— Ты это! А ты товой!
— Чего т-того?!
— Ты… это… не безобразничай.
Доминирующее мотивационное возбуждение::
- Доминирующее мотивационное возбуждение: это грех
- Доминирующее мотивационное возбуждение может означать: состояние
- Сова
- Кролик
— Тебе — .
— А зачем нам английский?
— Посольство будем грабить!
Доминирующее мотивационное возбуждение: это грех
Доминирующее мотивационное возбуждение:?
Во время ,...Списки?
Доминирующее мотивационное возбуждение
Разные потребности нередко сосуществуют одновременно . Например , могут конкурировать потребность в пище и безопасности . В формировании и их иерархической смене ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А. Ухтомским (1925г.). По этому принципу в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность . Сила потребности ( величина отклонения физиологических констант ) получает свое отражение в определенном уровне возбуждения тех структур , которые обеспечивают поведение , необходимое для удовлетворения данной потребности .
Доминанта представляет собой функциональное объединение нервных центров на всех этажах ЦНС.Центры объединяются в функциональную систему на время организации определенного поведения . Например , при мотивации голода это и центры гипоталамуса, запускающие поведение , и центры коры , где хранится информация о возможных вариантах поведения , и моторные зоны коры , которые дают команду мышцам , и эмоциогенные центры лимбической системы, которые поддержат поведение уровнем агрессии , и центры регуляции слюноотделения в продолговатом мозге. Все эти центры будут находиться в состоянии возбуждения до тех пор , пока не наступит насыщение . Формирование чувства насыщения в гипоталамусе приведет к возбуждению другой группы нервных центров, которые обеспечат покой и нормальное переваривание пищи , сформируется другая функциональная система и станет доминирующей, а первая доминанта исчезнет . Так будет продолжаться до тех пор , пока не возникнет необходимость в формировании новой доминанты для удовлетворения другой потребности . Например , сигнал опасности мгновенно прервет спокойный сон и переваривание пищи , возбуждение охватит центры, которые могут обеспечить или борьбу, или бегство , и новая функциональная система на время станет доминирующей.
Центры, входящие в доминирующую систему характеризуются важными свойствами :
Повышенной возбудимостью, потому , что нейроны этих центров уже частично деполяризованы.
Стойкостью и инертностью возбуждения.
Способностью к суммированию возбуждения, эти центры «притягивают » возбуждение , возникшее в любом участке Цнс. Это возбуждение только увеличивает степень возбуждения доминирующих центров.
Способностью оказывать тормозное влияние на другие центры, не входящие в данную функциональную систему. Это свойство может быть обусловлено включением в систему тормозных нейронов.
Таким образом , мотивация оказывается существенным компонентом функциональной системы поведения . Она представляет собой особое состояние организма, которое побуждает к изменению поведения и определяет цель этого поведения .
Функциональные состояния мозга
Вам хорошо известно , что нейроны могут находиться в нескольких состояниях : поляризованы, частично или полностью деполяризованы и гиперполяризованы. От того , каков заряд мембраны нейрона относительно мембранного потенциала покоя зависит его возбудимость . В нервных центрах нейроны организованы в группы, и состояние нервного центра – его способность к возбуждению или торможению уже зависит не только от состояния отдельных нейронов, но и от взаимодействия нейронов внутри таких групп . Нам знакомо явление иррадиации – распространение возбуждения в дивергентных нейронных сетях. Явление суммации и конвергенции возбуждения в конвергентных сетях, продолжительная реверберация импульса в локальных сетях. Возможно модулирование процесса возбуждения тормозным процессом .
Центральная нервная система , и головной мозг в частности, представляют собой сложный комплекс различных нервных центров, каждый из которых во-первых, выполняет одну или несколько определенных функций, а во-вторых, объединен сложной системой восходящих и нисходящих связей с другими центрами и корой головного мозга. Понятно , что способность головного мозга осуществлять то или иное поведение , выполнять функции запоминания и извлечения памяти , мышления, концентрировать внимание изменяется и зависит и от состояния отдельных нейронов, и от состояния и взаимного влияния нервных центров.
Наиболее часто функциональное состояние мозга определяют как фоновую активность нервных центров, при которой реализуется та или иная конкретная деятельность человека .
