся центральными для символических систем культуры (Babcock 1978; Lauwers 1997). В частности, вера в духовную одержимость духом в течение многих столетий имела бурную загробную жизнь в популярной культуре Италии, несмотря на постоянные уравновешивающие аргументы проповедников и духовенства. Дискуссии, которые мы видим среди патристических авторов, таких как Тертуллиан, Зенон и Августин, тесно связаны с некоторыми более поздними историями случаев одержимости духом, записанными в средневековых рассказах о чудесах.

7 Такие историки, как я, обучены определять приоритеты изменений во времени, но вопрос о том, как бороться с культурной согласованностью в течение длительного периода, одинаково важен для понимание прошлого. Культурные традиции, сохраняющиеся в течение longue durée , не должны рассматриваться как окостеневшие, пустые «пережитки», которые сохраняются благодаря явной инерции. Жоау Пина-Кабрал предположил, что это активно выбранные элементы инвариантности, которые по-прежнему придают значение сообществам, которые их сохраняют, даже когда другие культурные привычки увядают и исчезают (Пина-Кабрал, 1992). Однако это более активное представление о том, как и почему определенные культурные элементы остаются стабильными, не должно подразумевать, что точные значения значений таких фрагментов оставались неизменными даже в трансформированных исторических контекстах. Формы могут сохраняться, даже если их значения меняются со временем. Чтобы вернуть эту дискуссию к мертвым: то, что Жан-Клод Шмитт назвал «вторжением ревантистов» в одиннадцатом веке (Schmitt 1994: 77–98), возможно, оживило мертвых, но столь же древнее и столь же традиционное, как некоторые из этих призраков. истории могут показаться, их социальные функции и значения были характерны для средневековья. Средневековые призраки должны быть прочитаны против контекста святыни святыни, ограждения кладбища, литургических мемориалов и месс для покойных, а затем и продвижения Чистилища - и это лишь некоторые из событий, характерных для эпохи культ мертвых (Le Goff 1981; Vauchez, 1988; Lauwers 1997). Эти истории представляют собой сложные слоистые культурные образования, к которым нельзя подходить упрощенно.

8 На остальных страницах в этой статье я обращаюсь к двум особенно богатым, в конце средневековых текстов, которые предлагают доказательство упорного сохранения веры в одержимости оттенков мертвых: 1325 канонизации показаний для святителя Николая Толентинского (Boureau 2004: 199-221; Lett 2008; Katajala-Peltomaa 2009; Caciola 2016: 315–21) и «Чудеса Иоанна Гуальберта» пятнадцатого века (Sigal 1992; Caciola 2016: 321–30). Оба текста содержат яркие описания духовных владений, почерпнутые из бесед со свидетелями. В самом деле, эти два текста являются по сути многофакторными и включают в себя несколько различных точек зрения на дух, который они описывают. Таким образом, они предлагают прекрасные возможности для восстановления споров, в которых спонтанно участвовали итальянские общины позднего средневековья, пытаясь выявить обладающих духами. Мы видим, как одержимые называют своих обитателей духом оттенками недавно умерших; мы слышим, как их соседи взволнованно вспоминают жизни и смерти этих мертвых людей; и мы сталкиваемся с местными клерикалами, которые оспаривают эту идентификацию, утверждая, что духи - это демоны. В следующих двух разделах я представлю подробные чтения некоторых из этих случаев, прежде чем предложить некоторые выводы.

«Захвачен бесами и духами проклятых»

9 Я начинаю с канонического досье святого Николая Толентино, августинцев, монахов из марша Анконы. В 1325 году орден августинцев вместе с собранием местных видных семей обратился к папе Иоанну XXII с ходатайством о проведении расследования в partibus о расследовании святости Николая (1245–1305). В период с июля по сентябрь 1325 года в Толентино и других близлежащих местах было опрошено 365 свидетелей, а их устные показания были записаны в латинском переводе (Occhioni 1983: IX-XII). Однако этот процесс не был сразу успешным: Николай не был канонизирован до 1446 года.

10 Среди 301 чуда, приписываемых отшельнику, было исцеление трех одержимых женщин: Филиппуции, Салимбены и Золы. Особый интерес вызывает тот факт, что сами женщины и многие другие свидетели заявляли, что они <од> одержимы дьяволами и духами проклятых, хотя это последний, который собирает большую часть внимания в свидетельствах. Каждый из них был исцелен после совершения ритуала инкубации у гроба святителя Николая (сам по себе традиция с древней родословной), проводя ночь в бдении перед мощами святого.

11 В 1322 году сестра Филиппучия неожиданно начала вести себя странно. Она постоянно швыряла оскорбления в отношении других монахинь, выкрикивала проклятия и богохульства, делала ужасные лица и едва могла стоять на месте. Она также «ходила по рукам и высоко поднимала ноги», тем самым раскрывая себя через свое падающее платье (Occhioni 1983: 327). В конечном итоге Филиппучия предложила свидетельство от первого лица о своем опыте:

Она заявила, что, когда она жила в монастыре ... ее вторгли так сильно, что она обычно закатывала глаза назад, закручивала рот, танцевала во времени и говорила много вредных и неприятные вещи для монахинь этого монастыря. Много видений ей показалось, или, по крайней мере, раньше казалось, что они появились. Днем и ночью она, казалось, видела мышей в бесконечном количестве, и изображения различных людей самого грязного вида, и многих животных. (Occhioni 1983: 137)

12 «Самые грязные люди», преследовавшие разум Филиппукии, были изображениями фантомов, которые ее одержали. Однако они были не просто мужчинами: как свидетельствовали несколько других монахинь, Филиппуча громко рассказывала о своих одержимых видениях и часто в панике кричала, что лорд Йоханнес, лорд Вивибене де Эскуло и лорд Райнальдо де Бурунфорте нападают на нее (Оккиони 1983: 140 и 324).

