Томас Мор и Эразмус Ротеродамус
колдун Всемирная история 0
В 1534 году два ни в чем не похожих друг на друга лица сделали решительный шаг, который привел к причислению их позднее католической церкви к Общине святых. В Лондоне бывший лорд-канцлер Томас Мор, автор гениальной «Утопии», отказался присягнуть новому порядку престолонаследия, предусмотренному парламентским актом от 30 марта того же года, легализовавшим Реформацию. Известно, что формальной причиной Реформации в Англии были семейные дела «защитника веры», как называл себя Генрих VIII, который прежде лично занимался отрицанием ереси Лютера. (В ответ Лютер назвал короля «ослиной головой» и «безмозглым клоуном».) «Мы не можем» — этими словами, заимствованными из «Деяний святых апостолов», отец Климент VII ответил на просьбу Генриха VIII о разводе с Екатериной Великой. Арагон. (Королю нужен был развод, чтобы жениться на придворной красавице Анне Болейн.) Приверженность принципам римского престола была вызвана не религиозными, а сугубо земными, политическими причинами. «Мы не можем» означало, что римский первосвященник не мог идти вразрез с племянником Екатерины — испанским королем и германским императором Карлом V — владения которого в Италии окружали папское государство со всех сторон. Но еще меньше улыбалась Генриху VIII зависимость от отца, который зависел от императора. «Мы должны благодарить Милосердного Бога, который может заставить и такого дьявола с его бесами приручиться на пользу нашей радости и всех христиан!» — воскликнул Лютер, узнав о разрыве Генриха VIII с Римом. Парламентский акт, который Мор не пожелал признать, положил конец подчинению английской церкви власти отца и объявил незаконным брак короля с Екатериной Арагонской, а дочь от этого брака Марию — лишили права наследования. престола, который должен был перейти к детям Генриха и его второй супруги — Анны Болейн. Попытки заставить Мора, обладающего большим моральным авторитетом, изменить свою позицию оказались тщетными, хотя он прекрасно знал, что за свою непреклонность поплатится жизнью. На основании заведомо ложных показаний Мор был приговорен к смертной казни и с исключительным мужеством встретил смерть. В 1534 году, когда Мор томился в тюрьме по обвинению в приверженности католицизму и враждебности к Реформации, в Париже бывший испанский солдат, учившийся на теологическом факультете, вместе с несколькими сторонниками принял решение о создании Ордена иезуитов, ставшего штурмовой группой в борьбе с протестантизмом. Читателю покажется, конечно, недопустимым сравнение двух имен — великого гуманиста, на века опередившего время, и мрачного фанатика Лойолы, давшего клятву во что бы то ни стало добиваться искоренения ереси (хотя они как два святых , вполне годные цифры для сравнения с точки зрения новейшей католической историографии). Пусть очевидна спекуляция папства на имени Мор — но, по крайней мере, судя по всему, он принял мученическую смерть во имя католицизма. Так ли это было на самом деле? Неужели гениальный мыслитель — там, где он не мог нарушить неизбежную историческую ограниченность своего времени — действительно считал вопрос о законности или незаконности повторного брака любвеобильного тирана таким принципиальным, что предлагал жизнь? Неужели он считал власть папы над английской церковью высшим благом, несмотря на прекрасно известные ему злоупотребления, которые были с нею связаны и которые разоблачались сторонниками Реформации во всех европейских странах? Серьезные исследователи, конечно, не принимают версию церковных историков, но так и не смогли прийти к единому мнению о действительных мотивах, которыми руководствовался Мор. Иногда его изображают мучеником напрасно терпимостью. Но Мор не был последователен во взглядах на эту проблему. В «Утопии», написанной в 1516 году, до начала Реформации, он выступает за полную свободу вероисповедания и выражения различных мнений, если за этим не следует попытка навязать их в глотку. В своей практике на посту лорда-канцлера Мор уклонялся от преследования еретиков. Однако в «Диалоге о ереси» (1528 г.) он