« Этот мир мой …» В истории отношений писателя Максудова с Независимым театром Булгаков зашифровал свой горький , но продолжительный и плодотворный роман со Мхатом. Описанный в «Записках покойника » ( основное название «Театрального романа») процесс работы над спектаклем по пьесе « Черный снег », конечно же , воспроизводит историю постановки « Дней Турбиных». В романе Булгакова запечатлены ( естественно , под псевдонимами !) основоположники Художественного театра, знаменитые актеры , режиссеры, секретари, администраторы . Писатель уходил от прямых ответов на вопрос « А это кто ?», но впоследствии его вдова Елена Сергеевна составила список прототипов героев романа. Пройдемся по нему. «Мхатчики» у Булгакова — существа далеко не идеальные , и все же писатель Максудов (читай — Булгаков) безнадежно влюбился в их театр при первом знакомстве. « Этот мир мой …» — шепнул я, не заметив , что начинаю говорить вслух ». Иван Васильевич, он же Константин Сергеевич «Он был точно такой же , как на портрете, только немножко свежее и моложе . Черные его , чуть тронутые проседью усы были прекрасно подкручены. На груди , на золотой цепи , висел лорнет . Иван Васильевич поразил меня очаровательностью своей улыбки » — так описывает Максудов первую встречу с отцом-основателем Независимого театра. Пройдет час-другой, и Максудов увидит другого Ивана Васильевича: « Улыбка постепенно сползала с его лица , и я вдруг увидел , что глаза у него совсем не ласковые …» Константин Сергеевич Станиславский к пьесе Булгакова поначалу отнесся настороженно, даже назвал «агиткой» — возможно , в нем говорила ревность за «стариков» — актеров первого мхатовского поколения, ведь для них в « Днях Турбиных» просто не нашлось ролей... Когда же работа над спектаклем набрала ход , Станиславский принял в ней участие , дал некоторое количество показательных репетиций, которые стали скорее демонстрацией методов его системы, чем вызвали раздражение драматурга и череду подозрительных актерских отлучек « по болезни ». Аристарх Платонович, он же Владимир Иванович « Портрет представительного мужчины в сюртуке и с бакенбардами по моде семидесятых годов» — вот и весь Аристарх Платонович в представлении Максудова. Дело в том , что второй отец-основатель Независимого театра уже давно находился в Индии , но его влияние на коллектив отнюдь не ослабевало . Он руководил театром через свою верную секретаршу Поликсену Торопецкую. Владимир Иванович Немирович-данченко действительно в годы работы над «Турбиными» находился в длительной заграничной командировке — сопровождал Музыкальную студию Мхт в гастролях по Европе и США , а потом еще полтора года трудился по контракту в Голливуде. Отношения двух руководителей Мхата и вправду были к тому моменту уже очень сложными , а в «Театральном романе» приобрели совсем гротескный вид : «Они поссорились в 1885 году и с тех пор не встречаются , не говорят друг с другом даже по телефону ». Читайте также : Виктор Сухоруков: « Даже если тебе плохо , вставай , иди и играй » Другие берега : 10 мемуаров , от которых не оторваться « Каждый артист думает , что у него никакой звездной болезни нет » Поликсена Торопецкая — Ольга Бокшанская « Дама с великолепным цветом лица и в алом джемпере за желтой конторкой», чьи ножки обуты в « заграничные туфли со стеклянными бриллиантами на пряжках», Поликсена Торопецкая была хозяйкой «предбанника» — комнаты перед входом в дирекцию Независимого театра. А по штату и призванию она была секретарем Аристарха Платоновича. « Ужасная женщина , — сокрушался на ее счет Иван Васильевич. — Сидит за конторкой и на все способна . Сядете с ней чай пить , внимательно смотрите , а то она вам такого сахару положит в чаек...» Ольга Сергеевна Бокшанская была действительно очень преданна своему патрону — Немировичу-данченко и обладала огромным влиянием на судьбы людей театра. Пройдет несколько лет после прихода во Мхат Булгакова, как ее младшая сестра Елена ( по мужу Шиловская) станет женой и музой Михаила Афанасьевича. Августа Менажраки — Рипсимэ Таманцова « Дама с властным лицом южного типа » Августа Менажраки — секретарь Ивана Васильевича, то есть конкурентка Торопецкой. « Дама пожала мне крепко , по-мужски, руку », — сообщает Максудов. Рипсимэ Карповна Таманцова ( или , как она подписывалась в письмах к Станиславскому, Рипси), судя по воспоминаниям