случай старого каббалистического Фрейда


случай старого каббалистического Фрейда

Вернуться к «Статьям»

«ЭТО ЗОЛОТО»: ФРЕЙД, ПСИХОТЕРАПИЯ И ЛУРИАНСКАЯ КАББАЛА

Сэнфорд Л. Дроб, доктор философии.

Заинтересованность Фрейда в лурианской каббале исследуется как с теоретической, так и с психотерапевтические точки зрения. Лурианские символы понимаются как важные исторические предшественники психоанализа и как важный источник как понимания, так и вдохновение для современных психотерапевтов.

Зигмунд Фрейд и раввин Блох

Дэвид Бакан, в мягкой обложке своей работы, Зигмунд Фрейд и еврейка Мистическая Традиция рассказывает историю, которую, я считаю, стоит повторить. Это увлекательно сказка. Я не уверен, правда ли это, но даже как апокрифическая история должна внимание. В истории участвуют два раввина по имени Чайим, два раввина по имени Блоха, Бакана и Зигмунда Фрейда.

В своей книге, впервые опубликованной в 1950-х годах, Бакан имел утверждал, что Фрейд сознательно или бессознательно использовал еврейские мистические идеи в формулировании психоанализа [1]. После публикации книги Бакан получил письмо от раввина Чайима Блоха, который был знаком с Фрейдом несколько лет назад. Блох прочитал книгу Бакана и сообщил Бакану, что у него есть некоторая информация, которая может иметь интерес к нему.

По Блоху, много лет назад его попросил его собственный наставник, выдающийся Раввин Иосиф Блох, для перевода на немецкий язык произведений Чайима Витала,  раввин 16-го века, который был самым важным учеником Исаака Лурии, великий мастер теософской каббалы [2]. Блох сказал Бакану, что он начал работу над переводом, но вскоре потерял интерес и прекратил работу вообще, когда Джозеф Блох умер в 1923 году. Однако спустя некоторое время Чайим Блоху приснился сон, в котором Джозеф Блох пришел к нему и спросил, почему он не закончил проект.

Чайим Блох затем закончил перевод, но почувствовал, что ему нужно кто-то, чтобы написать пересылку к книге и помочь взять на себя ответственность для его публикации.

Очевидно, у Блоха было некоторое понимание психологического значения Работа Чайима Витала, потому что он решил подойти к своему знакомому Зигмунду Фрейду. Фрейд согласился прочитать рукопись, и после этого воскликнул Блоху: «Это золото!» и вслух задавался вопросом, почему работа Чайима Витала никогда не была доведена до его сведения в мимо. Фрейд согласился написать форвард к книге, а также согласился помочь в обеспечении его публикация.

В этот момент Фрейд сообщил Блоху, что он тоже написал книгу, в которой относился к иудаизму и поспешно представил Блоху рукопись того, что было стать Моисеем и монотеизмом . Фрейд и Блох встречались в библиотеке Фрейда, а Блох быстро прочитал рукопись Фрейда. Работа, однако, взбесила Блоха, который, увидев, что Фрейд не только отрицал, что Моисей был евреем, но возложил ответственность за смерть Моисея на еврейский народ. Блох воскликнул, что христианский мир всегда обвинял евреев за смерть их Христа, и теперь Фрейд будет обвинять евреев в смерти их собственной освободитель, Моисей.

Сам Фрейд был глубоко возмущен реакцией Блоха и вышел из комнаты, оставив Блоха одного в библиотеке Фрейда на некоторое время. За это время Блох сообщает, что ему нечего делать, кроме как просматривать книги на полке Фрейда, среди них был французский перевод классического каббалистического текста, Zohar , а также несколько книг на немецком языке по еврейской мистике [1].

Мы могли бы спросить, было ли золото, которое Фрейд видел на страницах Блоха? перевод работы Чайима Витала? Интересно, и несколько удивительно, Дэвид Бакан в своей книге о Фрейде и еврейской мистике едва ли упоминает Витала или Лурия. Это тот случай, хотя это должно быть понятно любому, кто знаком с Лурианская Каббала, что это система мышления, которая гораздо более динамична, и я бы осмелюсь сказать, гораздо более психоаналитический, чем любой другой аспект еврейской традиции.

Витал и Лурия

Чайим Виталь (1542-1620) был на 20 лет моложе Исаака Лурии и пережил его на 50 лет, но в то время, когда они оба были вместе в Цфате, Витал действовал как Босвелл Лурии, записывая его слова, как будто они были словами пророка. Действительно, Лурия был одним из величайших каббалистических мастеров, который учил своим мистическим и Теософская доктрина для нескольких избранных учеников в одном из четырех священных городов иудаизма.

Те, у кого была возможность посетить Цфат в современном Израиле, не могут не быть впечатление. Расположенный над Галилеей, это спокойное и отдаленное место древних синагог и мозаики. Сам Лурия был поэтом, чьи оды в субботу украшают даже сегодняшних евреев молитвенники. В пятницу вечером он вел своих последователей в энергичной песне, приветствуя «Субботняя королева» на улице, как солнце садится на горизонте Палестины.

Лурия идеи были мало известны за пределами ортодоксальных еврейских кругов, однако, до Гершом Шолем довел их до сведения западных интеллектуалов в 1930-е и 40-е годы [3,4,5]. С тех пор Шолем, ряд его учеников, и другие каталогизировали и комментировали работы учеников Лурии в том числе Витал [6].

Тем не менее, примечательно, что даже Карл Юнг, который сам исповедовал более чем мимолетный интерес к каббале, и чьи произведения наполнен ссылками на каббалистические идеи, сообщает, что он только стал известно о лурианской каббале в 1954 году. Судя по письмам Юнга, Справедливо сказать, что он сам нашел золото в идеях Лурии, комментируя в частности, что на него произвело впечатление представление Лурии о том, что это божественно человек назначенное задание помочь восстановить разбитые сосуды разрушенного космоса [7].  Несколько лет спустя Юнг заметил, что «полное понимание еврейского истоки психоанализа перенесли бы нас за пределы еврейского православия в подземные разработки хасидизма, а затем в хитросплетениях каббалы которые до сих пор остаются неизученными психологически[8].