изображает ересь преступной и предательской, а в других сочинениях даже одобряет применение силы против еретиков. Он считал, что народные движения под знаменем Реформации, подобно Крестьянской войне в Германии, могут принести только вред. В папстве Мора казалось ограничение королевской деспотии. Возможно, взору Мора предстали те бедствия, которые обрушила на народ королевская реформация? Конфискация монастырских усадеб привела к массовому изгнанию новых помещиков арендаторов с их мест для расчистки территории для ведения благоприятного овцеводческого хозяйства. Возможно, в таком предположении есть доля истины, но Мор уже ранее отмечал, что «овцы стали пожирать людей», и вряд ли он мог со всей ясностью предвидеть социальные и экономические последствия Реформации. Кроме того, они были неодинаковы в разных странах, Реформация приобретала там различный социальный смысл. Англия вовсе не была предопределена заранее идти по тому пути, по которому шло ее последующее развитие. Но Мор вполне отчетливо осознавал, к чему уже Реформация — в начале 30-х годов привела к расколу западного христианства (с явной тенденцией дальнейшего его распада на враждующие секты) и к военному противостоянию между образовавшимися двумя лагерями в условиях усиление влияния Османской империи. Не была ли позиция Мора продиктована прежде всего мнением о том, что Реформация неизбежно связана с разжиганием векового конфликта, которого так боялись и для предотвращения которого давным-давно тщетно прилагал усилия его друг Эразм Ротеродамус? Эразм, узнав о казни Томаса Мора, писал о покойном, что «душа его была белее снега, а гениальность такова, что Англии никогда больше не иметь подобных, хотя она и будет родиной великих людей». Эразму показалось, что Мор прибыла неосторожно, напрасно навлекла на себя царский гнев. «Если бы он никогда не позволил втянуть себя в эту гадость и оставил бы богословские вопросы богословам!» — с горечью воскликнул Эразм. Между тем он был приверженцем Мора, хотя совсем не походил на нее характером. И Эразму не удалось оставить главного «богословские вопросы богословам». В сочинениях Эразма выделяется осуждение войны. «Война ли — рассадник и источник всех достойных поступков? А между тем что может быть глупее, чем вступать по каким-либо причинам в соревнование, в ходе которого каждая из сторон наверняка испытывает гораздо больше дискомфорта, чем получает выгоды? И вообще так прославленную всеми войну ведут халявщики, сводники, воры, убийцы, глупые деревенщины, не расплатившиеся с должниками и тому подобные выродки общества, но вовсе не образованные философами». «Жалоба на Мир, отовсюду изгнанная и отовсюду разбитая» (1517 г.) — самое известное антивоенное произведение Эразма. Главный герой этой декламации — Мир, оплакивающий бедствия и сокрушающийся по поводу безумия людей. Миролюбие — закон мироздания, освященный христианством. Война противоречит самой сути христианского догмата во всем, до мельчайших деталей. Причины войн, которые ведутся в Европе, ничтожны и не заслуживают никакого уважения, они нередко сводятся к зависти по отношению к процветающей соседней стране. Войны развязывают те, кто должен быть хранителями мира — монархи, дворяне, высшее духовенство. Тираны с помощью военного преступника пытаются укрепить власть над народом, совершенно не заботясь о его благополучии. Бедствия войны обрушиваются на народ, и по справедливости они должны были бы обрушиться на государей. В других произведениях Эразм резко критикует династические войны. Он отвергает династические права и притязания, которые являются их краеугольным камнем. Право владения возникает из согласия народа, и он не может дать этого согласия. Во время династических войн речь идет не о замене тирана законным государем, а о том, кому народ должен платить налоги. В ряде работ, ставящих пропагандистские цели, Эразм выступает с безоговорочным осуждением любых войн. Он подчеркивает несовместимость войны и христианства, он даже отвергает мнение блаженного Августина о правильности войн в некоторых случаях, в том числе и это мнение, противоречащее