современников, была менее изощренной интриганкой, нежели Бокшанская, но все равно умудрялась проводить в жизнь волю Станиславского, ставшего затворником в своем доме в Леонтьевском переулке (в романе великий режиссер обитает в Сивцевом Вражке). Фома Стриж — Илья Судаков «…И вот у лестницы, ведущей в бельэтаж, передо мною предстал коренастый блондин с решительным лицом и встревоженными глазами »— так Максудов встретил постановщика будущего спектакля по своей пьесе « Черный снег » Фому Стрижа. « Ну , все в порядочке. Не волнуйтесь и не беспокойтесь , пьеса ваша в хороших руках», — заверил автора режиссер . Молодой и энергичный Илья Судаков, представитель молодого поколения Мхт, пугал « основоположников » своим напором, способностью работать быстро и умением исполнять запросы контролирующих театр партийных органов. « Дни Турбиных» стали его первой режиссерской работой на Большой сцене Мхата. Спектакль шел с 1926 по 1941 год с неизменным успехом . Людмила Сильвестровна Пряхина — Лидия Михайловна Коренева « Актриса , которая хотела изобразить плач угнетенного и обиженного человека и изобразила его так , что кот спятил и изодрал занавеску, играть ничего не может », — высказался Максудов о любимой ученице Ивана Васильевича. Экзальтированная артистка Пряхина — пожалуй , самый смешной персонаж «Театрального романа». «О, боже мой ! О, боже всемогущий ! Что же будет с моими сундуками?! А бриллианты, а мои бриллианты!!» — вопила Людмила Сильвестровна, выполняя творческое задание Ивана Васильевича. Это был коллективный этюд на тему « Пожар ». В случае Лидии Кореневой сарказм Булгакова не так уж далеко простирался от истинного положения дел… «Актерская возбудимость Кореневой пленяла на сцене, но в жизни те же свойства сделали ее — по слову В.В. Шверубовича — самой капризной актрисой в истории Мхт», — читаем у историка театра Инны Соловьевой. Владычинский — Борис Ливанов, Патрикеев — Михаил Яншин «Владычинский, атлетически сложенный человек , бледный от природы, а теперь еще более бледный от злобы , сжав кулаки и стараясь , чтобы его мощный голос звучал бы страшно , не глядя на Патрикеева, говорил : — Я займусь вообще этим вопросом ! Давно пора обратить внимание на циркачей, которые , играя на штампиках, позорят марку театра! Комический актер Патрикеев, играющий смешных молодых людей на сцене, а в жизни необыкновенно ловкий , поворотливый и плотный , старался сделать лицо презрительное и в то же время страшное , отчего глаза у него выражали печаль , а лицо физическую боль , сиплым голоском отвечал: — Попрошу не забываться ! Я актер Независимого Театра, а не кинохалтурщик, как вы!» В молодых склочниках видятся будущие классики советского театра и кино Борис Ливанов и Михаил Яншин. Оба , кстати , счастливо совмещали сценическую и кинокарьеры, но в середине 1920-х среди актеров первого театра страны съемки в кино еще считались халтурой. Теги: ЖИЗНЬ Писателей СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Классика Публикации РАЗДЕЛА ЛИТЕРАТУРА СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Что смотреть на « Золотой маске» Что смотреть на « Золотой маске» Главные спектакли фестиваля из разных городов России , которые можно посмотреть в Москве 4 спектакля по произведениям Платонова 4 спектакля по произведениям Платонова Как режиссеры видят сложную прозу Парные случаи Парные случаи Истории семей, в которых и муж , и жена были настоящими звездами своей эпохи Главные спектакли осени Главные спектакли осени Что посмотреть в Москве , Петербурге, Ярославле и Краснодаре 7 главных российских премьер Ммкф 7 главных российских премьер Ммкф Что смотреть в кинотеатрах этим летом и осенью . Виктор Сухоруков: « Культура не может умереть » Виктор Сухоруков: « Культура не может умереть » Интервью актера порталу «Культура.РФ» Светлана Немоляева. «Помню себя только актрисой!» Светлана Немоляева. «Помню себя только актрисой!» Эксклюзивное интервью порталу «Культура.РФ» Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета, Мышкина» Инна Чурикова: «Я всегда мечтала играть мужские роли — Гамлета... От Бабы-яги до Жанны д’Арк. Каждая роль Инны Чуриковой — уникальный образ Супергерои Евгения Евстигнеева Супергерои Евгения Евстигнеева У каждого из нас есть своя любимая роль Евгения Евстигнеева. Мы просим прощения , если в списке наших любимых ролей актера вы не найдете свою .