Тайна того, что когда-то держала Венера Милосская?

Тайна того, что когда-то держала Венера Милосская?

Ах, какие ножки


- Ах, какие ножки

Спросил

Тайна того, что когда-то держала Венера Милосская?

Венера Без Рук
Венера Без Рук!
Венера Без Рук
Венера Без Рук! Экзистенциализм в современном искусстве!

О Двух РОДАХ Любви И О ДВОЯКОЙ Венере

Ранее рассмотрим вкратце два рода любви. У Платона Павсаний утверждает , что Эрот является спутником Венеры. И полагает , что по необходимости существует столько же Эротов, сколько Венер. Он говорит о двух Венерах, которых соответственно сопровождают два Эрота. Одну Венеру он считает небесной, другую же вульгарной. Эта небесная Венера порождена богом без материи. Вульгарная же происходит от Юпитера и Дионы.
Платоники называют небо высшим богом , потому что как небо - это высшее тело - управляет и содержит [в себе ] все тела , так этот высший бог превосходит все духи . Ум же называют многими именами. Ведь [они ] то называют [ его ] Сатурном, то Юпитером, то Венерой. Ибо этот ум существует , живет и мыслит . Сатурном они обычно именовали его сущность . Юпитером - жизнь , Венерой - мышление . Подобным образом мы называем душу мира Сатурном, Юпитером и Венерой. Сатурном - потому , что постигает высшее . Юпитером - потому , что движет небесные тела , Венерой - потому , что порождает низшие тела - Первая Венера , которая находится в уме , рождена небом без материи, так как , согласно физикам, мать - это материя . Ум же этот чужд всякой сопричастности с тленной материей. Вторая Венера , которая находится в душе мира , происходит от Юпитера и Дионы. От Юпитера, то есть от той доблести души, которая движет небесные тела , так как она ( доблесть ) создала ту силу , которая порождает эти низшие [ вещи ]. Мать же ей приписывают по той причине , что полагают , что , рассеянная в материи мира , она имеет связь с материей. Итак , говоря кратко , Венера двояка : одна есть то мышление , которое мы полагаем в ангельском уме;другая есть порождающая сила , приписанная мировой душе . У обеих в качестве подобного им спутника имеется Эрот . Ибо одна врожденной любовью возносится к умопостижению божественной красоты . Другая же - своей любовью - к порождению той же красоты в телах. Одна вначале заключает в себе сияние божества, затем передает его второй Венере. Та же переносит искры своего этого сияния в материю мира . Благодаря присутствию такого рода искр отдельные тела мира , в меру природной их способности , представляются красивыми . Облики этих тел через глаза воспринимает человеческий дух , который тоже обладает двоякой способностью , а именно силой понимания и силой порождения . Эта двоякая способность представляет в нас двух Венер, которых сопровождают два Эрота.Когда сперва нашим глазам является облик человеческого тела , наш ум , который является в нас первой Венерой, почитает и любит его в качестве образа божественной красоты и через него возносится к ней. Порождающая же сила , то есть вторая Венера , страстно желает породить подобную ей форму. Итак , Эрот сопутствует той и другой . Там - как желание созерцать , здесь - как желание порождать красоту . И тот и другой Эрот благороден и достоин похвалы . Ибо и тот и другой следуют божественному образу .
Что же Павсаний порицает в любви? Я скажу вам . Если кто-либо, более стремясь к удовлетворению чувственной страсти , пренебрегает созерцанием, или предается этой страсти чрезмерно с женщинами или , вопреки естественному порядку, с мужчинами , или формы тела предпочитает красоте души, то он поистине злоупотребляет достоинствами любви. Это злоупотребление любовью и порицает Павсаний. Тот же , кто правильно ею пользуется , тот , конечно , хвалит форму тела , но благодаря ей воспринимает более возвышенную красоту души, ума и бога и более пылко любит ее и восхищается ею. Долг же продолжения рода и плотского соединения он выполняет настолько , насколько предписывают естественный порядок и гражданские законы, установленные благоразумными людьми. Но об этом более подробно говорит Павсаний.

  • Скульптура Венера Милосская
  • РЕКЛАМА«Скульптура Венера Милосская?»«Скульптура Венера Милосская?» МНЕНИЕ Скульптура Венера Милосская ЖИЗНИ Скульптура Венера Милосская 7

    СОВРЕМЕННЫЙ КУРС ТЕЙТА БОЯЗНЬ, АБСУРДНОСТЬ, СМЕРТЬ Скульптура Венера Милосская КАЖДЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК, Изобразительное Искусство Скульптура Венера Милосская ПОДЕЛИСЬ ЭТИМ Венера Милосская - это статуя Древней Греции, автор которой неизвестен. Он был обнаружен в 1820 году на острове Мило. С тех пор он был вывезен во Францию ​​и выставлен в Лувре, где он до сих пор стоит. Скульптура вовлечена в тайну, не зная своего авторства, и существует несколько версий ее открытия, начиная с небезопасных источников. Хотя истина так и не была установлена, образ «безрукой богини» стал одним из самых разрекламированных, воспроизводимых и признанных произведений истории искусств. Стать «мгновенной знаменитостью» французского правительства с момента ее открытия, Венера Милосская продолжает вызывать внимание и любопытство публики, посещающей Лувр. Венера Милосская, вид спереди. Венера Милосская выставлена ​​в Лувре, вид спереди. Анализ работы состав С 2.02 метров , статуя состоит из двух больших кусков мрамора Пароса , отделяя женскую талию изображения. Статуя, соединенная железными скобами, имеет отдельные кусочки, вырезанные отдельно, такие как руки и ноги. Это была общая художественная техника в неоклассическом периоде, помогающая расположить произведение в хронологическом порядке. Венера Милосская, в Лувре, восхищается публикой. Венера Милосская, в Лувре, восхищается посетителями. Кроме того, из-за ее роста, очень необычного для женщины того времени, вскоре было решено, что она будет представлять божественную фигуру, более могущественную и значительную, чем обычный человек. Осанка тела Стоя, женская фигура обнаруживает, что ее левая нога согнута и слегка приподнята, поддерживая ее вес на правой ноге. Искривленное тело и извилистое положение подчеркивают его естественные изгибы, отмечая его талию и бедро. Деталь: корпус Считается, что автор произведения отдаст дань уважения богине любви, известной и почитаемой за ее женственность и чувственность. Обнаженная верхняя часть ее тела, раскрывающая ее плечи, грудь и живот, богиня гуманизирована, изображена в повседневном сценарии. Поскольку они только обернуты вокруг своей талии, многие утверждают, что Венера входит в ванну или покидает ее. Ты носишь Существует четкий контраст между верхом и низом статуи. Таким образом, неизвестный художник противопоставил деликатность женского тела весу мантии, создав противоположные текстуры. Деталь мантии Чтобы воспроизвести текстуру мантии, он вырезал несколько сгибов и складок на мраморе, как это было бы в ткани, играя с огнями и тенями. В некоторых интерпретациях утверждается, что положение богини с искривленным телом должно было удерживать скользкий плащ. лицо Представляя идеал красоты и классические традиции, женщина обладает безмятежным лицом, которое не передает великих эмоций. Его загадочное выражение и его дальний взгляд по-прежнему невозможно расшифровать. Деталь лица Как и в других работах, которые отметили историю искусства, таинственное выражение Венеры и мягкость ее черт покорили поклонников на протяжении веков. Его длинные волосы, разделенные посередине, запутаны, но показывают волнистую структуру, воссозданную скульптором в мраморе. Элементы, которые были потеряны Хотя у него нет левой ноги, отсутствие, которое больше всего выделяется в статуе, а также то, что увековечило ее, - это отсутствие рук . Возможно, из-за того, что это настолько замечательная характеристика, есть несколько легенд, которые пытаются угадать, что несла богиня и как она потеряла своих членов. Деталь оружия Некоторые источники сообщают, что наряду с Венерой была также найдена рука с яблоком . Элемент, кажется, имеет смысл в статуе, поскольку богиня иногда была представлена ​​фруктами, которые получили из Парижа, когда он выбрал самое прекрасное из божеств. Хотя так называемая теория «яблок раздора» кажется уместной, «Майло» означает «яблоко», что может быть ссылкой на место, где была изготовлена ​​статуя. Смысл работы Представляя одну из самых важных и почитаемых богинь классической античности, Венера Милосская символизирует идеал красоты лица и тела того времени. Будучи одним из немногих оригинальных произведений древности, появившихся сегодня, его изуродованное несовершенство контрастирует с точной работой скульптора. По мнению некоторых экспертов, помимо пропаганды, проводимой французским правительством с целью популяризации работы, у его славы была бы еще одна причина, которая делает ее уникальной. По положению тела и ряби в плаще и волосах женщина, кажется, находится в движении, видна со всех сторон . Любопытство о Венере Милосской Что случилось с твоими руками? Этот вопрос вызывает столько любопытства, что он вызвал несколько исследований. Когда-то была легенда, что руки статуи были бы вырваны в битве между моряками и туземцами, чтобы решить, кто останется с ней. История, однако, ложная. Гипотеза, которая генерирует больше консенсуса, состоит в том, что он уже был найден без членов , которые были бы сломаны и потеряны со временем. украшения Хотя они исчезли, мы знаем, что на Венере были металлические украшения (серьги, браслет, тиара), что мы можем проверить по наличию отверстий, в которые помещаются части. Также считается, что у статуи было больше подпорок, и она была нарисована в разы. не сохранившиеся пережитки, которые это доказывают. отделка Отделка статуи не все то же самое. быть лучше спереди и меньше сзади. Эта практика широко использовалась для статуй, предназначенных для размещения в нишах. Не Венера Несмотря на имя, за которое она была увековечена, статуя не является Венерой. Учитывая, что он принадлежал к эллинистическому миру и поклонялся греческой богине, это было бы Афродита, имя, данное богине любви. Тем не менее, есть сомнения по поводу вашей личности. Некоторые теории предполагают, что это будет представлять Амфитриту, жену Посейдона, которой они поклонялись на острове Мило. Конкурс двойников Венеры Взятый как прототип классической красоты, Венера Милосская продолжала быть синонимом женского очарования. В 1916 году в Соединенных Штатах университеты Уэллсли и Свартмора организовали конкурс, чтобы найти среди своих учеников Венера Милосскую. Греция хочет вернуть Венеру Одна из самых символичных работ греческой культуры, приобретенная Францией вскоре после ее открытия, так и не вернулась в страну своего происхождения. Греция заявляет о своем праве на произведение, которого она так долго лишала, требуя вернуть статую до 2020 года. История работы открытие По самой популярной версии, открытие произошло в апреле 1820 года на острове Мило . Некоторые источники сообщают, что именно крестьянин Йоргос Кентротас нашел статую, когда искал камни для возведения стены. Человек из французского военно-морского флота, который был в этом месте, увидел бы этот предмет и признал бы его историческую и художественную ценность, купив Венеру у местных жителей. Статуя была вывезена во Францию и предложена королю Людовику XVIII, позже экспонировалась в Лувре и широко рекламировалась перед публикой. Исторический контекст во Франции В то время страна была вынуждена вернуть некоторые произведения искусства, разграбленные во время правления Наполеона (в том числе итальянская Венера Медичи). Таким образом, Венера Милосская стала источником национальной гордости, увеличив французское художественное наследие и его статус . Необходимость показать Венера Милосская как произведение искусства высшей ценности, чтобы дать престиж французскому народу, значительно усложнила процесс идентификации произведения. Процесс идентификации Авторство статуи и дата ее создания остаются неизвестными, хотя время позволило нам сделать некоторые выводы. Первоначально, когда он был доставлен в Лувр, работа была идентифицирована как принадлежащая к классическому периоду , наиболее престижному в то время (480 г. до н.э. - 400 г. до н.э.). Его авторство было приписано прославленному кругу Praxiteles . Согласно некоторым источникам, были признаки того, что статуя будет принадлежать гораздо менее древнему и уважаемому художнику: Александросу Антиохийскому, сыну Менидскому . Возможность была приглушена французским правительством, для которого не было интересно, что работа была неоклассической, период, который считался декадентским в греческом искусстве. В конце концов, музею пришлось признать ошибку идентификации, так как несколько экспертов засвидетельствовали, что работа была позже. Фактически, некоторые исследования указывают, что это должно было быть задумано между 190 г. до н.э. и 100 г. до н.э. По мнению экспертов, это видно из применяемых методов, а также осанки и одежды женщины. Представления Венеры Милосской Несмотря на все споры и противоречия, работа продолжала цениться и цениться как общественностью, так и критиками. Фигура Венеры Милосской стала культовой в западной культуре, копируется, воспроизводится и переизобретается в различных формах вплоть до последних дней. Некоторые примеры: Сальвадор Дали, Венера Милосская с выдвижными ящиками (1964). Сальвадор Дали, Венера Милосская с выдвижными ящиками (1964). Рене Магритт. Когда часы бастуют (1964 - 65) Рене Магритт, Quand l'heure sonnera (1964-65). Фильм Мечтатели, Ева Грин, Венера Милосская. Бернардо Бертолуччи, Мечтатели, (2003). 6 месяцев назад Поделиться ...Ваш текст