евангельскому учению. Однако нельзя признать основательными попытки ряда исследователей отнести Эразма в лагерь пацифистов: там, где не шла речь о пропаганде идеи мира, Эразм склонялся к признанию правоты справедливых войн. К их числу он относил оборонительные войны против турок. Перефразируя цитату из Евангелия от Луки, Эразм писал, что нельзя полностью осуждать войну, ведущуюся для охраны всеобщего спокойствия в условиях, когда ее невозможно защитить другими способами. Такую войну должен вести достойный, благочестивый монарх с согласия тех, ради кого она затевается. Эразм подчеркивает, что такую войну следует вести с умеренностью, т. по возможности ограничить число пострадавших и материальный ущерб и добиваться его скорейшего прекращения. Однако, чтобы сделать излишними и такие войны, Эразм предлагал законодательное запрещение войны, объявление недействительными всех прав, которые должны привести к войне, заключение договоров, гарантирующих взаимную безопасность, точное определение границ, строгое регулирование законом о порядке престолонаследия. Монарх должен был получить право объявления войны только с согласия народа. Эразм предлагал создание международного третейского суда, состоящего из духовных и светских лиц, обладающих общей властью. В связи с рассмотрением функций власти монарха Эразм анализирует и внешнеполитические проблемы государства [этой теме посвящена глава 8 его «Учреждений» (1516 г.)]. Все христианские государи связаны союзом общехристианской веры. Наоборот, среди нечестивых и неверных монархов даже союзы часто могут привести к войнам. Если все же достойный своего сана монарх заключает союз, он должен исходить из общего блага, иначе такой союз становится заговором против народа. Эразм рекомендовал христианским монархам сдержанность в отношении с нехристианскими государствами, так как они либо неспособны соблюдать свои обязательства, либо расположены слишком далеко, чтобы из дружеских отношений с ними можно было извлечь какую-либо выгоду. С соседями надо жить в дружбе, в особенности с соседями, говорящими на одном языке, имеющими схожие обычаи и обычаи. Мудрость государя проявляется в умении правильно определить способность других людей выполнять обязанности, налагаемые союзническими отношениями. В этих советах Эразм отступает от привычного для него критерия терпимости и христианской любви, ориентируя внешнюю политику прежде всего на защиту реальных государственных интересов, что не исключает в принципе отказа от союза с христианскими государствами, заключения такого союза с «неевреями». Нетрудно заметить, насколько советы Эразма обращены к национальным государствам, созданным в его эпоху. Некоторые из них сумели даже превратиться в великие державы, но сохранили во многом идеи внешней политики, унаследованные от времен феодальной раздробленности. Эразм до Реформации поддерживал реформу церкви. Его враги утверждали, что Лютер просто продолжил то, что было начато Эразмом. Эразм явно симпатизировал критике Лютером недостатков духовенства. «Преступление Лютера, — иронически замечал Эразм, — состоит в их двух преступлениях. Он напал на венец отца и чрево монахов». Однако Эразм, первоначально одобрявший позицию сторонников Реформации, осудил ее, как только понял, что она влечет за собой раскол западно-христианского мира. В 1526 г. Эразм писал Лютеру: «Из-за своего сварливого, бесстыдного, мятежного темперамента ты ввергаешь весь мир в пучину пагубных разногласий». Но с не меньшим жаром осуждал Эразм применение силы против протестантов — и по моральным соображениям, и потому, что гонения еще более усилили раскол Европы. В том же 1526 г. он предложил такой компромисс: в городах, где усилился протестантизм, обе стороны должны держаться на расстоянии, и каждый должен предоставить это своей совести, пока время не создаст возможности для какого-либо соглашения. По существу, это был принцип упреждения «чья сила, того и веры», то есть разделения Германии по религиозному признаку, к которому пришли после нескольких десятилетий борьбы (в результате Аугсбургского мира 1555 