Спектакли без компромиссов Спектакли без компромиссов Пять спектаклей, которые не оставят вас равнодушными « Великой себя не считаю». Марина Ладынина « Великой себя не считаю». Марина Ладынина Советская звезда , которая предпочла кинематограф Мхату Актер-директор-ректор Актер-директор-ректор Творческая биография Игоря Золотовицкого Принцесса «Ленкома» Принцесса «Ленкома» Творческая биография актрисы Александры Захаровой Георгий Бурков: « Профессиональный актер » — это приближение смерти » Георгий Бурков: « Профессиональный актер » — это приближение смерти » « Непрофессиональность — это главное в искусстве» « Без юмора я обойтись не могу» « Без юмора я обойтись не могу» Владимир Этуш — яркие роли в кино и на сцене Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ» Рассылка не содержит рекламных материалов Введите e-mail ОТПРАВИТЬ Я согласен(-на) с условиями Правил пользования порталом «Культура.РФ» Прототипы булгаковской Геллы: террористка или секретарша 15 мая 2019 18 тыс. дочитываний 2 мин. На высоте , на холме , между двумя рощами виднелись три тёмных силуэта. Воланд, Коровьев и Бегемот сидели на чёрных конях в сёдлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон , обращённых на запад , на пряничные башни девичьего монастыря. Гелла не отправилась в путь вместе с другими всадниками из свиты Воланда, как бы этого ни хотелось некоторым поклонникам романа « Мастер и Маргарита ». Нет , она осталась на земле . Иллюстрация Елены Еськовой к роману « Мастер и Маргарита ». Фото с сайта masterandmargarita.eu Иллюстрация Елены Еськовой к роману « Мастер и Маргарита ». Фото с сайта masterandmargarita.eu Почему Гелла? Биографы пишут , что Булгаков нашёл имя для своей вампирши в мифологическом словаре, но есть и инфернальная версия : ведь имя Гелла созвучно слову «hell» — « ад ». Впрочем , в ранних редакциях романа эта героиня вообще не названа или названа Мартой. Исследователи нашли в черновиках список : « Ламия , Гелла, Эмпуза, Мормолика». Скорее всего , писатель выбирал из этих имён. Все они — из одного мифологического словаря, и все означают вампиров и привидения у разных народов. Иллюстрация Олега Канторовича к роману « Мастер и Маргарита ». Фото с сайта masterandmargarita.eu Иллюстрация Олега Канторовича к роману « Мастер и Маргарита ». Фото с сайта masterandmargarita.eu Гелла в реальной жизни По одной из версий, Булгаков сатирически представил в «Мастере и Маргарите» труппу Мхата, и у каждого персонажа романа был театральный прототип . Геллой стала Ольга Бокшанская, секретарь дирекции Мхата и личный секретарь режиссёра Владимира Немировича-данченко. Она была старшей сестрой Елены Булгаковой, жены писателя . Ольга Бокшанская. Фото с сайта wikipedia.org Ольга Бокшанская. Фото с сайта wikipedia.org Если эта версия — правда , получается , что Гелла — старшая сестра Маргариты. Эта роль ей подходит : Гелла заботится о Маргарите в образе ведьмы и в облике королевы бала . Другая версия : прототип Геллы — революционерка Софья Перовская. Она была приговорена к повешению, и этим объясняется шрам на шее вампирши. Куда подевалась Гелла? Почему же Воланд не забрал свою верную служанку с собой ? В ранних редакциях романа она есть в сцене последнего полёта: Геллу ночь закутала в плащ так , что ничего больше не было видно , кроме белой кисти , державшей повод . Гелла летела как ночь , улетавшая в ночь . Возможно , Булгаков позже исключил её потому , что она недостаточно высоко стоит в иерархии его свиты. Вампиры , фольклорная нечисть , живут среди людей, и после преображения Воланда и пажей она стала простым трупом . Возвращаясь к версии о том , что прототип Геллы — старшая сестра жены писателя , можно предположить , что Булгаков не отпустил Геллу из Москвы по причине неприязни к родственнице. Об этой неприязни он писал в своих письмах . А может быть ... Булгаков забыл отправить Геллу в последний полёт . Как вспоминал литературовед Владимир Яковлевич Лакшин, однажды он разговаривал с женой Булгакова о сцене последнего полёта и спросил , почему писатель не включил в неё Геллу. « Елена Сергеевна взглянула на меня растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: "Миша забыл Геллу!!!"» Хорошая новость в день рождения Михаила Булгакова — 15 мая — и лучший подарок всем поклонникам его творчества. Издательство «Пашков дом » выпустило второе издание двухтомника «М. А . Булгаков. Мастер и Маргарита . Полное собрание черновиков романа. Основной текст ». Здесь собраны все черновики романа « Мастер и Маргарита », хранящиеся в отделе рукописей Ргб. Книгу можно купить в книжных магазинах Ленинки!