13 Свидетельство говорит нам лишь немного о Йоханнесе, Вивибене и Райнальдо, но приведенные факты очень важны. Мужчины явно были представителями дворянства, поскольку каждый из них упоминается как «Господь», и у них есть официальные фамилии, такие как «де Бурунфорте». Помимо этого, мы знаем из свидетельств других монахинь, что к моменту владения Филиппуцией все трое были мертвы и что они вели жизнь, наполненную злом и жестокостью: они были «мертвецами, которые были тиранами, находясь на земле, и которые совершил много зла в течение своей жизни »(Occhioni 1983: 330). Свидетельство другой сестры было более конкретным: «[Филиппоция] объявила, что она была мертвецами, лордом Йоханнесом, лордом Вивибене де Эскуло и лордом Райнальдо де Бурунфорте… людьми, которые в течение своей жизни совершали много преступлений, убийств, краж и злодеяний. ”(Occhioni 1983: 328). В соответствии с типичной схемой одержимости духом идентичность обитающих в ней духов имела приоритет над собственностью Филиппуции: именно они выражали себя через одержимое тело. Аналогичным образом, характеристика этих людей как благородных тиранов иллюстрирует социальную напряженность в местном обществе: дворянство (в основном гибеллины) рассматривалось как угнетатели семьями (в основном гвельфами), которые доминировали в этом процессе (Lett 2008). Обвинения в посмертном одержимости духом здесь используются в качестве риторического инструмента для бесчестия социальных врагов: эти люди изображаются как продолжающие проявлять свою злобу после смерти, становясь обладателями и участвуя в богохульстве и других бесчестных действиях через одержимое тело Филиппуции. / р>

  • 2 Во всех случаях одержимые призраки, указанные в текстах, которые я изучаю, были мужчинами.

14 Аналогичная картина присутствовала в двух других случаях спектрального владение обсуждалось среди николаевских чудес. Другие жертвы также были одержимы тенями мужчин, которых представляют как насильственных преступников. 2 Как и в случае с Филиппуцией, личности фантомных агрессоров стали известны свидетелям через крики одержимых. Таким образом, некая женщина по имени Салимбена Виссанучи де Виссо показала другим, что одержима именно тем, что постоянно выкрикивала имена определенной группы мертвых мужчин. Все позже вспоминали эти случаи в своих интервью, и каждый независимо вспоминал те же имена и схожие детали. Типичным является свидетельство язычника Нугарелли, который также предложил некоторые сведения о характерах и истории мертвецов:

Он сказал, что Салимбена де Виссо была искушена и захвачена бесами и духами проклятых: умом, Скамбио Райнальдо, Векте Сальво де Подио Валлисом, Николетой де Патерно и двумя другими, чьи имена она не мог вспомнить. Салимбена обычно объяснял, что когда они были живы, эти люди имели плохую репутацию, состояние и жизнь. Они были грабителями и злыми людьми. И она сказала, что они были сожжены за свои преступления, свои злые дела и свои поступки. И эта Салимбена была настолько поражена и настолько захвачена призраками этих самых мужчин, что она выкрикивала их имена. Также она часто говорила очень грязные слова. (Occhioni 1983: 452).

15 Подобным образом, августинец, брат Франсиско де Нурсия, вспоминал, что Салимбена выкрикивала имена во время своего насиживания у гробницы Николая: «Большую часть ночи она громко кричала определенные имена людей и демонов, потому что было сказано, что она была захвачена и соблазнена бесами и духами проклятых »(Occhioni 1983: 455). Она держала это до тех пор, пока не была исцелена на следующее утро.

16 Интересно, что эти женщины утверждали, что одержимы как демонами, так и призраками, но свидетели в основном сосредоточились на мертвых и проявляли минимальный интерес к дьявольским духи: упоминания о демонах кажутся в большинстве случаев формальными. Напротив, тени мертвых, которые обладали живыми, вдохновляли длинные описания и отступления в свидетельствах: их личности полностью раскрыты, включая их полные имена и дворянские титулы, их преступления и манеру их смерти (в некоторых случаях сжигание). Последняя жертва одержимости, замужняя женщина по имени Золя, делает этот элемент навязчивой, травмирующей памяти совершенно ясным.

Давным-давно [Золя] постоянно искушал и издевался над некоторыми проклятыми духами из деревни Камморо по имени Лардо и Траверсо, которые были злыми людьми. Они совершили много злых преступлений в течение своей жизни; и из-за их политических симпатий они были сожжены без суда и следствия. Свидетельница часто видела их в виде собак, и ей казалось, что эти обгоревшие люди всегда были перед ее глазами, чтобы видеть. Они говорили ей: «Ты будешь видеть нас каждый раз, когда будешь ходить по улицам!» и они кричали на нее. (Occhioni, 1983: 303)

17Эти люди, должно быть, были известны Zola в жизни, так как они пришли из той же деревни, как она. Имена призраков Золы, которые примерно переводят примерно как «порки» и «Twisty», кажутся прозвищами (возможно, из такого типа, которые остаются популярными даже сегодня в некоторых преступных организациях или бандах). Еще раз, ссылка на их «политические симпатии» предполагает, что эти люди, безусловно, сформировали часть дворянства Гимеллин, которая характеризовалась такими тираническими свидетелями этих имуществ (Lett 2008: 120-21).