    венера милосская венера богиня статуя венеры венера милосская с руками милосская венера милосская картина венера скульптура афродита милосская венера мілоська статуэтки лфз венеры милосской афродита скульптура статуя афродиты венера таврическая скульптура афродиты венера статуя богиня венера лувр фото венера милосская почему без рук venera milosskaya статуя венеры милосской рук из рук скульптура венеры скульптура лувр картины музей лувр почему венера милосская без рук картина венера милосская афродита статуя скульптор руки венеры милосской скульптура без рук мона лиза скульптура венеры милосской кто такая венера лувр сайт статуя без рук мона ліза ника самофракийская элисон скульптура давида афродита венера ника лувр картина боярыня морозова скульптура венера милосская дельта это рост венеры милосской почему у венеры милосской нет рук венера афродита что стоит посмотреть венере милосской богиня афродита скульптуры из мрамора руки из камня лувр музей скульптура это статуэтка венера милосская купить давид скульптура смотреть клип экспонат милосская венера статуя венера сайт мону венера милосская скульптура как нарисовать венеру милосскую бюст венеры венера милосская руки афродита книдская кто такая венера милосская венера картины лувра статуя венера милосская голова венеры юнона богиня венера и афродита венера богиня чего где находится статуя венеры милосской картина джоконда венера богиня статуя скульптуры из камня мраморные скульптуры скульптуры микеланджело венера бюст венера милосская рост синильга мраморная вуаль джоконда картина большая одалиска лувр известные экспонаты мраморные статуи что нибудь интересное посмотреть кто такая афродита лувр венера милосская стоит посмотреть лувр ника экспонат смотреть я стесняюсь своего тела ведущие венера милосская статуя руки венеры известные скульптуры картина венера статуи из мрамора микеланджело скульптуры шедевры лувра пропорции венеры милосской красный конь текст где находится лувр венера медичи богиня юнона гетера это лувр франция знаменитые скульптуры венера милосская фото картина кружевница картина купание красного коня скульптура женщины кружевница картина лувр это что такое лувр лувр экспонаты рафаэль монти греческая богиня любви лувр картины смотреть лавровый венок своими руками игорь лопатенок верена сентябрь 2016 мона лиза джоконда venera models картины в лувре синема мосфильм как делают скульптуры из мрамора фигура венеры торс венеры загадка про грушу как выглядит венера дама с вуалью сколько лететь до венеры статуя это греческие скульптуры женщин музей лувр картины фото лувра надо посмотреть мона лиза в лувре картины лувра фото венера презентация как нарисовать венеру вуаль из мрамора что посмотреть в лувре венера статуэтка сообщение о венере лувр скульптуры скульптура мрамор сайт лувра скульптуры античности история лувра интересные факты о венере скульптуры из мрамора с вуалью скульптура руки французский актер без руки венера капуанская розповідь про венеру знаменитые картины лувра париж лувр фото мона лиза лувр все о венере скульптура мужчины лувр где находится афродита богиня фото венера это пряжа марс турция скульптура девушки скульптура античности статуи из камня венера милосская параметры лувр во франции экспонаты лувра париж лувр картины картины из лувра карта лувра лувр париж франція знаменитые статуи музей в париже лувр лувр мона лиза венера интересные факты лувр интересные факты великие скульптуры где находится картина мона лиза далида биография краткая параметры венеры милосской лувр что посмотреть учебные гипсовые модели купить киев венера богиня любви из рук в руки античные скульптуры женщин мраморные руки что делают из мрамора фото лувра в париже мраморные скульптуры с вуалью пракситель афродита книдская гипсовый нос все про венеру ника самофракийская лувр греческие статуи женщин женская статуя музей лувр смотреть онлайн скульптура давида фото лувр в париже фото презентация про венеру музей напротив лувра богиня афродита фото сучить пряжу лувр картины леонардо да винчи лувр париж фото ника скульптура коллекция лувра мраморные вуали фото венеры милосской элисон лаппер картины картинки богини афродиты афродіта мілоська лувр план фото венери где лувр сообщение о музее лувр венери афродита фото богиня ника самофракийская фото лувр париж картины вуаль википедия музей лувр известные экспонаты сообщение про венеру лувр карта лувр шедевры скульптури античності факты о венере как делают скульптуры венера венера доклад о венере самые известные картины лувра апартаменты наполеона 3 в лувре значение мусульманского имени венера скульптура моисей музей лувр фото греческий лавровый венок своими руками рафаэль монти википедия кукольная фабрика лувр на карте лувр експонати скульптура ника как нарисовать богиню афродиту лувр лувр фото экспонатов венера богиня фото гипсовая венера презентація про венеру елісон скульптуры лувра как выглядит веретено фото богини афродиты фет венера милосская как дудеть руками афродита богиня чего ответы венера милосская фет загадки венеры моисей скульптура мужская скульптура скульптура лица где находится венера венера милосская рисунок джоконда в лувре картины леонардо да винчи в лувре лувр париж франция доклад про венеру венера м пряжа афродита богиня любви венера богиня афродита картинки картина микеланджело руки что посмотреть в лувре в первую очередь венера милосская описание девушка без рук где находится лувр в париже возраст венеры венера доклад статуя женщины без рук фото афродиты богини любви художники лувра статуэтка венеры спешл деливери текст нужно посмотреть древнегреческий художник ok google венера венера микеланджело интересные факты о лувре картина руки микеланджело скульптуры рафаэля греческие статуи фото что нужно посмотреть скульптура ника самофракийская картины моне в лувре венера богиня любви фото статуи греческих богинь апартаменты наполеона в лувре лучшие картины лувра интересные факты про венеру лувр джоконда где находится музей лувр достопримечательности лувра фильм публичная женщина венера милосская история венера факты то что стоит посмотреть вуаль скульптура венера милосская стих афродита богиня любви фото скульптура девушка под вуалью венера вк фильм афродита 2014 загадки про венеру лувр доклад амфитрита богиня история афродиты венера 15 известные картины лувра сколько лет венере в каком музее находится мона лиза нет руки картины да винчи в лувре в лувре лувр история создания где сейчас венера мраморный шедевр микеланджело статуя большого размера фото венера милосская самые известные экспонаты лувра вес венеры ok google что такое венера в каком городе находится музей лувр статуя ника самофракийская фамилия автора этой знаменитой скульптуры самая известная скульптура сколько весит венера сообщение о лувре моисей микеланджело фото статуя венеры милосской фото только без рук портрет афродиты легенда про венеру скульптура все в наших руках венера в контакте статуи богинь мумия в лувре тайна афродиты что обязательно посмотреть в лувре как выглядит богиня гера о лувре зал наполеона в лувре что стоит посмотреть в лувре лувр зал наполеона зал наполеона лувр бесплатная электронная библиотека лучшие книги популярные книги :картина::: Комментарии
    Читать далее...
    . Скульптура Венера Милосская ЗАПРОСИТЬ ПЕРЕПЕЧАТКУ ИЛИ ОТПРАВИТЬ ИСПРАВЛЕНИЕ #8592; История Германии. Оглавление Следующее Предыдущее Главная страничка