г.). Эразм и его последователи среди католиков считались партией, стремившейся предотвратить превращение борьбы с Реформацией в вековой конфликт. Субъективно эти попытки нередко принимали форму окрашенного в гуманистический тон тона стремления к восстановлению нарушенного единства западной христианской культуры. Они нашли питательную почву в желании не ставить под угрозу недавно достигнутое единство государства, которое возникло, когда спор между противниками и сторонниками Реформации приобрел значительный размах и создал опасность вмешательства в него внешних сил. Впрочем, сторонники религиозной нетерпимости нередко мотивировали свои действия теми же причинами — решительное уничтожение ереси внутри страны рассматривалось ими как единственное надежное средство не допустить, чтобы она стала объектом борьбы враждующих лагерей — протестантизма и Контр. - Реформация, чтобы не допустить вовлечения государства в вековой конфликт. Во Франции под влиянием гуманистов, покровительницей которых была Маргарита Наваррская, сестра Франциска I король в течение полутора десятилетий проводил политику ограниченной религиозной терпимости. Ф. Рабле, изложив в «Жизни Гаргантюа и Пантагрюэля» (кн. 1) программу завоеваний Пикрошоля, в точности воспроизвел завоевательные планы Карла V в Европе и на других континентах, вплоть до оккупации Алжира и Туниса. Однако в 1535 г. Франциск (король «с горячей кровью и бедным мозгом», как его определял А. Франс) резко меняет курс и издает указ об уничтожении еретиков. Гонения приняли широкий размах после издания 1 июня 1540 г. эдикта Фонтенбло; светские судебные административные органы — «парламенты» стали главными органами, на них возлагалось осуществление судебных преследований. Многие тысячи людей стали жертвами судебных и внесудебных наказаний. Эти гонения еще более усилились при Генрихе II (1547—1559). Они если и имели результат, то ожидали противоположного, и только ускоренное распространение Реформации, победа кальвинизма над первоначально господствовавшим лютеранством, принятие протестантизма значительной частью феодальной знати, в том числе Антуаном Бурбоном, королем Наваррским (1559). Таким образом, объективно гонения привели к тому, чего прежде всего стремилась избежать корона, — к расколу страны, созданию удобного повода для возобновления междоусобиц, возможности для противников Валуа — Габсбургов — вмешиваться во внутренние дела Франции.
Похожие сообщения:
Кардинал Ришелье и Анна Австрийская
Кардинал Ришелье и Анна Австрийская
Нечестивый союз лилии и полумесяца
Нечестивый союз лилии и полумесяца
Университет Вудбери, Бербанк и Сан-Диего, Калифорния
Университет Вудбери, Бербанк и Сан-Диего, Калифорния
ITM – Международный институт туризма и менеджмента, Австрия
ITM — Международный институт туризма и менеджмента,…
Международные учебные центры Сассекс, Суррей и Ланкастер
Международные учебные центры Сассекс, Суррей и Ланкастер
ПРЕДЫДУЩИЙ
Разграбление Рима войсками императора Карла V
СЛЕДУЮЩИЙ
Шестое чувство: загадки человеческого разума
ОСТАВЬТЕ ПЕРВЫЙ КОММЕНТАРИЙ
РЕКЛАМА
Перейти на сайт
Томас Мор и Эразм Роттердамский?
фото?
заживо погребенные?
ИМЕНИ ПАДШИЙ АНГЕЛ
«зелья»
-
«зелья:».?
зелья
Вот перечень зелий, которые гарантированно работают на игре.
Обычные (простые) зелья
ВИПы
Зелье полнолуния
:
Nature
Содержание
1 Получение
1.1 Ведьмы
1.2 Странствующий торговец
1.3 Рыбалка
1.4 Товарообмен
1.5 Зельеварение
2 Виды зелий
2.1 Зелья с положительными эффектами
2.2 Зелья с негативными эффектами
2.3 Зелья со смешанными эффектами
3 Достижения
4 История
5 Проблемы
6 Интересные факты
7 NBT-теги
8 См. также
9 Галерея
10 Примечания
Получение
Ведьмы
Игровой процесс
Категории
Томас Мор и Эразм Роттердамский?
ссылка - Страх того, чтобы быть
Загрузить следующую страницу
Смотрите также:
Подробнее об истории
& NBSP;
Авторы
Авторы и аффилированные лица
)
Список павших имен ангелов
Прочитайте больше
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧТЕНИЯ
Томас Мор и Эразм Роттердамский, Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для.
[5]. Текст взят из Википедии.