Вы когда‑нибудь задумывались , почему даже умные и образованные люди верят фейковым новостям и попадаются на удочку мошенников ? Разбираемся, какие когнитивные искажения мешают нам противостоять манипуляциям.
Мы видим то, что хотим видеть
Представьте: вы купили разрекламированный смартфон . Вы читали множество положительных обзоров о ярком экране и качественной камере и не можете нарадоваться на покупку. Но только спустя время начинаете замечать , что корпус у телефона скользкий , кнопки и порты расположены неудобно , а батарея быстро разряжается. Если так случилось , возможно , вы стали жертвой селективного , или выборочного восприятия.
Коротко описать это когнитивное искажение можно так : вижу только то, что хочу видеть . Когда мы попадаем в такую ловушку — а это случается очень часто , то замечаем только то, что совпадает с нашей картиной мира . А то, что в неё не вписывается, просто игнорируем .
В случае с телефоном нас убедили , что у него потрясающий экран и камера с высоким разрешением. И поначалу мы смотрим только на эти параметры , не замечая больше ничего . И только через несколько дней понимаем , что смартфон не очень удобный . Хотя тут может быть виновата ещё одна ловушка — искажение в пользу сделанного выбора . Это своеобразная психологическая защита , которая заставляет нас верить , что мы всё сделали правильно и не потратили времени зря.
Другой канонический пример — эксперимент , во время которого участникам показывали запись матча между Принстонским университетом и Дартмутским колледжем , а потом просили перечислить нарушения, сделанные « своей » и « чужой » командой. Выяснилось , что зрители не замечают половину фолов, которые допустила «их » команда . Зато ошибки вражеских игроков подмечают очень скрупулёзно — невольно вспоминается поговорка о соринках и брёвнах.
Селективное восприятие связывают с тем , что в наш мозг каждый день поступает слишком много информации и он вынужден фильтровать её, защищаясь от перегрузки. На этом играют рекламщики и продавцы — когда акцентируют наше внимание на одних качествах товара и уводят его от других.
И конечно , самые разные пропагандисты и мошенники — когда подтасовывают факты , заговаривают зубы и втираются в доверие . Так , женщины , которым навязали огромный кредит на косметику , думают , что идут на расслабляющую бьюти‑процедуру. Ведь в их картину мира совсем не вписывается то, что в салоне красоты их могут обмануть на крупную сумму.
Кроме того , селективное восприятие влияет на наши отношения с людьми. Если мы уже составили о человеке какое‑то мнение , то во всех его словах и поступках будем искать подтверждения своим суждениям .
Например , преподаватели часто не замечают промахов своих любимчиков‑отличников и точно так же игнорируют успехи « нерадивых » учеников .
Эта ловушка мышления тесно связана с другим когнитивным искажением — эффектом фокусировки. Из‑за него мы получаем только часть информации , но при этом думаем , что видим всю картину целиком . Это искажение очень любят использовать жёлтые Сми — например , ловят Кейт Миддлтон с недовольным выражением лица и пишут , что она поссорилась с Меган Маркл. Хотя у принцессы, как и у любого другого человека , может быть миллион причин быть недовольной : вдруг она не выспалась или ей натёрли туфли.
Как избежать ловушки
Давайте начистоту : это почти невозможно . Биолог и популяризатор науки Ричард Докинз сравнивает селективное восприятие с паранджой. Человек будто смотрит на мир сквозь узкую прорезь в плотной чёрной ткани . И так происходит не только из‑за нашей биологии и физиологии, но и из‑за узости мышления и недостатка образования.
Так что есть , кажется , только один способ не попасться в ловушку селективного восприятия — повышать свой уровень образованности. Читать научные и научно‑популярные материалы, анализировать и проверять любую поступающую информацию . Чем больше мы знаем, тем шире смотрим на мир .
Мы забываем важную информацию
Почему люди до сих пор верят во всякую ересь ? Научные и научно‑популярные книги и статьи в свободном доступе — читай не хочу . У врачей , учёных, юристов есть страницы в соцсетях — там можно задать сложные вопросы . И тем не менее мракобесия и глупости меньше не становится . Почему ? Возможно , виноват эффект спящего.
Представьте: вы читаете статью , скажем , о том , что из‑за прививок у детей развивается аутизм. В конце есть примечание : « Учёные опровергли эту информацию , а первоначальное исследование об аутизме и прививках было проведено некорректно ». Вы киваете, говорите себе : « Да , хорошо , что этот миф развенчали и можно спокойно вакцинировать детей ». Но спустя несколько недель вдруг начинаете верить первоначальному посылу : прививки вызывают аутизм. Именно так работает этот эффект.
Мы получаем сообщение , которое кажется нам убедительным, но в нём есть так называемый обесценивающий стимул . То есть то, что ставит информацию под сомнение . Например , ненадёжный источник — жёлтая пресса , блогер, которого уже ловили на подтасовках и фейках. Или противоречивые факты — как в примере с прививками.
Поначалу мы рассуждаем здраво и наше отношение к проблеме не меняется : «Я не буду верить , что этот политик наворовал миллиарды рублей, ведь об этом говорят его противники и к тому же не приводят веских доказательств ». Но через какое‑то время ловим себя на мысли : « А ведь он вор и нехороший человек».
Этот странный выверт человеческого мышления активно используют для любой пропаганды, очернения конкурентов и так далее .
Можно добавить в сообщение несколько противоречивых фактов — и человек поверит ему куда охотнее.
К тому же при таком подходе неважно , насколько правдивой будет информация и что за источник её размещает : если материал подан убедительно , читатель ( слушатель , зритель ) спустя время изменит своё мнение.
Впервые эффект спящего обнаружили во время Второй мировой , когда пытались изменить отношение солдат к войне . Для этого военнослужащим показывали патриотические фильмы , но поначалу никакого действия они не имели. А вот спустя четыре недели опрос повторили, и оказалось , что солдаты стали относиться к боевым действиям лучше.
Эти данные подтвердил эксперимент , в ходе которого участники читали статьи из двух источников : один материал был написан авторитетным учёным, другой размещался в жёлтой прессе. И как ни странно , люди больше верили именно бульварной газете . Хотя , когда им напоминали , откуда дует ветер , они снова меняли мнение.
Своё название когнитивная ловушка получила от термина « спящий агент », или « спящий шпион ». Так говорят про разведчика , который внедрился во вражескую среду, залёг на дно и ведёт себя тихо до тех пор , пока не получит распоряжение.
Точные причины , почему мы становимся жертвами этой ловушки , неизвестны . С течением времени связь между основной информацией и обесценивающим фактором ослабляется , мы перестаём воспринимать их в связке и считаем сообщение достоверным.
Эффект спящего возникает не всегда . Нужно , чтобы информация казалась достаточно убедительной, а обесценивающие доводы размещались после основного сообщения и заставляли человека сомневаться.
Как избежать ловушки
Это когнитивное искажение плохо поддаётся контролю. Но кое‑что всё-таки можно сделать . Во‑первых, тщательно фильтруйте информацию и черпайте её только из тех источников, которым доверяете. Откажитесь от жёлтой прессы, ток‑шоу, пабликов, Сми и блогов, которые не подкрепляют свои материалы ссылками на научные исследования .
Так вы просто ограничите противоречивые послания , и вашим мнением будет сложнее манипулировать .
Кроме того , подвергайте сомнению и анализу любые убеждения . Вот вы ни с того ни с сего решили , что врачи скрывают от вас правду , а на самом деле Спида нет и рак можно вылечить содой. Подумайте , откуда вы это взяли и вызывает ли источник доверие . И, если сомневаетесь, поищите научные публикации и мнения сертифицированных специалистов .
Мы хотим быть хорошими
Иногда мы прекрасно видим обман , подлог или несправедливость , но боимся об этом сказать . Одна из причин — так называемый синдром хорошей девочки . Из‑за него люди панически боятся кому‑то не понравиться и молчат , даже когда знают , что происходит что‑то неправильное.
От этой напасти чаще страдают женщины — ведь именно их общество испокон веков заставляло быть мягкими и покорными . Так , исследователи просили респондентов назвать прилагательные, которыми они бы описали идеального мужчину и идеальную женщину . Среди «мужских » эпитетов лидировали « сильный », « независимый », « решительный ». Среди « женских » — « милая », «тёплая », «весёлая », «сострадательная».
Исследование проводили в семидесятых, с тех пор ситуация несколько поменялась , но от женщин по‑прежнему ждут , что они будут милыми и послушными . Напористость и агрессия с их стороны табуируются, за твёрдый отказ — например , в знакомстве — женщину могут оскорбить , покалечить или даже убить . А в Гарварде выяснили , что только 7% выпускниц MBA решаются обсуждать с руководством зарплату — против 57% выпускников‑мужчин.