    Венера Без Рук
    Венера Без Рук
    Венера Без Рук! Венера Милосская
    Греческие боги и религиозные обряды

    Венера / Афродита . Инанна / Иштар



    Афродита (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός – « пена » и ее называли «рожденная из пены » которая возникает из Хаоса и танцует на поверхности моря ) – в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни . Она – богиня браков и даже родов , а также «детопитательница ». 
    Её римский аналог – Венера . Но стоит уточнить , что изначально римская Венера была богиня садов и плодородия, уже   позже была отождествлена с греческой Афродитой и стала богиней любви и красоты , хотя это не первичная ее функция .

    Римляне — энеиды, потомки богини Венеры, которая в одиночку руководит природой вещей (I, 21). Быть римлянином — значит обладать связью с руководителем или правителем всего сущего, в которой отказано остальным людям. Богиня Венера — услада не только для римлян, но для богов и людей как таковых . Она одна руководит рождением или ростом не только римлян и тех, кто им подчинен, но всего живого вообще . Она несет жизнь , спокойствие , ясность , красоту , радость и свет повсюду , хотя и не всегда . Она пробуждает нежные чувства плотской любви повсюду на земле . Ничего радостного и прекрасного нигде не возникает без ее участия . Именно эта богиня , — а не , скажем , Юпитер Капитолийский, — является звеном между Римом и всеми живыми существами : через Венеру, и только через нее, можно от римскости взойти к эпикурейству. Только она может даровать мир , ибо Марс — бог войны, может подчиниться только своей страсти к Венере.

    — Лукреций.


    Афродита-Венера имеет длинную родословную, что уходит корнями в древний Шумер, где она была известна как Инанна . Вавилоняне и их преемники называли ее Иштар . Иштар была богиней « свободной любви » – под которой вавилоняне подразумевали тоже самое, что и мы сегодня . Для древних любовь в браке и любовь-страсть были определенно разными вещами. Когда в Древней Греции девушки выходили замуж , они возлагали свою косметику и красивую одежду на алтарь Афродиты, символизируя тем самым прощание с ее царством и вхождение в царство Геры, богини супружеской любви.

    В наиболее традиционных культурах мира эротическая и супружеская любовь считались не только разными , но и несовместимыми вещами, и всего несколько столетий назад весь западный мир придерживался той же точки зрения : ни один средневековый трубадур ни разу не посвятил балладу своей жене , и дилемма Гвиневры она одинаково сильно , но по-разному любила Артура и Ланселота служит прототипом такого мышления. Когда она была с Артуром она выступала в роли Юноны (Геры ), а с Ланселотом она б ыла Венерой (Афродитой ).
    Если древние и считали брак и страсть несовместимыми , при всем при том они определенно придавали страсти большое значение : Иштар была одним из самых главных божеств древнего Вавилона. Это была сама первобытная сила природы, она врывалась в ворота ада в поисках потерянного любовника и требовала его возвращения у самой царицы мертвых. Ее чувственность была безудержной Иштар была не очень-то разборчива в связях . Однако вавилоняне почитали ее как воплощение сущности женской души.
    Само слово иштар могло означать женское духовное начало , присущее любой из женщин , и более того , любой из богинь. Этим великим женским духовным началом обладала и греческая Афродита , которая также была известна как « Великая богиня ».

    Культ Иштар распространился на Ближний Восток , где ее называли Астарта или Астарос, а затем через Финикию в Грецию, где ее нарекли Афродитой.
    Ее священной обителью был остров Кипр, который находился недалеко от финикийского побережья , и на самом деле она была в сознании греков настолько связана со своим островом и храмом в городе Пафосе , что первые греческие астрологи иногда называли ее просто пафосская или кипрская богиня даже без имени.
    Если Иштар была богиней вавилонских песчаных пустынь , то Афродита во многих отношениях была богиней океана. 
    Согласно «Теогонии » Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера   из семени и крови оскопл енного Хроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену ( отсюда прозвище «пенорожденная ». Ветерок прин ес её на остров Кипр ( или она сама приплыла туда , поскольку ей не понравилась Кифера ), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры
    Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра отсюда прозвище « Киприда » — и на раковине добралась до берега . Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами, а боги дивились её прелести и возгорались желанием взять её в жены . По другим данным , Афродита была дочерью Зевса и Дионы.
    Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса. Вскормлена она была Нереем.


    Рождение Афродиты. Фрагмент трона Людовизи. Мрамор . Около 460 до н. э.
    Две нимфы, осторожно придерживая богиню, принимают ее из морских волн. Афродита с удивлением и восторгом входит в неведомый мир .

    Иногда ее называли Афродита Пелагия, что означает просто «морская Афродита », или же Афродита Анадиомена, что значит « Афродита , выходящая из моря », еще одним ее замечательным эпитетом был пенорожденная Афродита ; и кроме этого сияющая Афродита , улыбающаяся Афродита и золотая Афродита .
    «Золотистая » – самый частый эпитет у греков при описании Афродиты, означавший для них « прекрасная ». Согласно Паулю Фридриху, известному знатоку Афродиты, слова золотой мед , золотая речь , золотое семя лингвистически связаны , символизируя деторождение и вербальное творчество – глубочайшие ценности Афродиты. Она была связана с целующимися и воркующими птицами любви, и с лебедями, известными своей красотой и тем , что навсегда соединяются в пары ; с цветами, особенно розами , традиционным даром любовников; со сладким ароматом фруктов , особенно золотистых яблок, и страстными темно-алыми гранатами ( символ , разделяемый с Персефоной ).

    Более поздние интерпретаторы мифов , так же как и средневековые поэты , имели склонность к упрощению ее образа изображая ее жеманной куртизанкой, не обладающей ни умом , ни цельностью натуры.


    Но вовсе не так относились к этой богине в древности для них она была первобытной силой природы. Своему возлюбленному Анхизу она явилась в луче яркого света, сопровождаемая стаями диких животных . Она не была глупой и жеманной, но явно приводила в трепет своим могуществом.
    Величайшие поэты и драматурги упражнялись в красноречии , воспевая эту богиню, а также повествуя о ее приступах безумия , когда она страдала от неразделенной любви.
    Царь богов, Зевс ( Юпитер ), пытался укротить сумасбродную Афродиту, женив ее на Вулкане (Гефесте ), хромом кузнеце-интроверте, работавшем в небесной кузнице. Однако этот брак не был счастливым Венера постоянно изменяла своему мужу , особенной ее любовью пользовался Марс бог войны.

    Как и у Афины, у Афродиты не было матери , у них обеих был только Небесный отец , но если Афина была порождением разума Небесного отца (в данном случае – Зевса ), то Венера появилась из его гениталий (в данном случае – Уран ), и таким образом является воплощением чистой сексуальной энергии безграничного космоса.

    Если Венера практически единственная из всех древних божеств пережила падение язычества, чтобы возродиться в поэзии, она также сохранилась в просвещенной традиции алхимии. Духовное единство , представляющее конечную цель алхимических изысканий , часто символизирует андрогинное существо гермафродит. Этот термин является очевидной комбинацией имен Гермеса и Афродиты и отсылает к мифу, согласно которому от любви этих двух божеств родился ребенок-гермафродит.
    Гермес это бог алхимиков ( в том числе ). Но то же касается и Венеры : она женская противоположность той же самой власти , той же энергии, той же сексуально-духовной силы. Она представляет собой эквивалент индийской шакти жизненной энергии, присутствующей во всех вещах и имеющей женскую природу, и это не пассивнаясторона женского начала , а наоборот активная и творческая. Духовный путь Венеры от эротической музы до алхимической богини можно проследить по древневавилонским мифам и наблюдать непосредственно на небе.