Очень важно понять , что функциональное состояние не формируется просто так , а подстраивается под конкретное поведение , т.е. включается в функциональную систему определенного поведенческого акта. Следовательно , функциональное состояние формируется в результате : 1) выбора центров, активность которых необходима для определенного вида деятельности , 2) повышения функциональной активности этих центров ( фактически частичной деполяризации нейронов, облегчении межнейронного взаимодействия с помощью медиаторов и модуляторов синаптического проведения ). Например , при внимательном рассматривании объекта в «состоянии повышенной боевой готовности » находятся нервные центры, контролирующие активность мышц шеи и головы, глазодвигательных мышц , систему аккомодации, подкорковые центры, в которых происходит переключение возбуждения от нейронов сетчатки (верхние бугры четверохолмия, латеральные коленчатые тела ), первичная и вторичная зрительная кора , ассоциативные зоны коры . Понятно , что изменение поведения приведет к активации совсем других центров.
Выбор центров и включение их в функциональную систему поведения можно считать качественной стороной функционального состояния мозга. Мы немного погрешим против истины в пользу ясности изложения, если скажем , что есть и количественная сторона функционального состояния. Дело в том , что в головном мозге есть и неспецифические системы, которые могут изменить активность головного мозга в целом, и его коры вне зависимости от вида деятельности , а просто по факту наличия или отсутствия какой-либо деятельности .
К таким неспецифическим системам относятся : желатинозная субстанция спинного мозга, ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические ядра таламуса, базальные отделы переднего мозга и новая кора . Общий принцип функционирования этих неспецифических структур заключается в том что , получив возбуждающую информацию , они активируют все вышележащие структуры мозга.
Важнейшей частью общей неспецифической регуляторной системы является ретикулярная формация продолговатого мозга, моста и среднего мозга. Активирующая роль ретикулярной формации доказана экспериментально : стимуляция электрическими импульсами приводит к генерализованной активации коры , десинхронизации биопотенциалов и поведенческому возбуждению; разрушение способствует глубокому сну и блокирует пробуждение , которое вызвано соматосенсорной стимуляцией. Активация осуществляется несколькими основными группами ядер. Серотонинергические нейроны сосредоточены в ядрах шва, которые образуют непрерывную структуру от каудального отдела продолговатого мозга к покрышке моста и среднего мозга. Гигантоклеточное ядро ретикулярной формации, которое получает информацию из спинного мозга о болевом воздействии , в этом ядре обнаружено большое количество опиатных рецепторов и эндогенных пептидов, это компоненты в антиболевой системы. Ядро одиночного пучка принимает информацию от барорецепторов сосудов, рецепторов растяжения легких , осморецептрово и передает сигналы в гипоталамус. Основной медиатор здесь – норадреналин. Наиболее крупное объединение норадренергических нейронов обнаружено в голубом пятне моста . Нейроны этой области получают информацию от многих областей мозга. Вентральное поле покрышки обеспечивает дофаминергическую иннервацию структур гипоталамуса, подкорковых ядер и новой коры . Стимуляция этой области вызывает увеличение двигательной активности .
Основные медиаторные системы ретикулярной формации
ядра шва |
серотонин |
голубое пятно |
НА |
гигантоклеточное ядро |
Ах |
вентральное поле покрышки |
дофамин |
В экспериментах установлено , что ретикулярная формация оказывает активирующее влияние практически на все области коры головного мозга. Однако , есть неспецифическая система , которая работает более тонко : активирует определенные зоны коры в соответствии с потоком сенсорной информации . Кроме того , эта система обладает не только активирующим, но и тормозным влиянием на кору . Такой системой являются неспецифические ядра таламуса. Сюда приходит информация от соматической, висцеральной, слуховой , зрительной систем, а так же от ретикулярной формации ствола мозга и гипоталамуса. Удалось экспериментально доказать , что стимуляция таламуса низкой частотой в режиме пачечной активности ( группа импульсов ) приводит к торможению коры , а повышение частоты стимуляции одиночными импульсами возбуждает активирующую систему таламуса и передается коре головного мозга. Свойства неспецифических ядер таламуса возбуждаться в ответ на пришедший поток афферентных импульсов и передавать это активирующее влияние коре связывают с наличием в таламических ядрах специальных нейронов, которые получили название нейронов-пейсмекеров . Эти нейроны очень легко вовлекаются в ритмическую активность , буквально одного импульса возбуждения достаточно для того , чтобы такой нейрон начал генерировать ритмичные импульсы, причем длительность такой ритмичной активности весьма велика .
