Содержание
Хорошо воспитанный человек эффективно взаимодействует с окружающими. Он уверен в себе , при разговоре соблюдает правила вежливости . Этикет приветствия поможет получить от общения исключительно положительные эмоции .
Варианты приветствий
Самые распространенные варианты приветствий — это слова и рукопожатия. В отдельных случаях здороваются кивком головы или прикладывают руку к головному убору ( при несении воинской службы ).
Слова
Чтобы не попасть в неловкое положение , надо знать , когда произносить фразы « Доброе утро », « Добрый день », « Добрый вечер », « Доброй ночи »:
- Утро начинается в 6:00 и продолжается до 12:00.
- День длится с 12:00 до 18:00.
- Вечер — с 18:00 до 00:00.
- Ночь — с 00:00 до 6:00.
Эта классификация позволяет определить , какие слова приветствия нужно употребить . Если человек работает в ночную смену , он может сказать коллеге « Здравствуйте ».
При написании письма (Смс-Сообщения ) тому , у кого сейчас ночь , используют фразу « Доброе утро ». Ориентируются на время адресата, так демонстрируют уважение .
Рукопожатие
Это признак доверия и положительного настроя на общение . Рукопожатие позволяет установить деловой контакт , выразить благодарность за встречу . При таком приветствии невежливо сжимать руки . Когда человек кладет на кисть собеседника обе руки , это считается признаком дурного тона.
Первым должен подавать руку тот , кто старше или занимает более высокую должность . Нельзя протягивать ее через кого-либо или препятствия ( стол , стул , полку ).
Тактильное приветствие должно быть коротким , формальным, большой палец следует отвести в сторону. Если руки влажные , надо незаметно вытереть их.
Кто здоровается первым
В помещении могут присутствовать несколько человек разного возраста, пола и социального статуса.
Когда гость входит в комнату, где находятся люди , он должен первым с ними поздороваться , используя слова :
- « Здравствуйте »;
- « Приветствую »;
- « Доброе ( время суток )».
Слова следует произносить отчетливо , не слишком громко .
Старший или младший
По нормам этикета тот , кто младше , здоровается первым, но не протягивает руку . Но если хозяйка дома принимает гостей , то при встрече она должна поприветствовать их первой (в этом случае тоже можно обойтись без рукопожатия ).
Начальник или подчиненный
Когда сотрудник заходит в кабинет к начальнику , он должен первым сказать «Здравствуйте ». Если подчиненный зашел в помещение , где присутствуют коллеги и руководитель , ему рекомендуется негромко произнести приветствие или кивнуть головой . Согласно правилам этикета тот , кто младше по должности , не протягивает руку коллеге , чья должность выше .
Мужчина или женщина
Первым должен здороваться мужчина . Если он сидит и к нему подходит женщина , по этикету нужно встать . Этим жестом мужчина проявляет уважение к даме , показывает , что хорошо воспитан. Когда девушка встречает знакомого , который намного старше нее, она должна поздороваться первой.
Гость или хозяин
Когда гости первые здороваются с хозяйкой , они не должны протягивать ей руку . Если случилось так , что гостья опоздала на встречу и вошла в дом , когда все уже собрались за столом, вначале ей надо поприветствовать женщин , а потом мужчин . Человек , пришедший вовремя , вначале здоровается с хозяином дома , а затем с пожилыми людьми (в первую очередь с женщинами ).
Продавец или покупатель
Покупатель заходит в магазин , соответственно , ему следует поздороваться с продавцом . Если эти люди знакомы, приветствия выражают исходя из возраста и пола.
Ребенок или взрослый
Младший здоровается со старшим. Но завучи, педагоги , директора по этикету первые приветствуют детей в учебных заведениях.
Особенности светского общества
В светском обществе следует вести себя тактично . Представления, знакомства должны быть короткими , а не переходить в рассказ о жизни .
Важно грамотно формулировать вопросы . Лучше спросить « Откуда вы родом ?», чем « Откуда вы?». Не нужно угадывать национальность гостя . Можно неосознанно оскорбить его ( турка назвать греком, армянина — азербайджанцем ).
Следует правильно вести себя за столом. Вначале нужно спросить , из каких ингредиентов приготовлено блюдо , после — узнать , как правильно его есть .
Некоторые блюда японской кухни едят палочками, а не привычными столовыми приборами .
Чтобы поддержать светскую беседу , можно спросить , какие страны посетил гость . Важно правильно держать бокал . Можно хорошо проявить себя , если продемонстрировать знания о вине, чае, сортах кофе или расспросить гостей об их коллекциях.
Когда разговор заходит о покупках, не следует упоминать адреса, торговые марки, цены . Достаточно спросить , доволен ли человек приобретением . Это правило также касается отдыха . Не надо упоминать гостиницы , категории номеров, стоимость поездки .
В высшем обществе не принято говорить о диетах, заболеваниях , здоровом образе жизни . Вопросы на эти темы покажутся бестактными . Нельзя хвастаться подарками перед гостями . Можно обсуждать искусство .
Взгляд человека , который задает вопросы , должен быть заинтересованным.
Чтобы хорошо проявить себя в светском обществе , надо соблюдать и другие правила :
- Держать осанку . Благодаря этому человек демонстрирует ощущение собственного достоинства .
- Быть сдержанным. Гримасы , громкий смех , размахивание руками недопустимы.
- Контролировать эмоции . Культурный гость не трогает волосы , воротник или затылок , когда ведет дискуссию .
- Следить за речью. Она должна быть чистой , внятной , без повышенных тонов, криков и грубых выражений. Не следует вести пустые разговоры , “ подкалывать ” собеседников, делать им замечания , плохо отзываться о тех, кто не присутствует на мероприятии . Лучше не отходить от заданной темы и быть не слишком разговорчивым .