К тому же всем нам с детства прививают уважение к старшим — непоколебимое и зачастую слепое. Родителям и учителям нельзя перечить , их мнение нельзя оспаривать и подвергать сомнению — даже если они говорят откровенную чушь или делают что‑то противозаконное .
Это довольно опасная установка , из‑за которой дети становятся жертвами сексуального насилия, терпят неадекватных учителей и тренеров.
А потом переносят понятие « старший » на начальников , чиновников , телеведущих или любых других людей, имеющих авторитетный вид . И боятся не то что возразить — даже подумать о том , что этот серьёзный , умный и взрослый человек может быть не прав.
На эту слабость — осознанно или нет — давят манипуляторы всех сортов . Начальники‑эксплуататоры — когда просят поработать сверхурочно, без оплаты конечно же . Разве можно отказать такому серьёзному, уважаемому человеку? Продавцы — когда впаривают какой‑то ненужный нам товар , нацепив самую добродушную и располагающую мину . Ведь если мы скажем нет — да ещё и такому чудесному парню, он расстроится, а мы будем чувствовать себя отвратительно.
А есть ещё рекламщики , которые активно эксплуатируют гендерные стереотипы и наше желание быть правильными . Ты ведь хорошая жена и мать ? Тогда купи нашу индейку и приготовь 28 блюд для своей семьи. Ты настоящий мужчина ? Ешь наши бургеры и стейки, покупай внедорожник и абонемент в качалку. И конечно , нельзя не упомянуть токсичных родственников , партнёров и « друзей », которые навязывают нам своё мнение и свои желания.
Как избежать ловушки
Из‑за синдрома хорошей девочки мы позволяем себя использовать , не умеем защищать границы и живём не своей жизнью . В основе этой ловушки лежит страх быть отверженными и потребность в принятии, поэтому избавиться от неё усилием воли не выйдет.
Придётся научиться говорить нет и заявлять о своих желаниях .
Это требует практики — поэтому начинайте тренироваться на самых «нестрашных » ситуациях . Например , отказывайте телефонным спамерам и продавцам различных услуг . Если справитесь с этим , переходите к более тяжёлым случаям — обнаглевшим начальникам и родителям‑манипуляторам.
Говорите нет так часто , как только можно , — после нескольких раз отказы будут даваться вам куда легче . Можно заранее отрепетировать разговор перед зеркалом, подготовить аргументы , поработать с возражениями , которые могут на вас посыпаться. Отказывать нужно вежливо , но твёрдо и решительно — не извиняясь , не сомневаясь и не расшаркиваясь.
ссылка - Страх того , чтобы быть Загрузить следующую страницу Смотрите также:
& NBSP;
Авторы Авторы и аффилированные лица )фото?
фото манипуляции?
фото
заживо погребенные?
Манипуляция начинается там где кончается : Собеседники, которые спокойны и немногословны. Вы не знаете , о чем они в действительности думают или чего хотят . Это тип собеседника
Манипуляция Любое общение — это по большому счету манипуляция . Все что мы говорим , по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Манипуляция начи …
Манипуляция
Любое общение — это по большому счету манипуляция .
Все что мы говорим , по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Манипуляция начинается там , где кончается
логика и здравый смысл . Манипуляция апеллирует к чувствам , привычкам , воспитанным стереотипам и моделям
поведения.
Существует множество способов и видов манипуляций, однако по направленности эмоционального воздействия
можно выделить шесть основных типов.
— Манипуляция любовью.
В детстве вам говорили : « Если ты не будешь есть
кашу , я тебя любить не буду».
Это одна из самых коварных и жестоких манипуляций, которыми часто пользуются в
семьях. Ребенок , привыкший к такому обращению , начинает понимать что его любят не за то, что он есть , а за то, что он
что-то делает или не делает по указу. Это становится отличной базой для дальнейших манипуляций уже взрослым
человеком.
— Манипуляция страхом.
В детстве вам говорили : «…будешь себя плохо вести — придет Бабай и
…».
Использование людских страхов — одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей . Очень часто
они играют на недостаточной информированности человека . Вспомните ментов и мелких чиновников .
— Манипуляция
неуверенностью в себе.
Манипуляция — это всегда вопрос власти . «Я — начальник , ты — дурак ». Проблема
начальника-манипулятора ( будь он мамой , папой , боссом или президентом ) заключается в том , что он не обладает реальным
авторитетом, не является властью , но хочет ей быть . С ним, безусловно , можно начать играть в «поддавки » и льстить . Но
этой лести ему никогда не будет достаточно . Он будет ненадолго успокаиваться , а потом вновь и вновь искать
подтверждение своей состоятельности за счет чужих недостатков . Однако , манипулировать вами он сможет только в том
случае , если вы по поводу своего недостатка переживаете . Примите себя и свои слабости или избавьтесь от них .
— Манипуляция чувством вины.
Очень
распространена в семейной жизни . Ее использование приводит коллекционированию чужих провинностей. Или их
«изобретению».
Манипуляция чувством гордости ( идеей « сверх я»).
Тщеславие возведено в ранг главной идеи
западной цивилизации. Быстрее , выше , сильнее и дальше со всеми остановками вплоть до конечной . Главное не
останавливаться и не задумываться . «Я »!
— Манипуляция чувством жалости.
Особенности этой манипуляции — она
такая , немного детская , школьная — «Мариванна, у меня зуб заболел , можно я домой пойду ». Существуют очень коварные и
тонкие манипуляторы чувством жалости — « жертвы », которые все время жалуются на жизнь и собирают дивиденды — слова
ободрение и помощь.
Базируясь на основных человеческих чувствах , эмоциях и хорошем воспитании, манипуляторы
применяют вполне конкретные методы :
— Манипулятор играет на « азарте », жадности , зависти и любви к дармовщинке (« Остался последний экземпляр … Конкуренты уже купили , а Вы что же … Денег нет , что ли? Так и скажите … Только сегодня с 50%-й скидкой …»)
— Манипулятор сообщает жертве « страшный эталон », по сравнению с которым « цена просто смешная » («… обслуживание у нас стоит 2000 долларов … / пауза /… Ну , если без замены … — то 1000 долларов . Есть , конечно , еще компакт, за 700 долларов … но дешевле 150 просто ну не имеет смысла …»)
— Манипулятор отвлекает внимание жертвы , «сбивает с толку » ( приход кого-либо, посторонний звонок; жертве мимоходом сообщается что-то значимое для нее, но не относящееся к теме )…
— Манипулятор подменяет цель общения — вместо цели , которой он на самом деле добивается , упор делается на обсуждение деталей , как будто цель — нечто уже само собой разумеющееся и достигнутое (« Вам удобнее во вторник в 14:30 или в четверг в 16:30?» « Платить будете наличными или по безналу?»)
Вариант : манипулятор обращается к «партнеру » — например , по телефону — и обсуждает детали « уже состоявшейся » сделки («я понимаю , что рабочий день уже закончился , но я не хочу заставлять клиента ждать , поэтому ты уж подъезжай пожалуйста … через 20 минут мы тебя ждем … ну хорошо , через 25, / обращение к «жертве »/ — Вы подождете 25 минут ?». Теперь , когда « партнер », не взирая на закончившийся рабочий день , приедет, отказываться « просто некрасиво »).
— Манипулятор играет на чувстве собственной важности собеседника : занимает намеренно «подчиненную » роль , демонстрирует свое незнание , некомпетентность («Я хотел бы обратиться к Вам за советом. Мне порекомендовали Вас как опытного специалиста , поэтому , вероятно , только Вы сможете мне помочь …»). Это приподнимает жертву в своих глазах и усыпляет ее бдительность .
— Манипулятор ссылается на авторитеты, либо выдает себя за авторитет ( миллионер , профессор , « лично знающий товарища Шульберта », «Академик Всемирной академии гештальт-терапии и психоанализа »; многочисленные атрибуты — дорогая одежда , часы , автомобиль , «звонки с обсуждением миллионных сделок » и т. п.)
— Манипулятор использует так называемые «поглаживания»:
…Поддакивание.
…Дружеские жесты и мимика : хлопок о плечу, обнимание , подмигивание.
…Заступничество. « Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно».
…Успокаивание. « Не бойтесь , не волнуйтесь , все хорошо » (отнимая при этом кошелек).
…Использование имени собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека.
…Комплименты. «Читал Вашу книгу , не мог оторваться . Это потрясающе !»