Не пропустите новые публикации Вампир Гелла, прислужница сатаны Воланда... В ее образе Булгаков вывел свою свояченицу, работницу Мхат Ольгу Бокшанскую ( сестра Елены Сергеевны, третьей жены Булгакова). Альфред Барков РОМАН МИХАИЛА Булгакова " МАСТЕР И МАРГАРИТА ": АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ПРОЧТЕНИЕ Глава XXXIII. Рыжая ведьма за пишущей машинкой Нагая девица ... — служанка Воланда, фигура отчасти "декоративная",... не играющая своей роли в коллизии. Г.А. Лесскис1 " Куда пропала Гелла?" — Елена Сергеевна взглянула на меня растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: "Миша забыл Геллу!" В.Я. Лакшин2 ... К Sister Булгаков был не вполне справедлив. Л.М. Яновская3 @ Поиск на сайте В приведенном выше отрывке из работы В.Я. Лакшина речь идет о том , что в окончательной редакции в сцене полета Мастера и Маргариты с Воландом и его свитой для Геллы не нашлось места . Как видим , мнения о роли этого образа в романе высказываются различные (о том , что в процессе развития действия в романе некоторые черты Геллы раскрывают образ Маргариты, отмечено выше ). Действительно , в одной из ранних редакций романа Булгаков включал ее в сцену полета: "Геллу ночь закутала в плащ так , что ничего больше не было видно , кроме белой кисти , державшей повод . Гелла летела как ночь , улетавшая в ночь " 4. При определении возможного прототипа этого образа невозможно обойти вниманием следующие обстоятельства . Первое . Если принять личность В.И. Немировича-данченко в качестве прототипа образа Варенухи, и интерполировать фабулу романа на реальную мхатовскую действительность , то единственной женщиной из его ближайшего окружения, которую можно рассматривать в таком качестве, является его личная секретарша Ольга Сергеевна Бокшанская — родная сестра жены Булгакова — Елены Сергеевны. При этом сразу следует отметить , что по роману Гелла занимает более высокую ступень в инфернальной иерархии, чем Варенуха. В жизни же общественный статус Немировича-данченко был несравненно выше , чем Бокшанской. Второе . Пишущая машинка Геллы — в окончательной редакции романа она вдруг появляется в сцене после бала Воланда в " квартире номер пятьдесят ": "И не успел Николай Иванович опомниться , как голая Гелла уже сидела за машинкой , а кот диктовал ей: — Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны , будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства ... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши " боров ". Подпись — Бегемот ". Пишущая машинка в булгаковском описании фигурирует и в "Театральном романе" — там ею виртуозно владеет Поликсена Торопецкая, в образе которой легко угадывается О.С. Бокшанская. С этой точки зрения " Театральный роман " можно рассматривать как один из "ключей" к раскрытию содержания и образа вампира Геллы. А ведь то, что под диктовку Бегемота печатала Гелла, в действительности , в буквальном смысле дословно , печаталось в июне 1938 года на квартире Булгакова. И эту последнюю машинописную редакцию романа " Мастер и Маргарита ", включая и этот самый пассаж , печатала под его диктовку Бокшанская. О себе ?.. Третье . Одновременно с диктовкой Ольге Сергеевне текста романа Булгаков в письмах своей жене в Лебедянь подробно комментировал ход работы и все , что было с этим связано . В этих письмах о Бокшанской упоминается как о "Sister-in-law" (свояченице), просто как о "Sister", иногда в сокращенном виде — как о "Sist" или , как в данном случае , просто как о "S" 5. В тех же письмах встречаются и другие обозначения сестры Елены Сергеевны — в частности, на испанском языке — "куньядь" — только почему-то, вопреки канонам кастильского произношения, с мягким "д" в конце слова и без обязательного окончания женского рода " а ", — явно же рассчитывая вызвать таким образом определенные ассоциации у русскоязычного адресата. О том , что в одном из его писем личность Немировича-данченко обыгрывалась в связке с образом Воланда, отмечено в предыдущей главе. Аналогичный момент имел место и в отношении Бокшанской ( письмо от 14-15 июня): " Обедать вместе с компанией — нет ! нет ! А с S. — даже речи быть не может . Пусть Азазелло с S. обедает !" 