    Древняя легенда повествует о том , как Иштар отправилась в подземное царство в поисках своего умершего возлюбленного Таммуза ( Думузи ). По мере того как она опускалась все ниже и ниже , стражники, охраняющие врата ада , срывали с нее одежду и украшения , но она все равно продолжала отчаянно рваться вперед , разыскивая своего Таммуза. В итоге она , обнаженная и продрогшая, оказалась в самом темном сердце ада , где столкнулась с Эрешкигаль, наводящей ужас царицей тьмы, которая подвесила Иштар на крюк и оставила в темноте умирать . Но мир не может жить без любви, и боги пришли ей на помощь .

    *

    Венера , во многих смыслах, последняя из язычниц. Церковь не могла одобрить откровенной чувственности Венеры, и за первое тысячелетие христианства ее образ практически исчез из виду , вытесненный ликом Мадонны. Ho она выжила , даже будучи загнанной в подполье .
    Древнескандинавским аналогом Афродиты была Фрейя, а в средние века , после того как даже в дал екую Исландию пришло христианство , варяжский летописец утверждал , что из всех древних божеств одна только Фрейя до сих пор жива в народном сознании и так же почитаема!

    С появлением трубадуров и концепции романтической рыцарской любви архетип Венеры снова оказался востребован . Но кто действительно обессмертил Венеру, так это Боттичелли, художник эпохи Возрождения . Образ Венеры, существующий в сознании большинства из нас , –   это именно Венера Боттичелли, такая , какой ее описывал Гомер : «...в блеске ослепительной своей наготы, скользящая на раковине по волнам, на берег восходящая ...».



    Может возникнуть вопрос : было ли поклонение трубадуров и художников Ренессанса истинной верой или просто данью художественной традиции ? Трудно сказать , но так или иначе Венера всегда была с нами, присутствовала где-то рядом , и она до сих пор здесь в кинофильмах, в модных магазинах, во всех сферах нашей жизни . И хотя Венера никуда не делась, может возникнуть сомнение не исказился и ее архетип в современном мире ?
    В одной из наиболее известных трагедий Шекспира « Ромео и Джульетта » разыгрывается драма афродической любви в ее самом захватывающем, но все же слишком трагичном варианте. Реальные воплощения Венеры всегда существовали и существуют до сих пор , и имя им легион : от Клеопатры до Мэрилин Монро. Всегда были женщины , чья энергия Афродиты была настолько сильной , что задевала за живое и воодушевляла всех , кто окружал их. И если многие из этих женщин трагически погибли , как Джульетта , то это потому , что простой смертной тяжело нести бремя воплощения бессмертной богини. Однако жизнь некоторых таких женщин вполне удалась хотя , как и большинство женщин древних времен , они так и остались для мира безымянными.


    В Тибете существует целая группа тантрических богинь, называемых дакини, которые откровенно чувственны и являются сексуальными партнершами Будды в некоторых его наиболее темных и пугающих воплощениях. Хотя эти богини были героинями тибетских мифов еще с доисторических времен , есть свидетельства, согласно которым некоторые сказания воплощают собой воспоминания реальных женщин , – безымянных наставниц, или «небесных танцовщиц », которые в эпоху раннего средневековья передавали тантрическое знание как женщинам , так и мужчинам , но были преследуемы браминами, представителями официальной религии. Тантрические йоги и йогини (дакини ) знали, как использовать энергию Афродиты с полной отдачей. Такие люди существуют до сих пор .


    Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди . Неподвластны ей были только Афина , Артемида и Гестия . Была безжалостна к тем , кто отвергает любовь .
    Любви Афродиты домогались   Посейдон ,  Арес , Гермес и другие боги .
    Афродите, как богине любви, были посвящены мирты, розы, мак и яблоко , а также анемоны, фиалки, нарциссы и лилии; как богине плодородия воробьи и голубки , составлявшие её свиты; как морской богине дельфин . Атрибуты Афродиты пояс (пояс Афродиты ) и золотая чаша , наполненная вином, испив из которой , человек получает вечную молодость
    В знаменит ом пояс е Афродиты были заключены любовь , желание , слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку . Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера , когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады »).

    Спутники Афродиты Эрот , хариты , оры, нимфы. Её ( как и Кибелу ) часто могли сопровождать также дикие звери — львы, волки, медведи, усмиренные вселенным в них богиней любовным желанием.

    Поэт философ Тит Лукреций Кар свою поэму «О природе вещей » начал с прославления Венеры (Афродиты ), ибо любовь вдохновляет людей :

    Рода Энеева мать , людей и бессмертных услада ,
    О благая Венера
    Под небом скользящих созвездий
    Жизнью ты наполняешь и все судоносное море
    И плодородные земли , тобою все сущие твари
    Жить начинают и свет , родившиеся, солнечный видят ...
    Всюду внедряя любовь упоительно сладкую в сердце ,
    Ты возбуждаешь у всех к продолжению рода желанье
    Ибо одна ты в руках своих держишь кормило природы,
    И ничего без тебя на божественный свет не родится .
    Радости нет без тебя никакой и прелести в мире .
    Будь же пособницей мне при создании этой поэмы...

    В стародавние временаАфродиту изображали, как , впрочем , всех богинь, в длинном , до земли , одеянии , в руке она держала какой-нибудь плод или цветок , у ног богини сидели голуби.

    Двуполость аналогов Афродиты . Андрогин

    Известно двуполое изображение (VII в. до н. э., фаянсовая статуэтка обнажённого бога ) древнейшего египетского бога-демиурга Тота ( грудь и живот молодой женщины , а также пенис ). В древности хорошо знали и тот факт , что средиземноморская Афродита ( Астарта ) «изображалась не только в женском обличье , но и в мужском ». Так , на Кипре, где проживало много ханаанеев и греков, была статуя богини с бородой, но с женским телом и в женской одежде , со скипетром , « изображающая богиню как существо мужского пола, поскольку полагали , что она „ является и мужчиной и женщиной “».
    Шифман отмечает , что подобные указания можно найти в схолиях к «Энеиде » Вергилия, а также в словаре Гелихия. Левий (Макробий ) же свидетельствует , что благословляющая Венера появляется то в мужском, то в женском обличье : «Поклоняющийся Венере, благодатному божеству, молится ( не акцентируя ), женщина оно или мужчина » (то есть единому двуполому божеству ).
    Мужское божество « Афродита » упомянуто и Аристофаном ( по словам Макробия ).
    На греческом острове Кос, по словам Плутарха, жрец Геракла (Мелькарта ) приносил богу своему жертву, облачённый в женское одеяние и с повязкой на голове . В Сирии жрецы и поклонники некого двуполого бога являлись на богослужение в красноватых , прозрачных женских сорочках и прочем женском одеянии ; между тем как женщины одевались в мужское платье и вооружались мечами и копьями.


    Бюст Афродиты (Венеры ), поздняя эллинистическая эпоха или ранняя римская эпоха (I в. до н.э).



    Мифы , связанные с Афродитой

    Супруга   громовержца  Гера устроила так , что Афродита вышла замуж за Гефеста самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них . Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита , нежась в опочивальне, расч есывала золотым гребнем кудри и принимала гостей Геру и Афину.
    Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама , изменяя хромоногому супругу .
    Рассказ VIII песни «Одиссеи » описывает реакцию законного мужа Афродиты, узнавшего от Гермеса о её связи с Аресом. Рассерженный Гефест выковал тонкую , как паутина , но удивительно прочную золотую сеть , которую незаметно прикрепил к подножию кровати , опустив с потолка , а затем объявил жене , что отправляется немного отдохнуть на свой любимый остров Лемнос. Стоило только мужу скрыться из виду , как Афродита послала за Аресом, который не заставил себя долго ждать . Наутро любовники обнаружили , что лежат опутанные сетью голые и беспомощные . Появился Гефест и приглашенные им поглазеть и посмеяться остальные боги . Арес получил свободу только благодаря Посейдону, пообещавшему Гефесту устроить так , что Арес заплатит выкуп , — в конце концов Арес отказался платить и Гефест так и остался без выкупа. Афродита вернулась на Кипр, где вернула себе девственность , искупавшись в море .

    Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону, Афродита первой бросилась с Левкадской скалы , чтобы излечиться от любви к Адонису.

    Хотя Зевс никогда не делил ложе с Афродитой, под влиянием её волшебного пояса испытывал такой соблазн даже он. Поэтому однажды он решил унизить её, возбудив в ней безоглядную любовь к смертному. Им стал прекрасный Анхис из царского рода дарданов. За то, что он этим хвастался, она ( либо Зевс ) насылает на него расстройство членов. Их сын Эней, предок Юлия Цезаря.

    Возлюбленным Афродиты был также спасенный ею от сирен аргонавт Бут; некоторые утверждают , что богиня провела несколько ночей с Бутом единственно для того , чтобы пробудить ревность в Адонисе.

    Афродита превратила женщин Коса в коров , когда отплыл отряд Геракла.

    Во время вызванного Эридой спора о том , какая богиня   Гера , Афина или Афродита самая красивая , царевич Парис принял решение в пользу Афродиты и отдал ей золотое яблоко . За это она пообещала Парису любовь Елены , помогла ему похитить её и следила за прочностью их союза, хотя Елена и бранила её. Во вспыхнувшей по этой причине   Троянской войне Афродита защищала троянцев. Согласно «Илиаде », она спасла от гибели Париса во время его поединка с Менелаем, а также своего сына , троянского героя Энея, на которого напал Диомед; последний обрушился на богиню, ранил её и заставил покинуть поле боя .