18Таким образом, именование имен, то есть призывание определенных оттенков мертвых в качестве духовных агрессоров, было ожидаемым компонентом публичного исполнения эпизода владения. Выявление одержимых призраков, запоминание злых дел их жизней, содрогание от ужасных обстоятельств их несвоевременной насильственной смерти: эти акты коллективной памяти и обмена историями были ключом к устранению нарушений одержимости, а также к очищению жизни сообщество тревожных воспоминаний. Таким образом, общие воспоминания становятся прелюдией к коммунальному забвению. В то же время, разумеется, признание субъектом-носителем его имени, его преступлений и подробностей его смерти, чревовещание которых вызвано беспорядочными криками одержимого человека, также было верным моментом в установлении оснований для изгнания. Все эти действия были необходимыми формальностями, прежде чем жертва могла быть исцелена и реинтегрирована в нормальное общество. И, наконец, примечательно, что мертвые злоумышленники и преступники в этих случаях владения, вероятно, принадлежали местной знати, в которой доминировали гибеллины, тогда как семьи, предлагающие свидетельские показания, часто были богатыми, но неблагородными партизанами-гвельфами, стремящимися поддержать свое собственное чувство праведность и право.

19 Эпизоды одержимости оттенками мертвых, таким образом, содержали сложный, а порой и внутренне непоследовательный набор эмоциональных зарядов. С одной стороны, свидетели этих событий повсеместно осуждали персонажей обладающих призраками и выражали ужас и отвращение в связи с их смертью - отрицательный набор реакций, свидетельствующих о том, что в результате таких интимных преследований присутствовала форма групповой травмы. Навязчивая неспособность Золы забыть образ сожженных мужчин - «всегда перед ее глазами, чтобы видеть» - несомненно, не была уникальным ответом на такую ​​форму казни. С другой стороны, одержимые и их общины боялись и не любили этих мертвецов - но они с нетерпением репетировали о них воспоминания. Какой бы ужасной ни были некоторые из этих воспоминаний, и как бы ни были разжиганы политические симпатии внутри страны, мы сталкиваемся с одним простым фактом: свидетели хотели думать об этих покойниках вместе. Такие запутанно смешанные ответы имеют смысл, поскольку экзорцизм мертвого человека обязательно является другой эмоциональной операцией, чем экзорцизм демона. Экзорцизм призрака - это внутренняя социальная операция, в отличие от экзорцизма злого сверхъестественного духа. Тень мертвых, пусть и сомнительных, до недавнего времени была человеком: чьим-то сыном, чьим-то любовником, чьим-то отцом и, конечно, в этих случаях также чьим-то врагом или угнетателем - но известным человеком, занимающим определенную социальную нишу. Несвоевременная смерть такого человека не только порвала его собственную ненадежную жизненную нить, но и разорвала сеть социальных связей, которые связывали его с другими. Возрождение такого человека в общине через обладание живым телом привело к временному исправлению социальной ренты, а также к возможности преодолеть навязчивые воспоминания о насильственной жизни человека и такой же насильственной смерти. Наконец, перформативный катарсис изгнания должен был произойти - уместно, на могиле святого, в победоносном противостоянии благословенных «хороших мертвецов» против проклятых «плохих мертвецов». Таким образом, оттенки местных тиранов могут быть изгнаны на символическом, коллективном уровне, а также на более буквальном уровне страдающего человека.

20 Хотя это и конкретные, именуемые призраки Привлекла к себе внимание в этих свидетельствах, не следует упускать из виду, что во всех случаях демоны были также определены как обладатели, наряду с мертвыми. Таким образом, тела одержимых были в некотором роде символически выровнены с самим адом, местом, где нечестивые мертвецы и демоны живут вместе. Эта деталь предупреждает нас об интересном факте о культурных изменениях и стабильности во времени: модель владения, поддерживаемая в этом регионе, не была выживанием древней системы верований без каких-либо изменений или эволюции вообще. Напротив, местная традиция явно была синкретичной и накопительной, и новые учения эффективно внедрялись в основу более старых идей. Действующая здесь система приняла универсализирующую христианскую эпистемологию демонов как обладателей, но все еще поддерживала более старую традицию призрачного одержимости, которая использовала местные воспоминания и системы знаний сообщества. Эти два не были замечены в дихотомических терминах, но как взаимно поддерживающие, дополняющие понятия, которые буквально разделяли пространство в одержимом теле.

21 Эта взаимодополняемость, вероятно, была поощрена и воспроизведена несколькими способами: проповеди и учения о демонах, по-видимому, просто перекрывали местные легенды о беспокойных духах мертвы, например, вместо того, чтобы искоренить их. Роль изображений также представляется актуальной, поскольку современные представления о человеческом духе, покидающем человеческое тело после смерти, и о демонах, покидающих человеческое тело во время изгнания, были структурно идентичными в этот период времени. Средневековые люди визуализировали оба вида духов как выходящие изо рта. Структурные параллели в этих изображениях тел и их уходящих духов представляют собой пример того, что Жером Баше (2008: 274 и далее) называет «гипертемой». Он предполагает, что анализ таких произведений в реляционной сфере выводит наше чтение иконографии за пределы того, что прямо сформулировано самими работами. В этом свете реляционное сравнение изображений показывает, что человеческие духи или призраки, с одной стороны, и нечистые духи или демоны, с другой, действуют на тело подобным образом. Любой вид духа может быть воплощен в человеческой форме и оживлять его, и оба уходят через рот, когда его насильно выталкивают из этого телесного жилища.