Лурианская каббала

Лурианская каббала является относительно поздним развитием еврейской мистики. Локус classicus из Каббалы, конечно же, является Зоаром , который современные ученые датируют 13-го века, но который настаивает еврейское православие восходит ко 2-му веку и был создан у раввинского мудреца Симеона Бар Йохая [9]. Многие идеи в лурианской каббале динамичное развитие понятий и символов, которые появляются в Зоар. Можно также найти многие древние гностические темы внезапно появляются в лурианистах, и изучение обоих Христианские и иудейские гностические источники неоценимы как фон для идей Каббала [10,11,12].

Лурианские идеи также видны в мессианском движении 17-го века, окружающем Саббатей Зеви в Польше [5]. Их также можно найти среди любавичских хасидов, чья психологическая интерпретация каббалы неоценима для нашего современника понимание этой традиции [13].

Те тех, кто желает провести более детальное изучение каббалы, работы, описанные в разделе «Книги» на этом сайте, а также ценные работы Гершома Шолема и Исайи Тишби [4,5,6,9]. Последний недавний составление и перевод Zohar не имеет аналогов, в конечном итоге делает  эта работа действительно доступна для англоязычной публики.

К сожалению, некоторые из работ Чайима Витала еще не переведены на Английский. Его Сефер Эц Чайим , первые ворота, которые недавно были переведены на английский язык [2], чрезвычайно сложный и требует подробного знакомства со специализированными Каббалистическая терминология.

Существует также христианская каббала, примером которой является эзотерическая Священная каббала 19-го века. Уэйта [14]. Латинские писания христианского каббалиста 17-го века,  Кнорр фон Розенрот, на который опирался Юнг в своей интерпретации алхимия [15,16]. Каббала также перекликается со многими из темы в Платоне и неоплатонизме, христианской мистике, немецком идеализме (особенно в Шеллинге и Гегеле); и, что интересно, как в индуистской, так и в буддийской мысли.  Полное современное понимание каббалы действительно рассмотрение этих и многих других мистических, теологических и философских движения. (Эти идеи являются предметом каббалистических метафор: еврейские мистические темы в древней и современной мысли .)

Каббала, как я только что упомянул, является подтекстом плодотворной работы Юнга по алхимии. Это потому, что сами алхимики были под сильным влиянием и реализовал каббалистические идеи в своей работе. На самом деле это можно утверждать что духовное и психологическое переосмысление Юнгом алхимии - ничто больше, чем возвращение к каббалистическим корням алхимии.

( См. ссылку Юнга и Каббалы на этом сайте. )

Иудаизм и психоанализ

Есть, из Конечно, были многочисленные работы, которые относятся к предполагаемой еврейской родословной психоанализ [1,17,18]. За исключением Бакана, никто из них не имеет дела особенно с еврейской мистикой и большинство понимают иудаизм Фрейда как своего рода общий импульс его работе в области психоанализа. Рис, например, утверждал, что социальное положение еврея как постороннего позволило Фрейду совершить прорыв в иным образом консервативном научном климате [17].  Гей в своей книге «Фрейд: безбожный еврей» утверждает, что это не Фрейд. Иудаизм, а скорее его безбожие, его атеизм, который позволил ему сделать открытия, ведущие к психоанализу [18]. Гей комментарии, которые все сравнение, например, методов интерпретации сновидений в Талмуде и психоанализ являются поверхностными и случайными, и что нет реальной теоретической нити, которая может связать психоанализ с любым специфический еврейский или другой религиозный феномен.

В отличие от Бакана, я не придерживаюсь твердого мнения, что Фрейд сознательно или неосознанно заимствованные каббалистические или еврейские темы в создании психоанализа; это может или не может иметь место. Что более интересно, однако, это свет, который можно пролить как на психоанализ, так и на еврейскую мистику диалог между ними. Тем не менее важно, что гей в его работе по иудаизму Фрейда, ни в его основной биографии Фрейда [19], берет любое знание о Лурианской Каббале и ее потенциальной актуальности психоаналитической мысли. То же самое верно для каждого из других авторов кто написал о влиянии иудаизма на психоанализ. Тем не мение, если между еврейским мистицизмом и психоанализ это можно найти в работе Лурии и Витала, самого работа, которую сам Фрейд предположительно объявил золотом.

Лурианские метафоры

Лурианская каббала очень сложный Однако в общих чертах это можно понимать как великий миф или метафора о происхождении и судьбе вселенной [20,21].  Согласно Лурии, создание вселенной - это проявление космическая драма, включающая эманацию, ченнелинг, структурирование и сдерживание бесконечной энергии Бога или света. Этот свет упоминается как Или Эйн Соф и воспринимается Лурией в сексуальных терминах как божественная сексуальная энергия.

По для Лурии, первоначальный процесс создания, включающий сокращение, изъятие и сокрытие бесконечного присутствия Бога. Этот акт известен в Lurianic Каббала как Цимцум , понятие, которое выражает мнение о том, что творение, по сути, является негативным, а не позитивным актом. Цимцум привело к пустоте, в которой может быть создан конечный мир. Начальный акт творения включал в себя процесс, который может быть описан как аналог для создания подробной сцены путем вставки препятствий (например, серии «негативов» в иначе однородной камере света. Таким образом, Говорят, что Бог создал серию из десяти архетипических структур, известных как сфирот , которые понимаются как кристаллизованное представление интеллектуальных, духовных и эмоциональных характеристик Бога.

Сфирот должны были стать сосудами для дальнейшего излучения Божьего творчества энергия. Но так как они были непересекающимися, они не были достаточно сильны, чтобы сдерживать свет Бесконечного, и большинство из них разрушилось, вызывая часть света Бесконечного, чтобы цепляться за запертую осколки, которые затем были рассеяны по всему миру. Полученные кусочки, известный на иврите как Kellipot (ореховые скорлупы или шелуха) стал в Lurianic Система метафизический источник всего темного, негативного, отчужденного и зло. Говорят, что эти Келлипот изгнали часть Бога бесконечный свет от его источника и, таким образом, породил отчужденный, царство зла, Ситра Ахра , которое каббалисты называют «Другой Стороной».

