Тауматургия, Теургия и теософия
Tags:Что такое теософия в философии и что она исследует? Теософия - это... Новости и сообщество Философия А В статье представлена информация о таком движении, как теософия. В философии это мнение употребляется как в узеньком, так и в широком смыслах. Мы побеседуем об этом, а втомжедухе тщательно остановимся на особенностях учения, основанного Блаватской. Именно с ним почаще только сравнивают интересующее нас мнение. " Теософия " – это словечко, которое проистекает от 2-ух греческих слов, в переводе означающих " Бог " и " мудрость ". Если их уложить, мы получим " священная мудрость ". Вот что значит это словечко. Что такое теософия и что она исследует? Читайте статью, и вы спрашиваете протест на этот вопрос. Первые теософы " Теософия " - это термин, который употреблялся еще со 2 века н. э. Его употребляли неоплатоники, к которым относился Аммоний Саккас и его воспитанники. Они сотворили философскую систему, главный целью которой являлось примирение всех религий. Теософы желали принять общую систему и универсальный принцип этики, которая основана на нескончаемых истинах. Термин " теософия " в " Ареопагитиках " выступает в качестве синонима термина " богословие ". Однако потом два данных направленности разошлись. Противопоставление теологии Некоторое время спустя богословие и теософия начали противопоставляться. Первая из них опиралась на догматы церкви и идею откровения. Теософией же начали именовать Знание господа чрез магический эксперимент, то имеется общение с ним в состоянии экстаза. Другими словами, это было преподавание о божестве, опирающееся на индивидуальный эксперимент, но пытающееся выложить приобретенные итоги в облике связной системы, к чему не устремлялись чистые мистики. Теософия в широком и узеньком значении В широком значении теософия - это перемещение, включающее в себя неоплатонизм, гностицизм, герметизм, каббалу, розенкрейцерство. Однако почаще только употребляется узкий значение этого слова. В этом случае теософия - это перемещение, к которому относятся магические теории 16-18 веков, находившиеся, как правило, за пределами той или другой конфессии и в целом церковной христианской традиции. Это, в частности, теории Якоба Беме, Л. К. де Сен-Мартена, Парацельса( портрет представлен больше), Ф. Этингера, Э. Сведенборга и др. Многие мыслители( к образцу, последователь теософии Парацельс) считали, что это перемещение подключает не лишь эксперимент созерцания Божества. К нему относится втомжедухе выполнение чудес( тауматургию) и Знание загадок наружной природы. Теософия Блаватской Термин " теософия " в философии - это в еще наиболее узеньком значении преподавание, фрагменты и базы которого изложены в труде Елены Петровны Блаватской. Последователи теософии убеждены в том, что в ней соединяются база и суть всех глобальных религий. Е. П. Блаватская в базу этого движения положила последующий девиз: " нет религии больше Истины ". Он был одолжён Еленой Петровной у Махараджи Бенареса. Теософия( цитаты из книжки Блаватской свидетельствуют об этом) базируется на том, что люди, какие не приуроченык в те или другие эзотерические учения, не имеютвсешансы узнать Абсолютную Истину. Интересующее нас перемещение считается квинтэссенцией эзотерических учений. Елена Блаватская Елена Петровна Блаватская( годы жизни – 1831-1891) является основательницей теософии. Она родом из дворянской семьи с германскими корнями. Елена Андреевна Фадеева, мама Елены Петровны, была писательницей. Муж Фадеевой был офицером, командовавшим батареей конной артиллерии. Елена Петровна в возрасте 17 лет вышла замуж. Супругом ее стал Николай Блаватский, стареющий генерал. Однако она рассталась с ним уже чрез 3 месяца. Блаватская официально разведена не была, длительное время выдавала себя за вдову. Однако муж ее даже пережил. Елена Петровна всю жизнь путешествовала по Западу и Востоку, нигде не задерживаясь. Яндекс. Директ МСТ " Русское Теософское Общество " Межрегиональный альянс теософов " Русское Теософское Общество " 18+ resht. Ru Занятия йогой в Пензе Приглашаем на занятия по Хатха-Йоге. ДВС " Сура ", Островского Приятные цены. Yoga58. RuАдрес и телефонПенза Блаватская основала теософское сообщество в Нью-Йорке в 1875 году. Его фундаментом является служба Елены Петровны " Тайная Доктрина ". В ней представлены базы космогенезиса( сотворения решетка), короткая деяния религий, антропогенезис( деяния населенияземли) и др. Цели теософского сообщества Блаватской Блаватская заявила, что цели сделанного ей теософского сообщества последующие: 1) исследование глобальных религий в целях их сопоставления и сотворения универсальной этики; 2) изучение и формирование укрытых сверхъестественных( священных) сил в человеке; 3) содружество без различия религии, цвета кожи, рас или общественного расположения. Теософское сообщество сейчас владеет консульства во множестве государств решетка( в нескольких десятках стран). Штаб-квартира его размещена в Адьяре( Индия). Практическая теософия, но, распространяется цельным вблизи самостоятельных сообществ. Мы тщательно поведаем о них чуток позднее. Три " правды " Теософское преподавание основывается на " догматах ", 3-х " базовых истинах ". Первая из них: истинный, беспредельный, нескончаемый и вездесущий Принцип – это причина и источник мироздания. Нам ничто не понятно о Принципе, несчитая его существования и такого, что благодаря ему был сотворен мир. Вторая " правда " гласит, что галактика постоянна и является цикличной в собственном развитии. И крайняя, 3-я, - есть глобальная воротила, которая тождественна душе всякого человека. Блаватская считает, что это и имеется " высшее я " всякого из нас. Согласно первой " правде ", человек может постигнуть Абсолют чрез безличностные по природе собственной проявления его. Они выражаются в законодательстве, какие правят жизнью всей вселенной. Следующая, 2-ая " правда ", обучает, что в собственном развитии воротила эволюционирует ко все наиболее абсолютным формам. Этот процесс проистекает в согласовании с циклами. Вселенная втомжедухе развивается циклично в вечности. В этом процессе нет моментов истока и конца. Согласно третьей " правде ", человеку присуща " божественность ", таккак его воротила тождественна глобальной превысшей душе. Отметим, что эта наука теософии подобна той, которая представлена в учении адванта-веданты. Идея обожествления человека следует из этого расположения. Каждый из нас имеется Бог. Блаватская считала, что суть человека и Бога схожи. Эволюция души в теософии В качестве 1-го из основных законов мироздания теософское направленность признает закон кармы, как и закон реинкарнации( перевоплощения). Эволюция души( монады), сообразно этому учению, проистекает последующим образом. Монада поначалу проживает в минеральном королевстве. Она преобразуется в гранит. Затем следует королевство растений, животных, человека и ангелов. На всякой планете эволюция монады может проистекать только в одном королевстве. Для такого чтоб продлить формирование, она чрез некое время меняет планету. Таковы базы теософии. Предлагаем познакомиться и с организациями, существующими в рамках этого движения. Виды теософских организаций Итак, в конце 19 века возникло оккультное перемещение, названное теософией( в узеньком значении слова). великий популярностью при жизни Е. П. Блаватской оно не