Ему не исполнилось и пяти лет, когда Баба-Яга
Персонаж
Ба́ ба-яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов. Уродливая старушка, обладающая волшебными предметами и наделённая волшебной силой. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Википедия
Способности: Колдует, Летает в ступе
Атрибуты: Избушка на курьих ножках, Ступа, Помело, Пест
Связанные персонажи: Кощей, Иван-дурак, Гуси-лебеди, Кот
В литературе: Царевна-лягушка, Маленькая Баба-Яга, Гуси-лебеди, царица красивая, Марья Моревна
В художестве: Баба-яга
На экране: Морозко, Домовёнок Кузя, Баба Яга против!, ещё
Исполнитель роли
Георгий Францевич Милляр( царица Прекрасная)
Георгий Францевич Милляр
царица Прекрасная
Лия Меджидовна Ахеджакова( Иван Царевич и Серый волк)
Лия Меджидовна Ахеджакова
Иван Царевич и Серый волк
вера Владимировна Алтайская( Огонь, влага и… медные трубы)
вера Владимировна Алтайская
Огонь, влага и… медные трубы, что нашло отражение в его прозвище «Баба-Яга» [ редактировать ]
Славянская мифология
Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология старой Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская и немецкая мифология
Славянская древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин фантастических существ
Баба-Яга
А
Яга
Яга
Ягибиха
Ягибиха
Баба-Яга
Баба-Яга
Ягая Баба
Ягая Баба
Баба-Яга или Ягибиха, Ягишна - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество погибели: дама со змеиным хвостом, которая стерегла ввод в подземный мир и сопровождала души почивших в королевство мертвых. Этим она некотороеколичество припоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно древним легендам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы числятся древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет чрезвычайно главную роль, к ней порою прибегают герои как к крайней вере, крайней ассистентке - это неоспоримые отпечатки матриархата.
По иному поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, совместно с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей колдуньи кормятся душами мертвецов и потому делаются легкими, как сами души.
Раньше веровали, что Баба-Яга может существовать в хотькакой селе, маскируясь под обыденную даму: бегать за скотом, готовить, взращивать деток. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обыденных ведьмах.
Но все-же Баба-Яга - вещество наиболее опасное, владеющее куда большей мощью, чем некая колдунья. Чаще только она обитает в дремучем бору, который давно вселял ужас в людей, таккак воспринимался как грань меж миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во почтивсех сказках Баба-Яга кормится человечиной, да и хозяйка зовется " костяная нога ".
Так же, как и Кощей Бессмертный( кощь - кость), она принадлежит сходу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее практически бескрайние способности.
В колдовских сказках она действует в 3-х воплощениях. Яга-богатырша владеет мечом-кладенцом и на одинаковых борется с богатырями. Яга-похитительница крадет деток, времяотвремени кидая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но почаще только унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из данной диковинной избы детки, да и зрелые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, вконцеконцов, Яга-дарительница вежливо встречает богатыря или героиню, аппетитно потчует, парит в баньке, дает полезные советы, дает коня или состоятельные дары, кпримеру, волшебный комок, водящий к чудесной цели, и т. д.
Эта древняя ведьма не прогуливается пешком, а разъезжает по белу свету в стальной ступе( то имеется самокатной колеснице), и когда ходит, то понуждает ступу нестись быстрее, ударяя стальной же палицей или пестом. А чтоб, для узнаваемых ей обстоятельств, не следовательно было отпечатков, заметаются они за нею особыми, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, темные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и опасность, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга стает в самом неприглядном облике и различается лютостью натуры, она ведает грядущее, владеет несметными сокровищами, скрытыми познаниями.
Почитание всех ее параметров отразилось не лишь в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: " Баба-Яга, вилами нога, целый мир насыщает, себя голодом морит ". Речь идет о сохе-кормилице, самом принципиальном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же гигантскую роль в жизни сказочного богатыря играет и неясная, разумная, ужасная Баба-Яга.
Алексей Ремизов. Светящиеся черепа
Жила-была девушка-сиротка. Мачеха ее невзлюбила и не знала, как со свету сжить. Как-то раз произносит она девушке:
- Хватит тебе задаром хлеб имеется! Ступай к моей лесной бабке, ей поденщица необходима. Сама себе на жизнь будешь получать.
- Когда же идти? - спросила женщина.
- Прямо вданныймомент! - ответила мачеха и вытолкала ее из избы взашей. - Иди и никуда не сворачивай. Как увидишь огни - там и бабкина хата.
А на дворе ночь, мрачно - хоть глаз выколи. Близок час, когда выйдут на охоту дикие звери. Страшно стало девушке, а делать нечего. Побежала хозяйка не зная куда. Вдруг наблюдает - забрезжил спереди лучик света. Чем далее идет, тем светлей делается, какбудто костры неподалеку разожгли. А чрез некотороеколичество шагов стало следовательно, что не костры это светятся, а черепа, на колья насаженные.