Обсуждение духов

22 В следующем рассматриваемом тексте мы сталкиваемся с явными спорами между, с одной стороны, клерикальной точкой зрения, что только демоны действуют как обладающие духами, и с другой, популярное отношение, которое обвиняло оттенки мертвых в имуществе. Чудеса Джона Гуальберта - это сборник исцелений XV века, приписываемых монаху, который умер в 1073 году и был канонизирован спустя два десятилетия, в 1093 году (Caciola 2016: 321). В промежутке между канонизацией и написанием чудотворного сборника мощи Иоанна, в частности его рука, приобрели репутацию быстрого и эффективного исцеления одержимых духом. Пораженные поэтому совершали паломничество в его храм в большом количестве. Данные об имуществе в этом источнике детализированы, основываясь на непосредственных интервью с одержимыми и членами их семей. В некоторых случаях дух вторжения явно идентифицирует себя как мертвого человека, предоставляя его имя и подробности его жизни и смерти.

23 Автор коллекции, Джером де Раджоло агрессивно оспаривает эту идентификацию и настаивает на том, что духи, скорее, демоны. Весьма уникально, что в тексте рассказывается о серии спонтанных публичных споров о природе обладания духами, которые ведутся между учеными монахами и священнослужителями, с одной стороны, и толпой местных мирян, наблюдающих за заклинаниями, с другой. Как и в случае с Филиппуцией, Салимбеной и Золя, и здесь часто одержимые называли своих обитателей духом, и местные толпы приняли бы эту идентификацию без колебаний и начали бы рассказывать рассказы и воспоминания о человеке. Однако в Чудесах Джона Гуальберта мы находим блокировку этого процесса рассказывания историй и коллективного катарсиса: местный священник и сам Раджгиоло оспаривают эти идентификации, высмеивают их и пытаются убедить местную толпу - перед лицом жесткого сопротивления - демонического характера обладающих духами вместо этого. В некоторых случаях это расхождение во мнениях порождает длинные аргументы, которые воспроизводятся в тексте, что дает нам отличный пример различных уровней культуры, народной и элитарной, в возникающих дебатах о значениях современных событий. Эти разделы текста богаты и полезны для изучения.

24 Множественность этого документа несколько поразительна, поскольку цели Раджо заключались в том, чтобы поддержать безупречную силу и ортодоксальность реликтового культа Иоанна. Тем не менее, как отметил Андре Ваучез о процедурах канонизации, класс документов, в которых хранятся нотариально заверенные интервью с местными свидетелями, очень часто, почти несмотря на себя, в конечном итоге включает повествования, противоречащие их собственным более крупным целям. Такие процедурные словесные источники «учредительный конфликт» - «Танцевальный мир», «конфликтный мир» - культурная традиция домохозяйств - вспомогательные учреждения, в том числе и обычные, - и так далее. et celle des classes subalternes parmi lesquelles se recrurent bon nombre des témoins »(Vauchez 1988: 4). В этом случае такие контррассказки являются не подтекстами, а явными элементами источника: как таковые, они являются специфически разоблачающими установки неинтеллектуальных сегментов общества. Хотя Раджоло сформировал и обработал документ, чтобы выдвинуть на первый план свои любимые интерпретации этих событий, он, тем не менее, включил подробное изложение альтернативных интерпретаций толпы.

25 Первый случай такой дискуссии касается женщины, которая совершила паломничество в храм Джона Гуальберта из Понтенано, примерно в 75 километрах к юго-востоку от Флоренция; она утверждала, что была одержима конкретным мертвецом из Лигурии. Раджоло представил претензию духа на привидение, но тут же оспорил эту идентификацию:

Другая женщина пришла к нам из города Понтенано ... и демон, вторгшийся в нее, утверждал (как многие из них привыкли), что это была тень некого лигурийца по имени Бельтрамо. Следует отметить, что это наглое вранье, которое должно быть сдержано властью Святой Матери-Церкви, чтобы обычный простой человек мог понять, что такое едва ли возможно, и, следовательно, обучаться истинной религии. … Этот факт подтверждается, прежде всего, авторитетом пророка, который говорит: «Дух идет и не возвращается» (Пс. 77:39). Ничто не говорит нам , где идет: либо он летит по воздуху, очищая себя; или он обитает в земном месте, которое пустынно и не взращено, или еще не покинуто; или он попадает в недоступное для нас место, которое мы называем Чистилищем.