… Сообщение хороших новостей.
«Общие интересы »: «Я тоже болельщик . Как вчера Зенит сыграл ?»
— Манипулятор играет на дружеских либо родственных связях . «Ты же не откажешь другу ». Недаром считается , что родственники и друзья — плохие бизнес-партнеры.
— Поддавки. Манипулятор делает жертве «уступку », создавая впечатление , что отказывается ради нее от чего-то ценного (« Только для Вас я поговорю с начальником , может он позволит сделать скидку … хотя и не хочется его беспокоить … но уж для вас , так и быть…»)
Вариант — большее-затем-меньшее требование (« Купите билет на замечательный спектакль . Не хотите ? Почему ? Ах, как жаль … Ну , тогда купите хотя бы шоколадку »).
— Постепенность . Манипулятор играет на желании людей быть разумными и последовательными в своем поведении. Жертва совершает казалось бы мелкие « разумные » в каждый момент действия , постепенно приближаясь к навязываемому решению .
Пример — внедрение православия в постсоветскую Россию . Сначала убежденным атеистам предложили быть более терпимыми к различным взглядам , в том числе к религии. Потом — « нет , сам то я не верю , но наверно что-то такое все-таки есть ». Потом граждан начинают приучать к традициям — кулич к пасхе, «Хв » — «Вв », все в прорубь … Потом — репортажи с церковных праздников по телевидению истово крестящимися бывшими руководителями партии и КГБ . Помаленьку , шаг за шагом …
Манипуляции и защита от них
Любое общение – это по большому счету манипуляция . Все что мы говорим , по нашей идее должно вызвать определенную реакцию. Манипуляция начинается там , где кончается логика и здравый смысл . Манипуляция апеллирует к чувствам , привычкам , воспитанным стереотипам и моделям поведения . Манипуляции бывают позитивные , негативные и нейтральные, бытовые и профессиональные , искренние и нет и разной степени осознанности. Манипуляции бывают не обязательно скрытыми и используют самые разные способы влияния : подкуп , давление , выстраивание ситуации и т. д.
Согласно краткому психологическому словарю » манипуляция (фр. manipulation – лат. manipulatio – manipulus горсть ) – 1) движение рук , связанное с выполнением определенной задачи . 2) Демонстрирование фокусов , основанное на ловкости рук , умение отвлечь внимание зрителей от того , что должно быть от них скрыто . 3) махинация , мошенническая проделка . Можно добавить , что манипуляция – это способность , по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека , либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.
Особенность манипуляции состоит в том , что манипулятор стремится скрыть свои намерения . Поэтому для всех , кроме самого манипулятора, манипуляция выступает скорее как результат реконструкции, истолкования тех или иных его действий , а не непосредственное усмотрение . В связи с этим возникает резонный вопрос : является ли манипуляция феноменом, то есть явлением , постигаемым в чувственном опыте , объектом чувственного созерцания?
Манипуляция является видом психологического воздействия , при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений , отношений или установок, не совпадающих с теми , которые имеются у адресата в данный момент Манипуляция – это психологическое воздействие , нацеленное на изменение направления активности другого человека , выполненное настолько искусно , что остается незамеченным им. Манипуляция – это психологическое воздействие , направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий . Манипуляция – это искусное побуждение другого к достижению косвенно вложенной манипулятором цели.
Выделяют три главных , родовых признаков манипуляции. Во-Первых, это – вид духовного, психологического воздействия ( а не физическое насилие или угроза насилия ). Мишенью действий манипулятора является дух , психические структуры человеческой личности . Во-Вторых, манипуляция – это скрытое воздействие , факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. В-Третьих, манипуляция – это воздействие , которое требует значительного мастерства и знаний.
Природа манипуляции состоит в наличии двойного воздействия – наряду с посылаемым открыто сообщением манипулятор посылает адресату «закодированный » сигнал , надеясь на то, что этот сигнал разбудит в сознании адресата те образы, которые нужны манипулятору. Это скрытое воздействие опирается на «неявное знание », которым обладает адресат , на его способность создавать в своем сознании образы, влияющие на его чувства , мнения и поведение.
Среди типов защиты выделяют пассивную, активную и контрманипуляцию.
При пассивных методах адресат не дает понять , что разгадал тайные намерения манипулятора. А поскольку последние направлены против намеченной жертвы – адресата, то предание их огласке могло бы привести к конфликту . Неразглашение же намерений манипулятора позволяет мягко уйти от конфликта , избежав в то же время участи жертвы.
Смысл пассивной защиты – в задержке адресатом спонтанных реакций. Неожиданность – важное преимущество манипулятора. Все приемы пассивной защиты «сбивают темп » психологической атаки, давая жертве время . Для обдумывания ситуации . А манипулятора они заставляют или раскрыть свои замыслы , или отказаться от них .
Пассивную защиту рекомендуется применять в следующих случаях:
- когда вы не знаете , как поступить;
- когда не хотите портить отношения с манипулятором.
Пассивная защита может осуществляться в следующих формах:
- Сокрытие адресатом манипуляции своих ситуативно переживаемых эмоций и чувств . Такое сокрытие не позволит манипулятору « обнаружить » истинные эмоции и чувства адресата манипуляции и оказать психологическое воздействие на них . Эмоциональная « маскировка » адресата на протяжении всего периода делового общения, жесткий контроль переживаемых им ситуативных чувств послужат своеобразной преградой для манипулятивного вторжения.
- Дистанцирование адресата манипуляции от манипулятора. Максимально возможное в рамках заданной деловой ситуации увеличение личностной зоны общения с манипулятором позволяет избежать адресату манипуляции значительного влияния психологического пространства манипулятора и включенных в него активированных психических комплексов , агрессии и силового давления.
- Выстраивание смысловых и семантических барьеров с манипулятором при обсуждении вариантов решения деловой проблемы . Адресат манипуляции ссылается на « трудности » восприятия смысла передаваемой манипулятором информации и употребляемой им терминологии ( например : « Предложенный Вами вариант решения проблемы требует дополнительной проработки и осмысления »; « Трактовка употребляемых Вами терминов слишком спорная и некорректная»).
- Уклонение от психологического контакта с манипулятором. Уход от « малого разговора » с манипулятором. «Вербальную разведку » манипулятора, предпринимаемую им с целью установления психологического контакта, адресат манипуляции оставляет без внимания . Призыв манипулятора к выстраиванию доверительных отношений на предложенных им условиях адресат манипуляции « не замечает » и по существу игнорирует.
- Выявление метакоммуникаций – скрытых смыслов , мотивов, предположений , предпочтений, интерпретаций в коммуникативном потоке информации , транслируемой манипулятором. « Прозрачность » вербальных сообщений манипулятора адресат может установить с помощью постановки целой серии открытых , уточняющих и поясняющих вопросов ( например : « Что на самом деле Вы имеете в виду , предлагая этот вариант решения проблемы ?», « При каких условиях Вы хотите достигнуть такой эффективности в решении проблемы ?»).
- Внимательное отслеживание адресатом ответов манипулятора на поставленные вопросы и регистрация возможного возникновения в этих ответах оговорок и обмолвок поможет ему установить некоторый скрытый смысл в предлагаемом манипулятором варианте решения деловой проблемы.
- Применение статусной и ролевой защиты . Адресат манипуляции с помощью логических доводов и аргументации делает ссылки на необходимость четкого следования своему статусу, своим должностным полномочиям и выполняемой профессиональной роли, которые « не позволяют » ему полностью принять предложенный манипулятором вариант решения деловой проблемы.
- Поведенческая и операциональная блокировка действий манипулятора. Проявление со стороны адресата намеренной рассеянности и невнимательности к технологическим ухищрениям манипулятора, нарочитой замедленности в ответных психических реакциях и поведенческих действиях способствует блокировке действий манипулятора.
- «Уход» от предсказуемости в поведенческих реакциях и действиях . На специально выстроенные коммуникативные запросы манипулятора, ожидающего получить ответные стереотипные реакции и поведенческие действия , адресат манипуляции осуществляет операциональную задержку таких реакций и действий , если они возникают у него. Эта задержка может выразиться как во временной отсрочке ответных действий адресата, так и в намеренно демонстрируемых им нерешительности и осторожности . Например , в ответ на предложенное манипулятором очень привлекательное и выгодное для адресата манипуляции решение деловой проблемы , он может проявить колебание и выразить сомнение в возможности реализации такого решения . При этом важную роль играет непредсказуемость психического реагирования и ответных поведенческих действий адресата манипуляции, если адресат ведет себя так , что его нельзя «просчитать », то манипулятору не к чему будет подстраиваться.