Глядит женщина: кольями полянка утыкана, а среди поляны стоит избушка на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Поняла она, что мачехина лесная бабушка - не кто другой, как хозяйка Баба-Яга. Сейчас выскочит из избушки - тут бедняжке и конец придет.
Повернулась нестись куда глаза смотрят - слышит, плачет некто. Смотрит, у 1-го черепа из пустых глазниц капают большие слезы. А женщина наша была хорошая и жалостливая.
- О чем ты плачешь, кощь человеческая? - узнает она.
- Как же мне не рыдать? - даетответ череп. - Был я прежде мужественным бойцом, да попался в зубы Бабе-Яге. Бог известие, где истлело тело мое, где валяются мои костыньки. Тоскую по могилке под березонькой, но, следовательно, не ведать мне погребения, какбудто послед- нему злодею!
Тут и другие черепа заплакали, кто был радостным пастухом, кто девицей-красавицей, кто бортником... Всех сожрала Баба-Яга, а черепа на колья насадила, оставив без погребения.
Пожалела их женщина, брала острый сучок и вырыла под березой глубокую ямину. Сложила туда черепа, сверху землей присыпала, дерном закрыла и даже букетик цветов лесных положила, какбудто на реальную могилку.
- Спасибо тебе, хорошая воротила, - слышит гласа из-под земли. - Упокоила ты нас, и мы тебе хорошем отплатим. Подбери на могилке гнилушку - она тебе путь укажет.
Поклонилась женщина до земли могилке, брала гнилушку - и ну нестись бросать!
Баба-Яга вышла из избушки на курьих ножках - а на поляне мрачно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку находить. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и обратно возвратились. Так и осталась Баба-Яга без поживы.
А женщина бегала до тех пор, покуда не гасла гнилушка, а над землей не взошло солнце. Тут она и встретилась на лесной тропинке с юным охотником. Приглянулась ему девушка, брал он ее в супруги. Жили они продолжительно и счастливо.
Алексей Ремизов. Проливной дождик
Баба-Яга собирается хлебы печь. Задумала древняя жениться - брать в мужья рогатого царапина - Верхового. Он, понятно, галчонок: всем верховодит.
Взгромоздилась на радостях банная нежить: банная нежить в сырости заводится из человеческих обмылков, а поэтому влечение любопытна. Вот заберется она за Гиенские горы пировать в избушку, насмеется, наестся, все перемутит, всех перепугает, - таковая уж нежить.
А как ей забавно: старец Домовой на бобах остался - показала Яга ему нос. Тоже жениться на Яге замыслил!
Да и дед Домовой в займу не остался: подшутил над Ягой.
- Бить тебя нужно, беспутный, да и обивки-то все в тебя вколотить! - плачет Яга, прогуливается у печи.
- Бабушка, что же ты плачешь?
- А как мне, Бабе-Яге, не рыдать, не могу высадить хлебы: Домовой похитил лопату. И плачет. Не успокоить Яге слезы: скиснутся хлебы - прибьет Верховой.
- Бабушка, не плачь так несладко: мы тебе отыщем лопату. А слезы так и льются - полна капель натекает.
- Эй, спасите! Найдем мы лопату да бросим на крышу: Яга улыбнется - и дождик закончит. достоинства. [ править ]
Баба Яга
Баба Яга
Баба - Яга
Во эпохи моего детства, когда любая уважающая себя школа проводила предновогодние утренники( для младших классов) и " дискотеки "( для старших), непременной деталью данных действ были представления приглашенных актеров - времяотвремени проф, из местного драмтеатра, времяотвремени ценителей - мам, пап, учителей.
И таковым же непременным был состав соучастников - Дед Мороз, Снегурочка, лесная живность( белки, зайцы и т. д.), времяотвремени - пираты, бременские музыканты и черти с кикиморами. Но основным злодеем была Баба-Яга. В каких лишь интерпретациях не представала она перед изумленной публикой - и горбатая старушка, и дама средних лет с броским макияжем - кое-что среднее меж цыганкой-гадалкой и ведьмой, и сексапильное юное творение в платье из заплат и обворожительными лохмами на голове. Неизменна была только ее сущность - как разрешено более напакостить " хорошим персонажам " - не запустить на елку, отнять подарки, превратить в старый пень - перечень не ограничен.
На границы 2-ух миров, ясного и темного, среди дремучего бора издревле векует в непонятной избушке, окруженной забором из человеческих костей, древняя Яга. Иной раз к ней заглядывают краски с Руси. Одних Яга пробует скушать, остальных привечает, способствует советом и занятием, предвещает судьбу. Она владеет необъятные знакомства в живом и мертвом царствах, вольно навещает их. Кто она, откуда пришла в российский фольклор, отчего ее имя почаще сталкивается в сказках северной Руси, попробуем ориентироваться. Можно допустить, что фантастический образ Яги появился в российском народном творчестве как итог многолетнего взаимодействия на общем индоиранском фоне славянской и финно–угорской культур.