    Богини судьбы наделили Афродиту лишь одной божественной обязанностью творить любовь , но однажды Афина застала её тайком сидевшей за прялкой. Посчитав это вмешательством в свои дела , Афина пригрозила вообще бросить свои обязанности . Афродита извинилась и с тех пор больше никогда не прикасалась ни к какой работе. Есть также рассказ , как она состязалась в ткачестве с Афиной.

    По рассказу ближневосточного происхождения, Афродита и Эрот подвергаются нападению Тифона и спасаются , превратившись в рыб ( миф связан с созвездием Рыб ).


    Жертвы Афродиты

    Помогая любящим , Афродита преследовала тех, кто пренебрегал её культом и отвергал любовь . Она была причиной смерти Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре и наделила отвратительным запахом женщин с Лемноса.
    Афродита жестоко наказала Аталанту, которая хотела оставаться девственницей, а Главк по воле Афродиты был разорван своими конями за то, что он запретил им покрывать своих кобылиц. Мотив мести Афродиты развивался также в любовной поэзии, особенно эллинистического периода .

    Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [ за деньги ] чужестранцу . Многие женщины , гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [ толпой ] остальных женщин . Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как : в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове . Одни из них приходят , другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин . По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин . Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой , пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и несоединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги , он должен только сказать : « Призываю тебя на служение богине Милитте!». Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой . Отказываться брать деньги женщине не дозволено , так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги . После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично . Красавицы и статные девушки скоро уходят домой , а безобразным приходится долго ждать , пока они смогут выполнить обычай . И действительно , иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года . Подобный этому обычай существует также в некоторых местах на Кипре.

    — Геродот. История 1;199.


    Любовники и дети Афродиты

    Боги :
    Гефест ( муж )
    Арес
    Гермес
    Дионис .

    Дети от Ареса :
    Антерос (Антэрот )
    Эрот ( любовь )
    Гимерот
    Гармония
    Деймос , ( ужас )
    Фобос , ( страх )
    Амазонки
    Дионис .
    Дети от Диониса ( версия ):
    Три Хариты — Аглая , Евфросина , Талия
    Гименей
    Приап
    Гермес Хтоний
    Гермес .
    Дети от Гермеса :
    Эрот ( по некоторым источникам )
    Эвномия
    Атлантий-Гермафродит
    Пейфо
    Приап ( по некоторым источникам )
    Рода . ( версия )
    Тиха.
    Эрот , по разным версиям, рождён ею от Гермеса, Ареса, Зевса или Урана.

    Смертные любовники :
    Адонис
    Бероя, Гистапс и Зариадр
    Анхис
    Эней
    Лир

    Также её дети :
    Ананке. Дочь Афродиты Урании.
    Эрик . От Бута или Посейдона.


    Многие Афродиты

    Согласно речи Котты, их было несколько :
    1.Рождена Гемерой от Урана, её храм в Элиде.
    2. Родилась от морской пены, родила от Гермеса Эрота второго.
    3. Дочь Кипра и Сирии, зовётся Астартой, жена Адониса. Её святилище в Библе.

    Геродот сообщает о почитании Афродиты (то есть богинь, отождествляемых с нею ) многими народами.
    С Афродитой отождествляют Сирийскую богиню. В Евфрат с неба упало огромное яйцо , рыбы выкатили его на берег , а голубки высиживали, пока из него не вышла Афродита . По её желанию Зевс перенес рыбы в число созвездий .


    Окружение Афродиты

    Гармония . Служанка Афродиты.
    Парегорон. (« Уговаривание »). Божество , спутница Афродиты. Статуя работы Праксителя.
    Перистера. « голубка ». Некая нимфа , которая помогла Афродите собрать много цветов и победить в состязанииЭрота. Тогда Эрот превратил её в голубку.
    Потос (« Желание »). Божество , спутник Афродиты. Статуя работы Скопаса. См. Лукиан. Разговоры богов 20, 16; Нонн. Деяния Диониса XXXIII 111.


    Культ Афродиты

    Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился её храм , и остров Кифера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты « Афродита Книдская » (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии ) и « Афродита Милосская » (II век до н. э., оригинал в Лувре, Париж ).


    Другие эпиклесы Афродиты помимо упомянутых выше

    Киферея (Цитерея )— рожд енная близ острова Кифера, другого центра почитания; так как вначале пристала к Киферам, прежде чем родиться у Кипра;
    Идалия (Идалийка ) — от города Идалион и по горе Идалии на Кипре, где Афродита почиталась, как главное божество ;
    Амафусия (Аматузия ) — от города Амафунт на Кипре, центра почитания богини;
    Акидалия — от Беотийского источника.. Также имя некоей героини.
    Эрикина. (лат. Эрицина.) Её святилище было не только в Сицилии, но и в Псофиде (Аркадия ).
    Связь с морским рождением отражена в эпиклесах :
    Анадиомена (выныривающая ) — появившаяся на поверхности моря;
    Евплея (Эвплойя ) ( эпитетАфродиты как покровительницы мореплавания.);
    Понтия (морская ).
    Меланида (чёрная, мрачная ),
    Скотия (тёмная, мрачная ),
    Андрофонос ( губительница людей ) и, в противоположность , возможно , Сосандра (спасающая людей ),
    Эпитимбия (погребальная ),
    Мухейа богиня тайных мест : вероятно , сохранились отголоски древних функций богини, связанных со смертью .

    Функции подательницы любви и разжигательницы страсти отразились в эпиклесах :

    Дола ( обманщица ),
    Морфа (дающая красоту ),
    Анфея ( цветущая ),
    Пейто ( убеждающая , обольщающая ),
    Гетерия — покровительница гетер,
    Порн — покровительница разнузданной страсти ,
    Дарцетос — покровительница праздной лени ,
    Диварисатрикс и Перибазия (совершающая девиационный сексуальный акт ),
    Каллипига (прекраснозадая ),
    Кастния (Кастниетида ) — покровительница бесстыдства. Только эта богиня принимает в жертву свиней .


    Афродита-Пандемос. Поклонение ей ввел Тесей. Статуя работы Скопаса в Элиде.
    Афродита-Урания. Ей впервые поклонялись ассирийцы, у афинян ввел его Эгей . По некоторым , старшая из Мойр. Афродите Урании как матери Ананки посвящен LV орфический гимн . Предположительно перевод Meleket Aschamain« царица небес », прозвища Астарты у Иезекииля. Её храм в Кифере воздвигли финикияне.

    Другие эпитеты :

    Акрея. Эпитет Афродиты на Книде.
    Алентия. Эпитет Афродиты в Колофоне.
    Апатурос. Эпитет Афродиты. Её храм в Фанагории. Есть миф , что на Афродиту здесь напали гиганты , она призвала на помощь Геракла и спрятала его в пещере, а затем поодиночке приводила их к Гераклу.
    Арента.
    Арея. « Воительница ». Храм Афродиты Ареи в Спарте. Святилище в Платеях, выстроенное после победы при Марафоне.
    Бербея.
    Диона.
    Киндиада. Её святилище около Баргилий ( Кария ).
    Колиада.
    Колотида. Эпитет Афродиты на Кипре.
    Морфо. Прозвище Афродиты. Её храм в Спарте, там она сидит под покрывалом и с оковами на ногах, которые наложил Тиндарей.
    Филомедея. («Любящая срамной уд »). Эпитет Афродиты.
    Также её называют Афродита Оружная.


    Афродита в философии

    В поэме Парменида Афродита выступает как мать Эроса.

    Эмпедокл неоднократно называет Афродитой свою космическую силу . Афродита создает эйдосы вещей.

    Павсаний в своей речи в диалоге Платона « Пир » излагает теорию двух Афродит : « всенародной », или « пошлой », и «небесной ». Вопрос о том , в какой степени речь Павсания отражает воззрения самого Платона, спорен. Однако упоминание о небесной и всенародной Афродитах содержится и в речи Сократа в « Пире » Ксенофонта, что показывает наличие этой концепции у самого Сократа.

    Очевидно , что платоновский идеал любви, определяемый как « жажда целостности и стремление к ней » (« Пир »), строится на гомоэротической основе . Объектом чувственной любви, восходящей к «Афродите всенародной » (Пандемос ), считает Платон , могут одинаково быть и юноши, и женщины . Эрот «Афродиты небесной » ( Урания ) восходит к богине, причастной только мужскому началу, поэтому «одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому , что сильней от природы и наделено большим умом ».

    Согласно Евгемеру, Афродита женщина , которая   изобрела   проституцию.

    Стоик Зенон истолковывал Афродиту как « силу , которая надлежащим образом связывает отдельные части чего-либо друг с другом ».

    В философии Плотина Афродита мировая душа , получающая красоту от ума-кроноса (Плотин V 8, 13). Плотин неоднократно говорит о двух Афродитах. Первая Афродита существует на умопостигаемом уровне ( как « жизнь ума »), вторая — на космическом уровне. Первая — это философское истолкование дочери Крона , вторая — дочери Зевса. Также Плотин вводит и третью Афродиту, точнее — много Афродит, то есть индивидуальных душ, и каждая такая душа рождает отдельных Эротов (Плотин III 5, 4).

    В системе Прокла среди двенадцати свободных богов Афродита входит в возвышающую триаду вместе с Гермесом и Аполлоном, она «первая действующая причина эротического дыхания, пронизывающего всё ; она сближает те души, которые ведет ввысь , с прекрасным ». Шесть число Афродиты. Ямвлих, однако , называет Афродитой «пятерицу »

    По комментарию Прокла к « Государству » (141-142) и «Тимею » (I 79, II 54), в Афродите нуждаются и Гефест , и Арес , благодаря браку Ареса и Афродиты в космосе противоположности гармонизируются, Афродита   принцип единой и нераздельной гармонии .