6 Не правда ли, весьма занимательно , что в сознании Булгакова коллизии с окружающими его людьми переплетаются с персонажами романа, и они составляют как бы одно целое . Нет , не забыл Булгаков о Гелле, никак не мог забыть . Просто он не мог отпустить ее с Воландом — иначе кто бы заканчивал перепечатку романа?.. Конечно , Булгакову было не до шуток . И нельзя не признать , что его отношение к свояченице было настолько негативным , что ее просто трудно вообразить в ситуации , в которой вся воландовская компания после "разоблачения обманов " стала выглядеть вполне благородно , пусть даже во всегда обманчивом лунном свете . Гелла — единственный персонаж из свиты сатаны , для пощады которого у Булгакова просто не поднялась рука . Для характеристики этого отношения приведу лишь отдельные выдержки из булгаковских писем . "Со всей настойчивостью прошу тебя ни одного слова не писать Ольге о переписке и сбое . Иначе она окончательно отравит мне жизнь грубостями, "червем-яблоком", вопросами о том , не думаю ли я, что "я — один ", воплями " Владимир Иванович", " Пых ... пых " и другими штуками из ее арсенала, который тебе хорошо известен . А я уже за эти дни насытился. Итак , если ты не хочешь , чтобы она села верхом на мою душу , ни одного слова о переписке. Сейчас мне нужна эта душа для романа" 7. Прошу обратить внимание на последние две фразы , где речь идет не просто о душе , а о перспективе потерять ее из-за Бокшанской. То есть , в эти слова Булгаков вложил смысл , аналогичный тому , который подразумевается в романе как функция вампира Геллы. Или вот письмо от 11 июня, где перспектива находиться в Лебедяни вместе с Бокшанской встретила такую реакцию: "В числе прочего есть одно! Это июльский приезд Sister in law. То есть не то что на 40 шагов, я не согласен приблизиться на пушечный выстрел ! И вообще полагаю , что в начале июля половина Лебедяни покинет город и кинется бежать куда попало . Тебя считаю мученицей или , вернее , самоистязательницей. Я уже насмотрелся" 8. "Ты недоумеваешь, когда S. говорит правду ? Могу тебе помочь в этом вопросе : она никогда не говорит правды " 9. И, наконец , после отдыха в Лебедяни в компании с Бокшанской ( это письмо написано по-итальянски): "Передай мои комплименты твоей сестре-хохотушке (Ах! Адское чудовище !), и не думайте , что я говорю вам правду . Эта певица пела фальшиво ! [...] Вечером сегодня , когда упадет жара , примусь за театральное письмо . Там будет обо всем , в том числе и о S." 10 Что имелось в виду под " пела фальшиво ", расшифровывается в письме от 6-7 августа : " Теперь приступаю к театральной беседе , о чем уж давно мечтаю, мой друг . "Questa cantante cantava falso" означает : " Эта певица пела фальшиво ". Mostro d'inferno — исчадие ада . (Mostrum латинск., monstre франц., monster англ., monstrum нем., monstruo исп., и mostro итальянск. — чудовище ). Да , это она , как ты справедливо догадалась , и, как видишь , на каком языке ни возьми , она — монстр . Она же и пела фальшиво . Причем , в данном случае , это вральное пение подается в форме дуэта, в котором второй собеседник подпевает глухим тенором, сделав мутные глаза ( имеется в виду муж О.С. Бокшанской Е.В. Калужский — А.Б.) [...] Статья сняла пьесу! Эта статья . А роль Мхт выразилась в том , что они все , а не кто-то один , дружно и быстро отнесли поверженного "Мольера" в сарай . Причем впереди всех , шепча " Скорее !", бежали ... твои собеседники. Они ноги поддерживали [...] Вся их задача в отношении моей драматургии, на которую они смотрят трусливо и враждебно , заключается в том , чтобы похоронить ее как можно скорее и без шумных разговоров [...] Звезды мне понравились . Недурно было бы при свете их сказать собеседнику так :— Ах, как хороши звезды ! И как много тем ! Например , на тему о "Беге", который вы так сильно хотели поставить . Не припомните ли вы, как звали то лицо , которое , стоя в бухгалтерии у загородки во время первой травли "Бега", говорило лично автору , что пьеса эта нехороша и не нужна ? [...] Скоро сезон , им так много придется врать каждый день , что надо им дать теперь отдохнуть " 11. Итак , Бокшанская и ее муж по отношению к драматургии Булгакова были настроены негативно . Следовательно , основания для недовольства ею у автора "Мастера и Маргариты" были . Теперь стоит посмотреть , как относилась к своей сестре сама Елена Сергеевна. Это тем более необходимо , что в своей книге " Треугольник Воланда" Л.