Несомненно, что проникновение российских на Север, в Югру и Сибирь, знакомство с бытом местного народонаселения и следующие рассказы о нем оказали заметное воздействие на создание вида Яги в российских, а потом и зырянских сказках. Именно новгородские ушкуйники, казаки-первопроходцы, бойцы, ямщики и бойцы принесли на Русь те необычные сведения о жизненном укладе, обычаях и верованиях Югры, какие, перемешавшись с древнеславянской мифологией и фольклором, наложили след на чудесные басни о Бабе Яге.
А кто таковая эта Баба-Яга на самом деле? Фольклорный вещество? Плод народного воображения? Реальный персонаж? Выдумка ребяческих писателей? Попробуем узнать возникновение самого опасного сказочного персонажа нашего детства.
Славянская мифология
Баба-Яга( Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество погибели: дама со змеиным хвостом, которая стерегла ввод в подземный мир и сопровождала души почивших в королевство мертвых. Этим она некотороеколичество припоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно древним легендам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы числятся древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет чрезвычайно главную роль, к ней порою прибегают герои как к крайней вере, крайней ассистентке - это неоспоримые отпечатки матриархата.
Постоянное пространство обитания Яги – глухой лес. Живет она в маленькой избушке на курьих ножках, таковой маленькой, что, лежа в ней, Яга занимает всю избу. Подходя к избушке, герой обычно произносит: " Избушка - избушка, встань к бору задом, ко мне передом! " Поворачивается избушка, а в ней Баба Яга: " Фу–фу! Русским духом пахнет... Ты, хороший храбрец, от дела лытаешь или дела пытаешь? " Тот ей и даетответ: " Ты доэтого напои, накорми, а позже про новости узнавай ".
Несомненно, что притча эта придумана людьми, отлично знакомыми с бытом обских угров. Фраза о российском духе попала в нее не случаем. Деготь, обширно применявшийся русскими для пропитки кожаной обуви, сбруи и корабельных снастей сердил чуткое чутье таежников, употреблявших для пропитки обуви гусиный и рыбный жиры. Гость, зашедший в юрту в сапогах, смазанных дегтем, оставлял после себя прочный аромат " российского духа ".
Костяная нога была змеиным хвостом?
Особое интерес привлекает костеногость, одноногость бабы-яги, связываемая с ее прежде звероподобным или змееподобным видом: " Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, наступает, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите популярны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К данной эре относится происхождение вида смешанной природы: верхняя дробь фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червяка ".
По понятию К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней погибели, одноногие существа в мифологиях почтивсех народов так или подругому соединены с образом змеи( вероятное формирование представлений о схожих существах: змея — человек со змеиным хвостом — одноногий человек — хромой и т. п.).
В. Я. Пропп отмечает, что " Яга, как правило, не прогуливается, а летает, аналогично мифическому змею, дракону ". " Как понятно, общерусское „змея " не является исконным заглавием этого пресмыкающегося, а появилось как табу по связи со однимсловом „земля " — „ползающая по земле " ", — строчит О. А. Черепанова, высказывая намерение, что исконным, не установленным покуда заглавием змеи могло быть яга.
Вотан из вероятных отзвуков старых представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях фермеров ряда губерний России образ большой лесной( белой) или сельный змеи, которая властна над скотом, может одарить всеведением и т. п.
Костяная нога - ассоциация со гибелью?
По иному поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, совместно с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей колдуньи кормятся душами мертвецов и потому делаются легкими, как сами души.
Раньше веровали, что Баба-Яга может существовать в хотькакой селе, маскируясь под обыденную даму: бегать за скотом, готовить, взращивать деток. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обыденных ведьмах.
Но все-же Баба-Яга - вещество наиболее опасное, владеющее куда большей мощью, чем некая колдунья. Чаще только она обитает в дремучем бору, который давно вселял ужас в людей, таккак воспринимался как грань меж миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во почтивсех сказках Баба-Яга кормится человечиной, да и хозяйка зовется " костяная нога ".
Так же, как и Кощей Бессмертный( кощь - кость), она принадлежит сходу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее практически бескрайние способности.
Сказки
В колдовских сказках она действует в 3-х воплощениях. Яга-богатырша владеет мечом-кладенцом и на одинаковых борется с богатырями. Яга-похитительница крадет деток, времяотвремени кидая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но почаще только унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из данной диковинной избы детки, да и зрелые, спасаются, перехитрив Ягибишну.
И, вконцеконцов, Яга-дарительница вежливо встречает богатыря или героиню, аппетитно потчует, парит в баньке, дает полезные советы, дает коня или состоятельные дары, кпримеру, волшебный комок, водящий к чудесной цели, и т. д.