- Фокусирование внимания манипулятора на наиболее важных для решения деловой проблемы задачах . Манипулятор пытается всячески отвлечь внимание адресата манипуляции от этих задач, переключить его на второстепенные цели , которые заслоняют от него действительно важные для принятия решения обстоятельства ». Отслеживание адресатом содержательной значимости обсуждаемых вопросов для решения деловой проблемы является , несомненно , надежным операциональным приемом защиты от манипулятивного психологического воздействия.
- Временное прерывание адресатом манипуляции делового контакта с манипулятором. Необходимость такого прерывания может быть продиктована возникновением напряженного эмоционального фона деловой коммуникации, агрессией или интенсивным психологическим давлением манипулятора. При этом вербально озвученным предлогом для такого прерывания делового контакта могут послужить вполне « очевидные поводы » ( выполнить « срочное поручение » высокостатусного руководителя , или , напротив , дать исполнителю « срочное поручение », сделать « срочный звонок»).
Рассмотренные техники пассивной защиты от манипулятивного вторжения обладают разной степенью эффективности , и их применение в технологическом процессе общения во многом диктуется заданными параметрами ситуации и видом технологии, используемой манипулятором.
Наряду с техниками пассивной защиты адресат манипуляции может использовать техники активной защиты . Основная цель этих техник – дестабилизировать активность манипулятора таким образом , чтобы он совсем отказался от своих манипулятивных намерений.
Опыт показывает , что в большинстве случаев манипулятор , натолкнувшись на пассивную защиту , прекращает свои попытки.
Ведь его главное преимущество – в стремительности натиска , неожиданности , когда у адресата нет времени сообразить , как выйти из положения. Повторение манипулятором посягательства, во-первых, дает время адресату для подготовки наилучшего ответа, во-вторых, высвечивает истинную цель манипулятора и разрушает заготовленное им распределение ролей. Но для более агрессивных манипуляторов существуют активные методы защиты.
Главное в них – психологический настрой . Манипулятор обычно эксплуатирует желание выглядеть достойно . Поэтому сказать , например : « Боюсь , ты сильно преувеличиваешь мои достоинства ( щедрость , возможности , способности )». Эти слова освобождают от оков и открывают широкое поле защитных возможностей.
Применять активную защиту нужно конечно , не тогда , когда адресат находится в зависимости ( служебной , материальной , родственной и т. д.) от манипулятора. Если пассивная защита означает « остановить агрессора », то активная – разоблачить его.
Дело в том , что манипуляция является конфликтогеном, поскольку может привести к конфликту , а активная защита является встречным конфликтогеном, не уступающим, а то и превосходящим по силе действие манипулятора. По закону эскалации конфликтогенов, манипулятор ( сразу или потом ) ответит конфликтогеном еще более сильным , что в итоге приведет к открытому конфликту , в чем зависимая сторона обычно не заинтересована.
Кроме случаев прямой зависимости, есть еще и препятствия : воспитание , привычки соблюдать определенные нормы общения, в частности избегать высказываний , могущих обидеть собеседника. Воспитанному , интеллигентному человеку психологически труднее решиться на активные методы защиты от манипуляций.
Существенное отличие техник активной защиты состоит не только в их тотальном противодействии манипулятивному вторжению , но и в их контрвоздействии на манипулятора. Наиболее применяемыми техниками активной антиманипулятивной защиты в технологиях общения являются:
- Целенаправленная психологическая атака на манипулятора, осуществляемая адресатом манипуляции. Использование адресатом резких критических замечаний, оценок, осуждения, насмешек по отношению к манипулятивным сигналам и поведенческим действиям манипулятора дестабилизирует психику последнего и вынуждает затрачивать значительную часть энергетических ресурсов своего информационно-силового обеспечения на защиту собственных личностных структур . Это , в свою очередь , ведет к ослаблению манипулятивного вторжения;
- Преобразование адресатом вербальных и невербальных сигналов, получаемых от манипулятора, с учетом собственных интересов в решении деловой проблемы . Такое преобразование на начальном этапе предполагает селективный отбор адресатом манипуляции наиболее значимых для него опорных дискурсов в коммуникативном потоке информации , транслируемом манипулятором. Затем на основе селективного отбора адресат манипуляции осуществляет преобразование опорных дискурсов с учетом собственных интересов. Подчеркивая вербально значимость «принятия » предложенного манипулятором варианта решения деловой проблемы , адресат вместе с тем предлагает собственный сценарий ее решения , в котором учтены не только интересы манипулятора, но и его собственные интересы;
- Использование партнером-адресатом психотехнических приемов встречной манипуляции – контрманипулятивной защиты . Особенность этой техники активной защиты состоит в ее выходе на уровень равноправной силовой борьбы с манипулятором. По существу , контрманипуляция как наиболее сильный способ защиты представляет собой ответную манипуляцию, в которой используются обстоятельства , созданные первоначальным манипулятивным воздействием нападающего субъекта.
Поскольку любая манипуляция немыслима без скрытого психологического воздействия , то и психотехнические приемы встречной манипуляции выстраиваются с его учетом. Распознав манипулятивное вторжение , адресат манипуляции осуществляет свой собственный скрытый поиск мишеней психологического воздействия в психической структуре манипулятора, устанавливая ее « слабые места » и «болевые точки ». Воздействуя на них , адресат может перехватить инициативу манипулятивного управления, например , выдвинуть на первый план деловой беседы вопросы , первостепенные по своей значимости для решения деловой проблемы , взамен второстепенных тем , обсуждение которых пытается навязать ему манипулятор . И потому следующая основная задача адресата состоит в том , чтобы « навязать » манипулятору собственные критерии выбора вариантов решения деловой проблемы и собственную модель оценки этого выбора с помощью их инициирования и обеспечения мотивационной поддержки.
Здесь следует иметь в виду и некоторые инструментальные особенности встречной манипуляции.
Во-первых, контрманипулятивные приемы партнера-адресата будут предприниматься до тех пор , пока манипулятор совсем не откажется от своих намерений . Во-Вторых, осуществляя встречную манипуляцию, адресату необходимо одновременно выстраивать в своей личностной структуре своеобразные антиманипулятивные «щиты », препятствующие манипулятивному вторжению . В-Третьих, цели встречной манипуляции, предпринимаемой адресатом, состоят не только в том , чтобы « обезвредить » манипулятора, но и в том , чтобы добиться решения деловой проблемы с учетом собственных интересов.
Таким образом , защитится от манипуляций можно актуализируя свое поведение.
6 признаков манипуляции в отношениях
Вы чувствуете себя смущенным или виноватым и не знаете , почему ? Возможно , вы чувствуете манипуляцию. Выявление признаков может помочь .
Эмоциональную манипуляцию в отношениях бывает трудно распознать .
Некоторые приемы манипулирования могут быть настолько изощренными , что в конечном итоге вы можете постоянно следить за своим поведением, а не за поведением другого человека .
Быть жертвой манипулятивной тактики в отношениях может повлиять на ваше психическое здоровье . Но научившись определять признаки , вы сможете защитить себя и действовать по ситуации .
Психологическая манипуляция часто относится к словам , умолчаниям и действиям , которые пытаются контролировать то, как другой человек чувствует , думает и ведет себя . Это может повлиять на их представление о себе , отношениях и мире в целом.
Постоянные манипуляции в отношениях могут повлиять на вашу самооценку и вызвать симптомы тревоги или депрессии.
Манипуляции не ограничиваются семейными и романтическими отношениями. Это также может проявиться в дружеских и даже рабочих отношениях .
Манипуляции также могут происходить в больших масштабах посредством освещения в Сми, рекламы или политических кампаний.
Есть несколько признаков , которые могут указывать на то, что вы подвергаетесь манипуляциям в ваших отношениях .
1. Вы пытаетесь игнорировать свою интуицию
Первым тревожным сигналом может быть внутреннее ощущение , что что-то не так или что вы постоянно делаете то, чего не хотите . Вы можете игнорировать это чувство и попытаться убедить себя , что все в порядке.
Фраза «доверяйте своей интуиции » особенно полезна , когда вы думаете , что с вами могут манипулировать .
Например , скажите , что вы расстроены, потому что кажется , что ваш партнер всегда разговаривает по телефону во время ваших свиданий. Вы рассказываете им об этом , но замечаете , что они очень быстро злятся.
Затем разговор переходит к тому , как вы, кажется , испортили свое особое свидание , вызвав спор . Итак , вы забываете о том , что хотели сказать , и вместо этого пытаетесь успокоить их. Тем временем ваш партнер снова проверяет свой телефон .