В коре головного мозга тоже есть неспецифические системы, которые могут активировать или тормозить работу коры . Следует отметить , что как снижение , так и увеличение функционального состояния ухудшает аналитические возможности мозга и затрудняет принятие адекватных решений . Оказалось , что раздражение поясной извилины у обезьян вызывает такую же реакцию, как и раздражение ретикулярной формации. Однако порог активации коры примерно в два раза выше , чем ретикулярной формации. Порог реакции для структур неспецифического таламуса занимает промежуточное положение .
Таким образом , любое раздражение низкопороговых нейронов ретикулярной формации потоком афферентных импульсов повышает активность всех структур головного мозга и задает их функциональное состояние . Усиление потока импульсов и анализ информации от анализаторов приводит к возбуждению более высокопороговых нейронов таламуса. Передача эстафеты активирующих влияний с уровня ретикулярной формации на таламичекий уровень означает переход от генерализованной активации коры к локальной, в соответствии с потоком информации от анализаторов готовится к работе уже определенная область коры .
Рисунок 2 Схема активации мозга
Во второй половине нашего столетия прямое изучение нейронов, вовлеченных в регуляцию сна-бодрствования, показало , что нормальная работа таламо-кортикальной системы мозга, обеспечивающая сознательную деятельность человека в бодрствовании, возможна только при участии определенных подкорковых, так называемых активирующих, структур . Благодаря их действиям в бодрствовании мембрана большинства кортикальных нейронов деполяризована на 10-15 мв по сравнению с потенциалом покоя - (65-70) мв. Только в состоянии этой тонической деполяризации нейроны способны обрабатывать информацию и отвечать на сигналы, приходящие к ним от других нервных клеток (рецепторных и внутримозговых ). Как сейчас ясно , таких систем тонической деполяризации, или активации мозга ( условно "центров бодрствования "), несколько - вероятно , пять или шесть . Располагаются они на всех уровнях мозговой оси : в ретикулярной формации ствола, в области голубого пятна и дорзальных ядер шва, в заднем гипоталамусе и базальных ядрах переднего мозга. Нейроны этих отделов выделяют медиаторы - глутаминовую и аспарагиновую кислоты, ацетилхолин, норадреналин, серотонин и гистамин, активность которых регулируют многочисленные пептиды, находящиеся с ними в одних и тех же везикулах. У человека нарушение деятельности любой из этих систем не компенсируется за счет других , несовместимо с сознанием и приводит к коме.
Физиология высшей нервной деятельности
1. Физиология высшей нервной деятельности
2. И.М.Сеченов И.П.Павлов
3. Рассмотрим все отличия Внд от «низшей нервной деятельности » на примере целенаправленного поведенческого акта ( П.К. Анохин ).
4. Схема целенаправленного поведенческого акта
5. Мотивированность Актуализация памяти Программа , которая включает акцептор результата действия Оценка результата Подкрепление Запоминан
МотивированностьАктуализация памяти
Программа , которая
включает акцептор
результата действия
Оценка результата
Подкрепление
Запоминание
6. Функциональное состояние мозга Эмоции Тип Внд Профиль межполушарной асимметрии Речь
7. Потребности и мотивации
8. Место в системе поведения
9. Потребности Классификация
витальные( биологические )
2. социальные
3. идеальные
1.
10. витальные
потребности в пище , воде,определенной температуре,
отдыхе , определенном
уровне защищенности .
11. социальные
половое, родительское,территориальное поведение .
потребность принадлежать к какой-то
социальной группе и занимать в ней
определенное положение .
потребность в обучении.
потребность в компетентности, или
вооруженности.
12. идеальные
потребности познания окружающегомира и своего места в нем.
Биологической основой идеальных
потребностей является
ориентировочно-поисковое поведение
13. Мотивация
К.В. Судаков полагает , что этосостояние , которое
развивается в структурах Цнс
во время поведения .
2. П.В. Симонов, мотивация
представляет собой начальный
толчок ( побуждение ), всегда
переходящий в поведение .
1.
14. В мотивации выделяют два этапа , или фазы мотивации :
1) фаза детекции специфическогосостояния – эта фаза отражает
распознавание изменения какого-то
параметра внутренней среды
2) фаза запуска и реализации
специализированного
целенаправленного поведения – во
время этой фазы происходит принятие
решения , формируется программа
действия ,
15. Во время любой мотивации происходят следующие события:
Активация двигательной системы2. Повышение тонуса симпатической
нервной системы
3. Повышение активности сенсорных
систем - снижение сенсорных порогов.
