Открытие самой известной письменной работы Джона Бергера, книги 1972 года Способы видеть , он предложил не просто идею, но и приглашение увидеть и познать мир по-другому: «Связь между тем, что мы видим, и тем, что мы знаем, никогда не устанавливается», - писал он.
Бергер, , который умер 2 января в возрасте 90 лет, имел глубокий влияние на популярное понимание искусства и визуального образа. Он также был ярким примером публичного интеллектуала, используя свое положение, чтобы выступить против социального несправедливости и оказывать поддержку художникам и активистам всего мира.
Подход Бергера к искусству оказался наиболее очевидным в четырехсерийном телесериале BBC «Пути видения» в 1972 году, который был подготовлен Майком Диббом и который предшествовал книге. Все же его стиль смешения марксистской чувствительности и теории искусства с вниманием к маленьким жестам, сценам и личным историям, разработанным гораздо раньше, в очерках для независимого еженедельника журнал Новый государственный деятель (между 1951 и 1961), а также в его первом романе Художник нашего времени , опубликовано в 1958 году.
Программы BBC воплотили в жизнь и демократизировали научные идеи и тексты с помощью драматических, часто остроумных, визуальных техник, которые поднимали вопросы о том, как изображения - от европейской масляной живописи до фотографии и современной рекламы - информируйте и проникайте в повседневную жизнь и помогайте составлять ее неравенство. Что мы видим? Как мы видим? Могли бы мы видите по другому?
«Теоретическое наследие Бергера», недавно написал индийский академик Рашми Дорайсвами , «Находится в смотреть в контексте политической инаковости ». Идея Бергера о том, что поиск - это политический акт, возможно, даже исторически сложившийся процесс - такой, что где и когда мы увидеть, что что-то повлияет на то, что мы видим, - наиболее сильно встретится во втором эпизоде «Пути видения», который сфокусирован на мужском взгляде.
Здесь Бергер показал преемственность между европейскими картинами женщин после Ренессанса и изображениями из современных плакатов и девчачьих журналов, сопоставляя различные изображения - показывающие, как они одинаково изображают женщин как объекты. Бергер утверждал, что эта преемственность ограничивала понимание определенных форм женственности и, следовательно, на котором женщины могут жить своей жизнью. Он выявил расщепление европейского сознания женщины, в котором она:
должен исследовать все, что она есть, и все, что она делает, потому что то, как она выглядит другим, и, в конечном счете, то, как она выглядит мужчинам, имеет решающее значение для того, что обычно считается успехом ее жизни.
Как мы видим
Исторический контекст, масштаб и то, как мы видим, были постоянными темами в сочинениях, фильмах, выступлениях Бержера и его совместных фотографических очерках с Жан Мор , Энн Майклз , Тереза Стехликова < и другие.
Эссе и книги Бергера на фотографии вызывают беспокойство по поводу политической неопределенности значения в изображении. Он учил нас, что фотографии всегда нуждаются в языке и требуют повествования какой-то, чтобы иметь смысл.
Он также позаботился о том, чтобы определить, как наша реакция на фотографии близких людей зависит от наших отношений с изображаемым человеком. В «Седьмой человек» , совместную книгу с Жаном Мором, посвященную трудящимся-мигрантам из Турции в Германию в 1970-х годах, он добавил Это просто:
Фотография мальчика под дождем, мальчика, неизвестного вам или мне. Изображение, которое можно увидеть в темной комнате при печати или увидеть в этой книге при чтении, вызывает в воображении яркое впечатление. присутствие неизвестного мальчика. Для его отца это определило бы отсутствие мальчика.
Под кожей
Поскольку он был художником, Бергер всегда был визуальным мыслителем и писателем. В разговоре с романистом Майклом Ондайе он отметил, что возможности кинематографическое редактирование повлияло на его написание. Он идентифицировал способность кино переходить от широких перспектив к крупным планам как то, к чему он больше всего относился и стремился.
Конечно, работа Бергера пронизана чувствительностью к тому, как долго представления - повествования истории - оживают только с добавлением «крупных» историй о человеке. отношения, которые пересказывают повествование, но под другим углом. Например, писать о стремлении Фриды Кало рисовать на гладких, похожих на кожу поверхностях, Бергер предположил , что это боль и инвалидность Кало (у нее была расщелина позвоночника, и она прошла лечение после плохой ДТП), которая «заставила ее осознать все живое: деревья, фрукты, воду, птиц и, естественно, других женщин и мужчин».
Персонаж из романа Ондайе «В шкуре льва», которому он дал имя Караваджо, был частично вдохновлен фильмом Бергера эссе о художнике . В этом эссе Бергер писал о чувстве «соучастия» с итальянским художником эпохи Возрождения. Караваджо, «художник жизни», который «не изображает мир для других: его видение - это то, что он разделяет с ним».
Писательские наклонности и чувствительность Бергера, кажется, отражают что-то вроде «общей интенсивности, отсутствия надлежащего расстояния», за которое Караваджо подвергся такой критике - и которое Бергер так восхищался. Эта интенсивность была не простой театральностью, не поиском чего-то более правдоподобного, а философской позицией, вытекающей из его стремления к равенству. Он дал нам разрешение остановиться на тех аспектах нашего исследования или наших жизнях, которые нас сильно захватывают, и доверять этой чувствительности. В этом смысле его политика была позитивной. Это началось с доверия к своей интуиции, а также с необходимостью открыть их, чтобы исследовать себя в более широких социальных и исторических процессах.
Размышляя о своей письменной работе, Бергер написал в недавней коллекции пингвинов Конфабуляции :
Что побудило меня написать на протяжении многих лет, так это догадка, что что-то нужно сказать, и что, если я не попытаюсь это сказать, это рискует не быть рассказанным.
Он очень хорошо знал, что у письма есть свои ограничения. Само по себе письмо не может сбалансировать несправедливость настоящего или создать новые способы видения. И все же он написал с надеждой. Он показал нам в своей работе и - на примере - другие возможности жить жизнью, которая была посвящена критике неравенства, при этом празднуя красоту в мире, давая внимание к его цвету, ритму и радостным сюрпризам. Мы остаемся одаренными и в долгу перед ним.