воспользовалось, основным образом вследствии такого, что имя Елены Петровны была сомнительна. Вокруг ее имени непрерывно вспыхивали скандалы. Кроме такого, заявления, какие делала Блаватская, были недоказуемы. Однако скоро после кончины Елены Петровны, произошедшей в 1891 году, началось интерес востоком, благодарячему это преподавание оказалось нужным. Интересующее нас перемещение раскололось на некотороеколичество веток. В мире сейчас есть 4 вида организаций, какие относятся к теософии. Главным посреди них является Международное Теософическое Общество( МТО). Его штаб-квартира размещена в Индии( Адьяре). Оно считается самым главным, которое было создано еще Блаватской. У этого сообщества имеется консульства во почтивсех государствах решетка. Второе – Теософическое сообщество, имеющее штаб-квартиру в США( Пасадене). Оно также международное. Это сообщество проистекает от южноамериканской секции, которую возглавлял Уильям Джадж. Вскоре после погибели Елены Петровны Блаватской оно стало единичным. Его отделения видятся во множестве государств решетка, но они не настолько известны. Третий тип организаций – Национальные теософические сообщества. Это, как правило, ветки МТО, какие потеряли ассоциация с ним. Это втомжедухе имеютвсешансы быть структуры, сделанные на местах энтузиастами. Четвертый тип – организации, какие основаны как кандидатура ТО. Это, кпримеру, разные антропософские и рериховские сообщества, Объединенная Ложа Теософов( эмблема его представлена ниже) и др. История движения теософии Блаватской в России Первое теософское сообщество в России было создано в 1908 году, но отдельные последователи этого движения и их группы существовали и до этого. Учение Блаватской не получило широкого распространения в годы, предшествовавшие Революции. Советское руководство в 1918 году и совсем пресекло его активность. Общество снова открылось лишь в 1991 году. РТО( Российское теософское сообщество) было записанно в качестве публичной организации. Несколько раз оно пробовало вступить в МТО, но обязательным условием членства было отрицание его представителей от агни-йоги Рерихов. Это требование было принято РТО. Тем не наименее введение в МТО так и не вышло. Российским теософам было отказано в признании интернациональных кругов движения Блаватской. Поэтому сейчас они действуют совместно с рериховцами. Представители их поддерживают друг друга и занимаются распространением собственных учений в нашей стране. Российское сообщество в начале 90-х годов прошедшего века развило бурную активность. Оно проводило семинары и лекции, теософские чтения, а втомжедухе художественные выставки и поэтические вечера. На складе РТО в 1992 году даже было создано издательство " Сфера ", занимавшееся публикацией трудов по теософии. В РТО в 1994 году произошел раскол. Он значительно ослабил Общество и существенно нарушил его целостность, и без такого шаткое. Эти, а втомжедухе денежные трудности привели к изменениям, произошедшим в нем. Официальное соединение рериховских и теософских сообществ состоялось в 1997 году. Сегодня возникает желание реабилитировать в очах большинства людей теософию Блаватской. Ее пробуют превратить из псевдорелигиозного, маргинального учения в какое-то респектабельное перемещение, основанное на науке. В этом отношении оценка теософии уместна. Это направленность, естественно, не может быть соединено с наукой. Кто может начинать теософом, по понятию Блаватской Блаватская считала, что членом ее организации может быть любой человек, несмотря на его политические, верующие или другие пристрастия. Она разговаривала, что начинать теософом не тяжело. Для этого довольно обладать средние умственные возможности и владеть склонностью к мистицизму. Кроме такого, последователь теософии обязан новости чистую жизнь, не быть эгоистом, находить удовлетворенность в поддержке близкому, дарить своими удовольствиями из-за остальных. Следует любить Мудрость, Добро и Истину из-за них самих, а не вследствии полезности, которая предоставляется ими. Итак, мы коротко поведали о том, что представляет собой старая и инновационная теософия. Вы втомжедухе познакомились с короткой историей этого движения и с его главными организациями и представителями. Теософия имеется путь к постижению Бога. Следовать ему или избрать иную путь - любой постановляет сам - Читайте подробнее на. Посмотрите видео ниже, где следовательно, как менялась ее наружность. Источник:... .
Что такое Теософия? Кто такие теософы? Лексикографически термин теософия состоит из 2-ух греческих слов: theos — “бог” и sophos — “мудрый”. До сих пор всё правильно. Но последующие за этим комменты, как правило, не предоставляют светлого представления о Теософии. Наиболее любопытное определение приводится в webster's dictionary, где Теософия описывается как “предполагаемое общение с Богом и высшими духами с следующим приобретением сверхчеловеческого познания средством телесных действий, таковых как теургические действа неких старых платоников, или же средством действий хим, применяемых германскими философами огня”. Это, по наименьшей мерке, неточное и легковесное разъяснение. То, что м-р Вебстер присваивает такие идеи людям вроде Аммония Сакка, Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла, свидетельствует или о том, что он специально искажает факты, или о том, что он нехорошо ориентируется в философии наибольших гениев поздней Александрийской школы и не соображает их побуждений. Воган даёт наиболее успешное и наиболее философское определение. “Теософ, — заявляет он, — это тот, кто дает вам концепцию о Боге или творении Божьем, в базе которой лежит не откровение, но понимание самого теософа”. С данной точки зрения, любой Большой мыслитель, философ и в индивидуальности любой основоположник новейшей религии, философской школы или секты непременно является теософом. Таким образом, Теософия и теософы водят своё наличие от тех времён, когда первые проблески зарождавшейся идеи побуждали человека интуитивно находить методы выражения собственных собственных независимых суждений. Теософы существовали ещё в дохристианскую эру, желая христианские создатели и относят происхождение и формирование Эклектической теософской системы к истоку третьего века собственной эры. Диоген Лаэртский прослеживает симптомы существования Теософии в эре, предшествовавшей династии Птолемеев, и именует её основоположником египетского иерофанта по имени Пот-Амун, — словечко коптского происхождения, означающее жреца, посвятившего себя служению Амону, всевышнему Мудрости. Воскресил же Теософию, как об этом свидетельствует деяния, Аммоний Сакк, основоположник неоплатонической школы. Аммоний желал примирить все секты, народы и цивилизации под одной общей верой — верой в единственную Высшую Вечную, Неведомую и Безымянную Силу, правящую Вселенной средством неизменных и нескончаемых законов. Он задался целью обосновать первичность Теософской системы, которая вначале была схожей во всех странах; заставить людей бросить ссоры и междоусобицы и аналогично детям одной мамы слиться в собственном мышлении и устремлении к единственной цели; очистить античные религии, настоящий значение которых в большей или наименьшей ступени был искажён или затемнён всяческим хламом, привнесённым человеком, объединив их и объяснив, исходя из кристально философских принципов. Именно благодарячему в Эклектической Теософской