Винни-Пух
Ренессанс Манеры Этикет ранней современной Англии
РАННЯЯ СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ
Этикет в Англии раннего Нового времени (часть 1)
7 ноября 2017 г. | По Карен Лион
Библиотека Фолджера Шекспира. ART Vol. c91, нет. 8c
Королевские, военные и придворные костюмы времен Джеймса I. Шекспировская библиотека Фолджера. ART Vol. c91, нет. 8c
«Манеры делают человека» - вот девиз Англии шестнадцатого и семнадцатого веков. Вежливость и вежливость были не просто социальными тонкостями, которые изображались (а иногда и высмеивались) в сатирических комедиях того времени. Они, как отмечает ученый Анна Брайсон, «занимали центральное место в предположениях Тюдоров и Стюартов и опасались социального и политического порядка».
В дни былой
Однако манеры не ожили внезапно в эпоху Возрождения. В средние века рыцарская добродетель определяла рыцарские стандарты поведения. Поскольку еда и питье занимали центральное место в средневековой общественной жизни, многие из этих изречений приняли форму стихов, призванных научить за столом. Представленные в виде простых для запоминания стишков, эти правила стали частью устной традиции в те дни, когда книги были дефицитными и дорогими, а грамотность была низкой.
Писания того времени часто передают общепринятую мудрость, как в этом отрывке из популярного стихотворения XIII века о правилах поведения за столом для мальчиков:
С супом не впитывайте его хлебом, Не
сосите его громко - то есть преступление,
Или кладите свой грязный рот в чистую чашку,
Или разносите напитки, пока ваши руки в беспорядке,
Или испачкайте салфетку по неосторожности .
Кроме того, остерегайтесь еды, которая может вызвать раздор,
И не зазубривайте свой нож.
Для взрослых руководящие принципы часто проводили контраст между придворными феодалами и низшими сословиями. «Утонченный человек не должен прихлебывать ложкой в компании», - предостерегает один автор книги о манерах, в то время как другой согревает: «Если человек вытирает нос рукой за столом, потому что не знает лучшего, то он дурак, поверь мне. Другие нахмурились, положив обглоданную кость обратно в блюдо («это серьезное преступление»), сморкнувшись о скатерть, «упав на посуду, как свинья», или погрузив пальцы в соль или горчицу.
Новый порядок
Такие правила устанавливали ожидания в отношении поведения в средневековых судах, но вопрос о том, «принимались» ли такие советы среди низших слоев общества, не было большой проблемой. По словам историка Норберта Элиаса, «[Людям в средние века] было сказано: делайте то, а не то; но в целом многое было упущено ». Однако в эпоху Возрождения все изменилось. «Люди разного социального происхождения собираются вместе», в результате чего был создан новый социальный порядок. В этой новой иерархии поведение высшего класса все еще рассматривалось как образцовое, но принуждение к соблюдению правил больше полагалось на давление со стороны сверстников, чем на набор запрещенных правил. «Люди, вынужденные жить друг с другом по-новому, становятся более чувствительными к побуждениям других», - пишет Элиас о жизни при дворе и в городах, «[и] степень уважения, ожидаемого от других, возрастает».
Социальный императив не оскорблять во многом определял манеры, написанные в этот период. Вероятно, самой плодотворной из них была работа Эразма 1530 года De civilitate morum puerilium (О вежливости в детях) , ставшая настоящим бестселлером. Осматривая средневековье и раннюю современную эпоху, Эразм опирался на традиционные концепции вежливости из предыдущих работ, но он также включил острые наблюдения за социальными переходами своего времени. Он изложил новый стандарт в книге «De civilitate» , посвященной молодому принцу: «Пусть другие рисуют львов, орлов и других существ на своих гербах. Более истинным благородством обладают те, кто может написать на своих щитах все, чего они достигли благодаря развитию искусств и наук ».
Вниз и грязно
Несмотря на свой повышенный тон, Эразм не пренебрегал мельчайшими манерами. Озабоченность телесными особенностями вырисовывалась очень большой, и он и его современники не уклонялись от решения вопросов, которые сегодня редко обсуждаются вне рекламы средств для пищеварения. Он предостерег, например, от того, чтобы передвигаться на стуле, сидя за столом, «обманывать человека, который стреляет или готовится к этому». Однако даже Эразм поклонился природе, отметив, что «нехорошо, пытаясь казаться вежливым, заболеть болезнью». В случае необходимости он посоветовал либо отойти, либо, если это было невозможно, «позволить кашлю скрыть взрывной звук». «Замени пердение кашлем», - было его последнее слово по этому поводу.