Эта древняя ведьма не прогуливается пешком, а разъезжает по белу свету в стальной ступе( то имеется самокатной колеснице), и когда ходит, то понуждает ступу нестись быстрее, ударяя стальной же палицей или пестом. А чтоб, для узнаваемых ей обстоятельств, не следовательно было отпечатков, заметаются они за нею особыми, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, темные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и опасность, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга стает в самом неприглядном облике и различается лютостью натуры, она ведает грядущее, владеет несметными сокровищами, скрытыми познаниями.
Почитание всех ее параметров отразилось не лишь в сказках, но и в загадках. В одной из них говорится так: " Баба-Яга, вилами нога, целый мир насыщает, себя голодом морит ". Речь идет о сохе-кормилице, самом принципиальном в крестьянском обиходе орудии труда.
Такую же гигантскую роль в жизни сказочного богатыря играет и неясная, разумная, ужасная Баба-Яга.
Версия Владимира Даля
" ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род колдуньи, сердитый дух, под личиною отвратительной старухи. Стоит яга, во лбу рога( печной столб с воронцами)? Баба-яга, костяная нога, в ступе катит, пестом упирает, помелом отпечаток заметает. Кости у нее местами уходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человеческим мясом, ворует деток, ступа ее стальная, везут ее черти; под поездом этим ужасная ураган, все стонет, скот ревет, случается мор и падеж; кто наблюдает ягу, делается нем. Ягишною зовут злобную, бранчивую бабушку ".
" Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны. Баба-яга костяная нога: в ступе катит, пестом погоняет( упирается), помелом отпечаток заметает. Она простоволоса и в одной рубашке без опояски: то и иное — вершина бесчиния ".
Баба-Яга у остальных народов
Бабу-ягу( польскую Ендзу, чешскую Ежибабу) принято полагать страшилищем, верить в которое пристало только небольшим детям. Но еще полтора века обратно в Белоруссии в нее — ужасную богиню погибели, губящую тела и души людей, — веровали и зрелые. И богиня эта — одна из древнейших.
Этнографы установили ее ассоциация с первобытным ритуалом инициации, справлявшимся еще в палеолите и популярным у самых отсталых народов решетка( австралийцев).
Для посвящения в полноправные члены племени дети обязаны были войти особенные, иногда томные, ритуалы — тесты. Исполнялись они в гроте или в глухом бору, около одинокой хижины, и распоряжалась ими древняя дама — жрица. Самое ужасное проверка состояло в инсценировке " пожирания " испытуемых чудовищем и их следующего " воскресения ". Во каждом случае, они обязаны были " помереть ", посетить в потустороннем мире и " воскреснуть ".
Все кругом нее дышит гибелью и страхом. Засовом в ее избе служит человеческая нога, запорами — руки, замком — зубастая гортань. Тын у нее — из костей, а на них — черепа с пылающими глазницами. Она жарит и ест людей, вособенности деток, при этом печь лижет языком, а угли выгребает ногами. Изба ее покрыта блином, подперта пирогом, но это — знаки не изобилия, а погибели( поминальная еда).
По белорусским суевериям, Яга летает в стальной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветр, стонет земля, воют звери, скрывается скот. Яга — могущественная ведьма. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, темные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т. д.; не может только 1-го — взять малость обычный человеческий вид.
Обитает Яга в глухом бору или подземном мире. Она и имеется владелица подземного ада: " Ты желаешь идти в жарко? Я — Ежи-ба-ба ", — произносит Яга в словацкой притче. Лес для земледельца( в различие от охотника) — недоброе пространство, совершенное каждой нечисти, тот же сверхъестественный мир, а именитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир, поэтому и невозможно в нее зайти, покуда он не повернется к бору задом.
С Ягой-вахтершей тяжело совладать. Героев басни она избивает, связывает, вырезает ремни из спин, и лишь самый-самый мощный и смелый герой побеждает ее и опускается в преисподнюю. При этом всем Яга владеет черты повелительницы Вселенной и смотрится некий жуткой пародией на Мать Мира.
Яга — также богиня-мать: у нее три сына( змеи или гиганты) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и имеется поминаемая в ругательствах чертова мама или бабушка. Она — домовитая владелица, ее атрибуты( ступа, метла, пест) — орудия дамского труда. Яге служат три всадника — темный( ночь), белоснежный( день) и красноватый( солнце), развдень проезжающие чрез ее " проходную ". С поддержкой мертвой головы она приказывает дождем.
Яга — богиня общеиндоевропейская.
У греков ей подходит Геката — ужасная трехликая богиня ночи, колдовства, погибели и охоты.
У германцев — Перхта, Хольда( Хель, Фрау Халлу).
У индийцев — не наименее жуткая Дурги.
Перхта-Хольда обитает под землей( в колодцах), приказывает дождем, снегом и вообщем погодой и бегает, аналогично Яге или Гекате, во голове толпы призраков и ведьм. У германцев Перхту заимствовали их славянские соседи — чехи и словенцы.