школе наравне со всеми философскими системами Греции преподавались буддийская, ведантийская и волшебная, или зороастрийская, системы. Этим втомжедухе объясняется преобладание у старых александрийских теософов таковых соответствующих для буддистов и индусов свойств, как поклонение к родителям и пожилым людям; братская влюбленность ко всей человечной расе; эмоция сострадания по отношению к молчаливым животным. Аммоний Сакк жаждал принять систему нравственной дисциплины, которая развивала бы в людях эмоция гражданского длинна; возвысить их рассудок средством розыска и созерцания единственной Абсолютной Истины; но ключевой его целью, приобретение которой сделало бы вероятным приобретение только остального, было вытянуть из разных религиозных учений, как из многострунного прибора, одну целую и гармоничную мелодию, которая нашла бы отклик в каждом сердечко, любящем правду. Таким образом, Теософия — это старая Мудрость-Религия, эзотерическая наука, с незапамятных времён популярная в всякой стране, которая претендовала на то, чтоб считаться цивилизованной. Во всех старых писаниях эта “Мудрость” предстаёт как эманация священного Принципа; и точное понимание этого нашло своё отображение в таковых именах, как индийское Буддх, вавилонское Нэбо, мемфисское Тот, греческое Гермес, а втомжедухе в титулах ряда богинь — Метис, Неит, Афина, гностическая София, и, вконцеконцов, в таком слове, как Веды, восходящем к глаголам “знать”, “ведать”. Так античные философы Востока и Запада, иерофанты старого Египта, Риши Арьяварты и теодидакты Греции именовали познания об мистических и священных по собственной природе предметах. Основополагающей идеей Эклектической теософии является мысль о единственной Высшей Сущности, Неведомой и Непостижимой, ибо: “Как разрешено узнать познающего? ”, — вопрошает Брихадараньяка Упанишада. Эта система подразделяется на три составные доли: концепцию о единственной Высшей Сущности; преподавание о человечной душе как об эманации крайней, имеющей вследствие этого ту же природу; и теургию. Именно теургия послужила предпосылкой искажённого представления о неоплатониках в нашу эру материалистической науки. Так как теургия была в сущности художеством внедрения священных сил человека для завоевания слепых сил природы, то её сторонники в самом начале назывались магами [magicians] — от искажённого “маг” [“magh”], слова, означавшего разумного или учёного человека, которое лишь со порой получило уничижительный оттенок. Во всём, что касается Божественной сущности и природы души и духа, взоры современной Теософии не различаются от воззрений Теософии древности. Божество Диу, распространённое посреди арийских народов, было сродни Иао халдеев и даже Юпитеру наименее интеллигентных по доли философии римлян; не очень различался он и от Яхве самаритян, Тиу, или “Тиуско” норманнов, duw бриттов и Зевса фракийцев. Что же касается Абсолюта, Единого и Всесущего, то, самостоятельно от такого, к какой-никакой из систем мы прибегнем: греческой пифагорейской, халдейской каббалистической или же арийской философии, — хотькакой из вышеназванных знаков, прослеженный до собственного истока, может привести лишь к чистой и безусловной Теософии. В Пифагорейской системе предвечная единица, которая уходит во тьму и хозяйка имеется Тьма( для человечного интеллекта), была положена в базу только; эта мысль в полном объёме прослеживается в философских системах Лейбница и Спинозы. Таким образом, нетакуживажно, держится ли теософ Каббалы, которая, разговаривая об Айн-Софе, вопрошает: “Кто же тогда может осмыслить То, ежели Оно не владеет формы и имеется he-Существующее? ” — или же, вспомнив прекрасный гимн из Риг-Веды( гимн 129, кн. 10), задаётся вопросом: Кому известно, откуда вышло это большое произведение? Его ли свобода создавала, или же она была безмолвной. Он знает это — или же, быть может, даже Он не знает. Или же воспринимает ведантийскую концепцию Брахмы, которое в Упанишадах представлено как что-то “без жизни, без интеллекта, чистое”, бессознательное, ибо — Брахма имеется “Абсолютное Сознание”. Или же он( теософ), примкнув к непальской школе свабхавиков, станет торчать на том, что не есть ничто, несчитая “Свабхавата”( субстанции или вещества), которое есть само по себе без какого бы то ни было создателя, — неважнокакая из приведённых больше теорий может привести лишь к чистой и безусловной Теософии. Той Теософии, которая побудила таковых людей, как Гегель, Фихте и Спиноза, продлить труд старых греческих философов, обратив их идеи к Единой Субстанции — Божеству, Божественному Всему, происходящему от Божественной Мудрости, непостижимому, неизвестному и не персонифицированному ни в одной старой или современной религиозной философии, за исключением христианства и мусульманства. Таким образом, любой теософ, придерживающийся концепции Божества, “в базе которой лежит не откровение, но понимание самого теософа”, может воспринимать хотькакое из вышеназванных определений или же исповедовать всякую из данных религий, не боясь погрешить против истин Теософии. Ибо крайняя имеется религия в Божество как сумму только; источник только сущего; безграничное, которое не может быть ни осознано, ни познано; и одна только Вселенная служит проявлением Того, или Его — каковое местоимение часто употребляется, и Божество тем самым наделяется полом и антропоморфными свойствами, что и имеется как раз наиболее настоящее святотатство. Да, Теософия избегает дерзкого материализма; для неё лучше мировоззрение, что неизменно присутствующий в себе самом Дух Божества не проявляет воли, одинаково как и не созидает; но что в беспредельном сиянии, исходящем всюду от Великого Центра, функции творца только видимого и невидимого отводятся Лучу, содержащему в себе зачаточную и порождающую силу, которая в свою очередность формирует то, что греки называют Макрокосмом, каббалисты Тиккуном, или Адамом Кадмоном — архетипным человеком, арийцы — Пурушей, выраженным Брахмой, или Божественным мужским истоком. Теософия втомжедухе верует в Анастасис, или постоянное наличие, и в трансмиграцию( эволюцию), или в ряд преобразований, происходящих с душой, какие имеютвсешансы быть обоснованы и истолкованы в серьезном согласовании с философскими принципами; но на базе разделения меж Параматмой( трансцендентальной, Высшей Душой) и Дживатмой( животной, или самосознающей душой) ведантистов. Чтобы отдать Теософии исчерпывающее определение, мы обязаны разглядеть её во всех качествах. Внутренний мир не для всех и не постоянно остаётся сокрытым за непроницаемой тёмной завесой. Во все века и во всех странах находились люди, какие времяотвремени обретали дееспособность принимать явления из этого внутреннего, или невидимого решетка средством высшей интуиции, обретаемой при поддержке Теософии — или Бога-знания, переносившего ум из решетка форм в мир бесформенного духа. Следовательно, “Самадхи” или Дхьян-Йог-Самадхи индусских аскетов; “daimonion-photi”, или духовное прозрение неоплатоников; “Привлечение души к звёздному общению” розенкрейцеров или философов огня и даже экстатический транс мистиков и современных месмеристов и спиритуалистов — все они схожи по сути, желая и различаются своими проявлениями. Мистик жаждал узнать человечное священное “я”, что часто неверно интерпретируется как общение человека с персонифицированным Богом, и религия в вероятность такового