« Что только что произошло ?» — спрашиваете вы себя , но отмахиваетесь от этого , потому что не хотите создавать еще больше трений.
2. Вы удивляетесь : это вы?
Если вы начинаете сомневаться в себе и своих мотивах, возможно , вы стали жертвой тактики манипуляции.
Возможно , когда-то вы были уверены в своей способности справиться с конкретной ситуацией , а теперь начинаете сомневаться в своих возможностях . Вы даже можете задаться вопросом , являетесь ли вы « проблемой » в отношениях .
Например , вы снова пытаетесь сказать своему партнеру, как вы относитесь к тому , что он так много времени проводит в своем телефоне. Но они говорят , что ты тоже так делаешь и всегда пытаешься найти повод для ссоры .
Вы не чувствуете , что это на самом деле так , но после третьего раза, когда вы слышите этот аргумент , вы задаетесь вопросом , а не в том ли проблема , что вы не отпускаете мелочи. Может быть , вы могли бы просто « расслабиться » и насладиться вечером .
3. Вы чувствуете себя виноватым
Распространенным признаком того , что кто-то может эмоционально манипулировать вами, может быть то, что вы начали чувствовать вину или смущение за определенные действия в отношениях .
Например , вы работаете на двух работах и времени на себя почти не остается. Затем наступает ваш первый выходной за несколько месяцев, и вы решаете провести его дома , в пижаме, перед телевизором .
Когда вы рассказываете об этом своей матери , вы замечаете , что она выглядит расстроенной. Когда вы спрашиваете ее, что случилось , она отвечает, что не может поверить , что вы не придете навестить ее в свой выходной . Вы внезапно чувствуете себя настолько виноватым , что в конечном итоге проводите весь день , помогая ей по дому .
Хотя этот сценарий может развиваться таким образом по разным причинам , это красный флаг , если вы постоянно чувствуете вину за то, что не говорите или не делаете то, что хотите .
Манипулятор выражает недовольство вашими словами или действиями , особенно когда вы пытаетесь установить границы . Затем вы в конечном итоге уступаете, чтобы сделать другого человека счастливым и облегчить свою вину.
4.Ваше ощущение себя затуманено
Обычный признак манипуляции в отношениях — это когда вы начинаете терять ощущение того , кто вы есть , после того , как вы последовали чьим-то явным или скрытым требованиям отказаться от своих мнений и интересов.
В некоторых романтических парах один партнер может перенимать образ жизни и интересы другого человека , например , чтобы избежать конфликта .
Возможно , ваш партнер постоянно избегает проводить время с друзьями и семьей или заниматься тем , что вам нравится. Если вы хотите провести с ними время , вам , кажется , придется делать то, что они хотят .
В семейных отношениях может случиться так , что вы не чувствуете , что можете полностью выразить себя как личность , а также свой жизненный выбор , и вы можете вести себя по-другому, когда находитесь рядом с ними.
5. Вы ходите на яичной скорлупе
Возможно , вы думаете о страхе как о сильной эмоции или реакции на угрозу . Но страх также может проявляться как нерешительность действовать или говорить определенные вещи , чтобы избежать конфликта или трений.
Вы можете даже не осознавать свои чувства — вы просто автоматически избегаете определенных тем или действий .
Некоторые люди могут использовать гнев как тактику манипуляции. Их вспышки могут заставить других людей отступить или изменить свое поведение , чтобы избежать реакции.
Вы можете увидеть эту динамику, когда родитель предупреждает своего ребенка не делать что-либо, иначе другой родитель может разозлиться .
Во взрослом возрасте вы также можете чрезмерно осознавать свое поведение или испытывать признаки беспокойства без явного триггера. Вы можете думать о каждом решении с точки зрения : « Что будет делать другой человек ?»
Например , вы хотите пойти на день рождения своего друга , но знаете , что он не нравится вашему партнеру. В прошлый раз , когда вы проводили время со своим другом , ваш партнер не разговаривал с вами часами .
На этот раз вы дважды думаете об этом , прежде чем принять приглашение , предвидя , что вам , возможно , придется иметь дело с неудовольствием вашего партнера , если вы это сделаете .
6. Вы начинаете сомневаться в своем психическом здоровье
Манипуляции могут не только вызывать стресс и тревогу, но и вызывать у вас чувство смущения и неуверенности в своих действиях и эмоциях .
Вы можете начать задаваться вопросом , не являются ли ваши реакции симптомами психических заболеваний .
Тактика манипулирования, например газлайтинг, чаще всего является причиной этих чувств .
Например , вы обсуждаете свой следующий отпуск со своим партнером, и он спрашивает , почему вы не рассматриваете Канкун.
Напомни им, что когда они приезжали в прошлый раз , они сказали , что ужасно провели время . Они отвечают : «Я никогда такого не говорил ! Ты вообразил это .
Вы уверены , что они несколько раз жаловались и говорили , что больше сюда не вернутся . Но , может быть , вы это себе представляли ? Ведь , по словам вашего партнера , с вами такое случается часто .
Когда кто-то постоянно подвергает вас газлайтингу, вы начинаете сомневаться в своей памяти и самочувствии до такой степени , что не уверены , что определенные вещи вообще происходили. Достаточно « любопытно », что это только кажется , что происходит с вами рядом с этим человеком.
Существуют разные виды манипуляций. Три из наиболее распространенных :
- Индукция вины. Человек , манипулирующий вами, может предположить , что с вами произошло что-то негативное из-за кого-то другого , или он может сыграть на вашей неуверенности , чтобы заставить вас чувствовать себя виноватым . Это включает в себя роль жертвы .
- Заискивание . Они могут преднамеренно пользоваться вашей благосклонностью , чтобы получить от вас что-то или продвинуться вперед .
- Обман . Они могут быть нечестными , искажая или скрывая правду .
Но манипулирование отношениями может проявляться и в других формах, которые могут оказаться не такими простыми или непростыми для идентификации.
Другие методы манипуляции могут включать :
- Бомбардировка любовью. Они могут уделять вам интенсивное и постоянное внимание и привязанность , чтобы быстро создать эмоциональный интерес и зависимость .
- Газлайтинг. Вас могут уволить , чтобы заставить сомневаться и сомневаться в себе .
- Пассивно-Агрессивное поведение . Они могут отпускать саркастические комментарии или шутки , которые впоследствии могут быть отвергнуты словами «Я просто пошутил » или «Вы слишком близко ко всему относитесь ».
- Триангуляция. Они могут привлечь другого человека , чтобы оправдать свое мнение или заставить вас чувствовать себя неуверенно .
- Скрытые или явные угрозы . Они могут хотеть напугать вас определенными комментариями или поведением.
- Бесшумное лечение . Они могут игнорировать вас или перестать разговаривать с вами в качестве эмоционального наказания .
Не все , кто манипулирует, на самом деле осознают , что они это делают . Они могут думать , что так устроены отношения , или даже полагать , что вы ими тоже манипулируете, и им нужно реагировать .
В некоторых случаях они могут знать о своих действиях , но не о том , как они влияют на вас .
Затем есть те , кто играет в манипулятивные игры , прекрасно зная , что они делают и какое влияние эти действия оказывают на других .
Это не обязательно делает их « плохими парнями ». Вместо этого это может указывать на то, что они живут с психическим заболеванием , которое может потребовать профессиональной поддержки .
Хотя исследования показывают , что большинство людей время от времени прибегают к той или иной форме манипулирования, люди , регулярно использующие тактику манипулирования, могут иметь сложные причины для своей потребности в контроле.
Эти причины могут включать :
- расстройство личности кластера B, такое как нарциссическое расстройство личности (NPD) или истерическое расстройство личности
- вырос в семье, где обычно применялась тактика манипулирования
- боялся потерять контроль или быть осужденным
- имел плохие коммуникативные навыки , препятствующие способности эффективно сообщать о своих потребностях
- использование защитных механизмов
- тревожный стиль привязанности
Выявление признаков манипуляции в отношениях — первый шаг к самозащите. Вот некоторые другие меры предосторожности , которые вы можете принять :
Обращайте внимание на свои эмоции при общении с кем-либо
Старайтесь обращать внимание на то, как вы себя чувствуете рядом с этим человеком.
Если вы испытываете неприятные эмоции , такие как неуверенность в себе , страх или чувство вины, рассмотрите возможность отвлечься от них на некоторое время , чтобы ясно обдумать происходящее .
