Автор: Ренато Драммонд Тапиока Нето
Утром 16 октября 1793 года Мария-Антуанетта из Габсбург-Лотарингия была обезглавлена перед зрителями эйфории на площади Согласия (ранее известной как " Место Людовика XV). Женщина умерла, и возник миф, или, вернее, тень, которая будет преследовать всех австрийских эрцгерцогов в те бурные годы, вызванные идеалами французской революции. Отчаявшись, Мария Каролина, королева Неаполя, бросила даже говорить по-французски перед лицом такого зверства, совершенного против ее любимой сестры. При дворе Вены император Священной империи Фрэнсис II издал тяжелый
траур, отказавшись появляться в театре в течение нескольких недель, в то время как газеты демонстрировали возмутительное презрение к фракции якобинцев. Все дамы, одетые в черное, в честь памяти Августейшей дочери Марии Терезы Великой, обезглавили идеологию, которая вскоре окажется катастрофической для всех европейских монархий. В разгар этого состояния напряженности маленькая девочка всего двух лет едва могла понять, почему она видела, как ее тети или ее собственная мать выражают сожаление по поводу смерти человека, которого она даже не встретила. Архиепископа Мария Луиза мало что знала, что однажды она тоже сядет на трон, когда-то занятый ее двоюродной бабушкой. Этому трону суждено было принести несчастье.
Прощание Марии Луизы, Аузу Полина (Леопольдина обнимается со старшей сестрой, в центре портрета).
«Я никогда не буду счастлив здесь. Я чувствую призрак королевы, спрашивающий, что я делаю в ее постели », - сказала императрица Жозефина, жена тогдашнего первого консула Наполеона, когда она поселилась в 1800 году в тех же комнатах, которые когда-то принадлежали Марии Антуанетте во дворце Тулейрас. Было ли такое впечатление, что Мария Луиза почувствовала, занимая те же комнаты, десять лет спустя, когда она вышла замуж за императора французов? Конечно, мы можем сказать, что она никогда не была полностью счастлива, когда ее отправили в страну, где случилось столько несчастий с ее семьей. Биографы последней королевы абсолютизма во Франции, как правило, не имеют очень положительного мнения о первенце Франциска I из Австрии. Стефан Цвейг заходит так далеко, что классифицирует ее как труса, даже не спрашивая себя, «где спал последний и горький сон королеве, которая жила до них и страдала в этих комнатах в Тульхейрасе». Однако мы должны сбрасывать со счетов этого эрцгерцогини такого недостойного мнения, поскольку Мария Луиза оказалась в очень сложной ситуации, пожертвовала ради дипломатических интересов и была отправлена в страну, которая не имела благоприятного мнения об Австрии. В этом случае превращение кладбища на улицу Анжу в поисках обезглавленного суверена, тем более являющегося родственником такого иностранца, как она, может направить гнев населения.
... Таким образом, можно утверждать, что Мария Луиза действовала с осторожностью, смирившись с приказами своего отца и мужа. Однако, как указывает Цвейг, двор Габсбургов не счел приятным вспомнить об обезглавливании члена их семьи, поскольку имперское сознание несколько встревожилось тем, как они оставили Марию Антуанетту на произвол судьбы. По словам самого Наполеона Бонапарта,
"В доме Австрии была привычка молчать о королеве Франции. От имени Марии Антуанетты они опустили глаза и сразу же изменили разговор, словно пытаясь избежать неприятного и раздражающего предмета. Это было правило, принятое во всей семье и рекомендованное иностранным представителям »(apud ZWEIG, 1981, стр. 441).
Этот факт, однако, не помешал императорской семье добровольно принять драгоценности королевы, или чтобы Наполеон скопировал все церемонии брака Антуанетты и Людовик XVI в 1770 году на свадьбу с Марией Луизой 40 лет спустя. В этом контексте разочарования от акта инерции, как бы себя позиционировал молодой Леопольдин из Габсбурга-Лотарингии?
Мария Каролина, королева Неаполя и две Сицилии; любимая сестра Марии Антуанетты и бабушка по материнской линии императрицы Леопольдина (картина Мартина ван Мейтенса).