общения, аналогично, была с момента происхождения населенияземли, лишь любой люд именовал его сосвоейточкизрения. “Посредством рассуждения, самопознания и дисциплины ума воротила может возвыситься до созерцания вечной правды, блага и красоты — то имеется до Созерцания Бога, что имеется epopteia”, — разговаривали античные греки. “Слияние собственной души со Вселенской Душой, — заявляет Порфирий, — просит совсем чистого ума. Посредством самосозерцания, безусловного воздержания и чистоты тела мы можем приблизиться к Тому и приобрести в этом состоянии подлинное познание и чудесное проникновение в сущность вещей”. Таким образом, аналогично тому как арийский мистик считал, что лишь обретя силу делать самостоятельно от собственного тела средством Атмана — “я”, или “ [божественной] души”, он сумеет решить все вопросы жизни и погибели; а античные греки отправлялись на розыски atmu — Сокрытого, или Бога-Души человека — с символическим зеркалом Фесмофорийских мистерий; так и нынешние спиритуалисты веруют в дееспособность духов, или душ развоплощённых людей знаться с теми, кого они обожали на земле, являясь к ним в зримом и осязаемом виде. И все они: арийские йогины, греческие философы и инновационные спиритуалисты защищают такую вероятность на том основании, что воплощённая воротила и её никогда не воплощающийся дух — подлинное я — разделены от Вселенской Души и остальных духов не местом, а вследствие высококачественного различия их параметров, так как в беспредельной протяжённости места не может быть никаких ограничений. Они втомжедухе говорят, что, как лишь это высококачественное отличие устранено( сообразно грекам и арийцам, это достигается средством теоретического созерцания, на время высвобождающего Душу из телесного плена; а по понятию спиритуалистов, — при поддержке медиумизма), таковая ассоциация меж воплощёнными и развоплощёнными духами делается вероятной. Так, йогины системы Патанджали и следовавшие в том же русле Плотин, Порфирий и остальные неоплатоники стояли на том, что в часы экстаза, который любому из них пришлось проверить по нескольку раз на протяжении всей жизни, они соединялись или, быстрее, становились как бы единственным цельным с Богом. Слишком немало выдающихся философов защищали и защищают эту идею, пусть даже ложную по отношению ко Вселенскому Духу, чтоб отбросить её как пустую химеру. В случае учения теодидактов, единым спорным вопросом, единым тёмным пятном в данной философии последнего мистицизма является его попытка отнести то, что представляет собой кристально экстатическое прозрение, к уровню чувственного восприятия. В случае же йогинов, заявлявших о собственной возможности увидеть Ишвару “лицом к лицу”, это притязание бьыо удачно опровергнуто твёрдой логикой Капилы. Что же касается схожих же утверждений сравнительно их греческих последователей и большого численности христиан, испытавших положение экстаза, и вконцеконцов сравнительно крайних 2-ух кандидатов на “Бого-вйдение” — Якоба Бёме и Сведенборга, — то такое притязание разрешено и обязано было бы подвергнуть философскому и логическому разбору, ежели бы лишь некотороеколичество наших больших учёных, какие являются спиритуалистами, обнаруживали болеезначительный энтузиазм к философии, чем к феноменологической стороне спиритуализма. Александрийские теософы разделялись на неофитов, посвящённых и учителей, или иерофантов; и их критерии были взяты из Мистерий Орфея, который, сообразно Геродоту, вынес их из Индии. Аммоний хватал со собственных воспитанников присягу не раскрывать его высшие доктрины никому, за исключением тех, кто оказался практическиполностью благородным и прошёл приобщение и кто выучился узнавать богов, ангелов и бесов различных народов в свете эзотерической hyponoia, или внутреннего познания. “Боги есть, но они не то, за что их воспринимает hoi polloi, невежественное большаячасть, — произносит Эпикур. — Не тот безбожник, кто отрицает наличие богов, которым поклоняется большаячасть, но тот, кто навешивает на них ярлыки в согласовании с осознанием невежественных масс”. Аристотель в свою очередность заявляет, что “Божественная Сущность пронизывает всё королевство природы, а богами называются элементарно первичные принципы”. Плотин, адепт “Богом наученного” Аммония, произносит нам, что секретный гносис, или Теософское познание, состоит из трёх ступеней — суждения, науки и просветления. “Средством или инструментом главного является эмоция или восприятие; другого — диалектика; третьего — чутье. Интуиция владеет интеллект в руководстве; это безусловное познание, основанное на слиянии ума с познаваемым объектом”. Теософия — это, так заявить, четкая психологическая дисциплина; она соотносится с врождённым неразвитым медиумизмом, как физика Тиндаля с познаниями в данной области школьника. Она развивает в человеке дееспособность конкретного созерцания — то, что Шеллинг описывает как “познание тождества субъекта и объекта в личности”, так что осенённый знанием hyponoia человек затевает священно раздумывать и созидать все вещи таковыми, какие они на самом деле, и в конце концов делается “восприемником Всемирной Души”, ежели использовать к одному из самых красивых выражений Эмерсона. “Я, несовершенный, боготворю моё собственное Совершенное”, — произносит он в собственном великолепном эссе о Сверх-Душе. Изучая психический нюанс, или положение души. Теософия втомжедухе способствует развитию всех отраслей науки и художества. Она была отлично знакома с таковым обширно популярным в настоящее время явлением, как месмеризм. Практическую же теургию, или “церемониальную магию”, к которой так нередко прибегало римско-католическое духовенство в собственных экзорсизмах, теософы, как правило, пренебрегали. И лишь Ямвлих, неглядя на неуважение неоплатоников к церемониальной магии, ввёл в Теософию теургическую доктрину. Не ведая подлинного смысла эзотерических священных знаков природы, человек просто может не уволить собственных искренних сил, и вместо такого, чтоб знаться религиозно и интеллектуально с высшими небесными созданиями, хорошими духами( богами теургов Платонической школы), он слепо привлечёт злобные тёмные силы, — эти неумирающие злые порождения человеческих правонарушений и пороков, непрерывно окружающие населениеземли в предвкушении следующий жертвы, — и опустится таковым образом от теургии( белой магии) до goetia( чёрной магии, колдовства). Впрочем, ни белоснежная, ни чёрная мистика не являются тем, чем они стают в народных суевериях. вера в вероятность “вызывания духов” с поддержкой ключа Соломона является проявлением последнего невежества и самых тёмных предрассудков. Только чистота действий и помыслов может возвысить нас до общения “с богами” и посодействовать нам добиться желаемой цели. Алхимия, которую почтивсе считали духовной философией, одинаково как и физиологической наукой, вступала в количество учений теософской школы. Что же касается трансцендентальной стороны старой Теософии, пришло время Теософскому социуму объяснить этот вопрос. Так как же взоры Общества согласуются с принципами данной постигающей природу богоискательской науки старых арийских и греческих мистиков, как оно верует в силы современного спиритуалистического медиумизма? Наш протест: полностью и вполне. Но спросите нас, какое религию у нашего Общества, и мы ответим: “Как у организации — у нас его нет”. Общество как