Но чтобы поверить, что мертвая душа должна снова вернуться в человеческое тело, мы считаем и заявляем, что это злая вещь [ nefas ]. Более того, среди людей никогда не читалось, что две души одного типа и природы могут занимать одно и то же тело и иметь разные переживания вместе.
Я смог привести в качестве доказательства другие высказывания, порой из священных Евангелий, порой из других Божественных Писаний. Однако, чтобы не показалось, что я представляю проповедь, а не историю, достаточно знать, что дьяволы в этом вопросе доказали себя лжецами. Хотя, по правде говоря, если они просят что-нибудь полезное для душ мертвых - либо в офисах, либо в григорианских массах, либо в милостынях - как только об этом попросят, если Бог даст, мы сделаем это. Теперь я возвращаюсь к своей истории. (Raggiolo 1867: 416)

26 Примечательно, что Раджоло с самого начала допускает, что «многие [обладающие духами] привыкли» идентифицировать себя как тени мертвых. Затем он представляет некоторые интригующие аргументы против веры во владение мертвых. Его мысли включают категорическое обращение к авторитету Церкви; утверждая из Писания, что мертвые покидают места проживания; тот факт, что демоны являются проверенными лжецами; и физиологический аргумент, что две человеческие души не могут сосуществовать в одном теле и делиться своим чувственным опытом. Тем не менее, даже несмотря на то, что Раджгиоло отрицает, что тени мертвых могут выступать в качестве обладателей, его действия - готовность предоставить массы мертвому человеку, когда дух требует их - опровергают его слова. Его готовность удовлетворить эту просьбу, несомненно, дала бы понять толпе, что Белтрамо, мертвый лигурийец, действительно мог быть виновником. (Как мы увидим, это не последний случай, когда Раджоло слышал о Бельтрамо.)

27 Следующее чудо представляет очень похожий сценарий. Здесь изгнание другой женщины, утверждающей, что она одержима одним из злых мертвецов - головорезом, которого поразили игорным спором, - опять же приводит к спонтанным публичным дебатам о природе обладания духами. Священник, отвечающий за экзорцизм, горячо оспаривает представление о том, что обитающий дух - это тень мертвого игрока, но толпа не впечатлена и оскорбляет:

Демон, вторгшийся в нее, утверждал, что это была душа некоего человека по имени Маззанто, который был убит кинжалом неким подлецом из-за игры в кости. Все, кто был свидетелем этого, стремились подтвердить, что это правда. Однако священник спорил с ними, приводя… множество мнений о людях, выдающихся в добродетели и образованности, посредством которых он продемонстрировал, что, когда души людей впервые покидают свои тела, они идут в место, которое они заслужили. То есть они находят приятное место; или они находят суровую землю для чистки или же для вечных мучений. Они не находят другого тела для входа. Что касается тех других [т.е. обладающие духами], они злые духи ...

[Но] священник едва ли мог убедить их, что это правда. Для деревенских людей характерно то, что чем меньше они понимают того, что говорится, тем больше они удивляются, и только с величайшей трудностью их можно отвернуть от любой идеи, которая уже привлекла их внимание. Это особенно верно, потому что у них жесткая шея и едва ли они способны на рассудок ... Наконец, благодаря силе самого благословенного Джона Гуальберта, [обладающий духом] всплыл в этих словах: «Я пройду куда-то еще, если буду молиться и произносить речи» сделаны от имени души этого Mazzanto ». ... Девушка с радостью вернулась домой со своей семьей, сразу же предложив немного денег, чтобы, как и было обещано, григорианские мессы могли совершаться в монастыре от имени души Мадзанто. (Raggiolo 1867: 417)

28 Вера в то, что обладание духами - это злые мертвецы, была слишком глубоко укоренилась, чтобы быть подтвержденной аргументами священника. Более того, дух, выступая через девушку, поразил толпу особым знанием обстоятельств смерти Мацантоса: его описание собственного ножа за игровым столом вызвало волнующий отклик среди свидетелей, которые взволнованно ждали вперед, чтобы услышать и подтвердить история. Этот обмен был доказательством того, что дух действительно должен быть самим мертвецом. В таком случае коллективная память имела приоритет над абстрактными аргументами священника о трехсторонней загробной жизни и различных категориях сверхъестественных духов. Наконец: в конце концов, обещание масс от имени души Маззанто привело к исцелению девочки, и этот факт, скорее всего, был воспринят как подтверждение личности духа.

29 Культурная логика спектрального владения предполагает, что после смерти был промежуток времени, когда оттенки насильственно убитых или безвременно мертвых еще не наступили условия с фактом их внезапного развода. Эти оттенки цеплялись за жизнь и за их прежние сообщества, поэтому они искали новое тело для обитания и использования. Во всех рассмотренных до сих пор историях виновниками всегда считались недавние известные мертвецы. Их бывшим соседям нужно было сначала понять, кто был дух, и почему он так не хотел принимать свою собственную смерть. Поэтому они хотели знать имена и детали смерти тени, которые могли бы говорить через тело одержимого человека. Вторичная стадия социального взаимодействия вокруг одержимости будет включать в себя общение между группами: обмен историями (часто негативными) о жизни мертвеца и воспоминаниями (часто более сочувствующими) о его безвременной смерти. Коллективное признание истории жизни и деталей смерти тени восстановило его связи с обществом: возник широкий общественный интерес к временному общению с умершим. Наконец, в тех случаях, когда от имени умершего был сделан запрос на массы, сообщество могло испытать настоящий катарсис, принимая позитивные меры для облегчения посмертного состояния умершего - и в процессе облегчить процесс забывания мертвец. Как заметил Жан-Клод Шмитт о таких литургических воспоминаниях: «но все же воспоминания о восстановлении в духе разлуки с живыми и мертвыми… без всяких сомнений» (1994: 17). Взаимодействие с этими оттенками, какими бы отвратительными и жестокими они ни были в жизни, стало возможностью для щедрости и примирения после смерти.