В в то же время, как говорят, разрушение Бесселя привело к нарушение потока божественной порождающей энергии по всему космосу, и, в частности, при нарушении нормальных супружеских отношений между мужской и женский аспекты божества. В результате большая часть божественная сексуальная энергия была заключена в «шелуху» «другой стороны».  Это божественно назначенная задача человечества через надлежащие этические, духовные и психологическое поведение, чтобы обнаружить Келлипот, как они проявляют себя в нашем мире, и освободить или поднять искры света в них (известный на иврите как Netzotzim ), чтобы они могли вернуться к надлежащее место как силы, служащие божественной воле. При этом человечество сказано, чтобы освободить "женские воды", необходимые для возобновления сексуального союза внутри Бога

Акт высвобождения божественного света или энергии и восстановления его к служению бесконечному Богу известен в лурианской литературе как Тиккун ха-Олам , восстановление мира. На личном уровне каждому человеку предписано освобождать искры в его собственной душе в для того, чтобы он мог в конечном итоге достичь своего личного восстановления и божественного судьба.

Сами каббалисты признают это космическое драма, чтобы быть метафорой для более глубоких богословских, а также психологических событий, и если мы рассмотрим эту метафору с современной психологической точки зрения мы обнаруживаем, что это поразительно психоаналитический характер. Действительно, метафоры психоанализа и каббалы настолько похожи, что если бы не тот факт, что Лурианская Каббала предшествовала Фрейду на 300 лет, мы бы Соблазн назвать всю схему «психоанализом Бога».

Лурия и Фрейд

Согласно Фрейду, развитие индивида включает в себя направление воспроизводственной энергии, которая является сам преобразован в структуры, эго и суперэго, чья функция это направлять и модулировать дальнейшие эманации либидо индивидуума, так же, как сфирот были спроектированы как сосуды для свет и энергия Божьего света, энергия и воля. По причинам, которые присуща структуре конфликта между инстинктом и культурой этих структуры (эго и суперэго) не всегда способны поддерживать и модулировать либидозную энергию способами, наиболее адаптивными к физическое лицо. Существует, можно сказать, частичное разрушение каждого из этих структуры, что приводит к отщеплению или отчуждению идей и эмоций из основной ткани личности человека, так же, как в лурианской Система, божественные искры отделены или изгнаны из своего основного источника в Боге.    

Это психологическое разделение происходит, например, когда человек осознает импульс, мысль или желание, которые его сознание Я считаю неприемлемым. Импульс или идея, и связанный с ней аффект,  вытесняется и впоследствии существует в известной психологической сфере как бессознательное, что вполне аналогично ситра ачре Лурии или «другому сторона ".

Оказавшись в бессознательном состоянии, эти комплексы мышления и аффекта, похожие на Келлипот каббалистов, недоступны для человека. В каком-то смысле они являются изгнанными психосексуалами энергия, которая становится источником всевозможных и разнообразных психологических вред, который человек испытывает как депрессия или другой невротик симптомы, так же как Kellipot , захватывают божественную сексуальность и становятся источником негатива и зла на космическом уровне.

работа аналитика состоит в том, чтобы сделать эти бессознательные комплексы сознательными и,  что еще более важно, чтобы освободить либидинальную энергию, связанную с ними так, чтобы это может снова быть сделано доступным человеку для его жизненных целей; только что как в каббале, энергия, пойманная в ловушку ситра ахры, должна быть освобождена и сделана доступны для служения Богу.

С точки зрения каббалистики психоаналитическая попытка сама по себе является формой Тиккун или восстановление, которое приводит к прекращению или изгнанию аспектов личность человека и начало геулы или психологического выкупа.

Философия, каббала и психоанализ

Мы на данном этапе может возникнуть соблазн взглянуть на Лурианскую Каббалу в так же, как Юнг смотрел на алхимию, то есть как смутно проекция собственных психологических процессов каббалистов на космос в целом. Действительно, хасиды поняли лурианскую каббалу по существу сюда. По их мнению, человеческий разум, микрокосм, идеально отражает божественный разум или макрокосм и события, которые описала каббала как хасиды понимали космические события как происходящие внутри собственная душа или душа человека. Хотя я считаю, что это плодотворно подход, это не единственный, а обратная перспектива, которая повышает применение психоаналитических концепций к космосу в целом, может быть и плодотворным.

Такая перспектива будет привлекательны для тех, кто отказывается проводить резкие различия между психологией, философия и богословие, и кто считает, что каббалисты, что наши глубокое психологическое понимание может также удовлетворить многие из наших философских и богословские убеждения, а также. Мой опыт показывает, что многие люди кого привлекает психоанализ (в отличие, например, от поведенческого или когнитивная психология) придерживаться именно такой точки зрения, и, несмотря на Фрейда общеизвестное отречение, расценивайте психоанализ как глубокое понимание культурное, политическое и философское значение.

В связи с этим, возможно, стоит сравнить наше собственное интеллектуальное Ситуация с ситуацией 19-го века в Германии, в годы, сразу до появления психоанализа. В то время немецкая философия доминировали философские взгляды Канта и Гегеля. Кант пытался ответить на философский скептицизм через конструктивист доктрина, в которой определенные предположительно универсальные категории, такие как пространство, время и причинность понимались как инвариантные свойства человеческого разума, но совершенно неприменимы к ноуменальному царству или «вещам в себе».    

Гегель перевернул Канта с ног на голову, утверждая, что сами категории человеческого разума, который Кант считал применимым исключительно к внешности были действительно применимы к реальному миру. Через понимание динамические или диалектические отношения между этими категориями, Гегель стремился получить синоптическое представление о природе, происхождении и судьбе космоса в целом. Гегель утверждал, что нет смысла ограничивать кантианские категории к психологии человека. Любые разговоры о "вещах в себе", которые лежат позади или которые вызывают наш психологический опыт, само обусловлено по этому опыту, и просто не имеет смысла говорить о таком предположительно непознаваемое царство вообще.