М. Яновская посвятила Бокшанской целую главу — с противоположным контекстом и без упоминания писем , выдержки из которых приведены выше . Итак , возвратимся к дневнику Елены Сергеевны, который издан при самом непосредственном участии Л.М. Яновской 12. " Прошение о двухмесячной поездке за границу отдано Якову Л. для передачи Енукидзе. Ольга , читавшая заявление , раздраженно критиковала текст , но , по-моему, он правильный . — С какой стати Маке должны дать паспорт ? Дают таким писателям, которые заведомо напишут книгу , нужную для Союза. А разве Мака показал чем-нибудь после звонка Сталина, что он изменил свои взгляды ?" 13 Описывая булгаковские невзгоды , как-то принято стало упоминать такие имена как Литовский, Киршон... Но вот родная сестра Елены Сергеевны — чем она лучше ? Прошу отметить , что " простая " секретарша прекрасно исполняет функции политконтроля ( был такой , вплоть до конца восьмидесятых годов). Ну чем не Гелла! Но читаем дневник дальше — запись ровно через три года : " Неожиданно выясняли отношения с Оленькой, я ей сказала , что она ради Немировича готова продать кого угодно . Оленька плакала , мне было ужасно больно , но лучше сказать то, что на душе , чем таить " 14. Да — "Оленька"; да — " плакала "... Но — " продать ". А вот запись в том же дневнике от 22 декабря 1935 года : " Не могу равнодушно думать об Ольге. У нее ничего нельзя понять , поминутно злится, явно недоброжелательна к "Мольеру", сообщает всегда неприятные новости , а что нужно бы сказать — скрывает [...] Почему-то вмешивается в постановку "Мольера", ругала Тарханова. Да ну их в болото ! Утомились мы с Мишей безмерно ". По данной выдержке ссылки на " Дневник " не будет . В этом издании такого нет . То есть , запись за это число приводится, но там говорится совсем о других вещах. Дело в том , что сама Елена Сергеевна в пятидесятые годы свои дневниковые записи переписывала, ряд мест изменила , а отдельные, в том числе и это , в новую редакцию не включила. По сохранившемуся подлиннику В.И. Лосев осуществил публикацию в газете " Советская Россия " за 5 марта 1989 года . Такой факт можно , конечно , рассматривать как нарушение воли покойной, но публикация есть публикация , она дает право на ссылки. А этическая часть остается на совести того , кто опубликовал. Итак , отношение Булгакова и Елены Сергеевны к О.С. Бокшанской определилось . Интересно , как к ней относились другие . Позволю себе еще раз возвратиться к воспоминаниям В.В. Шверубовича, знавшего Ольгу Сергеевну на протяжении многих лет . Приводимые ниже выдержки характеризуют обстановку в труппе Мхт в период зарубежных гастролей 1922-1923 гг.: " Удовлетворенный хорошо выполненной работой, довольный собой , я пришел в одну из уборных театра, где О.С. Бокшанская выплачивала последние парижские деньги . Очень спешил , боялся не застать ее, так как было объявлено , что деньги платят до пяти часов. Она была еще здесь , но когда я сказал , что рад , что застал ее, она мне ответила : "Вы опоздали , уже пять часов двадцать минут , а я работаю до пяти". Денег у меня не было — последние франки я истратил на угощение грузчиков, есть хотелось невероятно . Сначала я не поверил в серьезность ее слов , доказывая ей, что опоздал потому , что только что закончил погрузку, но когда она сложила свои вещи и встала в дверях с ключом в руках, ожидая моего ухода , я пришел в дикое бешенство , вырвал у нее из рук ключ и сказал , вернее , прорычал, что пока она мне не даст денег , она из комнаты не уйдет. Она разрыдалась и стала звать на помощь — оказывается , в соседней комнате сидели Подгорный и Румянцев; они пришли и начали срамить меня и угрожать , мне пришлось подчиниться силе .[...] Самое обидное было , что , сначала собираясь жаловаться Константину Сергеевичу на хамство конторы, а потом решив плюнуть и не делать им неприятностей , я был-таки вызван к нему и получил строжайший выговор за то, что " пьяный ворвался в кабинет Ольги Сергеевны, чуть не бил ее, ломал ей пальцы , орал , оскорблял ее и Николая Афанасьевича", что , если бы не заслуги " папа " и " мама ", меня следовало бы за такое поведение отослать в Москву . Я был так ошарашен , что не нашел слов и, боясь разреветься , молча убежал 15 [...] Большая доля вины была на Подгорном, Бертенсоне и "конторских девах" (Р.