Альтернативные варианты происхождения вида
В древности погибших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на чрезвычайно больших пнях с выглядывающими из-под земли корнями, схожими на куриные лапти. Домовины ставились таковым образом, чтоб отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к бору. Люди веровали, что трупы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, ежели заглянуть в домовину, разрешено было увидеть лишь их лапти, — отсюда и вышло представление " Баба-Яга костяная нога ". Люди относились к погибшим предкам с поклонением и ужасом, никогда не волновали их по пустякам, опасаясь накаркать на себя беду, но в тяжелых ситуациях все же прибывали умолять поддержке. Так, Баба-Яга — это погибший предок, мертвец, и ею нередко пугали деток.
Еще вариант:
Возможно, что загадочная избушка на курьих ножках не что другое, как обширно узнаваемый на Севере " лабаз ", или " чамья ", – тип хозяйственной постройки на больших гладких столбах, проектный для хранения снастей и припасов. Лабазы постоянно ставятся " к бору задом, к путешественнику передом ", чтоб ввод в него находился со стороны реки или лесной тропы.
Небольшие охотничьи лабазы времяотвремени делаются на двух–трех приподнято спиленных пнях – чем не курьи ножки? Еще более схожи на сказочную избушку малые, без окон и без дверей, культовые амбарчики в ритуальных местах – " урах ". В них традиционно находились кук–лы–иттармы в меховой государственной одежде. Кукла занимала собой практически целый амбарчик –может, благодарячему избушка в сказках постоянно малюсенька для Бабы Яги?
По иным сведениям Баба-Яга у неких славянских племён( у русов в частности) — жрица, руководившая ритуалом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых потом бросали в пламя.
И еще версия:
" Изначально Баба-яга называлась Баба-Йога( попробуйтевспомнить " баба-йожка ") - так что Баба-яга на самом деле - обладающая йогой. "
" В Индии йогов и странствующих садху почтительно именуют бабушка( хинди #2348; #2366; #2348; #2366; — " отец "). Многие ритуалы йогов проводятся у костра и малопонятны иностранцам, что полностью могло отдать еду для фантазий и сюжетов сказок, где бабушка йог мог трансформироваться в Бабу Ягу. У индийских племен нагов принято сидеть у костра, делать ягью( жертвоприношения огню), обмазывать тело пеплом, бродить без одежды( голыми), с посохом( " костяная нога "), длинными спутанными волосами, перемещать кольца в ушах, повторять мантры( " заклинания ") и делать йогу. Наги в индийской мифологии — змеи с одной или несколькими головами( прототип Змея Горыныча). В данной и остальных йндийских сектах совершались неясные и пугающие ритуалы с черепами, костями, совершались жертвоприношения и т. п. "
Еще имеется у Соловьева в " Истории Государства Российского " про бабушку Ягу имеется - версия - что был таковой люд Яги - который растворился в российских. Людоедели по лесам, мало и пр. Известен король Ягайло, кпримеру. Так что басни - сказками - этносы - этносами.
А вот еще одна версия гласит, что Баба Яга - это монголо-татарский золотоординский сборщик налога с завоёванных( ну, ок, ок, союзных:)) земель. Лицом страшен, глаза раскосые. Одежда припоминает дамскую и не разберёшь, мужчина или бабушка. И приближённые зовут его не то Бабай( то имеется Дед и вообщем старший), не то Ага( чин таковой)... Вот оно и Бабай-Ага, то имеется Баба Яга. Ну, и не обожают его все - за что же сборщика налогов любить?
Вот имеется еще версия, не достойная доверия, но упрямо гуляющая по интернету:
Оказывается, баба-яга из российских сказок жила совершенно не в России, а в Центральной Африке. Она была королевой племени людоедов яггa. Поэтому ее стали именовать царица Ягга. Позже, уже у нас на отчизне, она перевоплотился в людоедку бабу-ягу. Произошло это перевоплощение так. В xvii веке в Центральную Африку совместно с португальскими армиями пришли миссионеры-капуцины. В районе водоема реки Конго возникла португальская колония Ангола. В ней-то и находилось маленькое туземное царство, которым заведовал храбрый воин Нгола Мбанка. Вместе с ним жила его возлюбленная младшая сестра Нцинга. Но вот сестренке также захотелось поцарствовать. Она отравила собственного брата и огласила себя королевой. В качестве счастливого амулета, дающего администрация, любящая сестра всюду таскала с собой в сумке останки собственного брата. Отсюда, по-видимому, в российской притче и возникает невнятное представление " Баба-яга - костяная нога ".
Два капуцина, брат Антонио де Гаета и брат Дживанни де Монтекугго, написали о королеве Ягге цельную книжку, в которой описывали не лишь метод ее прихода к власти, но и принятие ею на старости лет христианства. Эта книжка попала в Россию, и тут из рассказа о негритянке-людоедке вышла притча о российской бабе-яге.