организация не владеет необыкновенного вероисповедания, так как хотькакое религию имеется не что другое, как скорлупа духовного познания; а Теософия в собственном предельном раскрытии и имеется духовное познание — стержень философского и бого-искательского изучения. Видимый представитель Универсальной Теософии, оно( Общество) является не наиболее сектантским, чем Географическое сообщество, которое представляет всемирную географическую исследовательскую активность и совсем равнодушно к тому, каких воззрений придерживаются сами ученые. Религия Общества имеется алгебраическое уравнение, и до тех пор, покуда в нём сохраняется символ = равенства, любой его член свободен поменять слагаемые по собственному личному усмотрению так, чтоб они лучшим образом подходили климатическим и иным условиям его отчизны, а втомжедухе соответствующим особенностям той цивилизации, к которой он принадлежит, одинаково как и его собственному нраву, складу ума и характеру. Не имея утверждённого вероисповедания, наше Общество даёт и воспринимает, обучается и учит средством экспериментирования, в противовес кристально пассивному и легковерному приятию навязываемых догм. Оно добровольно согласится с хотькаким заключением вышеупомянутых школ или систем, при условии, но, что это может быть логически и опытно подтверждено. И напротив, оно не может ничто воспринимать лишь на веру, от кого бы это не исходило. Но в том, что касается всякого из нас в отдельности, всё обстоит совсем подругому. Члены Общества являются представителями самых различных национальностей и рас, рождёнными и получившими образование в самых различных соц критериях, исповедующими наиболее различные веры и убеждения. Одни веруют в одно, остальные — совсем в иное. Среди них имеется и такие, кто покуда ещё не обрёл некий определённой веры, но располагаться в состоянии сосредоточенного ожидания; остальные называют себя в неком значении материалистами. Нет в Обществе только атеистов и сектантов-фанатиков какой-никакой бы то ни было религии, ибо самим предисловием в Общество человек обосновывает, что он жаждет узнать окончательную правду сравнительно сути всех явлений. Основополагающей идеей Общества является свободное и бесстрашное изучение. Как организация Теософское сообщество держится представления, что все уникальные мыслители и ученые скрытой стороны природы, будь то материалисты, какие считают, что материя “заключает в себе потенциал всей земной жизни”, или же спиритуалисты, рассматривающие дух как источник энергии, а втомжедухе и материи, — были и имеется истинные теософы. Ведь для этого совсем не непременно опознавать наличие какого-то особого Бога или божества. Он лишь обязан молитвенно касаться к духу активный природы и пытаться идентифицировать себя с ним; уважать это Присутствие, эту невидимую Причину, которая, но, проявляет себя в постоянной цепи собственных следствий; этого непостижимого, всевластного и вездесущего Протея: неделимого в собственной Сути, неуловимого по собственной форме, но предстающего во всех и в всяком из различных обличий; пребывающего и тут и там, всюду и нигде; который имеется всё и Ничто; который имеется всюду и в то же время единичен; Сущность наполняющая, связывающая, ограничивающая и содержащая всё и хозяйка присутствующая во всём. И сейчас, как мы считаем, делается светло, что самостоятельно от такого, как их называют: теистами, пантеистами или же атеистами, всех их сводит наиболее недалёкое родство. Всякий изучающий, кем бы он ни был, чуть оставляет он старую и исхоженную путь рутинного познания и ступает на уединённый путь независимого мышления — Путь к Богу, делается теософом; необычным мыслителем, присутствующим в розыске вечной правды и руководствующимся при решении универсальных вопросов “своим своим вдохновением”. Теософия является союзником всех людей, какие — всяк сосвоейточкизрения — старательно познают Божественный Принцип, взаимоотношения с Ним человека и Его естественные проявления. Точно так же она является союзником правдивой науки, но лишь до тех пор, покуда та не врывается в сферу психологии и метафизики. Она втомжедухе союзник всякой правдивой религии — то имеется религии, которая согласна, чтоб о ней судили поэтому тем аспектам, какие она прилагает к иным. Те книжки, какие содержат в высшей ступени самоочевидную правду, Теософия считает итогом воодушевления( а не откровения). Но она считает втомжедухе, что неважнокакая книжка, в силу наличия в ней человечного вещества, уступает Книге Природы; и для такого чтоб декламировать и воспринимать её верно, нужно добиться высочайшего развития врождённых параметров души. Идеальные законы постигаются одной только интуицией; они вне границ всяческих аргументации и диалектики, их невозможно понять или верно поставить средством разъяснений, даваемых иным разумом, даже ежели тот и заявляет, что они имеется итог прямого откровения. Пожалуй, мы уже довольно светло проявили, отчего любой из наших членов свободен исповедовать или не исповедовать те или другие убеждения, при условии, что он не станет требовать на то, что его взоры являются правдой в крайней инстанции, и не будет навязывать их иным. Ибо Теософия в собственном абстрактном аспекте присутствует над всеми человеческими сектами; никакие сектантские философия не имеютвсешансы охватить Теософию, которая в свою очередность просто вбирает их все. В мнение мы можем только заявить, что Общество, придерживаясь наиболее широких и универсальных воззрений, чем неважнокакая из сейчас имеющихся обыденных научных ассоциаций, в прибавление к науке владеет ещё и верой в безграничные способности духа, а втомжедухе твёрдой решимостью просочиться в те неизвестные духовные сферы, какие, по понятию четких наук, не представляют нималейшего энтузиазма для их сторонников. Теософия к тому же владеет ещё одним качеством, отсутствующим в какой-никакой бы то ни было из религий: она не делает различия меж язычником, иудеем или христианином. Вот тот краеугольный гранит Вселенского Братства, который был заложен в базу Общества. Таково Теософское сообщество, таковы взгляды, различные цели и предметы его деятельности. Теософия не является ни “новомодной доктриной”, ни организацией, вынашивающей политические заговоры, ни одним из тех кружков энтузиастов, какие появляются сейчас лишь для такого, чтоб зачахнуть завтра же. Мысль единичного человека, какой-никакой бы различной она ни была в собственных проявлениях, никогда не сумеет требовать на всеобъемлемость. Лишённая многостороннего охвата, она вначале обречена течь в одном только конкретном направленности; и стоит ей лишь перешагнуть рубежа четкого человечного познания, как она безотлагательно же обрекает себя на ошибки и блуждания, ибо безграничны ответвления единственной Центральной и безусловной Истины. Поэтому тотчас мы зрим, как даже большие философы плутают в лабиринтах умопостроений, подставляя себя под пламя оценки отпрысков. Но каждая активность, преследующая одну и ту же мишень, а конкретно, освобождение человечного мышления, удаление предрассудков и обнаружение правды, — одинаково приветствуется. Лучшим методом, и с этим невозможно не договориться, станет притянуть на свою сторону молодое происхождение, убедив интеллект юных, пробудив в них интерес и подготовив к тому, чтоб они сумели придти на замену собственным предубеждённым и консервативным папам. Как лишь хотькакой из них — мал он или велик — вступил на Царскую путь, ведомую к познанию, мы готовы слушать его и взять, самостоятельно от ранга, в своё содружество. Ибо ни один честный искатель правды не ворачивается с порожними руками, и даже тот, на чью долю не выпадет общенародное признание, сумеет возложить своё скромное приношение на единственный жертвенник Истины..