Если мы рассмотрим психологию и Фрейда, и Юнга мы обнаруживаем, что оба занимают позицию, которая очень похоже на Канта, но тогда как Кант рассматривал категории сознательного ум как средство, с помощью которого мы строим наш мир, Фрейд и Юнг утверждал, что такая конструкция, по крайней мере, частично является результатом бессознательного умственные действия, такие как смещение, конденсация, проекция, репрессии и символизация (и работа архетипов в случае Юнга).

Я бы сказал, что психоанализ Фрейда и Юнга еще найти его версию Гегеля 20-го или 21-го века, которая будет систематически нарисовать полное философское и богословское значение теории без сознания, и кто бы признал, что Гегель, если бы он был жив сегодня, легко увидеть, но Фрейд и Юнг отказались считать, что наш опыт, концепции и язык, касающиеся архетипа Бога, все мы можем когда-либо иметь в виду со словом «Бог», и что глубины наших собственных душ единственные мыслимые окна у нас в глубине абсолюта.    

Психоанализ кажется нам глубоким и глубоким именно потому, что его категории дают нам понимание не только личного разума, но (как Каббалисты, говоря об аналогичных идеях, намекают) на природу космос в целом. Как утверждал Джеймс Хиллман, когда мы делаем психоаналитическую работа, мы не просто говорим о «ты и я», но есть возможность войти и в душу мира [22,23].

Как психотерапевты, я считаю, что мы можем найти что-то значительное психологическое интерес к каждому из каббалистических символов, в каждой фазе их мифического учет происхождения и судьбы мира. Рассмотрим, например, каббалистическая тема изгнания и искупления, тема, которая не только выдающаяся на протяжении всей еврейской истории, но, кажется, универсальным в наше время.  Этот человек как-то изгнан из самого себя - это предположение, которое не только пронизывает психоаналитические интерпретации современного человека, но и экзистенциалист и марксистские интерпретации. Что Фрейд сам отождествил с еврейская тема изгнания и выкупа становится понятной благодаря его давней озабоченность освободителем еврейского народа Моисеем. Этот анализ предлагает избавление от самоотчуждения человека заставило некоторых задуматься Психоанализ как искупительное движение в традиции иудаизма [17].   

Или рассмотрите каббалистическое понятие Ein-soft , термин они использовали для обозначения бесконечного непознаваемого Бога, источника всей энергии, воля и интерес как к человечеству, так и к миру. Ein-sof имеет свой Аналог в понятии первичного непознаваемого бессознательного, чем Жак Лакан иногда упоминается как «Реальный», этот невыразимый, иногда травмирующий источник желания, которое лежит за пределами символического порядка и о котором мы поэтому не могу говорить.

Цимцум , сокрытие и сокращение абстиненции который, как говорят каббалисты, Бесконечный сотворил мир, имеет много психологических последствий, о которых я расскажу чуть позже. Такой же, мы увидим, что можно легко сказать о сфирот , структурах, измерениях или архетипах, которые являются строительными блоками космоса и человеческой личности, шевират ха-келим , Разрушение сосудов, необходимый разрушительный процесс, который является частью всего творчества, и Тиккун ха-Олам , процесс, посредством которого человек поднимает искры божественного света, попавшие в ловушку «Другой стороны». «.

Цимцум : "Сокращение и сокрытие"

Мы можем начать с лурианского понятия Цимцум .  Эта идея, которая является уникальной в истории религии и философии, включает в себя представление о том, что творение по сути является отрицательным, а не положительным действовать. Бесконечный Бог должен уйти, скрыть, заключить контракт и, по сути, убрать себя с пути, чтобы творить, и, в конечном итоге, протянуть руку в мир. Не вдаваясь в логические детали этого учения, я Следует отметить, что каббалисты говорят так, как будто сам акт сокращения в Цимцум достаточно, чтобы позволить мир (и в частности, Изначальный Человек, который воплощает в себе все характеристики вселенной), чтобы появиться.    

Хасиды толковали эту доктрину психологически в своих наставлениях что в отношении других, в частности наших детей, мы должны подражать Бесконечный Бог и совершить акт цимцум, посредством чего наши собственные мысли и желания, заключены и скрыты, так что другой может появиться в его или ее собственная индивидуальность.

Ротенберг создал целую социальную психологию, основанную на понятии Цимцум , утверждая, что взаимные отношения Я-Ты и общественные институты должны быть основанный на взаимном сокращении, а не утверждении, которое преподается современная психология [24].

Я часто обнаруживал, что самая сложная задача для нового психотерапевта заключается в том, чтобы убрать его с дороги, чтобы пациент может появиться как личность в своем собственном праве. Действительно, психотерапевтический отношения могут быть единственными отношениями, в которых пациенты могут испытывать другой, который не отстаивает свою волю против пациента своя. Если это действительно может быть достигнуто, то, возможно, пациент может появиться спонтанно в своем собственном полном существе во многом так же, как Лурианский Каббалисты считали, что Изначальный Человек возник спонтанно с цимцумом или сокращение и сокрытие Бога.

Это отношение, стоит отметить, что еще сложнее относиться к членам семьи и другим людям, с которыми мы близки, кого мы, возможно, склонны рассматривать как нарциссическое продолжение себя. Тем не менее, только через акт сокращения, в котором мы преодолеваем собственный нарциссизм, который мы можем видеть в контексте своих собственных желание.

Как такой акт Цимцум с возможно ли уважение к другим? У меня нет простого ответа на этот вопрос. но несколько слов и метафор приходят на ум. Среди них становятся прозрачными в отличие от непрозрачного, наивного, а не знающего, и, возможно, даже глупого вместо мудрого. Я думаю, что те из нас, например, кто проводит психотерапию, и которые не могут позволить себя одурачить, манипулировать или полностью сбитые с толку нашими пациентами не достигли необходимого состояния смирения проводить значимую психотерапию.

В этом контексте, я полагаю, интересно, что в работах из Chayyim Vital мы узнаем, что, прежде чем Бог мог заключить Себя вдали от точка, которой он сначала должен был сосредоточить все свои энергии на этом. Это обеспечивает мы с пониманием того, что сам процесс "заключения контрактов" в отношении другие не просто игнорируют их или оставляют их на свое усмотрение, а скорее включает в себя интенсивный фокус и интерес к ним, и в то же время время ограничения или отказа, который позволяет им стать самими собой.