В светском обществе люди уважают мнение других , даже если чем-то недовольны . Когда возникает сложная ситуация , нельзя переходить на личности . При разговоре не стоит отвлекаться , заниматься посторонними делами.
Следует знать меру в комплиментах. Воспитанный человек не скупится на лестные высказывания , но и не злоупотребляет ими. Искренний уместный комплимент всегда порадует собеседника. В высшем обществе никогда не срываются на окружающих , дамы не разводят сплетни и не плетут интриги .
Можно ли здороваться через порог
По правилам этикета это не запрещено , но есть приметы, согласно которым дверной проем с порогом является гранью между 2 мирами (живых и ушедших ). Поверья запрещают пожимать руки через порог : в дом могут попасть злые духи .
Когда человек заходит в свое жилище и выходит из него, он путешествует в 2 измерениях. Чтобы обезопасить дом от негативной энергии, эзотерики советуют соблюдать приметы. В соответствии с поверьями приветствия и прощания через дверь предвещают ссору .
Перед тем как поздороваться с человеком, желательно пустить его в свое жилище . Тогда порог выступит в качестве энергетического фильтра и предотвратит появление негатива. Рукопожатие через порог отрицательно сказывается на ауре хозяина .
Вежливость в особых ситуациях
Жизненные ситуации бывают разными , но этикет не меняется . Вежливое отношение предполагает тактичность . Эта модель поведения ценится в любом обществе . Официальная вежливость включает правила речевого этикета, которые соблюдает человек в процессе коммуникации.
Деловые приветствия лишены яркой эмоциональной окраски , они нейтральны. По такому этикету коллеги обращаются на «Вы ».
Ритуально-Обрядовое общение предполагает уместные приветствия на торжественных мероприятиях . Здороваясь, человек сильнее выражает эмоции , чем в первом случае .
Он проявляет такие личностные качества :
- приветливость ;
- добродушие ;
- тактичность .
Гость произносит фразы , соответствующие типу торжества .
Бытовая вежливость — неформальное общение в кругу друзей и родственников . Человек проявляет чувство юмора в компании , открыто выражает эмоции . Бытовая вежливость предполагает употребление слов «ты », «твоя », «твое » ( если человек хорошо знает собеседника ).
Безличная форма вежливости в русском языке предполагает отсутствие личных местоимений, она подходит для общения с незнакомыми людьми. Чтобы спросить или попросить у кого-то что-либо, употребляют слова « извините », « пожалуйста ».
Воинское приветствие символизирует сплоченность служащих и является признаком взаимного уважения . Служащие выражают приветствия, соблюдая правила , указанные в уставе Вооруженных Сил Рф.
Военный , младший по званию, первым выражает приветствие . Если у служащих равное положение , не имеет значения , кто первый здоровается.
Они отдают дань уважения :
- Могиле Неизвестного Солдата ;
- братским могилам воинов , которые воевали за свободное существование Родины ;
- флагу — символу России ;
- похоронным процессам при сопровождении воинских подразделений .
Воинские части в строю выражают приветствия по команде президента, министра обороны , генерала, адмирала, лиц, которые проводят проверку подразделения . Старший начальник отдает им команду « Смирно », после чего заявляет о готовности полка ( подразделения ) к проверке.
Воинское приветствие в строю Президента Российской Федерации осуществляется при сопровождении оркестра, марша или национального гимна. Когда служащие вне строя , они приветствуют начальника после того , как звучит команда « Смирно ».
Служащие поворачиваются лицом к командиру, принимают стойку и прикладывают руку к головному убору. После принятия доклада командир озвучивает « Вольно ». Лицо , которое докладывает о прибытии начальника , повторяет ее. Служащие принимают положение « Вольно », убирают руку от головного убора.
В каких случаях приветствие можно опустить
Если человек гуляет с другом , тот встречает приятелей и заводит беседу с ними, можно не поздороваться или слегка кивнуть головой . После того как товарищ представит компаньона , следует произнести фразу « Приятно познакомиться ».
Процедура прощания
В конце встречи тоже надо сказать подходящие слова . Вне зависимости от пола, возраста и социального статуса первым прощается тот , кто уходит. Когда гости покидают дом , они должны первыми попрощаться с хозяйкой словами « До свидания », « До скорой встречи », « Всего доброго ».
По правилам хорошего тона надо произнести и другие вежливые фразы ( например , « Был рад встрече »). В некоторых ситуациях нужно поблагодарить человека за то, что он уделил вам внимание .
Бывает так , что гость вечеринки беседует с кем-то, а ему срочно нужно уехать . Резко прерывать диалог невежливо . По возможности надо уходить , когда и другие гости расходятся . Необходимо попрощаться с другими .
Не следует злоупотреблять гостеприимством , важно принимать во внимание «сигналы ». Например , хозяин начинает убирать со стола еду и приборы . В это время можно попрощаться с ним и гостями .
Положительное воздействие на окружающих окажут фразы « Было приятно провести с вами время », « Скоро увидимся », « До завтра », « До скорой встречи ». Если появилась неотложная ситуация , лучше сказать правду , а не придумывать повод уйти .
Когда человек собирается уехать в другой город (страну ), он встречается с друзьями или коллегами . Для этого лучше выбрать красивое место , завести приятные разговоры , вспомнить радостные события .
Не принято обращаться с порога. Если друг не в восторге от переезда, не надо задавать ему много вопросов на эту тему, а в пожеланиях важно быть искренним .
Правила хорошего тона никого еще не подводили. Благодаря им человек проявляет свои лучшие качества и устанавливает доверительные отношения с окружающими.