Конечно, тот, кто станет первой императрицей Бразилии, услышал бы о королеве Франции через уста своей бабушки Марии Каролины, которую Мария-Антуанетта любила «больше всех других сестер». Когда ей было тринадцать лет, маленькая Леопольдина потеряла свою любимую Луизу в этой стране, пропитанной либеральными идеологиями, противоречащими принципам монархической легитимности, на которых основывался дом Габсбургов. Юная архидюшка знала обо всех трансформациях, которые пережила Европа в те годы. Будучи дочерью главы Священного союза, она знала о долге, которого не хватало Марии-Антуанетте в том же возрасте. Леопольдин был ребенком, преданным учебе, энтузиастом минеральных наук и усердным читателем книг. Дочь Марии Терезы Великой, в свою очередь, была девочкой, которая, по словам его наставника, аббата Вермонда, давала много работы, чтобы преподавать, так как это давалось шуткам, избегая тем самым всего, что могло вызвать у него скуку , Ей не нравилась учеба, хотя у нее не хватило терпения потратить более 30 минут на просмотр работ, которые так очаровали нашу императрицу. Тем не менее, именно в момент несчастья эти двое живут наиболее тесно.
Многие историки независимости Бразилии, а также биографы императрицы Леопольдины не сопротивляются, ссылаясь на трагический конец Марии Антуанетты и Людовика XVI, когда они говорят о бурных моментах, когда страна прошла через угрозу, создаваемую Португальские суды. Мэри Дель Пьоре идет еще дальше и связывает отъезд дона Леопольдина с сыновьями на ферму Санта-Крус в результате слухов о нападении войск генерала Авилеса (11 февраля 1822 года) с эпизод, который стал известен как бегство Варенна (20 июля 1791 г.), в котором французская королевская семья под знаком страха пыталась избавиться от суда над революционерами, но безуспешно. Напряженность, которой подвергалась Бразилия после возвращения Д. Жуана VI в Португалию, очень хорошо задокументирована Императрицей, когда она не видела ничего, кроме черного будущего, перед лицом того, что ее муж не решил принять или не стать причиной независимости. ,
Регент Леопольдина, председательствующий на сессии Государственного совета, Джорджина де Альбукерке.
......Хотя они верили в одни и те же абсолютистские принципы, оба суверена продемонстрировали бы разные позиции, когда столкнулись с опасностью. В то время как Мария Антуанетта, которая годами посвятила себя удовольствию, только очень поздно решила осознать свою роль королевы, Мария Леопольдина очень рано была вынуждена принять меры, чтобы она не потерпела такой же конец, как ее двоюродная бабушка , В письме к отцу Франциску I (от 23 июня 1822 года) он заявил следующее:
"... Мой муж, который, к сожалению, любит все новости, ослеплен и, к сожалению, как мне кажется, в конце концов заплатит за все. [...] будь уверен, дорогой отец, что бы ни случилось, я никогда не забуду то, что я обязан религии, своим дорогим отцовским принципам, и не будь обеспокоен, потому что я верю во Всемогущего, который никогда не покинет тех, кто твердо верит ему; в худшем случае, и если все пойдет тем же путем Французской революции, как я боюсь, я увижу свою любимую страну со своими дочерьми, потому что, к сожалению, я уверен, что продажа чуда не упадет с глаз моего мужа ... " >
В только что изложенном отрывке Д. Леопольдина прекрасно понимала, что если Д. Педро не займет эффективную позицию, он может вскоре потерять корону и, в худшем случае, голову (четкая ссылка на конец Людовика XVI). Она, в свою очередь, планировала вернуться в Австрию и остаться с семьей. Однако поворот событий может привести к обратному результату..