None это значит, что нет места утверждениям, мудрости и знаниям, со стороны терапевта, учителя, родителя или друга. Лурианские каббалисты признал, что за отрицательным актом Цимцум должен следовать положительный акт hitpashut или эманация, и что отношения между Богом и миром, или между человек и человек, это приливы и отливы сокращения и расширения, изъятия и утверждение, отступление и встреча. Однако в психотерапии необходимо сначала выйти из пути пациента, прежде чем можно достичь необходимого понимание, чтобы сделать полезную интерпретацию. Когда аналитический час наполненный пациентом и его или ее желанием в отличие от желания терапевта, тогда то, что должно быть сказано, станет для аналитика вполне очевидным удастся идентифицировать себя как можно более полно с чувства, мысли и положение анализируемого. Я верю что это это просто такой сокращенный, наивный вид слушания, который позволяет хасиду Ребе, чтобы дать такой глубокий совет своим хасидам, за такие советы обращается чтобы быть просто отслеживанием или отражением собственного желания хасидов.

Акт Цимцум также требуется со стороны анализируемый. Пациент, возвращаясь к критическим моментам своей молодости, погружаясь в мир своих фантазий и мечтаний, и принимая любопытный и наивный интерес к своим умственным произведениям, совершает акт сокращения или ухода в отношении его собственного эго или себя.

Мечта представляет особый интерес в этом отношении. Каббала (подобно Веданте) рассматривал все творение как сновидение в бесконечный разум Абсолюта. Отстраняя себя от себя и (что составляет то же самое), скрывая себя от своей собственной реальности, бесконечный Бог создает иллюзию конечности и множественности, которая является нашей Мир. Интересно, что эта иллюзия для каббалистов - само совершенство и завершение самого божества, ибо без человека, существующего в конечном мир, у Бога не было бы способности видеть или постигать самого себя или создавать ценности, которые скрыты в его бесконечной доброте.

Каждый из нас выполняет действие Цимцум и, по сути, играет Бог мечтает о мирах нашего собственного творения каждую ночь. Во сне мы исполняем акт сокращения, посредством которого мы снимаем или удаляем наш катексис из мир и заменить новый мир или реальность во сне. Но, как это ни парадоксально, как говорят, что мир завершает Бога, можно сказать, что наши мечты завершаются мы сами, потому что только через наши мечты и фантазии мы можем достичь проницательное представление о том, кто мы есть на самом деле. Юнг, который был гораздо более богословским склонный к Фрейду, рассматривал сон как наш портал в «небеса», ибо в мечта, которую мы получаем доступ к архетипам, которые, по мнению Юнга, являются психологическая основа для того, что традиционно говорилось как боги.

Как я уже упоминал, слово Цимцум имеет значение скрытия, а также сокращения, и именно эта коннотация особое отношение к аспекту человеческого творчества, который был очень обсуждается в психоанализе: происхождение личности или характера.. Можно сказать, что действие Цимцума или сокрытие лежит на Ядро нашего характера, потому что это только через сокрытие и его варианты, т.е. отрицание, репрессия, символизация, смещение, конденсация и т. д. что разделение устанавливается между сознательным и бессознательным и наши личности рождаются.

Часто говорилось, что бессознательный разум добавляет глубины и вкус к жизни, и имеет важное значение для формирования личности характер. Подобно тому, как Бог, согласно каббалистам, создает мир через акт сокрытия (если вы хотите космического подавления) человек создает свой собственный характер, и, как понимал Фрейд, его культура через земное сокрытие:  репрессии повседневной жизни. Мы видим гегелевскую диалектику на работе как на богословском, так и на психологическом уровнях, поскольку в обоих случаях мы обнаружили, что реальность порождает иллюзии, которые в свою очередь являются продуктивными те самые реальности, которые их породили. «Иллюзия» конечного мира Богословски - это совершенство и совершенство Бога и «иллюзия» мира фантазий и мечтаний - это основа и глубина реальности человека. Это, кстати, прекрасный пример каббалистического понятия совпадение противоположностей , принцип, который глубокие противоположности хвалить и дополнять друг друга. Это также иллюстрирует каббалистический (и психоаналитический) принцип, что неизвестное (или бессознательное) не просто эмпирический или случайный вопрос, который можно обратить вспять, а скорее ложь в основе самого существа человека.

Есть еще одна клиническая тема, которую я хотел бы затронуть в отношении концепции Цимцум , и это относится к проблеме получения себя и даже нашей психологии таким образом, чтобы мы, как личности, могли освободить место для внешнего мира.  Со времен Коперника человек стал сосредоточен на физическом Вселенная в то же время становится гораздо более важным в духовном Мир. Человек стал духовно центральным до такой степени, что он сам стал полностью сосуществующим с «душой» [23, с. 100].

Сам мир потерял свою душу и герменевтический метод, который когда-то использовался, чтобы найти духовный смысл в природе, а теперь космос ограничивается изучением человека. Действительно, одно из величайших нововведений Фрейда, возможно, его величайшим было то, что в то время, когда Дарвин подверг мира (происхождение и природа биологических видов), которые когда-то был понят герменевтически, к методам естествознания, Фрейду подвергается явлению (невроз и психопатология), который в свое время имел с научной точки зрения, к методам текстовой интерпретации, Кстати, именно те методы, которые легли в основу еврейского интеллектуала. традиции.