К. Таманцова и О.С. Бокшанская — А.Б.). Они упорно взращивали в сознании Константина Сергеевича недоверие , подозрительность , антипатию к молодой части труппы, подчеркивали, преувеличивали каждое проявление неуважения, непочтительности к Театру и к нему лично . А это отражалось на его отношении к ним, его тон становился иногда почти враждебным , его замечания звучали обидно [...] К весне 1923 года настроения были скверные [...] Руководство административное и художественно-административное, которое осуществлялось Бертенсоном, Подгорным и, главное , двумя "конторскими девами", было казенным , равнодушным , я бы сказал даже , враждебным труппе" 16. Интересный штрих — " руководство осуществлялось конторскими девами"... Нет , не " простой " секретаршей была Бокшанская. Вернее , не просто секретаршей. Например : " Не знаю , когда именно пришло письмо от Владимира Ивановича, в котором он горько упрекал молодую часть труппы за зазнайство , за недооценку оказанной им чести представлять за границей родной театр , за непонимание выпавшего на их долю счастья участия в такой поездке. Он удивлялся и сокрушался , что молодежь недостаточно ревностно выполняет свой долг , ленится, ворчит, жалуется на переутомление . Ясно было , что его информирует наша администрация , наша " контора ", и после обнародования этого письма антагонизм принял уже совершенно недопустимые формы . С "конторой" перестали общаться , кроме как в самых необходимых , чисто служебных случаях , почти все . Даже некоторые " старики " — Василий Иванович, Николай Григорьевич Александров, Ольга Леонардовна — высказали Подгорному и его "девам" свое недовольство несправедливой оценкой труппы и тенденциозным информированием Владимира Ивановича [...] А Константин Сергеевич всему этому верил и что ни день ставил всем в пример то, как ревностно относится к делу наша администрация . Нечего говорить , что это портило общую атмосферу" 17. О том , что в таком тенденциозном информировании Немировича-данченко была доля вины Бокшанской, свидетельствует направленное ей письмо : " Пусть Вас не обвиняют , будто Вы пишете мне всякие сплетни . Вы мне пишете десятую долю того , что другим пишут их близкие ( выделено самим В.И. Немировичем-данченко — А.Б.). Здесь все знают " 18. Впрочем , в последующем у Владимира Ивановича появились сомнения относительно надежности своего информатора. Зато , как оказалось , у самого информатора имелся целый аппарат по сбору информации о настроениях в Театре. Об этом свидетельствует содержание письма , направленного в адрес Бокшанской из Милана 29 декабря 1932 года : " Кстати , Вы уверены , что у Вас , именно у Вас , информации о настроениях в театре правильные ? Задаю этот вопрос без малейшей подозрительности и недоверия . Напротив , Вы всегда стараетесь быть чрезвычайно объективной , и когда высказываетесь от себя , то чувствуется , что у Вас опора на лучшую , благороднейшую часть театра. А все-таки хорошо держать под контролем свой собственный информационный аппарат " 19. Не уверен , является ли такой институт как " информационный аппарат " неотъемлемым атрибутом театральной специфики . Это , как говаривал Воланд, по линии другого ведомства. И ведь подумать только — такая совсем уж по-чекистски профессиональная постановка вопроса — " держать под контролем свой информационный аппарат "... О чем вообще идет речь — об оперативном подразделении Лубянки или все-таки о храме Мельпомены ? А ведь вопрос не праздный . Мхат в тридцатые годы — Театр не совсем обычный . " Объект особой нормы ", если уж продолжать пользоваться специфической лексикой. И все потому , что его спектакли посещали члены Советского Руководства . Сам Сталин пятнадцать раз смотрел булгаковские " Дни Турбиных"! В такой театр кого попало на работу не возьмут . Родственники за границей , или из числа судимых, предосудительные с точки зрения Лубянки знакомства — все это гарантировало, что такого человека даже в фойе не пустят, не говоря уже о работе в дирекции. За очень редкими , разумеется , исключениями. Но в таких случаях человек должен был денно и нощно верой и правдой доказывать свою преданность Партии и Социалистической Родине . Хотя бы состоя в "информационном аппарате ", зарабатывая