Вторая часть этого сообщения в блоге будет опубликована в пятницу, 10 ноября.
Эта статья была впервые опубликована в весеннем выпуске журнала Folger Magazine за 2011 год.
РАННЯЯ СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ
Этикет в Англии раннего Нового времени (часть 2)
10 ноября 2017 г. | По Карен Лион
Библиотека Фолджера Шекспира Va311
Томас Фелла. Книжка разнообразных устройств . Рукопись, ок. 1585-1622. Библиотека Фолджера Шекспира.
Это часть 2 статьи, состоящей из двух частей. Прочтите Часть 1 .
"Веди себя хорошо!" это один из первых уроков, которые усваивают дети - или, как сказали бы в наши дни некоторые арбитры общественных нравов, не усваивают. Тем не менее тем, кто осуждает нынешнюю невежливость, следует прислушаться к прошлому, когда даже взрослым нужно было сказать, чтобы они не вытирали носы о скатерть или «отвратительно фыркали над посудой, как свиньи», и держали пальцы из горчичного горшка считалось признаком изысканности.
Книги о манерах стали настолько популярными в елизаветинский период, что их высмеивание было лишь вопросом времени. В книге «Хорнбук» Чайки (1609) елизаветинский драматург и памфлетист Томас Деккер представил пародийный трактат о правильном поведении, замаскированный под самые вопиющие примеры хамства. В обычном [ресторане], например, он посоветовал посетителям «говорить как можно громче, независимо от того, с какой целью» и «есть как можно наглее, потому что это очень по-джентльменски». Он особенно поучительно рассказывал, что делать, если природа позвонит во время еды:
Вы можете встать во время обеда, чтобы попросить тесный стул, протестуя перед всеми джентльменами, что это стоит вам сто фунтов в год в медицине, помимо годовой пенсии, которую ваша жена разрешает своему врачу. И, если хотите, можете, как и ваш великий французский лорд, пригласить из-за стола какого-нибудь особенного друга, чтобы поговорить с вами, пока вы сидите в этой уходящей комнате; откуда, будучи снова возвращенным за доску, вы обострите сообразительность всех окружающих вас галантников и доставите им большое удовольствие, чтобы спросить, какими памфлетами или стихами человек сочтет нужным вытереть хвост (женитесь, этот разговор будет немного мерзко, если ты носишь с собой не крепкие духи)…
Манеры эпохи Возрождения стремились как возвысить людей от животного поведения (хамских едоков часто сравнивали со свиньями), так и путем введения концепции уважения к другим, чтобы очертить классовые различия (отвратительную практику вытирания носа рукавом было лучше оставить. торговцам рыбой). Ранние современные руководства по вежливости отражали эти два аспекта вежливости, описывая как набор моделей поведения, которые отличали человека от животного, так и более изменчивый гражданский кодекс, который определял место человека в данном обществе. Эти более тонкие директивы помогают обществу определить себя и, в некотором смысле, определить понятие самой цивилизации.
Однако, как указывает историк Норберт Элиас, термины «цивилизованный» и «нецивилизованный» не следует приравнивать к «хорошему» и «плохому». Напротив, они представляют собой этапы развивающегося процесса развития. «Вполне может случиться, - пишет он, - что наша стадия цивилизации, наше поведение вызовет у наших потомков чувство смущения, подобное тем, которые мы иногда испытываем в отношении поведения наших предков». Если это так, нам следует прислушаться к словам Эразма, который советовал: «Будьте снисходительны к оскорблениям других. Это главная ценность civilitas , вежливости. Товарищ не должен быть для вас менее дорогим из-за того, что у него худшие манеры. Есть люди, которые компенсируют неловкость своего поведения другими дарами ».
Эта статья была впервые опубликована в весеннем выпуске журнала Folger Magazine за 2011 год.
В РУБРИКЕ: Журнал Folger
ДЕЛИТЬСЯ:
В РУБРИКЕ: Журнал Folger
ДЕЛИТЬСЯ:
Нажмите, чтобы поделиться в Twitter (открывается в новом окне)Нажмите, чтобы поделиться в Facebook (открывается в новом окне)8Нажмите, чтобы поделиться в Pinterest (открывается в новом окне)8Нажмите, чтобы поделиться в LinkedIn (открывается в новом окне)Нажмите, чтобы поделиться в Pocket (открывается в новом окне)Нажмите, чтобы поделиться на Reddit (открывается в новом окне)Нажмите, чтобы поделиться в Tumblr (открывается в новом окне)Нажмите, чтобы распечатать (открывается в новом окне)Нажмите, чтобы отправить это другу по электронной почте (Открывается в новом окне)
[5]. Текст взят из Википедии.