Эта " версия " не владеет родника. Гуляет по интернету со ссылкой на художественную книжку некоего Г. Климова( русско-американский беллетрист
Ну и так дальше, при случае разрешено отыскать еще с десяток версий происхождения этого сказочного персонажа.
[источники] Смотрите также
8 Примечания
Эта страница была создана в 1996 году; Последнее изменение 4 августа 2015 года., ..
Условия использования политика конфиденциальности
Баба Яга
Имя: Баба Яга
Особенности: Frail смотреть женщина с ювелирные изделия сделаны из костей
Источник: Русский фольклор
Место обитания: Восточная Европа
Баба Яга была тонкая, хрупкая, глядя ведьма с острыми зубами и длинными грязными ногтями. Она будет носить ювелирные украшения, сделанные из костей различных несчастных существ. Несмотря на то, что она была худой, старый и болезненного вида - она была очень мощной.
Она сказала, чтобы иметь возможность контролировать людей и животных, чтобы сделать ее предложение цены. Она могла бросить заклинания, чтобы парализовать людей и затем отправить некоторые птицы над нести скоро будет праздник обратно в своей каюте. Она могла даже контролировать погоду.
Ее любимая еда была человеческая плоть. Неудачный прохожие или потерянные путешественники , которые пришли на ее жуткой домик в глухом лесу часто в конечном итоге в ее печи , как ее следующей еды. Иногда она показала признаки милосердия , как в истории Василисы, молодой женщины , отправленного в глухом лесу ею злая мачеха. Василиса упал молиться лесопарковой ведьмой и был направлен на трудные поручения , чтобы собрать ингредиенты для ее снадобий.
Когда она закончила все задачи, старая ведьма тощий дал храбрый Василиса магический череп, который был способен превратить ее злая мачеха в пепел.
10
Выше цветопередача наших художников этого болезненного, хрупкого и зла маленькая ведьма. Ее волосы спутаны и массивно из-за ее отсутствия личной гигиены. Она очень худая и хрупкая на вид, но все же имеет возможность легко преодолеть своих жертв.
Ее цвет лица болезненного вида из-за того, что она застолий на человеческой плоти. Ее глаза покрыты катарактой, но до сих пор удается светиться злым взглядом.
Ювелирные изделия, что с ювелирных изделий? Она, безусловно, нуждается кулер перспективных ювелирных изделий кости. На следующем снимке - наш художник будет убедиться, что она лучше аксессуарами.
Возвращение в Мифические существа AZ
Возвращение в Мифические существа и Beasts домашней страницы
Относительно расположен элемент с явным левой собственности. Как правило, это вызывает джиттер, когда сделал липким, хотя с помощью опции "клон", это не делает.
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Баба Яга
Кто таковая бабушка яга,?
Кто таковая бабушка яга. Славянская мифология.
Всем с детства знакома Баба Яга как персонаж сказок. История происхождения это магического персонажа уходит в дальнее прошедшее славян. С языческих пор у почтивсех восточно славянских племен образ Бабы Яги вызывал ужас у людей.
Баба-яга мифологическое вещество, играющее главную роль в народных славянских сказаниях. производит словечко яга из санскритского корня ah, auh, означающего — идти, передвигаться.
Является в 2-ух мотивах: хорошей старушкой, показывающей заблудившемуся молодцу путь и отсылающей его к собственным братьям ветру, месяцу и солнцу.
В остальных сказках Баба Яга, костяная нога, злобная старушка, проживает в дремучем бору в избушке на курьих ножках, летает по воздуху в ступе, погоняя пестом и заметая отпечаток метлой.
Она крадёт деток, жарит и ест их, сторожит источники активный воды и прячет у себя медь, серебро и золото; у нее прут, которым разрешено все живое превратить в гранит; она обладает огнедышащими конями, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком.
Баба Яга
Некоторые эксперты слависты наблюдают в ней олицетворение зимних бурь, суровых и агрессивных человеку явлений: прут, которым она каменит все живое — это знак зимы, которая все каменит, костенит( с этим не без связи ее костяная нога); ковер-самолет и сапоги-скороходы — быстролетные облака; гусли-самогуды — бурные напевы грозы; меч-самосек — разящая молния.
Баба-яга( Баба Яга, Яга, Яга Виевна) – черная ведьма из древнеславянской мифологии, дочь Вия, супруга Велеса. Многие басни, написанные в те эпохи, когда наши предки уже утратили давнишний значение мифологических образов древности, демонстрируют Бабу-Ягу в виде старенькой ужасной дамы, которая проживает в Избушке-на-курьих-ножках на самой границе Темного бора.
Между тем суть этого знаменитого персонажа представляется еще наиболее любознательным клубком неоднозначной и иногда противоречивой информации.