Однако, следствием этих дарвиновских и фрейдистских разработок был дальнейшим раздвоением между человеком и миром, между гуманитарными науками и естественные науки; до такой степени, что душа была вынута мира и ограничивается человеком. Джеймс Хиллман провел последние 30 лет оплакивая это происшествие, призывая нас относиться к самому миру, а также наши собственные произведения в искусстве, языке и науке, наполненные душой и дух [22,23]. Мы загнали себя в такой угол, что психика ограничивается нами и нашими отношениями, и мы больше не способны как предыдущие поколения, ощущающие огромную глубину и душу в мире в целом

Действительно, наше поколение - это то, в котором быть глубоким означает обратиться внутрь себя и быть вовлеченным в такие вопросы, как политика, наука или мир природы считается психологически неинтересным. Многие из большинство творческих умов нашего времени провели лучшую часть своей жизни в самопоглощении на аналитической кушетке или в другой, прежде всего психологической деятельность. Таким образом, мы находимся в положении, которое в некотором роде аналогично Богу до сотворения мира: мы нарциссически озабочены и неспособны убрать себя с пути, чтобы мы могли по-настоящему столкнуться одушевленный мир.

Возможно, другой человеческий акт сокращения или Цимцум необходимо на этом этапе признать, что герменевтические категории, которые мы с энтузиазмом применили в психоанализе к себе, имеют отношение к мир в целом, и что в этом мире столько психики и глубины как есть в наших собственных душах. Когда мои пациенты действительно глубоко и постоянный интерес к окружающему миру и отвернуться от своих собственных Внутренние заботы. Я считаю это самым обнадеживающим признаком. Хотя такой интерес иногда может быть признаком сопротивления, очень часто также признак того, что пациент заразился, что он получил сам в такой степени, что он позволил миру выйти за пределы собственной психики. Достижение этого может быть рассмотрено замечательный акт imitatio dei , и когда это произойдет, каббалисты сочтут это основанием для утверждения, что человек был создан по образу Бога.

Один больше слов о функции мира как в каббале, так и в психоанализе.  Мы знаем, что, согласно Фрейду, у каждого из нас есть страстное желание вернуться до полного состояния энтропии, дезорганизации или небытия, из которого мы встали. Это то, что я в другом месте назвал негативом Фрейда мистицизм: мистицизм, в котором цель, а не союз с один величественный Бог - это распад или смерть [25]. Согласно Фрейду, наш привязанность к объектам мира мешает нам действовать на Танатические побуждения.

Подобная теория найдена у Баал Шем Това, основателя хасидизма, кто считал, что наш интерес к объектам материального мира вещь, которая мешает нашей душе преждевременно вернуться к своим истокам в Бог. Тогда я бы сказал, что и для Фрейда, и для Баал-Шема мир это хорошо для Фрейда, потому что это предотвращает наше вхождение в ничто, и для Баал Шем Това, потому что это предотвращает преждевременное unio mystico это помешало бы нам выполнить нашу работу на земле. Мир также, по словам каббалистов, несмотря на огромные проблемы, зло, и трудности, или (если быть более точным) из-за них, идеальная обстановка в котором человек может взять на себя свою жизненную задачу. Что это за задача, согласно Каббалисты будут нашей заботой позже, когда мы обратимся к понятию Тиккун ха-Олам .

Сфирот

Сфира и его форма множественного числа Сфирот не имеют четкого лингвистического происхождения. Термин был по-разному интерпретирован как относящиеся к еврейским словам, означающим свет, блеск или сапфир, число, писец и книга (знакомое еврейское слово, для которого sefer ) и каждый из этих предложенных выводов может дать нам некоторое представление о природа символа сфирот. Каббалисты действительно описывают сфирот как светила, измерения, числа или архетипы, с помощью которых Бог создал или написал мир. Сфирот их десять, и даже их имена (например, Мудрость, Доброта, Красота) предполагают что они представляют ценности, архетипы или измерения человеческой души и (по мнению каббалистов) мир. Как мы уже видели, это фундаментальный принцип каббалистической мысли о том, что микрокосм отражает макрокосм, что элементы души человека отражают конечные составляющие Бог и вселенная. Как мы уже видели, эти элементы или сфирот в некотором смысле иллюзорны по своей природе, будучи созданы Цимцумом или сокрытие бесконечного единства Бога, во многом так же, как множественность математических эквивалентностей может иметь отдельное существование как результат нашего незнания того факта, что все они, например, равны на номер один.

Сфирот относятся к таким измерениям существования как высшая воля, идеальная мудрость и глубокое понимание, а также любовь, сила и суждение, красота и сострадание, выносливость, величие, основание, и королевский сан. Эти измерения были истолкованы каббалистами как создание духовных, психологических и материальных измерений известный мир. За пределами четырех измерений пространства и времени, которые признаны по современной физике каббалисты признают шесть ценностных и идейных измерения, которые характеризуют объект духовный, концептуальный, психологический, и физические свойства. Моисей Кордоверо, каббалист, который был современником Лурия в Цфате понимал сфирот как составные элементы или "молекулы" объектов в мире, и считал, что каждая вещь получена его специфичность через относительную примесь и доминирование сфирот , которые составляли его. Каббалисты также считали, что сфирот были организованы в миры, в некоторых из которых (будучи духовными) доминировали такие сфирот как воля и мудрость, в то время как другие (будучи более материальными) доминировали меньше возвышенные сфириотические архетипы. Интересный и важный аспект Доктрина сфирот - это существование так называемых десяти отрицательных корон или «противодействия сфирот », которые, как говорят, существуют в адском царстве, обеспечивая злого или отрицательного аналога сфирот , которые доминируют в верхних мирах. По мнению каббалистов, человек должен расплатиться за мир встречного сфирот а также в верхние царства. Если он не распознает негативные формы воли, мудрости, силы и доброты внутри себя, он рискует преобладают те же самые силы, выходящие из "Другой Стороны".

Вся психология может быть разработана на основе доктрины сфирот .  Мало того, что сфирот могут быть использованы в понимании характера, но каббалистическая доктрина "миров" может быть использована в понимание такого феномена как высшие и низшие состояния сознания и мечты. Сам Фрейд хорошо понимал, что сон, в конце концов, приносит нас в царство, в котором преобладают измерения воли и желания, и в котором материальные аспекты вещей подчинены желаниям и идеям. Такое царство очень близко соответствует некоторым из альтернативных миров, на которых говорят в Каббале.