Д. Леопольдина, Изабей
На самом деле, Д. Педро I показал жене уверенность, что Людовика XVI не было для Марии-Антуанетты. Решив пожертвовать собой ради интересов нации, Д. Леопольдина приняла Бразилию в качестве своей второй родины, даже в некоторых письмах назвав себя бразильцем. Однажды регент Бразилии, осуществляя полномочия своего мужа, пока он отсутствовал, он чувствовал себя в состоянии обдумать срочные меры, хотя и не принеся ему какой-либо жертвы. Подруга Хосе Бонифачо, у нее было гораздо более четкое видение политического будущего страны, чем у ее супруга, и она знала, что, если Педро подчинится приказу судов о возвращении в Португалию, он потеряет королевство. Карлос Оберакер говорит нам, что бразильцы были по существу приверженцами монархического режима и хотели, чтобы их принц занял трон, который когда-то принадлежал их отцу, который, как говорят, был узником португальских фракций. 2 сентября 1822 года во главе Государственного совета принцесса-регент тихо выслушала мнение министров и вместе с ними приняла решение о независимости Бразилии. Из этой исторической встречи, представленной полотном Джорджины де Альбукерке, стало ясно, что будущая императрица послала бы своему мужу в Сан-Паулу письмо с пророческой фразой: «Бразилия хочет, чтобы вы были монархом. С вашей поддержкой или без вашей поддержки он сделает свое отделение. Бура уже созрела, поднимите ее сейчас, иначе она сгниет »(Oudacker, 1973, стр. 281).
Министр Жозе Бонифачо в отношении императрицы Леопольдина сказал бы, что "мой друг, она должна быть им!" Дочь Цезаря доказала на бразильской земле, что она была истинным потомком Марии Терезы Великой (ее прабабушки), и после многих попыток воссоединить национальную территорию, сразу же убрала призрак Марии Антуанетты. В своем исследовании падения французской монархии Мунро Принц указывает на сильное политическое участие последней королевы Франции, направленное на восстановление абсолютных полномочий ее мужа, даже в положении, отличном от его взглядов. Однако, как указывалось ранее, если обстоятельства позволили Антониете участвовать в решениях Людовика XVI в качестве царя до начала революции, возможно, ее состояние не могло быть таким кровожадным в конце или, с другой стороны, возможно, еще хуже, поскольку сама королева однажды сказала, что «моя судьба - позорить». И Леопольдина, и ее двоюродная бабушка были сильными женщинами, которые пережили все испытания, вызванные их жизнью, хотя можно сказать, что первая императрица Бразилии была более успешной в своих целях, чем ее любимая сестра. Мария Каролина из Неаполя.
Последний портрет, который поставила Мария Антуанетта, выполненный Александром Кучарским (1791).
Тем не менее, Франция в последнее десятилетие восемнадцатого века была, пожалуй, самым опасным местом для австрийской архидхессы, чтобы доказать свою храбрость и мужество перед лицом ксенофобских людей и усугубляется их плохими условиями жизни. Другим важным аспектом, который следует подчеркнуть в жизни обоих, будет любовь, которую бразильские подданные посвятили своей благотворительной императрице, в то время как Мария Антуанетта, благодаря ее равнодушию, не получила взамен никаких обид и жестокого обращения, часто незаслуженного, со стороны французов. На самом деле, призрак смерти последней королевы до сих пор не мог найти покоя, о чем свидетельствует царица Александра, которая в 1896 году спала в той же комнате, ранее принадлежавшей Антониете, в Версальском дворце. Едва ли она могла представить себе того суверена, очень счастливого быть в таких комнатах, что 21 год спустя она и ее семья также станут жертвами революции, которая свергнет их с российского престола. Однако, в отличие от французской королевской семьи, на этот раз не было бы ни одного свидетеля этого клана, который бы помнил тот ужас, который навсегда уничтожит Романовых.
Библиографические ссылки:
FRASER, Antonia. Мария Антуанетта . Перевод Марии Беатрис де Медина. 4-е издание. Рио-де-Жанейро: запись, 2009.
KANN, Bettina; LIMA, Patrícia Souza. Д. Леопольдина: Письма императрицы . - Сан-Паулу: Estação Liberdade, 2006.
OBERACKER Jr., Carlos H. Императрица Леопольдина, ее жизнь и время: очерк биографии . - Рио-де-Жанейро: Федеральный совет по культуре, 1973 год..
PRICE, Munro. Падение французской монархии . Перевод Хулио Кастаньона Гимарайнша. - Рио-де-Жанейро: запись, 2007.
PRIORE, Mary Del. Плоть и кровь: Императрица Д. Леопольдина, Дом Педро I и Домитила, маркиза Сантоса . - Рио-де-Жанейро: Рокко, 2012.
ZWEIG, Stefan. Мария Антуанетта . Перевод Медейроса и Альбукерке. - Рио-де-Жанейро: новая граница, 1981.
[2]