Поддерживайте тему разговора
Люди , использующие тактику манипулирования, часто отвлекают разговор от темы. Это может быть либо для того , чтобы отвлечь вас от реальной проблемы , либо для достижения их цели — вести общение .
Сосредоточенность на теме может помочь предотвратить развитие разговора в желаемом направлении .
Установление границ
Нечеткие границы в отношениях могут облегчить манипуляции. Может быть полезно определить границы , которые вы хотели бы установить в этих отношениях , и работать над их соблюдением.
Хотя легче установить границы в начале отношений , никогда не поздно подумать о том , чтобы мягко , но твердо сообщить о том , что вы хотите или не хотите терпеть .
Большинство людей могут измениться , когда они решат это сделать , и получить для этого необходимую им поддержку . Однако , когда кто-то не знает о своем поведении или у него нет желания меняться , этот переход менее вероятен .
Вот почему так важно сосредоточиться на себе и на том , чего вы хотите от отношений . Остальное может не зависеть от вас .
Хотя все время от времени используют приемы манипуляции, некоторые люди постоянно используют их в отношениях .
Некоторые методы манипулирования может быть труднее обнаружить , но их выявление может помочь вам оставаться в безопасности и принимать решения о ваших отношениях .
Отношения , в которых постоянно используются тактики манипулирования, могут сильно повлиять на вашу уверенность в себе и психическое здоровье .
Изменение возможно , но инициировать его должен другой человек . Вот почему важно в первую очередь сосредоточиться на себе и придумать способы установить четкие границы .
7 Тактика манипулирования, которую нужно знать
Манипулятивные тенденции могут проявляться в любых отношениях . Знание того , что искать , может помочь вам избежать их.
Манипуляция может случиться с кем угодно в самых разных отношениях , от друзей и романтических отношений до родителей и семейных отношений . Даже коллеги по работе и ваш начальник могут иметь склонность к манипулированию.
Тем не менее , человека-манипулятора трудно распознать .
Манипуляции в отношениях иногда могут быть настолько тонкими и эффективными , что вы можете поставить под сомнение свое восприятие ситуации , а не действия или мотивы другого человека . Газлайтинг может сделать тактику манипулирования особенно трудной .
Но , научившись на что обращать внимание , вы сможете защитить себя от тактики манипулирования и психологических игр до того , как они начнутся.
Манипуляторы часто используют обычные тактики манипулирования и поведение , чтобы получить то, что они хотят . Вот что нужно искать .
Чувство вины
Чувство вины возникает , когда кто-то пытается заставить вас чувствовать ответственность или вину за ваши действия или решения .
Дрейк объясняет , что чувство вины часто связано с использованием того , что один человек сделал для другого , в качестве «рычага », чтобы получить то, что он хочет .
Вот некоторые примеры чувства вины :
- « Если бы не я, ты бы не закончил колледж . Ты должен мне .»
- «Я тот , кто все время работает , пока ты проводишь время с друзьями . Я заслужил эти расходы ».
- « Если ты не можешь прийти , то я могу никого больше не приглашать этой ночью . Тогда нет смысла ».
Ложь
Люди с манипулятивными наклонностями часто лгут , чтобы попытаться контролировать или принудить других , а также избежать вины или последствий своих действий .
Например , подросток , которому запретили общаться с определенной группой, может солгать о своем местонахождении. Или они могут лгать другому родителю о том , что им разрешено встречаться с друзьями .
« Если один из родителей не регистрируется у другого родителя , подростку может быть разрешено пойти с этими друзьями », — объясняет Дрейк.
Патологическая ложь может быть признаком психического расстройства.
Лесть
Трудно отличить комплимент от лести.
Комплимент делается, чтобы искренне указать на что-то положительное , не ожидая выгоды. Но лесть часто используется неискренне как инструмент для получения эмоционального рычага. За лестью часто подразумевается получение чего-то взамен .
Например , тот , кто хочет повышения или продвижения по службе, может регулярно хвалить сильные стороны и достижения своего начальника .
Проекция
Проекция происходит , когда один человек утверждает , что эмоция , которую он испытывает , например ревность , на самом деле испытывает кто-то другой .
Например , человек с манипулятивными наклонностями может вызвать напряжение и драму, но обвинить кого-то другого в создании этой энергии.
Мэгги Холланд, лицензированный консультант в штате Вашингтон , объясняет , что проецирование помогает человеку, который манипулирует, уклоняться от ответственности за свои действия и помогает ему избежать изменения своего поведения . « Но это также может подорвать ваше доверие к собственной реальности », — добавляет она .
Если вы думаете , что можете проецировать, Холланд предлагает сделать паузу и спросить себя : « Это мои или их вещи ?» Это может быть полезно для нарушения проекции.
« Кроме того , очень важно , чтобы мы не проецировали наши собственные ценности на манипулятора, потому что это только навлечет на нас большое разочарование и разочарование », — добавляет Холланд.
« Перемещение ворот »
Иногда , независимо от того , сколько раз вы оказываетесь перед кем-то, кто манипулирует, они меняют свои ожидания в последнюю минуту , чтобы вы постоянно бежали к их «стойкам ворот ».
Кто-То, кто двигает ворота , может вызвать у вас разочарование и истощение .
Холланд объясняет , что с манипулятивными людьми «вы никогда не достигнете этих целей, и ваши усилия и успех не будут признаны, если вы это сделаете ».
Вера в себя , осознание собственных потребностей и отстранение могут помочь избежать чувства деморализации.
Холланд предлагает работать над тем , чтобы понять свои личные ценности , цели и стандарты , чтобы чувствовать , что вы оправдываете свои ожидания.
« Напомни себе , что ты всего лишь человек , делающий все возможное , и этого достаточно ».
Триангуляция
Триангуляция может принимать разные формы , но часто происходит , когда в ваше общение вовлекается третье лицо , вместо того , чтобы оставить проблему между двумя людьми, на которых она воздействует .
Например , манипулятор может вовлечь вашу мать в разногласия , чтобы занять свою сторону против вас . « Теперь , внезапно , вы не согласны с двумя людьми, и шансы не в вашу пользу », — объясняет Холланд.
По словам Холланда, триангуляция часто удерживает манипулятивных людей от необходимости брать на себя ответственность и может защитить их от ощущения , будто они проиграли спор .
Знакомство с триангуляцией может быть полезно для ее обнаружения. Постарайтесь отказаться от «треугольников » всякий раз , когда они возникают несправедливо .
« Это означает , что вам придется установить и придерживаться некоторых жестких границ , но помните , что границы предназначены не для того , чтобы контролировать людей, а для того , чтобы гарантировать , что вы по-прежнему сможете оставаться с ними в здоровых отношениях . пути », — говорит Холланд. « Границы не бессердечны , они на самом деле очень здоровы ».
Бомбардировка любовью
Бомбардировка любовью — это манипулирование с помощью чрезмерного внимания , часто осыпающего вас неуместными подарками , комплиментами , любовью и временем .
Эти вещи могут быть замечательными , но могут сбивать с толку . Тем не менее , любовная бомбардировка — это когда это вызывает восхищение , отнимает все ваше внимание и чрезмерно .
« Поначалу это может показаться замечательным , но обычно это оставляет вас в изоляции и вы теряете из виду , кто вы есть », — объясняет Холланд. « Как только вы «унесены », это внимание может прекратиться , и у вас останется ощущение , что вы ищете его или снова преследуете ».
Если вы уже пережили любовную бомбардировку и находитесь на другой стороне, наберитесь терпения и постарайтесь простить себя . «Ты не слепой . Манипулятор воспользовался вашей нормальной человеческой природой, чтобы почувствовать себя желанным и любимым », — добавляет Холланд.
Вот некоторые способы избежать бомбардировки любовью :
- регулярно проводить время с друзьями и любимыми
- заниматься своими интересами помимо этого человека
- часто проверять себя , чтобы убедиться , что вы согласны со своими ценностями и стандарты
Манипуляция — это принудительное или неэтичное поведение , движимое целью эксплуатации или контроля над другим человеком для вашей личной выгоды.
Тейлор Драун, лицензированный профессиональный консультант , семейный и семейный терапевт, объясняет , что манипулирование « может быть очень эффективным способом получить то, что вы хотите , но оно также может быть очень опасным ».
Она добавляет : « Если кто-то может манипулировать вами, он может контролировать ваши действия и ваши мысли . Важно знать о признаках манипуляции, чтобы вы могли защитить себя от такого рода злоупотреблений ».
Хотя склонность к манипулированию часто незаметна и иногда незаметна , существует четыре стадии манипулирования.