    В истолковании Марсилио Фичино ( комментарий к « Пиру » Платона ) небесная Венера — « мышление ангельского ума », вульгарная Венера — порождающая сила мировой души.


    *


    Это интересно : самой популярной богиней среди судостроителей, судовладельцев, судоначальников и моряков была Афродита Навархида (судоначальница ). Нередко она изображалась с веслом. Распространение этого ее культа, вероятно , также относится к эллинистическому времени , а в первых веках н.э. он получил свое дальнейшее развитие . Эта богиня , хоть и морская по своей сути , прежде всего покровительствовала широкому кругу людей, связанных не только с торговым мореплаванием, но и с военными операциями на море , а также – строителям судов.


    Афродита Навархида. Римская работа I в. н.э. по эллинистическому образцу – II в. до н.э.



    В литературе

    Ей посвящены IV, VI и X гимны Гомера. Действующее лицо трагедии Еврипида « Ипполит ».

    В поэзии Афродита может воплощать любовь к женщинам в оппозиции Эроту как символу любви к юношам, но может и ассоциироваться с однополой любовью (см. также Гомосексуальность в Древней Греции ).

    По рассказу Апулея в «Метаморфозах », Афродита ревнует к красоте земной женщины Психеи и посылает своего сына Эрота заставить её влюбиться в самого некрасивого человека в мире . Эрот влюбляется в Психею сам . Афродита преследует невестку. Все кончается хорошо .


    Афродита с птицами, дельфином, цветами, кузнечиком и Эротом. Серебряный медальон .



    ГИМН Прокла. II К Афродите

    Гимн посвящаем цепи многославной Рожденной из пены,
    Славим источник великий и царственный , миру явивший
    Всех Эротов бессмертных, крылатых, что мысленным жалом
    Стрел своих души разят, без промаха их посылая ,

    С тем , чтобы души, приняв острие возвышающей страсти ,
    Тотчас зажглись увидать озаренный чертог материнский .
    Стрелы иные пускают Эроты по воле отцовской,
    Чей отвращающий зло божественный промысел — множить
    Мир бесконечный рождением новых людских поколений,

    К радостям жизни земной зажигают такие Эроты.
    Есть средь Эротов и те , что жен наблюдают замужних
    Разные жизни пути неустанно , чтоб в смертном народе
    Вечно рождалось бессмертное племя мужей-страстотерпцев.
    Все они делают дело родящей любовь Кифереи.

    Слух твой поистине все и везде уловляет, богиня ,
    Небо ли ты обнимаешь великое , где , по преданью,
    Стала душою ты мира божественной , вечноживущей,
    Иль пребываешь в эфире, где семь кругов обращенья,
    Вашей цепи соблюдая вовек некрушимые силы,

    Слух и ко мне преклони, мой жизненный путь многотрудный
    Сделай прямым справедливыми стрелами мне , о царица !
    Всех недостойных страстей уйми леденящую силу !


    Гомеровские Гимны  

    VI. К Афродите

    Песня моя — к Афродите прекрасной и златовенчанной „
    Чести великой достойной . В удел ей достались твердыни
    В море лежащего Кипра. Туда по волнам многозвучным
    В пене воздушной пригнало ее дуновенье Зефира

    Влажною силой своею. И Оры в златых диадемах,
    Радостно встретив богиню, нетленной одели одеждой :
    Голову вечную ей увенчали сработанным тонко ,
    Чудно прекрасным венцом золотым и в проколы ушные
    Серьги из золотомеди и ценного золота вдели;

    Шею прекрасную вместе с серебряно-белою грудью
    Ей золотым ожерельем обвили , какими и сами
    Оры в повязках златых украшают себя , отправляясь
    На хоровод ли прелестный бессмертных, в дворец ли отцовский .
    После того как на тело ее украшенья надели ,

    К вечным богам повели. И, Киприду приветствуя , боги
    Правую руку ей жали , и каждый желаньем зажегся
    Сделать супругой законной своей и ввести ее в дом свой ,
    Виду безмерно дивясь Кифереи фиалковенчанной.
    Славься , с ресницами гнутыми, нежная ! Даруй победу

    Мне в состязании этом , явись мне помощницей в песне!
    Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю.


    Χ. Κ Афродите

    Кипророжденную буду я петь Киферею. Дарами
    Нежными смертных она одаряет. Не сходит улыбка
    С милого лика ее, и прелестен цветок на богине.
    Над Саламином прекрасным царящая с Кипром обширным
    Песню, богиня, прими и зажги ее страстью горячей!

    Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю.

    *



    Афродита / Венера в античной скульптуре

    Сохранившиеся статуи

    Большинство древнегреческих статуй дошли до нас в виде римских мраморных копий с греческих бронзовых оригиналов.


    Венера Милосская — была найдена в 1820 г на Милосе, одном из Кикладских островов Эгейского моря, от которого получила своё название. Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками, которые имели то же намерение. Венера Милосская — самая известная из всех статуй в мире, равно как и самая известная из всех картин — Мона Лиза, хранится в Лувре, и точно также своей известностью она обязана не одним своим художественным достоинствам, а мнению, можно сказать, пропаганде, французских авторитетов 19 в.





    • Венера Медичи (Медицейская) — была раскопана в 1677 г на портике Октавиана в Риме в виде 11 фрагментов. Римская копия с оригинала Клеомена 1 в. до н. э. Из Рима она была перевезена во Флоренцию, город герцогов Медичи, украшением чьей коллекции она и стала, позаимствовав при этом их семейное имя. До обретения Венеры Милосской именно она считалась эталонным произведением, вызывая всеобщие восторги. С неё Сандро Боттичелли взял позу своей рождающейся Афродиты. В Энциклопедии Дидро мы находим разбор пропорций этой женской фигуры как образцовой. В период итальянских войн в числе прочих трофеев она была вывезена Наполеоном в Париж, по которому случаю даже была отчеканена медаль. Но в 1815 г. Венеру Медичи пришлось вернуть в Италию, и все восторги французских учёных переключились на Венеру Милосскую, которую никому возвращать не надо было. Для описания типа также используется эпитет «Venus pudica» — Венера Стыдливая, поскольку богиня в застенчивости пытается прикрыться — мастера Возрождения будут изображать так Еву.


    • Афродита Книдская — была статуей богини, наиболее прославленной в античные времена. Многочисленные восторги по её поводу мы находим в литературе древности. Её создал Пракситель, лучший из ваятелей, впервые дерзнув изобразить богиню полностью обнаженной (350-330 гг. до н. э.). Согласно легенде, натурой мастеру послужила его возлюбленная гетера Фрина, что вызвало большой скандал. До настоящего времени скульптура не сохранилась, дойдя до нас только в повторах и копиях (около пятидесяти). Во время Византийской империи была увезёна в Константинополь, где и погибла.

    • Венера Капитолийская — тип Venus Pudica, имя получила от места своего местонахождения — Капитолийских музеев (Палаццо Нуово). Статую нашли в Риме, на Виминальском холме. Дар папы Бенедикта XIV (1754).

    • Венера Каллипига — означает «обладающая прекрасной попой». Статуя богини, несущая на себе отпечаток эпохи эллинизма (оригинал ок. 225 г до н. э.), приподнимает одежду, демонстрируя свои красоты. Спиралеобразное построение композиции позволяет фигуре выглядеть одинаково выигрышно с любой точки. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя с 1802 г, дар папы Бенедикта XVII. В период викторианский считалась крайне неприличной (одному английскому художнику потребовалось специальное разрешение на то, чтобы ему позволили её зарисовать в альбом); с периодом же рококо близка тематически.

    • Венера из Арля — ещё одна из статуй, которых можно увидеть в Лувре, была найдена в 1651 г на развалинах античного театра Арля (Франция) в виде трёх разрозненных фрагментов. Голова была отделена от тела, а руки утрачены. В нынешний вид её привел Франсуа Жирардон и, глядя на гравюру 17-го века, мы видим, что если бы он этого не сделал, Франция могла бы иметь целых двух «Венер Милосских». По-видимому, «Венера из Арля» восходит ко второй знаменитой Афродите работы Праксителя — Афродите Косской. История гласит, что по заказу именно жителей Коса была создана величайшая Афродита Книдская, но испугавшиеся слишком вольного решения скульптора заказчики попросили сделать им более целомудренный вариант. На Кос отправилась Афродита Косская, а на Книд — Афродита Книдская, слава, а также огромный поток любивших прекрасное эллинов, что заставило коссцев весьма пожалеть о своей ошибке.


    • Афродита в садах (Aphrodite I en Kipois) — дошла до нас только в не всегда внятных репликах. Работа ученика Фидия — Алкамена представляла собой спокойно стоящую богиню, слегка склонившую голову и изящным движением руки откидывающую с лица покрывало; в другой руке она держала яблоко, дар Париса. Тонкое длинное одеяние облегало её тело. Время создания статуи — 2-я пол. 5 в. до н. э., древность ощущается и в том, что богиня не разоблачена окончательно, пусть одеяния и облегают её достаточно откровенно.