Что такое Теософия* Этот вопрос задается настолько нередко, а превратные объяснения распространяются настолько обширно, что редакторы журнала, посвященного глобальной теософии, допустят непростительную невнимательность, ежели первый номер журнала " theosophist " не повстречает совершенного осмысливания у читателей. Само заглавие нашей статьи подразумевает два вопроса: что представляет собой Теософское Общество и кто такие теософы? На любой из них станет дан протест. Согласно лексикографам, термин теософия составлен из 2-ух греческих слов: теос — " бог " и софос — " разумный ". До сих пор правильно. Но последующие объяснения очень далеки от светлого осмысливания теософии. Вэбстер достаточно неординарно описывает ее как " предполагаемое общение с Богом и высшими духами и последовательное приобретение сверхчеловеческого познания: с поддержкой определенных телесных действий — как такого добивались чрез теургические действа некие античные платоники, или методом хим действий — германские философы огня ". Мягко разговаривая, это достаточно легкомысленное разъяснение. То, что г-н Вэбстер связывает с схожей идеей такие имена, как Аммоний Саккас, Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл, указывает или намеренное искривление, или его неведение философии и настоящих побуждений больших гениев александрийской школы. Приписывать тем, кого современники и отпрыски именовали " теодидактами ", то имеется обученными самим всевышним, рвение совершенствовать психологические и духовные возможности средством " телесных действий " — означает рисовать их материалистами. Что же касается камня, брошенного в философов огня, то он отскакивает от них, рикошетом попадая прямо в наших известнейших современных экспертов, в рот которых преподобный Джеймс Мартиньо вносит последующее бахвальство: " Материя — это все, что нам лишь необходимо; дайте нам атомы — и мы объясним всю вселенную ". Воган дает наиболее успешное и наиболее философское определение. Он произносит: " Теософ — это тот, кто дает вам доктрину о Боге или творениях Бога, не являющуюся откровением, но боговдохновенную в собственной базе ". С данной точки зрения, любой мыслитель и философ, тем наиболее любой основоположник новейшей религии, философской школы или ордена, является теософом. Следовательно, теософия и теософы существовали с той самой поры, когда первый проблеск нарождающейся идеи принудил человека находить средства выражения собственного личного независимого представления. Теософы существовали задолго до христианской эры, назло христианским писателям, относящим формирование эклектической теософской системы к истоку третьего века после Рождества Христова. Диоген Лаэртский прослеживает наличие теософии до эры, предшествовавшей династии Птолемеев, и именует ее основоположником египетского иерофанта Пот-Амона. Это коптское имя, означающее жреца, посвященного Амону — всевышнему мудрости. Как указывает деяния, теософия оживляется Аммонием Саккасом, основоположником неоплатонической школы. Аммоний и его воспитанники именовали себя " филалетами " — любящими правду; остальные же именовали их " аналогетами " — за их способ объяснения всех священных легенд, символических легенд и загадок средством аналогии, или соответствия, при котором действия наружного решетка воспринимались как представление действий и воспоминаний человечной души. Целью Аммония Саккаса было примирение всех сект, людей и наций под одной общей верой — верой в Высшую, Предвечную, Непознаваемую и Невыразимую Силу, правящую вселенной средством незыблемых, нескончаемых законов. Его задачей было принять изначальную систему теософии, являвшуюся сначало единственной для всех народов; заставить населениеземли отсрочить дискуссии и распри и слиться в думах и намерениях, аналогично детям единственной мамы; очистить античные религии от налета субъективности, объединив и разъяснив их на базе кристально философских принципов. Поэтому, наравне с философскими учениями Греции, в эклектической теософской школе изучались втомжедухе буддизм, веданта, мистика и зороастризм. Отсюда и изображение посреди александрийских теософов таковых только буддийских и индусских дьявол, как почитание родителей и стариков, братская влюбленность ко всему человечеству и сострадание даже к молчаливым тварям. Аммоний Саккас жаждал определить систему нравственной дисциплины, обязывающей людей существовать по законам собственной страны; возвысить их интеллект исследованием и созерцанием Абсолютной Истины. Главной же собственной задачей, определяющей приобретение всех других, он считал извлечение из разных религиозных учений, как из многострунного прибора, единственной всеобъемлющей и гармоничной мелодии, которая отыщет отклик в каждом сердечко, преданном правде. Таким образом, теософия — это старая Религия Мудрости, эзотерическая наука, прежде популярная во всех претендующих на интеллигентность странах. Все античные писания рисуют эту " Мудрость " как эманацию Божественного Принципа; и светлое понимание этого запечатлено в таковых именах, как индийский Будха, вавилонский Набу, Тот Мемфиса, Гермес Греции, а втомжедухе в именах богинь — Метис, Нейт, Афина, гностическая София — и, вконцеконцов, в Ведах, чье заглавие вышло от слова " ведать ". Все античные философы Востока и Запада, иерофанты старого Египта, риши Арьяварты и теодидакты Греции именовали теософией познание об мистических и, по существу, священных вещах. Меркава [1] еврейских раввинов — известная мирская серия — таковым образом, является только средством заслуги, наружной кожицей, содержащей высшее эзотерическое познание. Маги Зороастра получали наставления и посвящения в пещерах и секретных ложах Бактрии; египетские и греческие иерофанты давали свои aporrheta — секретные аннотации — и mystes становился epoptes — Пророком. Центральной идеей эклектической теософии была мысль о единственной Высшей Сущности, Неведомой и Непознаваемой, ибо: " Как может некто узнать такого, благодаря которому он узнает все это? " — вопрошает " Брихадараньяка упанишада ". Система данной теософии характеризовалась тремя определенными разделами: доктриной о вышеупомянутой Сущности, доктриной о человечной душе — Ее эманации и, следственно, одной с Нею природы, и теургией. Именно эта крайняя и послужила предпосылкой настолько искаженных представлений о неоплатониках в наш век материалистической науки. По существу, теургия — это художество внедрения священной энергии человека для повиновения слепых сил природы; представителей данной науки ранее именовали магиками, что является искажением слова " Маг ", означающего разумного или ученого человека, и осмеивали. Скептики прошедшего века допустили бы буквально такую же ошибку, ежели бы стали насмехаться над идеей фонографа или телеграфа. Тех, кого одно происхождение осмеивает и именует " неверными ", последующее, как правило, уважает мудрецами и святыми. Что касается Божественной Сущности, природы души и духа, то инновационная теософия разглядывает их