- Лесть . На первом этапе человек , который манипулирует, притворяется добрым , заботливым и готовым помочь . «Они могут вести себя так , будто хотят помочь вам во всем , что вам нужно , но на самом деле они просто пытаются получить от вас то, что им нужно », — объясняет Драугн.
- Изоляция . Это когда человек , который манипулирует, может начать изолировать вас от ваших друзей и семьи. Они могут попытаться убедить вас , что ваши близкие не понимают вас или хотят контролировать вас . Обычно цель состоит в том , чтобы отделить вас от людей, которые могут заметить манипуляцию, объясняет Драугн.
- Обесценивание и газлайтинг. На третьем этапе кто-то, кто манипулирует, может попытаться вызвать у вас чувство вины или замешательства. «Они могут начать говорить вам , что вы неблагодарны или что вы делаете их несчастными », — говорит Драугн. Цель этого этапа — заставить вас усомниться в себе , своих инстинктах и своих решениях . « На этом этапе может быть очень сложно вырваться из-под контроля манипулятора », — добавляет Драугн.
- Страх или насилие . Четвертая и последняя стадия – когда человек , который манипулирует вами, может начать вам угрожать . Согласно Драуну, они могут угрожать бросить вас , причинить вам боль или причинить вред себе , чтобы с помощью страха держать вас под своим контролем. «Бывает очень трудно освободиться от того , кто использует угрозы как форму манипуляции ».
- Контроль . Люди , которые манипулируют, могут быть движимы потребностью в контроле или контролирующими тенденциями, которые могут вызывать волнение .
- Низкая самооценка . Манипуляция может быть для человека способом избежать плохого самочувствия . Джейсон Дрейк, ведущий врач и владелец Katy Teen & Family Counseling, говорит , что « люди манипулируют в основном из-за отсутствия уверенности в себе или чувства собственного достоинства ». «Они могут не чувствовать , что у них есть возможность получить то, что они хотят , за счет собственных заслуг », — говорит он.
- Эго. Распространенная причина среди нарциссических людей : кто-то, кто манипулирует, « может полагать , что он самый умный и способный человек в мире , и может использовать манипуляцию, чтобы подпитывать свое эго, чтобы перехитрить других и получить выгоду от своих усилий », — объясняет Дрейк.
- Личная выгода . Манипулятор может использовать эту тактику , чтобы получить то, что он хочет , например , деньги , власть или внимание .
- Избегание . Манипуляция может помочь избежать ответственности за собственные действия .
Манипуляции могут быть коварными , но вы можете избежать их с помощью следующих стратегий :
- Знайте знаки. Люди , которые манипулируют, часто демонстрируют схожие типы поведения . Остерегайтесь людей, которые слишком дружелюбны , дают пустые обещания или пытаются вызвать у вас чувство вины, объясняет Драугн.
- Следите за своими эмоциями . Вызов сильных эмоций лежит в основе большинства методов манипулирования. « Люди , которые используют манипуляции, часто играют на ваших эмоциях , но помните , что вы не можете позволить им контролировать свои чувства », — говорит Драугн.
- Сохраняйте спокойствие . Может быть важно держать себя в руках и не терять хладнокровия , когда имеешь дело с людьми, которые манипулируют тобой. « Не позволяйте им сбить вас с толку или задеть вас за живое », — объясняет Драугн.
- Избегайте персонализации. Несмотря на то, что манипулирование может быть вредным , постарайтесь усвоить , что это поведение не имеет к вам никакого отношения . « Манипуляция больше связана с другим человеком и его неспособностью удовлетворять свои потребности здоровым образом », — говорит Дрейк.
- Слушай . Хотя кому-то неприятно пытаться манипулировать вами, конфронтация может накалить ситуацию . Попробуйте слушать с сочувствием , чтобы вы могли определить , каковы их потребности или желания , предлагает Дрейк.
- Уважайте свои границы . Выслушав другого человека и почувствовав , что вами манипулируют, важно держать под контролем здоровые пределы и границы . « Если вы отвечаете уважительно , но настойчиво и [ не ] поддаетесь на манипуляции, со временем они, как правило , увидят в вас человека , против которого их тактика не работает , и будут двигаться дальше », — объясняет Дрейк.
- Расскажите кому-нибудь, кому вы доверяете. Общение с кем-то, кто манипулирует, может быть эмоционально истощающим и болезненным . Разговор с близким другом или членом семьи о том , что вы испытываете , может быть целительным. « Близкие друзья и семья часто могут дать вам отличный отзыв и совет , и полезно уметь слушать , когда имеешь дело с кем-то, кто манипулирует », — добавляет Дрейк ИМЕНИ ПАДШИЙ АНГЕЛ Список павших имен ангелов Прочитайте больше ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ
ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (манипуляции)
ЗЛОЙНЫЕ ПОРОКИ ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (манипуляции)?
манипуляции создают манипуляции?
манипуляции, и конец?
манипуляции,
Борьба с женским манипулированием
Главная цель , ради которой осуществляется " взлом " - это тестирование мужчины на его силу . Если не поддался, значит сильный , и его можно рассматривать как подходящую кандидатуру для создания семьи. И значит , другая его увести не сможет . Однако , и "окольцевав " мужчину , женщина продолжает попытки его "взламывания ".
Теперь о второй цели . " Самый главный вопрос есть вопрос о власти " (В.И. Ленин ). По сути дела , разговор идёт не о манипулировании, а о лидерстве. Кто будет лидером в семье? Каким будет это лидерство ? Какими ценностями будет жить семья - эмоциональными или рациональными ? Постоянно производя попытки манипулирования, женщина ( чаще всего неосознанно ) стремится подчинить мужчину себе , найти "ключик ", слабое место , за которое следует ухватиться , чтобы " взломать " всю систему.
Мужчинам следует иметь в виду , что женщина подходит к проблеме захвата власти путём принципиально иным , чем мы . Она не навязывает свою волю простым , примитивным образом , позволяющим рулить отношениями в целом , как то обычно делают мужчины . Женщина как бы разделяет процесс отношений на мелкие составляющие , и пытается воздействовать именно на них . При этом она умело пользуется тем , что мужчина воспринимает любую проблему в целом, генерализованно, и чаще всего не любит опускаться до мелочей .
Особенность женской натуры в том , что в этом процессе " воздействия на мелочи " она развивает невиданную для нас изобретательность и фантазию . Каждый новый шаг оказывается для нас чаще всего неожиданным . Грубо говоря , решительно непонятно , что наша женщина в очередной раз выкинет .
Общая схема выглядит следующим образом :
1. " Взлом " есть навязывание нам готовой модели поведения в виде вопроса , каприза, требования , предложения установки , навязывания собственного сценария.
2. Наша ответная реакция ( если мужчина "взломан ") запоминается, откладывается где-то в глубинах женского подсознания, отвечающего за манипулирование.
3. В аналогичных ситуациях женщина обращается к уже готовой модели, укоренившимся навыкам , и свободно использует их. Мы , в свою очередь , уже имеем навык подчинения в данной ситуации , та как не осознаём, что нас "взломали ".
4. На этом женщина не останавливается , и продолжает " взлом " в других ситуациях , навязывает другие модели.
5. Если мужчина не повелся, то в ситуации остаётся недосказанность , неопределённость .
6. Женщина , таким образом , не знает своего мужчину до конца , поскольку неизвестно , что он дальше вытворит в ответ на попытку манипулирования.
7. Она как бы останавливается , приседает и недоумённо пытается озираться . В этот (и только этот ) момент женщина полностью открыта для принятия нового опыта , для изменения собственных поведенческих моделей, она ждёт , что мужчина поведёт её за собой . Иными словами - оставила ( пусть и на время ) попытки подчинить мужчину и вместо этого сама начинает подчиняться . Наше неожиданное решение блокирует женские навыки манипулирования и включает программу послушания .
8. Отсюда следует , что мужчина всегда должен действовать на опережение , постоянно держать свою женщину в неизвестности. Навязывать ей свой собственный , неожиданный ею сценарий . Полностью понятный , легко управляемый мужчина для женщины скучен.
Какой бы придумать пример ? Допустим , в семье стандартное распределение ролей - мужчина добытчик , а женщина работает на полставки и ведёт хозяйство . Внезапно она заявляет вечером в уик-энд : " Все эти дни я не буду мыть посуду, ты будешь мыть ".
В случае если мужчина "взломан ", его реакция будет одной из следующих :
- начать упрашивать жену продолжать мыть посуду;
- вступать в дискуссию , используя любые , даже самые убедительные аргументы ;
- попытаться вернуть status quo грубостью или силой ;
- безропотно начать мыть самому.