Баба Яга
Яга, являясь дочерью Вия, владыки Срединного королевства Нави, имела неограниченный доступ к самому верхнему королевству, в котором до поры до времени владельца не было. Благодаря данной способности Яга, которая, кстати разговаривая, по красе не уступала ни Ладе, ни Деване, во время собственного вечного блуждания по подземному королевству обрела неповторимый дар – она стала воспринимать языки фактически всех порождений Нави.
Также Яга считалась могучим бойцом, способным в одиночку противостоять множеству противников. В дела богов Яга никогда не вмешивалась и не участвовала ни в одной борьбе меж Ясунями и Дасунями. Она считала, что все это мелочи, не благородные интереса священного сотворения( каковым она, без сомнения, являлась, как и все боги Лунного пантеона).
Баба Яга
Вероятно, конкретно благодарячему Яга и Велес так скоро поладили и стали существовать, как муж и супруга. Это приключилось, когда Велес, предавший Перуна, был изгнан из Прави и напрасно скитаясь по миру забрел в Верхнее королевство Нави. Там он и повстречал Ягу, с которой поначалу сошелся в бое, а позже искренне полюбил( желая, некие легенды говорят, что совсем не искренне, а, как говорится, по расчету).
Отец Яги Вий продолжительно не мог предоставить дочь замуж, так как та поклялась, что выйдет только за такого, кто сможет победить ее в честном бою.
Строго разговаривая, бой с Ягой априори не мог быть правдивым, так как подземная воительница еще лучше обладала черной магией, чем клинком, а поэтому не стеснялась обрушивать всю мощь собственных познаний на уверенныхвсебе оппонентов. И лишь Большой Велес смог победить Ягу.
Со порой образ богини, которая практически стала повелительницей Верхнего подземного королевства, претерпел значимые конфигурации. Верхнее королевство Нави еще не являлось самим миром мертвых, но уже и к миру живых не имело нималейшего дела.
То имеется практически этот мир находился на самой границе Яви и Нави. Именно отсюда и появился образ ведьмы, живущей где-то меж миром людей и Темным бором( миром антагонистов человека, отрицательных персонажей). Отсюда же и образ костяной лапти( или неких других костяных долей тела), который придает Бабе-Яге схожесть с живым трупом, созданием, окружающим на границе миров.
Баба Яга
Вместе с тем, Яга является одним из немногих персонажей древнеславянской мифологии, при детальном описании которого употребляется ферро. Этот сплав изначально служил основным орудием против нечисти наравне с серебром, благодарячему факт его наличия у этого персонажа
( стальные зубы и, в неких легендах, железные…уж простите, груди) произносит о том, что к созданиям Нави Яга не относится. Но и к живым людям причислить ее невозможно.
Во-первых, она вечна. Во-вторых, очень значительны для смертной ее познания, раз даже Мара пару раз приходила к ней за поддержкой.
В поздних славянских преданиях Яга описывается уже не как пожизненно юная и могучая черная воительница, но как дремучая старушка, одним собственным видом внушающая кошмар на хотькакого. Некоторые легенды разъясняют это проклятием Ирийских богов, которое поняло Ягу, когда по ее наущению Велес похитил из Прави небесных скотин.
С тех пор, говорят легенды, пожизненно юная Баба Яга состарилась и уже не могла приобрести былую красу, желая и непрерывно пыталась, питаясь душами людей, какие ей в уплату за содействие приносила Мара.
избушка на курьих ножках
Саамская хата в государственном историческом музеи Финляндии
Избу́ шка на ку́ рьих но́ жках — в славянской мифологии пространство перехода из земного решетка в сверхъестественный мир; поворачиваясь, избушка раскрывает свою дверь то в мир живых, то в мир мёртвых, благодарячему герой не может шагнуть на землю потустороннего решетка и обязан идти по нитке разматывающегося клубка; защищает избушку Баба-Яга.
Жилище персонажа российских сказок, Бабы-Яги " избушка о куриной ножке, об одном окошке, с скрытым красным крыльцом "; " на куриных лапках, на веретенных пятках " — стояла в бору на 2-ух больших куриных ногах, какие поворачивали избушку по главному требованию хорошего молодца
( " Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к бору — задом ", " Избушка, избушка! Стань к бору задом, ко мне передом ", " Повернись туды замком, сюды крыльцом ", " Воротись, избушка, к бору очами, ко мне, молодцу, воротами ").
Возникновение вида Избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, какие в древности на Руси ставились на пеньки с обрубленными корнями, чтобы обезопасить древо от гниения. В словаре В. И. Даля произнесено, что " куръ " — это стропила на крестьянских избах. В болотистых местах избы строили конкретно на таковых стропилах.
В Москве одна из стародавних древесных церквей называлась " Никола на курьих ножках ", таккак вследствии болотистости местности стояла на пеньках.