так же, как и старая теософия. Диу ариев схож Иао халдеев и даже Юпитеру наименее интеллигентных и философски настроенных римлян; и буквально втомжедухе он схож Яхве самаритян, Тиу, или Туисто, норманов, Дуву бриттов и Зевсу фракийцев. Что же до Абсолютной Сущности — Единой и Вездесущей — то поймем ли мы для рассмотрения этого мнения преподавание греков-пифагорейцев, халдейскую каббалу или философию ариев — итог станет один и тот же. Первичная единица в системе Пифагора, которая растворяется во тьме и хозяйка имеется Тьма( для человечного сознания), сочиняла базу только сущего; и эту идею, во всей ее отрицание, мы обретаем в философских системах Лейбница и Спинозы. Следовательно, соглашается ли теософ с каббалой, которая, разговаривая об Эйн Софе, вопрошает: " Кто же тогда может понять Его, ежели Он бесформенный и Несуществующий? "; повторяет ли он величавый гимн из Ригведы( книжка 10, гимн 129): Кто знает, откуда берет правило это большое произведение? Создала ли его свобода, или она бездействовала? Он знает это — а может быть, не знает даже Он. Принимает ли теософ ведантическую теорию Брахмы, который в упанишадах представляется как " не имеющий жизни, не имеющий интеллекта, чистый ", бессознательный, ибо Брахма — это " Абсолютное Сознание "; или, вконцеконцов, деля веру свабхавиков Непала, заявляет, что не есть ничто, несчитая " Свабхавата "( субстанция, или натура), который есть сам по себе, без каждого создателя, — неважнокакая из данных концепций может привести лишь к чистой и безусловной теософии. Той теософии, которая побуждала таковых людей, как Гегель, Фихте и Спиноза возобновлять труд греческих философов и думать о Единой Сущности — Божестве, Всебожественном, исходящем от Божественной Мудрости — непостижимой, неизвестной и невыразимой, на базе хотькакой старой и современной религии, несчитая христианства и магометанства. Итак, любой теософ, делящий доктрину о Божестве, " которая не является откровением, но боговдохновенна в собственной базе ", может подпадать под хотькакое из данных определений или иметь к хотькакой из данных религий, но все же сохраниться в рамках теософии. Ибо крайняя представляет собою веру в Божество, которое имеется Всё — источник только сущего, безграничность, которую невозможно понять или выяснить; одна только галактика открывает Это, или, как выбирают произносить некие, Его, тем самым наделяя полом, антропоморфизируя это божество, что является богохульством. Действительно, теософия избегает грубой материальности; она предпочитает верить, что присутствуя в вечности, Дух Божества ничто не хочет и ничто не создаёт; но то, что в безграничном сиянии исходит из Великого Центра, разливаясь всюду, то, что производит все видное и невидимое, имеется только Луч, несущий в себе творящие и зарождающие силы, луч, который, в свою очередность, производит то, что у греков именовалось Макрокосм, у каббалистов Тиккун, или Адам Кадмон, — прототип человека, а у арийцев — Пуруша, проявленный Брахма, или Божественный Муж. Теософия втомжедухе верует в анастазис, или постоянное наличие, и в перевоплощение( эволюцию), или серию конфигураций души, что разрешено разъяснить на взыскательно философских принципах — но для этого необходимо определить отличие меж Параматмой( трансцедентной, высшей душой) и дживатмой( животной, или намеренной душой) ведантистов. Чтобы отдать наиболее совершенное определение теософии, мы обязаны разглядеть ее во всех качествах. Внутренний мир не ото всех скрыт непроницаемою тьмою. Во все века и во всех странах существовали люди, какие с поддержкой высшей интуиции, полученной благодаря Теософии — или Богопознанию, уносящему ум из решетка форм в мир бесформенных духов — чувствовали явления решетка внутреннего, невидимого. Поэтому " самадхи " — " dyan yog samadhi " индусских аскетов, " daimonion-photi " — духовное озарение неоплатоников, " Звездные разговоры души " розенкрейцеров, или философов огня, и даже экстатический транс мистиков и современных гипнотизеров и спиритуалистов, желая и разны по выражению, но единственны по сути. Поиски священного " Я " человека, настолько нередко и настолько неверно интерпретировавшиеся как личное общение с собственным всевышним, занимали всех мистиков и, аналогично, религия в его наличие — ровесница человечеству. Но любой люд именовал это сосвоейточкизрения. Так, Платон и Плотин именуют " умственной работой " то, что йоги и шротрии называют видья. " Размышлением, самопознанием и дисциплиной идеи воротила может возвыситься до лицезрения вечной правды, блага и красоты — это и имеется Лицезрение Бога, это и имеется эпоптейя ", — молвят греки. Порфирий же прибавляет: " Чтобы спаять свою душу с Мировой Душой, нужен совсем чистый ум. Через самосозерцание, целомудрие и очищение тела мы можем приблизиться к Ней и заполучить, в этом состоянии, подлинное познание и примечательное прозрение ". А свами Даянанда Сарасвати, не читавший ни Порфирия, ни остальных греческих создателей, но в совершенстве изучивший Веды, произносит в собственной " Веда-бхашья ": " Для заслуги Дикша( высшее приобщение) и йоги нужно управляться правилами... Душа в человечном теле может созидать наибольшие чудеса, познавая Вселенский Дух( или Бога), обилие вселенной и свойства( мистические) вещей. Такой человек( дикшита, или осведомленный) может купить дееспособность чуять или созидать на большом расстоянии ". Наконец, Альфред Р. Уоллес — член Королевского сообщества, спиритуалист и, по всеобщему признанию, Большой натуралист — дерзко и неприкрыто заявляет: " Чувствует, чувствует и задумывается один только “дух” — это он узнает, думает и устремляется... часто видятся люди с такою организацией, что их дух может ощущать, самостоятельно от плотских органов эмоций, или может временно оставлять, вполне или отчасти, родное тело и ворачиваться в него снова... дух... сообщается с духом проще, чем с материей ". ныне мы можем созидать, как после тысячелетий, отделяющих эру гимнософистов [2] от нашего приподнято цивилизованного века, неглядя на образование, а можетбыть, и благодаря этому просвещению, пролившему собственный сияющий свет на психологическую и физиологическую область естества, — выше 20 миллионов людей сейчас веруют, в разной форме, в те же наиболее духовные силы, в какие веровали йоги и пифагорейцы практически 3000 лет обратно. Как арийские мистики утверждали, что им подвластны все вопросы жизни и погибели, стоит лишь добиться возможности делать самостоятельно от тела, чрез Атмана — " высшее Я ", или " дух "; как античные греки находили Атму — Сокрытое, или Божественную Душу человека, воспользовавшись символическим зеркалом Фесмофарийских мистерий, — так и инновационные спиритуалисты веруют в дееспособность духов или душ развоплощенных людей знаться, зримо и ощутимо, с теми, кого они обожали на земле. И все они — арийские йоги, греческие философы и инновационные спиритуалисты — подтверждают такую вероятность, на том основании, что воплощенная воротила и ее никогда не воплощающийся дух — настоящее Я — совсем не разделены ни от Мировой Души, ни от остальных духов местом, но исключительно только различием собственных свойств; как и в безграничном пространстве вселенной, тут втомжедухе не может быть ограничений. И как лишь это отличие преодолено — абстрактным ли созерцанием, дающим временную свободу заключенной в теле душе, как это понимали