Нестандартных сценариев ( если мужчина не "взломан ") может быть сколько угодно , в зависимости от фантазии - чем больше и неожиданнее, тем лучше :
- предложить поехать в дом отдыха на все выходные. Там посуду вообще не придётся мыть ;
- единолично смыться в командировку;
- купить одноразовую посуду;
- купить посудомоечную машину ;
- спустить посуду в мусоропровод;
- всю неделю ужинать в ресторане;
- выложить в своём Жж запись с вопросом к публике : как поступить , если жена вдруг отказалась мыть посуду;
- выложить в своём Жж запись с рассуждением о женском манипулировании, рассказав всем , как следует поступать , если жена внезапно отказалась мыть посуду. Можно процитировать и меня )))
- просто улыбаться и заявлять прямо : " Какая ты у меня капризуля . Настоящая женщина !" После этого (в зависимости от обстоятельств ) можно обнять и поцеловать . Само собою , она тут же разомлеет. А дальше всё становится просто . Женщины очень любят , когда подчёркивается их женственность ( следовательно , притягательность для мужчин ). Этот факт можно очень хорошо использовать (kf_hh);
- демонстративно взять в руки газету бесплатных объявлений , со словами " Где тут у нас домработницы?" ( кстати , "звиздение " на тему "ты сцуко даже домработницу нанять не можыш " является иногда любимым словоизвержением )) набрать номер : "Аллё, домработницу на неделю . Требования : Мытьё посуды. Возраст : 18-25 лет , симпатичная , размер бюста 4." <...> Приходящей Посудомойщице отвешивать разнообразные комплеманы, ( руками не трогать , боже упаси!))) можно задарить цветок . Деньги демонстративно вручать , новенькие и хрустящие. По тарелке провести пальцем с прибауткой типа : " Да это не тарелки! Это просто пластинки музыкальные!" ( Аркадий Шин в комментарии );
- кому-то подойдёт и следующее : " Дорогая , да нет проблем . Я очень ценю наши отношения , и потому с удовольствием помою сам . Всё равно , кто её моет ". В этом случае важна позиция самоуважения. Один из анонимных комментаторов справедливо указал , что слушаясь женщину , никогда не следует указывать , что её слушаешься . in200 добавляет , что " необходимо реагировать разнообразно в плоскости позитивно-деструктивно... Женщина должна на подсознательном уровне понимать , что она не в состоянии прогнозировать - конструктивные или деструктивные действия она порождает..."
Одним словом , выбирайте то, что вам по душе , вариантов очень много .
Самое главное :
а ) Вовремя понять , что не бывает случайных, беспричинных капризов у женщины ;
б ) Ни в коем случае не спасовать , найти выход , не поведясь на предложенный сценарий . При этом выход должен быть обязательно неожиданным ;
в ) Ни в коем случае не следует использовать женские приёмы и методы в ответ на попытки манипулирования ( а именно - эмоциональную же реакцию ). Здесь , на женском поле , мы наверняка проиграем;
г ) В самой женской попытке "взлома " чаще всего уже содержится указание поведения , которое нам навязывают (приведённый пример - самый простой , женщины могут придумать и похитрее , где манипулятивную подоснову сразу и не разглядишь );
д ) Попыткам "взлома " следует противопоставить только ум , фантазию и силу , - словом , то, чего у женщины нет . Женщины просты , линейны, особой фантазией не отличаются , и предпочитают ожидаемые ответы и реакции, а именно - эмоциональные . " Женщине нужно постоянно подпиливать рожки. Тогда она будет бодаться всё реже и реже ".
е ) Не следует оставлять женскую выходку без внимания ( мол , " куда ты денешься, всё равно будешь мыть , твоё место на кухне "). Кошка привыкает не к хозяину , но к дому . Женщина выбирает себе не столько мужчину , сколько модель отношения к ней. От невнимательного мужчины (в том числе невнимательным и к "взломам ") женщины чаще всего уходят.
ё ) Усвоенный навык противостояния женщине следует закрепить , чтобы в аналогичной ситуации умело использовать , не расходуя излишних ресурсов.
ж ) Реагировать на женский " взлом " следует как можно оперативнее. Даже неверный ответ , найденный вовремя , является верным .
з ) Внезапное нежелание мыть посуду ( приготовить еду , помочь с уборкой и т.д.) - не просто случайный " бабский каприз ", но самая настоящая , однозначно интерпретируемая попытка "взлома ". Это часть жизненной стратегии манипулирования, которую разрабатывают почти все ( нормальные ) женщины . Следует помнить , что постоянные рецидивы "взломов " не есть отклонение , это норма . Если не принимает гипертрофированных размеров , то это вовсе не проявление классического бабства , а часть нормальной программы интуитивного поиска самого сильного мужчины ( по ссылкам в самом начале текста ). Эту стратегию мы должны преодолеть с помощью собственной , нелинейной.
и ) Мы должны твёрдо усвоить , и всегда исходить из того , что мужское руководство женщиной - в порядке вещей, а женское манипулирование есть извращение . Рано или поздно женщине передастся сила этого убеждения .
к ) Как бы женщина не любила вас , она всё равно будет пытаться вас " взломать ". Сделаю предположение , что чем сильнее любит , тем чаще будет пытаться .
л ) Женщина обычно не догадывается о собственных попытках "взлома ". На уровне её сознания они предстают как всего лишь самые невинные сиюминутные желания . " Просто захотелось ", не более того .
м ) Мы не боремся с женским манипулированием как таковым , по принципу " око за око , зуб за зуб ". Речь идёт о реализации нашего мужского предназначения - быть лидером . Борьба с манипулированием - лишь часть этого замысла , она должна быть подчинена более высокой цели .
н ) Женщине не следует знать о нашей борьбе. Не следует делиться с ней своими соображениями по теории и практике "взломов ".
о ) Не следует показывать женщине этот текст : ей нужны не теории , но реальное руководство . Если ваша подруга наткнётся на мой Жж, и внезапно что-то спросит по этому поводу , нужно , опять же , не отмахиваясь, небрежно , но веско заявить : " Да мало ли что там напишет Бегемот )) Ты у меня самая хорошая , нас всё это не касается ". После этого обнять и поцеловать . Короче , усыпить её бдительность . Возможно , что в глубине души ваша любимая почувствует , что ей морочат голову . Но поделать всё равно ничего не сможет . Дело в том , что такой сценарий её полностью устраивает .
Дополнения :
" Взлом есть не просто навязывание модели поведения . Т.е. выражается не только , и не столько в конкретных заявлениях, сколько в заведомо ожидаемой ( эмоциональной ) реакции . Надо учитывать , что обратная связь и её аналитика у женщины построена именно на эмоциональных составляющих . Взять , например , классический приём с посудой. Женщина ждёт эмоционального всплеска в виде оправдания , или ещё какой эмоциональной реакции. Да хоть взорвитесь и наорите на неё :) Собственно , в этот момент вы и попались - это и был " взлом ", к вам подобрали "ключик ", сделали управляемым.
Надо понимать , что эмоциональная составляющая в отношениях для женщины и есть если не главная , то весьма сильно доминирующая.
Наиболее эффективный способ противодействия в таких ситуациях - это эмоциональная непроницаемость . Т.е. по вас не должно быть видно , что же вы на самом деле сейчас вытворите . А если вы ещё и знаете хорошо свою женщину , то тем более ваша реакция должна быть абсолютно неожиданна . Но тут я уже повторяюсь. Смотрим п.п. 5-7
Ну и ещё кое-что про взломы. Большая их часть описана в женских глянцах :)) Как это ни странно , но именно там можно найти , описание большинства сюрпризов, которые вам готовят ваши избранницы. Более того , там дан не только механизм , но и чего от нас ожидают в том или ином случае . Praemonitus praemunitus (c) Кто предупреждён, тот вооружён. Но ведь не все читают, скажете вы? Да , но не забываем , что прочитала одна, а рассказала десяти. Так что вот вам ещё один критерий . Поменьше всякого дурацкого чтива в виде глянцев и прочих любовных романов..."</i>
Очень хорошо сформулировал общую теорию bucklazhan: "В двух словах принцип защиты от манипулирования тогда можно выразить следующим образом : Будь сложнее ( чем познаваемый объект ). А все попытки "взлома " есть не что иное , как тест на сложность системы познающей. Возможно также "взломом " руководит подспудное желание женщины увидеть себя (в мужчине , как в зеркале ) сложнее , чем она есть ( знает о себе ), и отсутствие в этом отражении нового измерения и является причиной истерик..."
Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для .
[5]. Текст взят из Википедии.