30 Особенно показательный пример - возвращение Бельтрамо Лигурийский. Последний, кажется, был особенно упрямым призраком: на этот раз он обладал мужчиной, который (мы в конечном итоге узнаем) был родственником женщины, которую он ранее населял. Таким образом, здесь, по-видимому, присутствует элемент мимикрии, поскольку два разных человека, относящиеся к одной и той же семье, каждый исполняет схожие сценарии владения.

31 Раджоло рассказывает об этой встрече и экзорцизме необычайно долго. Он изображает Бельтрамо как злого преступника и как человека с большим количеством незаконченных дел из его короткой жизни. Таким образом, изгнание Белтрамо включало в себя не только личное признание и поминовение, которые мы так часто видели на предыдущих страницах, но и сложный набор исправительных действий, чтобы привести его дела в порядок для него посмертно:

После того, как демон, под видом [Бельтрамо], долгое время сражался и с крестом, и с молитвами, его охватили горькие мучения. Наконец, упорствуя в своем подражании, оно вспыхнуло в следующих словах: «Я пойду в свой покой, если эти люди здесь, после тщательного расследования и осмотра моего имущества, обязательно будут противостоять моим детям. Ибо если последние руководствуются своей обычной порочностью, они предпочли бы сделать что-нибудь, а не сделать все правильно. Если это произойдет, то, хотя я теперь вынужден уехать в другое место, я вернусь, приведя со мной многих моих коллег, и я буду причинять им еще большие муки! » Услышав это, эти несчастные люди, опасаясь за себя, сказали: «Дайте нам способ выполнить эту задачу, если вы можете, и мы будем усердно стремиться выполнить вашу просьбу».

«Я прошу, чтобы все это было сделано», сказал демон, «и вы должны выполнить то, что я говорю в письме. Я хочу распоряжаться своими вещами через публичное завещание в соответствии с популярным обычаем ». Был приведен писец, который случайно оказался в монастыре по каким-то делам с настоятелем. Затем демон под присягой и поддерживая свое лучшее суждение об истинности дела, перечислил свои владения, интересы, дела, назначения, кредиторов и должников; какие вещи должны быть завещаны его детям, какие вещи церкви и какие вещи другим людям; и между тем писец записал это в письменном виде как запись. После того, как эти вещи были усердно выполнены, демон затем исчез в виде дыма. (Raggiolo 1867: 416)

32 Помощь Белтрамо в наведении порядка в своих делах, несмотря на ожидаемое сопротивление его детей, была способом исправить «плохую смерть», intestate: поскольку формальное составление завещания было, разумеется, неотъемлемым компонентом требований «доброй смерти», изложенных в современных позднесредневековых трактатах «умирать должным образом» (Chartier) 1976; Мишо, 2017). Этот судебный запрет был ощутимым в Италии, в которой была сильная нотариальная и правовая культура: не случайно, что нотариус был введен так быстро, чтобы записать подробную инвентаризацию активов Белтрамо и их надлежащее распоряжение. Завещание ретроактивно превращает плохую смерть Белтрамо, intestate, в лучшую.

33 Поскольку текст продолжается, нам далее рассказывают, как Бельтрамо ранее, имея свою первую жертву, признался в нераскрытом преступлении:

Кажется неуместным описывать в нескольких словах убийство, совершенное вышеупомянутым Beltramo ... Он знал об одном человеке, который по образованию был архитектором, который заработал немалую сумму денег для себя и своих единомышленников летом. Наблюдая за этим, некоторые злые люди из города Понтенано были охвачены жадностью к этим деньгам. Они старательно наметили улицы и маршруты, по которым он шел, имея в виду: что они убьют его. Однажды заговорщики, преданные своему предательству, закололи его в довольно отдаленном районе ужасного темного леса недалеко от Понтенано. Украдя его деньги, они похоронили его (чтобы не было никаких доказательств их поступка) и оставили его там. Демон, пока он был здесь и, как вы слышали, мучительно мучил женщину из той же семьи, по божественной воле рассказал всю историю. (Raggiolo 1867: 417)

34Как и в случае с диктовкой воли, превращающей плохую смерть в несколько лучшую, Белтрамо также задним числом сделал возможным хорошую смерть для своей жертвы убийства. С точки зрения местного сообщества, это признание стало бы значительным выражением раскаяния и попыткой исправления из загробной жизни; для семьи жертвы это может помочь преодолеть горе и способность соблюдать надлежащий погребальный ритуал. В конце концов, как только все дела Белтрамо будут приведены в порядок - массы, заказанные для его души, его законное завещание, раскрытое убийство и место захоронения, - он сможет перейти из этого царства существования в другое, безопасное в надежде на возможное спасение. Он больше не появляется в досье; очевидно, наличие двух разных людей позволило ему получить то, что ему было нужно для отдыха: массы и признание в убийстве из первого владения и завещание из второго.

Заключение

35 Одна из целей этой статьи - показать точки пересечения средневековой массовой культуры и традиций, предшествовавших распространению христианства. Представление о том, что одержимость духом является делом неспокойных и безвременных мертвецов, имеет длинную родословную, уходящую в античность. Таким образом, несмотря на все усилия христианских евангелистов и проповедников, в течение многих веков заменить демонов мертвыми, вера в призрачное владение продолжала жить. Действительно, толпы мирян иногда энергично поддерживали и защищали эту веру от протестов духовенства. Такой материал выдвигает на первый план проблему исторических преемственностей. Почему определенные традиции избирательно воспроизводятся во времени? Как изменились значения таких традиций, чтобы удовлетворить новые потребности в меняющихся исторических контекстах? И были ли эти новаторские значения заменены или, иногда, смешаны со старым пониманием?