    • Венера-родоначальница — (Venus Genetrix) богиня выступает здесь как прародительница правящего рода Юлиев. Именно ей Цезарь поставил храм на форуме своего имени. Иногда также по месту находки называется «Aphrodite Frejus». Относится к типу «Афродиты в садах», избранного, видимо, благодаря заметной скромности и целомудрию, отличавших статую 5-го века от изображений богини в другой функции. Хорошо сохранившийся вариант её мы видим в Лувре.

    • Венера Киренская - найденная на территории Сев. Африки, представляет собой богиню, выходящую из воды и выжимающую волосы, так, как она была изображена на прославленной картине Апеллеса — Афродита Анадиомена (Выходящая из воды). Множество утрат все же позволяют увидеть её прелесть. Ок. 310 г до н. э. Хранилась в Риме, но встречались упоминания, что президент Италии Берлускони отдал эту прекрасную вещь по месту находки — в Ливию, так как этого требовал Кадафи.






    • Венера Капуанская — являет нам вариант того, как могла бы выглядеть Венера Милосская до своих приключений. Одной ногой богиня в этом варианте опирается на шлем, что, видимо, должно выразить идею об её победоносном могуществе — идею о том, что против её власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, то есть Победительница). В руке, предположительно, она держала полированный щит, в который смотрелась, как в зеркало — типичное для женщины использование смертоубийственного оружия. Хранится в Неаполе. Считается, что эта статуя может быть копией произведения Лисиппа. 330-320 гг. до н. э.

    • Венера Мазарини — богиню сопровождает дельфин, один из её атрибутов, существо, которое помогло ей выйти из бездн моря. Относящаяся примерно к 100-200 гг. г.э. эта римская копия была найдена на территории Рима около 1509 г (спорно). Точно так же спорен тот факт, что когда-то эта скульптура принадлежала знаменитому кардиналу Мазарини, что не помешало ей получить подобное прозвание. Выделяется, пожалуй, тем что она — одна из немногих, обладающих именем и находящихся на территории США. Музей Гетти.

    • Венера Сиракузская — статуя, представляющая богиню, выходящую из воды (Анадиомена), хранится в Сиракузском Археологическом музее. Венеру сопровождает дельфин, а складки одежд подобны раковине. Иногда статую также называют Venus Landolina по имени обнаружившего её в развалинах сицилийского нимфея археолога Saverio Landolina. 2 в. н. э.

    • Купающаяся Афродита — она же «Венера Дойдалсаса» — по имени создавшего её скульптора Дойдалсаса из Вифинии, соотечественника прекрасного Антиноя. Дошла во множестве копий различной сохранности, лучшие из которых представлены в Ватикане, Неаполе, Уффици. Оригинал был создан во 2-й пол. 3 в. до н. э., явный отпечаток эллинистической вздыбленности чувствуется. Иногда дополняется различными фигурами — маленьким Эротом, дельфином.

    • Венера Эсквилинская (Venus Esquilina) — была откопана в Риме в 1874 г, и с того момента находится в Капитолийских музеях (1 в. до н. э.). Есть вариант и в Лувре. Руки ей восстанавливать не стали. Английский художник Edward Poynter попытался реконструировать их хотя бы визуально в своей картине «Diadumene», предположив, что статуя изображала женщину, подбирающую волосы перед купанием. Предположение основывается на том, что сзади на голове богини виден остаток от руки — мизинец. Следует также упомянуть версию, что эта статуя является изображением Клеопатры — поскольку на вазе, на которую накинуты драпировки, изображена кобра — атрибут египетской царицы.

    • Aphrodite Sinuessa — найденная в 1911 г в местечке Мондрагоне (античный город Синуэсса) при возделывании виноградника, эта статуя, которую относят к 4 в. до н. э. в настоящий момент находится в Неаполе, Национальном музее.

    • Venus Felix — эпитет Felix богиня Венера приобрела в Риме, как покровительница Суллы, считавшего, что эта богиня приносит ему удачу, и принявшего прозвище «Эпафродит». Музей Пио-Клементино, Ватикан.

    • Афродита, Пан и Эрос  — скульптура с острова Делос. Ок. 100 г до н. э. Национальный археологический музей Афин.

    • Афродита Родосская


    • Венера Таврическая — статуя, найденная в окрестностях Рима в 1718 г и приобретенная Петром I, экспонируется в Эрмитаже и представляет собой переработанный тип Афродиты Книдской. Согласно письменным источникам, папа, который запретил вывозить древности из Италии, в конце концов обменял её на мощи св. Бригитты, возвращенные Петром. Имя «Таврическая» статуя приобрела от названия Таврического сада, в котором по прибытии была выставлена.




    • Венера Хвощинского  — вторая из находящихся в России Венер хранится на Волхонке, в ГМИИ им. Пушкина и также восходит к праксителевской Афродите Книдской. Своё прозвание она получила по имени приобретшего её собирателя.







    Бюст Афродиты. Римская копия 360 г. до н.э. (Греческий оригинал – от Праксителя).




    *


    Инанна - Иштар (Inana: INNIN, in-nin, in-ni-na, i-ni-en-na, en-nin, en-ni-na, in-na-na, ir-ni-na. Ištareš-táreš-tár, (d)IŠTÁRiš-tar ) — центральное женское божество шумерской, аккадской и вавилонской мифологии, астральное божество. 
    Инанна - богиня плодородия, любви и распри, главная богиня шумерского пантеона, отождествляемая с Венерой; ее функции позднее перешли к Иштар.
    Название употреблялось в ритуальных и мифологических текстах. С периода Урук ІV-ІІІ (конец IV тыс. до н. э.) символом Инанны на печатях и в керамике было изображение снопа или пучка тростника, верхняя часть которого скручена кольцом, а излишек спускается вниз наподобие девичьей косы или ленты. Этот символ позднее превратился в знак MUS = INANNA. Есть основания полагать, что уже в архаическом Уруке богиня Инанна отождествлялась с Венерой как утренней и вечерней звездой. Соответственно различали три формы имени Инанны, связанные с тремя видами жертвоприношений: Inana-nun «Царственная Инанна», Inana-ud/hud «Утренняя Инанна», Inana-sig «Вечерняя Инанна».
    С середины III тыс. до н. э. (а возможно и раньше) стандартным символом Инанны в глиптике становится восьмилучевая звезда в круге или без него, а также антропоморфные изображения.




    В гимне Идцин-Дагана (середина XX в. до н. э.) Инанна характеризуется следующим образом: «Когда вечером, блестящая звезда, Венера появляется, великий свет которой наполняет священные небеса, госпожа вечера...»............ «Госпожа вечера, ее величие достигает границ небес».


    Инанна воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является олицетворением женского начала в природе и обществе. Инанна — дева-воительница, она никогда не рожает, покровительствуя только самим отношениям между полами. Она всегда в конфликте с демиургами и их позитивной созидательной активностью. Плоды ее деятельности нельзя увидеть как статичные формы — это состояния, которые проступают изнутри человеческой души и из глубины внешнего мира природы.

    Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. При неизвестных обстоятельствах культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ану. Заняв место Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д. 
    Инанна считалась дочерью бога Луны Нанна и богини Нингаль — то есть, внучкой Энлиля и правнучкой Ану (хотя некоторые мифы называют Инанну дочерью Ану). Согласно мифам об Энмеркаре, первоначально Инанна была богиней города Аратты, однако позднее ее благосклонностью стал пользоваться соперничавший с Араттой город Урук.

    В ее характеристике подчеркиваются очень земные, человеческие, часто непривлекательные черты. Она коварна (опаивает Энки и обманом добывает так называемые «мэ» — социальные, этические, культурные, правовые и ритуальные установления, которые были созданы богами), непостоянна (меняет супругов-возлюбленных), предает своего супруга Думузи, отправив его вместо себя в подземное царство.

    Инанна появлялась везде, украшенная семью вещами, имеющими тайные силы:

    лента «Прелесть чела»
    знаки владычества и суда
    ожерелье из лазурита
    двойная золотая подвеска
    золотые запястья
    сеть «Ко мне, мужчины, ко мне»
    повязка «Одеяние владычиц»

    Все семь тайных сил у нее были отняты стражем подземного царства Нети, когда Инанна спускалась в подземное царство к Эрешкигаль.


    Богиня Инанна - Иштар создает времена года

    Нисхождение Иштар.

    Текст сохранился в двух версиях — фрагмент Ашшура (XI век до нашей эры) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII век до нашей эры.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом «Нисхождение Инанны».  
    Иштар спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице подземного царства Эрешкигаль, что пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с нее какое-нибудь украшение (амулеты, имеющие магическую силу).

    Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала темному демону Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней. Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эа. Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. Она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится ее возлюбленный Таммуз (в шумерской мифологии Думузи).


    Есть и другая версия возрождения Инанны. На помощь ей все так же приходит бог Энки. Взяв грязь из-под ногтей, он создал двух бесполых демонов — малого плакальщика и шута, которые могли облегчить боли Эрешкигаль, страдающей от родовых мук (с уходом богини любви и плодородия прекратились роды на земле). В благодарность демоны просят оживить Инанну. Эрешкигаль соглашается, и богиня возрождается. Однако Инанна не могла уйти из «Страны без возврата» без замены. Она должна была найти кого-то на земле вместо себя. Вернувшись домой, Инанна была поражена тем, что ее муж Думузи не только не скорбит по поводу ее смерти, а наслаждается жизнью в полной мере. Инанна избрала его своим заместителем в подземном мире. Думузи пытался скрыться, но демоны, сопровождавшие Инанну на пути домой, схватили его. 
    Гештинанна, сестра Думузи, решила разделить судьбу брата. Каждые полгода Гештинанна занимала место Думузи. Когда Думузи воссоединялся с Инанной, на земле наступала весна. 
    В древнем Шумере раз в год проходила торжественная церемония, во время которой правитель каждого города олицетворял собой Думузи, а главная служительница культа исполняла роль Инанны. Считалось, что ритуал священного брака, в котором царственная чета принимала участие, обеспечивал стране плодородие и богатство.