По смыслу сказочного повествования Избушка на курьих ножках преграждает герою путь к его волшебной цели и в то же время является единым проходом в " другой " мир. В ней герой приобретает у Бабы-яги нужные советы, проходит тесты, что дозволяет ему продлить путь. Мифологический образ Избушки на курьих ножках — сторожевая башня в королевство мёртвых( королевство Смерти)
Поиск по тегам:
Список всех тегов А вы знаете что Все мы воспитывались на сказках, и одним из самых частых и неясных героев была Баба Яга. Кто же она на самом деле, злобная ведьма, которая пробовала зажарить Иванушку в российской печи, похитительница маленьких деток или все-же она является хорошим персонажем, который способствует биться против злобных сил. Ведь она не раз помогала основным героям в борьбе против Кощея Бессмертного, указывала верный путь и давала опытные советы, как освободиться от различного рода нечисти. Этот всем узнаваемый фантастический персонаж, в облике обезображенной старухи имел в собственном доме животных и птиц, уважительно относился к ним и даже консультировался с ними, как поступить в той или другой ситуации. Согласитесь, что Баба Яга – очень противоречивая личность, что же на самом деле, мы знаем о ней, и о ее собственной жизни?
Давайте попытаемся ориентироваться, кто же таковая Баба Яга. В реальности, нет четкого и однозначного представления. По неким источникам, она считается покровительницей бора и зверей, хорошей древнегреческой богиней, которая защищает подземный ввод в Тридевятое королевство( загробный мир).
Но имеется и иная версия, что словечко " яга " брало родное правило от слова " йог ", и хозяйка Баба Яга родом из Индии. Неспроста она владеет отшельнический образ жизни и проживает в бору, вдалеке от людей и населенных пт. Такой образ жизни присущ индийским йогам-отшельникам. Ее лекарство передвижения – ступа, припоминает индийские строения - ступы, какие являются культовыми сооружениями, имеющими полусферические очертания.
По иным источникам, она получила такое имя, так как была чрезвычайно склочной, сердитый и бранчливой бабушкой, на Руси таковых нередко именовали Ягишною.
Некоторые ученые утверждают, что Баба Яга эмигрировала к нам с Северной доли планеты. Жители Севера ранее строили свои жилья на столбах, это было нужно для такого, чтоб дикие звери не могли просочиться в жилье оленеводов, несчитая такого, на возвышенности, снег не заметал дом вполне, и разрешено было выбраться из снежного завала. Эти строения по собственной форме подсказывают жилье Бабы Яги – избушку на курьих ножках. Также имеется намерение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где вырастает ягель – олений мох, как-то он именовался " яг ".
Каждый видел, что Баба Яга носила шубу без рукавов, и имеется возможность, что ее имя пришло от обычного словосочетания - бабушка в яге( меховой шубке без рукавов).
Кроме такого, имеется суеверие, что Баба Яга имела азиатские корешки и поэтому носила азиатское имя. Доказательство этому - ее представление: " Фу-фу, русским духом пахнет ". Дело в том, что у всякой расы собственный аромат тела, и почаще только люди имеютвсешансы на расстоянии ощущать аромат присущий человеку из иной расы.
Есть еще одна неописуемая версия, но она втомжедухе владеет пространство быть. Баба Яга – это творение, пришедшее в наш мир из решетка мертвых, то имеется покойница. В античные эпохи усопших хоронили в домиках, какие стояли на пнях на некой возвышенности, корешки которых выглядывали из земли, и напоминали собой куриные лапки. Дверь в помещение располагали в противоположную сторону от той местности, где находились селения, то имеется, передом к бору, а задом к населенным пт. Люди веровали, что ночкой трупы могли парить в собственных гробах, благодарячему их укладывали ногами к выходу. Любой зашедший, в какую домовину, мог увидеть лапти мертвого человека. Именно от этого и вышло представление " Баба Яга костяная нога ". К усопшим относились с огромным почтением и не волновали их даром. Хотя ежели появлялись беды, то люди веровали в то, что покойные имеютвсешансы посодействовать им в тяжелых ситуациях и обращались к ним за поддержкой.
Ну и завершающая версия, Баба Яга прибыла на нашу Землю из космоса и является инопланетянкой. Ее ступа – это собственного рода мировой корабль. Скорее даже приспособление, которое сочиняет одну из ступеней большого космического корабля нужное для мобильного перемещения в пространстве на малые расстояния.
Представленные больше варианты происхождения ведьмы не имеютвсешансы быть опровергнуты или доказаны – любой избирает тот вариант, который ему недалёк. Но, размышляю, вне зависимости от ее происхождения мы станем любить Бабу Ягу, как тот образ, который знаком нам с самого детства, являл для нас личность загадочную, самобытную, с броским и независящим нравом.?
Реклама:
x
Получить эксклюзивную, бесплатную электронную книгу, которая не доступна на сайте
Хотите узнать, как превратить посетителей вашего сайта в реальных продаж? Просто введите ваш адрес электронной почты ниже, чтобы получить электронную книгу, которая раскрывает все секреты профи использовать для преобразования трафика продаж.