36 Таким образом, в конкретном случае в позднесредневековых случаях одержимости призраками тени мертвых характеризовались как грешники в средневековой христианской моральной структуре; их посмертный статус часто считался формой Чистилища, и снижение их статуса часто включало в себя просьбы о массах как о форме духовного милостыни или (в случае с Бельтрамо) диктовкой воли. Таким образом, этот древний образец одержимости призраками уже не был таким древним с точки зрения своих культурных выражений и интерпретирующих значений. Кроме того, лекарство от одержимости - посещение святого - включает в себя еще одну категорию человеческих мертвецов: тех героических, страдания которых заслуживают их участия в запасах божественной сверхъестественной силы. Противостояние между двумя категориальными крайностями самых могущественных мертвецов - неспокойных оттенков злоумышленников и преступников, противопоставленных целительным реликвиям святых аскетов, - организовано в ритуальных драмах инкубации, экзорцизма и, в конечном счете, в построении эти тексты, которые записывали, формировали и опровергали интервью со свидетелями. Примечательно, что шторы, которые были определены как обладатели, редко были обычными, а скорее необычайно мертвыми: те, чьи жизни были особенно злыми, а чьи смерти были особенно ужасными. Такие люди были жестокими и ссорящимися личностями, которых хорошо помнили. Самое главное, что им удалось вызвать ужас даже после их смерти: физически воинствующего живого человека продолжали бояться как духовно агрессивного мертвого. С другой стороны, средство от нападения такого духа должно было превратиться в труп одного из героических мертвецов, тех, чьи подвиги раскаленного аскетизма и благочестия превратили их телесные останки в запасы полезной силы в материальном мире. Противоядием от вторжения злого человеческого духа была близость к святому человеческому трупу. В этом сопоставлении скрыт невидимый конфликт между неспокойными тенями злых мертвецов и небесными духами святых. Таким образом, общая mise en scène этих историй, независимо от их формальной преемственности с древней традицией, разворачивается в своеобразном средневековом религиозном контексте: именно этот контекст придает смысл повествованиям о владении и порождает написание из текстов, в конце концов. Консенсус всех участников, как мирян, так и священнослужителей, заключался в том, что могущественно благотворные мертвецы демонстрировали свою святую силу через исцеление одержимых. Таким образом, независимо от того, как духи-обладатели понимались - как демоны, мертвые или какая-то их комбинация - идентификация самых могущественных мертвых из всех - святых - поддерживалась этими разворачивающимися событиями.

37 В то же время в системе убеждений существует точная логика, заключающаяся в том, что обладающие духами преждевременно мертвы, и это осталось стабильный во времени. Дух обладания, определяемый как призрак, обладает человеческой идентичностью: таким образом, то, что можно было бы назвать мертвыми социальными элементами обладания. В этом свете важность, придаваемая процессу присвоения имени духу обладателя, предполагает, что идентификация обладателя и предоставление сообществу возможности помнить его жизнь и смерть - ключевой элемент драмы обладания. Одержимый человек вместе с членами семьи и другими свидетелями коллективно воссоздал историю обитающего духа - и рассказывание историй, конечно же, является принципиально социальным актом, глубоко выражающим приоритеты и интересы сообщества. В этом процессе придания идентичности внутреннему оттенку местные знания, воспоминания и идиомы произносились вслух, а затем связывались вместе, чтобы сделать одержимость духом возможностью для нескольких видов исцеления: жертва изгнана; одержимому духу помогают незаконченные дела и усыпляют; и свидетели могут временно восстановить сообщество, которое было разорвано. Благодаря владению мертвец стал настоящим, воплощенным и, что самое важное, способным говорить снова. Когда весь этот ритуал будет завершен и дух будет изгнан из тела, мертвого человека можно будет по-настоящему забыть.

38 Это представление юниверса, которое гораздо более интимен по своей структуре, хотя и несколько менее систематичен по смыслу, чем догмат средневековой католической церкви. Это более «гуманистический» взгляд на невидимый мир духов, структурированный общими воспоминаниями, опытом и здравым смыслом сообщества, когда они вспоминают мертвых. Рассматривая человеческое тело как возможное хранилище для перемещенных человеческих душ, эти сообщества создали для себя сверхъестественное, которое было бы более познаваемым, потому что оно меньше по масштабу. В конечном счете, экзорцизм призрака функционировал как возникающий, восстанавливающий ритуал, который переопределял сообщество в его центре - живых - и на его периферии - мертвых. Такие эпизоды помещают живущих так же, как и мертвых, перемещая их в новые социальные группы, так как население определенного города постоянно уходит и обновляется.

Верхняя страница

Библиография

БАБКОК БАРБАРА А., 1978.
«Свобода - шлюха»: Инверсии, маргиналии и повествование Пикареска », в книге Барбары А. Бэбкок (изд. .), Обратимый мир: символическая инверсия в искусстве и обществе , Итака, издательство Корнелльского университета, 95–116.

BASCHET JÉRÔME, 2008.
Средневековая иконопись , Париж, Галлимар.

BOUREAU ALAIN, 2004.
«Святые и демоны, посвященные канонизации», Gábor Klaniczay (ed.), Процесс канонизации au Мойен Аге, аспекты juridiques et религия / Средневековые процессы канонизации: правовые и религиозные аспекты , Рим, École française de Rome, 199–221.