4. Рост поисковой активности .
5. Актуализация памяти .
6. Изменения картины
электроэнцефалограммы.
7. Возникновение эмоций
1.
16. Двойные центры гипоталамуса
При раздражении передних отделовгипоталамуса - парасимпатические
эффекты
При раздражении задних отделов
симпатические эффекты
Терморегуляция
Осморегуляция
Потребление пищи
Агрессия и избегание
17. Возникновение мотивации
18. Активация коры и поведение
19. Вариант поведения
20. Миндалина
Удаление миндалины у обезьян приводило кисчезновению чувства страха, снижению
агрессии , извращению сексуальной
активности , утрате социального положения в
группе : властный и агрессивный вожак
становился покорным и испуганным и
переходил на низшую ступень иерархии.
Согласно В.П. Симонову, главная функция
миндалины – выделение доминирующей
потребности
21. Доминирующее мотивационное возбуждение
Доминанта представляет собойфункциональное объединение
нервных центров на всех этажах
Цнс.
Центры объединяются в
функциональную систему на время
организации определенного поведения .
22. Доминанта характеризуется
Повышенной возбудимостью2. Стойкостью и инертностью
возбуждения.
3. Способностью к суммированию
возбуждения
4. Способностью оказывать
тормозное влияние на другие
центры
1.
23. Память
Врожденные иприобретенные
формы поведения
24. Инстинкты и безусловные рефлексы
1.2.
3.
Витальные, или биологические инстинкты
обеспечивают индивидуальное сохранение
организма : пищевой , питьевой, инстинкт
регуляции сна, оборонительный ,
ориентировочный .
Социальные , или зоосоциальные формы
инстинктивного поведения включают
половые, родительские и детские ,
территориальные, инстинкт эмоционального
резонанса .
К идеальным , или инстинктам саморазвития
относятся исследовательское поведение ,
инстинкт свободы, имитационные и игровые
инстинкты.
25.
26. Формы научения
1.2.
3.
Облигатное, неассоциативное научение
– привыкание , или ослабление реакции
на стимул
Импринтинг –
запечатлевание.
Факультативное, ассоциативное
научение , Классические и
инструментальные условные рефлексы.
Когнитивное или произвольное
научение . Рассудочная деятельность ,
вероятностное прогнозирование
27. Условные рефлексы
При удалении корыутрачиваются все
выработанные в процессе
индивидуальной жизни
условные рефлексы.
28.
Безусловныерефлексы
Врожденные ,
Видовые
Условные рефлексы
Приобретенные
Индивидуальные
Непостоянны - могут
возникать и исчезать
Осуществляются за
Являются функцией
счет низших отделов коры больших
Цнс
полушарий.
Ответ на адекватные Ответ на любые
раздражения
раздражители.
Стереотипны
Модифицируются
Постоянны
29. Условные рефлексы – индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека , возникающие на основе образов
Условные рефлексы –индивидуально
приобретенные системные
приспособительные реакции
животных и человека ,
возникающие на основе
образования в Цнс временной
связи между условным
(сигнальным ) раздражителем и
безусловно-рефлекторным актом
30. Правила выработки условных рефлексов ( условия )
1.2.
3.
4.
5.
Условие времени
Условие силы
Условие индифферентности
условного раздражителя.
Условие сенсорного
ограничения .
Условие нормальной
активности Цнс
31. Повторение !
32. Стадии образования условных рефлексов
стадия прегенерализации2. стадия генерализации
условного рефлекса
3. стадия специализации .
1.
33. Классификация условных рефлексов
По варианту реакции1. Классические
2. Инструментальные
Смотрите также :
& NBSP;
Авторы Авторы и аффилированные лица )фото?
фото Доминирующее мотивационное возбуждение?
фото
заживо погребенные?
ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (Доминирующее мотивационное возбуждение)
ЗЛОЙНЫЕ ПОРОКИ ЖЕНСКИХ АНГЕЛОВ (Доминирующее мотивационное возбуждение)?
Доминирующее мотивационное возбуждение создают Доминирующее мотивационное возбуждение?
Доминирующее мотивационное возбуждение, и конец?
Доминирующее мотивационное возбуждение, Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для.
[5]. Текст взят из Википедии.