доверие . Как видно , Бокшанской доверяли. Даже выпускали за границу , где , несмотря на свою официальную должность секретарши, она пользовалась особым , не соответствующим ее статусу влиянием . Более того , в одном из писем Немировича-данченко проскользнула фраза , из которой следует , что , направляясь из зарубежной командировки домой , Бокшанская заехала в Ригу ( за границу !) навестить мать . И тем не менее , несмотря на наличие родственников за границей , как она , так и ее муж пользовались особым доверием: судя по записи в дневнике Елены Сергеевны от 18 сентября 1935 года ( почти через год после гибели Кирова, когда режим был особенно ужесточен), муж Ольги Сергеевны вместе с Н.В. Егоровым принимал гостей — Кагановича и Молотова 20. В то время иметь родственников за границей и пользоваться таким доверием со стороны Лубянки — для этого действительно нужно было совмещать свои секретарские ( судя по воспоминаниям В.В. Шверубовича — административные) обязанности с другими . И вот здесь наступило время возвратиться к загвоздке , отмеченной в начале главы : по крайней мере в этом пласте своей двойной жизни Бокшанская занимала более высокую иерархическую ступень , чем ее шеф . Ведь , судя по содержанию приведенной выдержки, он знал, что она имеет " информационный аппарат ", но кто конкретно в нем состоит , ему, видимо , ведать не было позволено . Да , слово — не воробей . Это факт , что два администратора Театра настолько потеряли революционную бдительность , что в своей переписке допустили утечку весьма специфической информации , а составитель , редактор и автор вступительной статьи к "Избранным письмам " корифея Мхат В.Я. Виленкин, тот самый , который , комментируя воспоминания В.В. Шверубовича, по-рыцарски вступился за светлую память Бокшанской, в данном случае допустил оплошность и позволил обнародовать прямое упоминание о том , что Ольга Сергеевна, родная сестра жены Булгакова, занималась сбором некоей информации , имея для этого определенные средства . Но знал ли Булгаков об этой тайной стороне жизни своей "куньяди"? Похоже , что "куньядь" не очень-то скрывала факт своей связи с охранкой. Вспомним , как была изображена Бокшанская на ливановском "заднике" в день празднования тридцатипятилетия Мхт. Нет , не со щитом и мечом — чего не было , того не было . Но с секирой. Нет , Булгаков вряд ли был несправедлив по отношению к Sister. А вот слащавая апологетика Бокшанской является проявлением несправедливости к нему самому. 1. Г.А. Лесскис. Указ . соч., с. 649. ( Возврат ) 2. В.Я. Лакшин. Мир Михаила Булгакова. "Литературное обозрение ", № 10-1989 г., с. 23. ( Возврат ) 3. Л.М. Яновская. Треугольник Воланда, с. 256. ( Возврат ) 4. " Великий канцлер ", с. 506. ( Возврат ) 5. М.А. Булгаков. Письма ... с. 572. ( Возврат ) 6. Там же , с. 570. ( Возврат ) 7. Там же , с. 564. Письмо от 2 июня 1938 года . ( Возврат ) 8. Там же , с. 567. ( Возврат ) 9. Там же , с. 576 — письмо от 22 июня 1938 года . ( Возврат ) 10. Там же , с. 588-589 — письмо от 31 июля 1938 г. ( Возврат ) 11. Там же , с. 591-593. ( Возврат ) 12. Дневник Елены Булгаковой. " Составление , текстологическая подготовка , вступительная статья , комментарии — Л. Яновская, 1990". ( Возврат ) 13. Там же , с. 56 — запись от 1 мая 1934 г. ( Возврат ) 14. Там же , с. 146 — запись от 12 мая 1937 г. ( Возврат ) 15. В.В. Шверубович. Указ . соч., с. 490. ( Возврат ) 16. Там же , с. 531, 563. ( Возврат ) 17. Там же , с. 531. ( Возврат ) 18. Из письма В.И. Немировича-данченко О.С. Бокшанской от 23 декабря 1923 года — Избранные письма . Том 2, с. 282. ( Возврат ) 19. Там же , с. 400. ( Возврат ) 20. То, что использование Системой лиц, имевших родственные связи за рубежом, имело место , свидетельствует также и пример барона Б.С. Штейгера, показанного в романе в образе барона Майгеля. О его связях со спецслужбами в свое время отмечала Е.С. Булгакова. В.Г. Редько обнаружил , что известные как поэты брат и сестра Б.С. Штейгера — Анатолий Сергеевич Штейгер (1907-1944) и Алла Сергеевна Головина (1909-1987) в период революции оказались за границей , проживали соответственно в Швейцарии и в Брюсселе; их отец был до революции депутатом Госдумы. ( Возврат ) искусство история наука сверхъестественное литература прототипы булгаковских персонажей непромокаемая обувь для мужчин чистый понедельник ювелирный изделие