КОРИЧНЕВЫЙ ПЕТР, 1982.
Культ святых: его возрождение и функции в латинском христианстве , Чикаго, Чикагский университет Нажмите.

-, 1971.
«Возвышение и функция святого человека в поздней античности», Журнал изучения римлян , 61, 80–101.

CACIOLA , НАНСИ, 2016 г.
Жизнь после смерти: возвращение мертвых в средние века , Итака, издательство Корнелльского университета.

CHARTIER РОДЖЕР, 1976.
«Les arts de mourir, 1450-1600», Анналес: Экономика, общество, культура , 31, 51–75.

FRANKFURTER ДЭВИД, 2010.
«Где обитают духи: владение, христианизация и святыни Святых в поздней античности», Гарвардское богословское обозрение , 103/1, 27–46.

KATAJALA-PELTOMAA SARI, 2009.
Пол, чудеса и повседневная жизнь: свидетельство процессов канонизации четырнадцатого века , Turnhout , Brepols Publisher.

LAUWERS МИШЕЛЬ, 1997 год.
Памятник, посвященный блюдам. Morts, Rites et société au Moyen Age , Париж, Бошн.

LECOUTEUX CLAUDE, 1986 г.
Фантомы и меценаты в Мойенге , Париж, Имаго.

LE GOFF ЖАК, 1981 год.
La naissance du purgatoire , Париж, Галлимар.

LETT DIDIER, 2008.
Отмена канонизации в моём мире. Тест социальной истории, Николас де Толендино, 1325 год , Париж, Университетские прессы Франции.

MICHAUD ФРАНЦИЯ, 2017.
«Завещания и завещания», в Жоэль Ролло-Костер (ред.), Смерть в средневековой Европе: сценарий смерти и Хореография Смерти , Лондон & Нью-Йорк, Рутледж, 114–129.

OCCHIONI NICOLA (ed.), 1983.
Процесс в Сан-Франциско, Никола да Толентино, критическая редакция , Рим, Французская школа Рима.

PINA-CABRAL JOÃO, 1992.
«Языческие боги - демоны: проблема языческого выживания в европейской культуре», в Kirsten Hastrup, ( ред.), Другие истории , 45–61.

RAGGIOLO JEROME DE, 1867.
Miraculi С. Джоаннис Гуальберти Аббатис , в Сосьете де Болландистес (ред.), Деяния Святых, как можно больше всего мира поклоняются или a католический Писатели отмечают , 68 томов, том. 30 (12 июля), Брюссель, Болландское общество, 363-433.

SAXER VICTOR, 1980.
Морты, мученики, Реликвии в христианской Африке в первые века. Свидетельства Тертуллиана, Киприен и Августина по-африкански, , Париж, Бошен.

SCHMITT JEAN-CLAUDE, 1994.
Лесные жители. Живые и мертвые в средневековом обществе , Париж, Галлимар.

SIGAL PIERRE, 1992.
«Демонстрация владений во Флоренции с xv e «Чудеса святого Жана Гуальбера», «emto Histoire et Société: Mélanges предлагает а-ля Жорж Дюби», 3 тома, том. III, Экс-ан-Прованс, Публикации Университета Прованса, 101–112.

SMITH JONATHAN Z., 1978.
«На пути к толкованию демонических сил в эллинистической и римской античности», Подъем и снижение римского мира 2.16.1, 425-439.

ТЕРТУЛЬСКИЙ , 1841–1866.
Liber de anima , в J.P. Migne (ed.) Патриология Кубка, серия Latina , 221 том, том. 2, цв. 641–752, Париж.

ВАУЧЕЗ АНДРЕЙ, 1988 год.
Святость на Западе в последние века Среднего Гежа согласно канонизации и документы hagiographiques em, Рим, Французская школа Рима.

ZENO OF VERONA , 1841–1866.
Воскресение , в J.P. Migne (ed.) Патриология Кубка, серия Latina , 221 том, том. 11, цв. 253–528, Париж.

Верх страницы

Примечания

1 - цитаты из латинских оригиналов средневековых текстов; все переводы мои.

2 Во всех случаях одержимые призраки, указанные в текстах, которые я проверяю, были мужчинами.

Верх страницы

Статья "Читатель сайта"

Электронная справка

Нэнси Мандевиль Caciola, « Злые и проклятые », Terrain [En ligne], 69 | avril 2018, mis en ligne le 22 juin 2018, consulté le 12 juillet 2020. URL : http://journals.openedition.org/terrain/16630 ; DOI : https://doi.org/10.4000/terrain.16630

Верх страницы

Auteur

Nancy Mandeville Caciola

Université de Californie, San Diego – ncaciola@ucsd.edu

Верх страницы

Злые и проклятые? биография .Как развод ..

url: '', target: '_blank', // default is _self, which opens in the same window (_blank in new window) описание: ' варианты своего следующего фильма или драмы. .'

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Red_telephone_box', описание: 'The red telephone box is a familiar sight on the streets of the United Kingdom.'

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

url: 'http://en.wikipedia.org/wiki/Autumn', описание: ' варианты.'

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

описание: '',

Просто Демо:

Выдвигающееся боковое меню на чистом CSS

Меню Слева Меню Справа

Во время
 

-Злые и проклятые?

фото Вито Дженовезе?
фото

Злые и проклятые Новый! Комментарии