Несколько других аспектов символики сфирот поражают с психоаналитической точки зрения. Например, сфирот организованы в Зоар в серию родительских и детских личностей, чьи динамические взаимодействия и семейный роман поразительно предчувствие Эдипа и Электры комплексы. Зоар описывает, как «небесный отец» имеет особая любовь к его дочери, которая вызывает ревность "небесного" мать ". В своей любви, Зоар рассказывает, он называет ее дочь, но этого ему недостаточно, и он зовет ее сестрой. Это тоже не ему достаточно и он зовет ее мать. Разъяренная божественная мать говорит к ее дочери, "это маленький вопрос, что вы забрали моего мужа, ибо вся его любовь сосредоточена на тебе? "Но в то же время мать сказал, чтобы отдать предпочтение сыну над своим мужем [9, Vol. 1, стр. 299], таким образом, завершая своего рода космический эдипальный треугольник; видение вселенной, в которой Сам мир обусловлен архетипическим интересом и желанием, желание, которое современные психоаналитики заметили в психологии индивидуального человека и в основе человеческого общества.

Также существует определенно сексуальная связь с сфирот . Сфирот говорится в метафорах полового акта и любви, и каббалисты подтвердил, что гармония всех миров зависит от сексуального возбуждения и объединение между небесными существами ( парцуфим ) которые появляются как элементы сфиротной системы. Конечно, разделение божества во множество сфирот и далее в несколько парцуфим или личности, по словам каббалистов, один из тех, что парадоксально необходимые реальные иллюзии, и разделение между этими сущностями и персонами такое положение вещей, которое в конечном итоге должно быть преодолено. Объединение о сфирот говорят как о зиввуге или о совокупности мужские и женские аспекты божества, и для соответствующего объединения чтобы иметь место взаимные мужские и женские оргазмы считаются необходимыми. Мужчина воды "получены из благодати небес выше, но, как мы имеем видно, что "женские воды" должны быть поставлены самим человечеством, которое часто отождествляется в каббале с женским аспектом божества.

В то время как каббалисты предостерегали от принятия этих сексуальных метафор буквально ясно, что их вселенная сильно эротизирована, динамика из которых наиболее полно выражены в объединении мужчины и женщины в эротической любви. Что такая эротическая любовь важна для психологического единство мужчины и женщины - это простой вывод каббалистов’s космологические теории. Юнгианец, конечно, вправе взять всю схема нескольких личностей (мужчины, женщины, молодые, пожилые и т. д.) в рамках Божество как символ присущей множественности в личности человек, и их различные "объединения", как представляющие диалектику между «animus» и «anima», а также «senex» и «puer» в психике человека.

Сфирот - это способы, которыми мы, как индивидуумы, структурируем наша жизнь и справиться с психологической энергией, исходящей от нашего собственного психического ядро. Каббалисты приняли точку зрения, согласно которой совершенство каждого человека Душа включает в себя полное распознавание и развитие каждой из семи сфирот , которые они считают семью основными эмоциями человеческой психики. Каждый из этих «эмоциональных сфирот » Говорят, что состоит из себя и каждого из шести других, так что разработана схема, в которой существует, например, любовь к любви, сила любви, красота любви, выносливость любви и т. д. Все Сорок девять комбинаций необходимы для достижения полного человеческого потенциал.

Существует также диалектическая связь между некоторыми из сфирот . Одно из таких отношений, в частности, между Хесед (любовь или доброта) и Дином (сила или суждение), формирует критический момент в каббалистической психологии.  Только когда любовь изменена судом, а суд изменен любовью, в результате чего сфира рахамим (сострадание), что человеческая душа можно сказать, чтобы быть полным. На самом деле, это разрыв суждения от любви который, как говорят, порождает «другую сторону» и адское царство Келлипот ; это обеспечивает аналогию с фрейдовским представлением о том, что репрессии и неврозы возникают в результате суровых суждений о супер-эго не изменяются эротическими или сострадательными тенденциями внутри личности.  Психотерапевтически каббалисты и особенно хасиды кто следовал за ними, стремился найти баланс между добротой и судом, такой, что ни один не доминирует и не подавляет психику. Этот баланс выражен в сфирах рахамим , что означает «сострадание». Те, кто знаком с идишским словом rachmones поймет, что это именно глубокое сочувствие и сострадание выраженный этим термином, который имеет решающее значение для психотерапевтического отношения.

Я должен отметить, хотя бы мимоходом, что хасиды разработали сфиротическая психология, которая предшествовала Фрейду более чем на 150 лет, но которая предвидит многие элементы психоанализа, в том числе мнение, что психология среднего человека характеризуется чрезвычайным внутренним конфликтом, что такой конфликт может быть частично улучшен только сублимацией эмоций в творческой деятельности, и это можно подняться только психологически сначала спускаясь в отверженные аспекты своей души [25]. Психологический теории любавичей или хасидов Хабад, которые берут свое имя от первые три духовных и интеллектуальных сфирот, хохма, бина и даат , (Знание, Мудрость и Понимание) является предметом значительного интереса сам по себе, кстати, который может быть изучен в естественных условиях даже сегодня в Секция Crown Heights в Бруклине, где любавичские хасиды имеют свои мировая штаб-квартира. Я думаю, что будет справедливо сказать, что эти и другие современные Хасиды являются в некотором роде живым представителем каббалы.

«Взлом судов»

Сфирот , как мы должны помнить, каббалисты называют келим или сосуды, которые предназначены для структурирования света или энергии Бесконечного Бог. Интересно, что эти сосуды состоят из самой энергии, которая они должны содержать. Однако в результате их разобщенности, их неспособности свободно передавать свою энергию между ними, сфирот не смогли сдержать необъятность "космического либидо". В следствии многие из сфирот разбились вдребезги, что привело к метафизическому и психологическому событию, известному в писаниях Лурии как Шевират ха-Келим , Разрушение сосудов. С появлением шевиры , или же “breakage” the harmony of the cosmos is destroyed. According to Vital, as a result of the Breaking of the Vessels the “Celestial Mother and Father,” who had hitherto existed “face to face” in coniunctio, turn their backs on each other and the divine energy, embodied in the Sefirot, becomes entrapped in “the Other Side” [2,21].