греки и арийцы, или же, сообразно представлениям спиритуалистов, медиумизмом — соединение воплощенного и развоплощенного духов делается вероятным. Так, йоги Патанджали и следовавшие по их стопам Плотин, Порфирий и остальные неоплатоники, утверждали, что некотороеколичество раз в движение собственной жизни, в часы экстаза, они соединялись, или лучше заявить, становились одним цельным с Богом. Многие большие философы требовали, да и сейчас требуют на том, чтоб эта мысль, которая может появиться ложной в прибавлении к Вселенскому Духу, была отброшена как совершеннейшая мечта. Что касается теодидактов, то единым спорным моментом, темным пятном их философии последнего мистицизма было требование присвоить все, что являлось прозрением экстаза, чувственному восприятию. Утверждение йогов, что они способны созидать Ишвару " лицом к лицу ", было удачно опровергнуто серьезной логикой Капилы. Что же касается аналогичного догадки, изготовленного их греческими последователями, длинной вереницей христианских экстатиков, и вконцеконцов, 2-мя крайними кандидатами на " боговидение " — Якобом Бёме и Сведенборгом, то это предложение разрешено и необходимо было бы подвергнуть сомнению, с точки зрения логики и философии, ежели бы некотороеколичество наших именитых ученых-спиритуалистов более увлекались философией, ежели феноменализмом спиритуализма. Александрийские теософы подразделялись на неофитов, посвященных и учителей, или иерофантов; они заимствовали свои концепции от древних мистерий Орфея, который, сообразно Геродоту, привез их из Индии. Аммоний связывал собственных воспитанников клятвой не раскрывать высшие доктрины никому, несчитая тех, кто был такого благороден и приуроченк, кто умел почитать богов, ангелов и бесов остальных народов в согласовании с эзотерическим hyponoia, или скрытым значением. " Боги есть, но они не являются тем, кем их представляют hoi polloi, невежественные массы, — произносит Эпикур. — Атеист не тот, кто отрицает наличие богов, которым поклоняются толпы, но тот, кто устремляет идеи масс к этим всевышним ". В свою очередность, Аристотель заявляет, что " те, кого именуют богами, являются элементарно первичными принципами Божественной Сущности, пронизывающей собою всю природу ". Плотин, адепт Аммония, которого " изучал сам Бог ", произносит, что секретный гнозис, или познание теософии, владеет три ступени: убеждение, исследование и озарение. " Средством или инвентарем первой является эмоция или восприятие, 2-ой — диалектика, а третьей — чутье. Рассудок подчинен интуиции — это безусловное познание, основанное на слиянии сознания с познанным объектом ". Теософия — это, разрешено заявить, четкая дисциплина психологии; она владеет такое же известие к природному, неразвитому медиумизму, как познания Тиндаля к познаниям школьника в физике. Она развивает в человеке конкретное созерцание — то, что Шеллинг именует " реализацией отождествления субъекта и объекта в личности "; под действием hyponoia человек думает о священном, наблюдает все вещи таковыми, каковы они на самом деле и, вконцеконцов, " делается восприимчивым к Душе Мира ", как отлично выразился Эмерсон. " Я, несовершенство, поклоняюсь собственному личному Совершенству ", — произносит он в собственном чудесном эссе о Сверхдуше. Кроме этого психологического состояния, или состояния души, теософия развивает все ветви науки и художества. Она отлично знакома с тем, что сейчас обширно понятно как гипноз. Теософы отторгают практическую теургию, или " ритуальную магию ", к которой так нередко прибегают католические священники для изгнания злобных духов. Ямвлих был единым, кто, превосходя других эклектиков, дополнил теософию доктриной теургии. Когда человек не знает подлинного смысла эзотерических, духовных знаков природы, он может не уволить собственных искренних сил и, вместо духовного, мысленного общения с высшими, небесными сущностями, хорошими духами( богами теургов школы Платона), он неосознанно призовет таящиеся кругом населенияземли злобные, черные силы — неумирающие, злые порождения человеческих правонарушений и пороков — и с теургии( белой магии) он скатится до гоэтии( темной магии, колдовства). Конечно, ни белоснежная, ни темная мистика на самом деле не являются тем, что соображает под этим публичное поверие. Возможность " вызывания духов " — сообразно ключу Соломона — вершина суеверия и невежества. Только только чистота наших действий и помыслов способна приподнять нас до общения " с богами " и приблизить к желаемой цели. Алхимия, воспринимаемая многими как духовная философия и телесная дисциплина, является одной из доктрин теософской школы. Примечательно, что ни Зороастр, ни Будда, ни Орфей, ни Пифагор, ни Конфуций, ни Сократ, ни Аммоний Саккас ничто никогда не записывали. Причина тому ясна. Теософия — это обоюдоострое орудие, непригодное для эгоистов и невежд. Как и у хотькакой старой философии, у нее имеется сторонники и в наши дни, но до последнего времени их было чрезвычайно недостаточно; все они принадлежат к разным религиозным течениям и исповедуют разные взоры. " Предаваясь созерцанию, не основывая никаких школ, они до сих пор оказывают молчаливое воздействие на философию; и когда придет время, их идеи, молча высказанные, непременно имеютвсешансы отдать новое направленность человечной идеи ", — подмечает г-н Кеннет Р. Х. Макензи [3], сам мистик и теософ, в собственном широком и замечательном труде " Королевская масонская энциклопедия ". Со пор философов огня они никогда не объединялись в сообщества, ибо христианское духовенство выслеживало их, как диких зверей, и быть популярным как теософ еще столетие обратно часто обозначало точную погибель. Статистика указывает, что за 150 лет по обвинению в колдовстве в Европе было сожжено наиболее 90 000 парней и дам. Только в Великобритании с 1640 по 1660 годы, только за 20 лет, за контракт с " сатаной " было послушно погибели 3000 человек. И только в конце нашего века, в 1875 году, некотороеколичество прогрессивных мистиков и спиритуалистов, неудовлетворенных теориями и объяснениями спиритуализма, дальних от такого, чтоб охватить всю область феноменов, организовали в Нью-Йорке, в Америке, ассоциацию, обширно популярную сейчас как Теософское Общество. Объяснив сейчас, что такое теософия, мы разъясним в отдельной статье суть нашего Общества, которое втомжедухе именуется " Всемирным Братством Людей ". * Статья впервыйраз опубликована в " theosophist ", vol. I, № 1, october, 1879, p. 2—5; на российском языке — Блаватская Е. П. В поисках оккультизма. — М., Сфера, 1996. С. 331—343. Пер. Т. О. Сухоруковой. [1] Меркава( меркаба) — колесница. Каббалисты молвят, что Верховный, после такого как организовал 10 сефиротов, употреблял их как колесницу, или престол славы, на котором нисходит к душам людей. [2] Реальность способностей йоги доказана многими греческими и римскими писателями, называвшими йогов индийскими гимнософистами; посреди них Страбон, Люциан, Плутарх, Цицерон, Плиний и остальные. [3] Макензи Кеннет Роберт Хендерсон(? —1886) — узнаваемый франкмасон( орденское имя Криптонимус), основоположник розенкрейцерского ордена в Англии, создатель понастоящему неповторимого труда " the royal masonic cyclopaedia of history, rites, symbolism and biography "( Королевская масонская энциклопедия летописи, обычаев, символизма и биографики), london, 1875—1877. Сохранить.