    По другой версии Таммуз - бог растительного царства был заключен Эрешкигаль в подземное царство. Иштар стремится найти «живую воду», которая хранится в подземном царстве, чтобы вернуть жизнь любимому. В итоге, Таммуз освобожден, но с одним условием богини Эрешкигаль – некоторую часть года он должен проводить в ее царстве.
    Миф очень схож с древнегреческим, где роль Таммуза исполняет Персефона, дочь Деметры, а на роль Эрешкигаль претендует Гадес (Аид, Плутон).

    Думузи (имя переводится «истинный сын», но его значение неясно) — божество весенних процессов вегетации и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). Т. Якобсен, посвятивший Думузи большое исследование, указывает на его роль бога плодоносящей финиковой пальмы. Известны и многочисленные тексты о браке между Инанной и Думузи, также совершающемся весной. В канун летнего солнцестояния Думузи уходит в подземный мир, передавая земле свою плодоносную силу.

    Также в этом вавилонском мифе нетрудно усмотреть аналогию с египетским мифом о спасении Осириса Исидой. В обоих случаях после исчезновения бога плодородия бескрайняя печаль охватывает все живое, а после возвращения бога все возрождается и снова тянется к жизни. Так в художественной форме отражались перемены в природе, но конкретная форма и содержание легенд зависели от среды обитания. В Древнем Египте и Вавилоне наряду с Солнцем почитались боги воды, поскольку здесь жизнь поддерживали великие реки — Нил, Тигр и Евфрат.

    Другие условия были, например, у хеттов, основавших еще до 2-го тысячелетия до н.э. свое государство на Анатолийском плоскогорье. Здесь земледелие всецело зависело от необузданных проявлений природной стихии, таких, как бури и дожди. Конечно, и здесь наше светило почиталось как божество и было частым персонажем мифологических сюжетов. Особое значение для хеттов имел также бог бури, который, как считалось, давал благотворную влагу, необходимую для орошения и богатого урожая. Соответствующим «исчезающим» персонажем в хеттских мифах был бог Телепину, сын бога бурь, — «пахарь, сеятель, причина роста всего живого». Согласно одной из трех дошедших до нас легенд, однажды Телепину разгневался и исчез, что привело к неисчислимым бедствиям:

    «Перестали расти пшеница и ячмень... Опустели горы, засохли деревья, не показывались новые ростки. Иссякли родники, опустели луга. В стране наступил голод, умирали люди и боги».

    Наряду с рассказом об исчезновении Телепину в хеттской мифологии существовала легенда об исчезновении Солнца, отражающая смену дня и ночи. В ней описывается, как Великое море поглотило Солнце; на землю опустился мрак и воцарилось зло. Герой Телепину вернул Солнце обратно на землю.

    Сходство мифов хеттов, народов Двуречья и Египта свидетельствует и о преемственности культуры. Историкам известно, что хетты пользовались клинописью Древней Месопотамии.

    Глиняная табличка с историей нисхождения Иштар; Британский музей :


    Стоит обратить внимание на то, что размышляя о мире и человеке, шумеры нигде не обмолвились о специфике женской судьбы. Культы многочисленных женских божеств — от богинь-матерей (Нинхурсаг, Дингирмах, Нинмах) до богинь-воительниц (Инанна, Ишхара) — были необходимы или для умножения патриархального рода, или для утверждения мужской воинской доблести. В литературных текстах богиня-женщина предстает агрессивным и капризным существом, готовым даже проклясть своего мужа и навлечь на него различные болезни. В клинописи перед мужским именем ставится показатель «человек», который мы никогда не увидим у женского имени. А наличие двух шумерских языков — с «мужской» и «женской» фонетикой — вполне убедительно доказывает, что для шумерского мужчины женщина была иным существом, чем он сам. Потому мы и не встретим в шумерской культуре ни женских монологов (если это не богиня), ни мужских размышлений об особенностях женской судьбы.

    Современный оттиск с древнего цилиндра из гроссуляра с изображением Иштар в образе война. Воинственный аспект Иштар особенно почитался ассирийцами;720 -700 г. до.н.э; Британский музей :


    Древних изображений Инанны и Иштар, разбросанных по разным музеям мира достаточно много :





    Богиня Иштар (Aštar/Ištar), известная в Месопотамии уже в досаргоновский период, приобрела особую популярность в староаккадский период и, по-видимому, уже в это время отождествлялась с Венерой. Имена Aštar/Ištar происходят от имени западно-семитского исходно, по-видимому, мужского божества (Aštar, имевшего также женскую параллель ‘Attart или (Astart. Оба божества отождествлялись с Венерой в двух ее ипостасях — утренняя звезда (женское божество) и вечерняя звезда (мужское божество), хотя известно также противоположное отождествление. С одной стороны Иштар — божество войны, с другой — секса и деторождения.

    В Месопотамии мужские аспекты Шаг были со временем под влиянием культа Инанны вытеснены женскими. Память о двуполой природе Иштар, однако, сохранялась еще долгое время вплоть до новоассирийского времени. 
    Как местное божество Иштар почиталась во многих центрах Месопотамии как на юге, так и на севере: в Ашшуре, Ниневии, Арбеле, Уре, Уруке, Вавилоне и др. 
    Особой известностью пользовались в новоассирийский период и ранее Иштар Ашшурская, считавшаяся супругой бога Ашшура, Иштар Ниневийская, отождествлявшаяся с Венерой как утренней и вечерней звездой, и Иштар Арбельская, связанная с Сириусом (?). В текстах ІІ-І тыс. до и. э. встречаем ряд эпитетов, указывающих на астральный характер Иштар.
    Стандартный символ Иштар на кудурру и на печатях такой же как и у Инанны — восьмилучевая звезда в круге или без него.


    В источниках ей соответствую эпитеты: «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «Иштар-воительница» . Могла изображаться со стрелами за спиной.

    Иштар (слева) держит в руках восьмилучевую «звезду» (Венера), справа, видимо, бог луны – Син :


    В Уруке, бывшем до того крупнейшим центром почитания Инанны, культ Иштар имел оргиастические черты; празднества включали самоистязания (возможно, самооскопление), проявления сексуальной раскрепощенности, принесения в жертву девственности особыми жрицами-кадишту. 
    Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов, сам культ часто включал сакральную проституцию, ее святой город Урук звался «городом священных куртизанок», а сама Иштар часто упоминалась, как «куртизанка богов». Иштар имела много любовников, однако всех их постигала гибельная участь; среди возлюбленных богини — люди, боги, животные (лев, конь).
    Попытки уничтожить оргиастический культ могли предприниматься еще во II тыс. до н. э., однако лишь к концу правления Ахеменидов богиня (в ипостаси Нанайи) окончательно утратила соответствующие черты.

    Комплексная основа, на которой сложился образ богини, обуславливает сложность ее функций. В различных источниках Инанна-Иштар фигурирует как «небесная госпожа», «владычица всех мэ» (титул высших богов), «небесная корова» (то есть подательница жизни и насущных благ), «женщина» (семантика женских божеств), «небесная блудница» (проекция эротических функций в масштабы мироздания), «умножающая людей и страны словно овец» (репродуктивная сила природы). В то же время, Инанна-Иштар воплощает и разрушительные силы; это великая воительница, сокрушающая города и страны, непревзойденная в битвах. Культ этой богини был также связан с понятием «Священного брака» и практикой культовой проституции. Указания на положение Иштар в божественной генеалогии противоречивы.

    Ипостаси Иштар :

    Агушайя — один из эпитетов в пост-старовавилонских текстах ;
    Антум — супруга бога Ану, в вавилонских текстах касситского времени названа «звездой Иштар»;
    Иштар Арбельская — часто упоминается в текстах новоассирийского времени в связи с прорицательской спецификой: к ней обращались за советом ассирийские цари перед принятием важных политических и военных решений; в отличие от других ипостасей отождествлялась с Сириусом;
    Иштар Ашшурская (аккад. Ištar Aššuritum) — супруга Ашшура, главного бога древнеассирийского государства; основной культовый центр — в одноименном городе;
    Иштар Ниневийская (аккад. Ištar kakkabu «госпожа звезды (Венеры)») — изначально хурритская богиня Нину или Нино; почиталась в одной из столиц Древней Ассирии — Ниневии;
    Нанайя — изначально родственное Иштар божество, впоследстии отождествлявшееся с ней;
    Нинсианна — изначально шумерская богиня, персонификация планеты Венера; позднее слилась с Иштар;
    Ульмашитум — эпитет богини Ануннит, почитавшейся в Уре; происходит от названия соответствующего местного храма (Эульмаш, É-ulmaš);
    Эштар — имя богини в вавилонской огласовке.


    ***





    Материалы :  

    Павсаний, «Описание Эллады»
    Геродот, «История I»
    Г. Росси, «Афродита-Киприда»
    В.В.Емельянов, «Древний Шумер. Очерки культуры»
    А.Гуттман, К.Джонсон, «Прикладная мифологическая астрология».

    Новый! Комментарии