«Шевира» рассматривается как событие, которое происходит во всех сферах жизни человека. и космическая активность и которая неизбежно повторяется в каждом историческом возраст и в жизни каждого человека. Возможно, разрушение сосудов самый важный лурианский символ. Это второй символ отрицания (цимцум быть первым), и это учит нас, что есть деструктивный аспект все творчество. Старые структуры должны быть разрушены до новых те могут быть реорганизованы, чтобы превзойти их.

Этот принцип справедлив для истории и развития наций, за переходы в истории науки и идей, за онтогенетические развитие познавательных способностей человека, и, что наиболее важно для нашего цели, для личностного роста мужчин и женщин, которые мы психотерапевты встреча в кабинете. Когнитивные, этические и духовные структуры которые содержали наши собственные психические энергии в возрасте 19 или 21 года, могут быть совершенно недостаточными содержать их в 25 или 30 и те же контейнеры, которые хорошо работали для нам в наши 30-е могут не работать вообще в 40-х, 50-х и выше. Пока многие смогут постепенно менять свои личные сфирот,  другие испытают то, что можно назвать только тектоническим потрясением в их жизни, когда старые формы мышления, чувств и поведения разрушаются перед лицом нового жизненного опыта. Это не так уж плохо, и, Как указал Джеймс Хиллман, как терапевты мы не всегда должны быть в бизнес по предотвращению распада наших пациентов [22].

Иногда происходит разрушение сосудов, которое происходит в нашем личном жизнь - вход в углубление себя и души. Когда структуры Раздробление, немного искреннего желания, или проблеск того, о чем говорит Винникотт как «истинное я» видно сквозь щели. Обычно эта правда воспринимается как падение в хаос или неизвестность, и это вполне можно сравнить на страшные темные ночи души, о которых веками сообщалось мистиками и которые, на мой взгляд, послужили основой для первоначального понимание психоанализа. Когда такая трещина становится видимой в персонажах из наших пациентов, мы должны принять важное решение. Мы торопимся, чтобы закрой его и "исцели его", или мы решим переждать шторм и посмотреть как элементы личности нашего пациента распадаются на части перед нашим терапевтическим глаза?

Что делать в таких ситуациях, на мой взгляд, одно из самых сложных решения, которые психотерапевт должен когда-либо принимать, и это признак чувствительного и мудрый врач, что он или она может судить, когда снимать и наблюдать и когда предложить, например, психофармакологическое лечение в столкнуться с очевидным психологическим срывом. Когда человек переживает Разрушение сосудов, это, с психиатрической точки зрения, предзнаменование депрессии, тревоги или, возможно, психоза. С богословской точки зрения, однако, это похоже на испытание от богов. Мы должны помнить, что человек делает не пройти все такие испытания, и это иногда более чем уверен и сострадателен рука необходима, чтобы помочь пациенту выйти из Сосуды на следующем этапе, который является Тиккун , ремонт или восстановление.

Перед Продолжая, однако, я хочу немного подробнее остановиться на теме дезинтеграции, в психотерапии. Почему, мы могли бы спросить, должны ли мы когда-либо приветствовать наших пациентов? развалившись, когда-нибудь переждать бурю своей патологии с предвкушением творчества и прогресса на его пути? У меня есть несколько мыслей о эти вопросы. Первый из них (о котором я уже говорил) эта психопатология очень часто является ключом к желанию. Человек, который находит себя с импульсом внезапно водить свою машину в полосу встречного движения, или женщину который вдруг перестает действовать как жена и мать и уединяется в угол темной комнаты, каждый может зарегистрировать протест против жизни в что они не действуют из своего истинного желания, или наоборот, они могут пытаться уничтожить или вывести из строя себя, прежде чем неприемлемые желания им есть шанс показать свое лицо.

Патология часто является признаком того ядра света, которое спрятанный внутри "шелухи тьмы" (если использовать метафору Луриана) и который фактически не может стать доступным для извлечения или выпуска, если только патология, так сказать, разрешена. "Разваливается" что патология может быть ценной и в других отношениях; это может служить унизительное переживание и средства для преодоления или распада нашего собственный нарциссизм. Разбивая структуры и ценные бумаги, которые мы когда-то были так уверены, патология может также привести к нравственному развитию, как мы свежий взгляд на себя и наши отношения. Наконец, в результате чего сами лицом к лицу с самыми темными углами нашего опыта мы становимся глубже и полнее, как личности. С Юнгом я не могу не чувствовать что мужчина или женщина, которые пришли, чтобы узнать убийцу внутри, каким-то образом как человек, чей убийственный порыв неосознанно проявляется в резком сарказме и крайней конкуренции.

Сфирот разбились вдребезги, и сломанные осколки стали швырять сквозь космическую пустоту, задерживая искры божественного света, которые присоединяются к осколкам, как капли масла, которые цепляются за кусочки разбитой глины судно. Эти искры, окруженные мертвыми осколками, составляют, как мы имеем видно, что каббалисты называют ситра ахра или «другое Сторона. "Человек обязан обнаружить те искры, которые имеют отношение к его собственной жизни, чтобы освободить божественный свет, содержащийся в них, и, по сути, собирать сосуды способом, который превосходит как они изначально были собраны самим Богом. Богословски говоря, человечеству предписано совершать и совершенствовать. Психологически говоря, человек несет ответственность за перестройку своего характера, и, в частности, для трансцендентности личности, сформированной его / ее наследственность и молодость. Как отметил Джеймс Хиллман, это «падение обособленно "от психопатологии, которая предоставляет возможность для этой трансцендентности.

Существует аналогия с динамикой разрушения сосудов. в психоаналитической интерпретации снов. Мы уже видели, как, во сне человек выполняет миниатюрный Цимцум (сокрытие, сокращение), который позволяет ему или ей удалить катексис из внешнего мир и создать новую реальность, в которой доминируют воля и желание. работа сновидений способствует этому процессу с помощью смещения, замещения, сгущение и символизация, которая дополнительно скрывает внутренний смысл мечта от мечтателя. Для восстановления этого значения Согласно Фрейду, сама мечта должна быть разбита на составные части. и реорганизован таким образом, что, по сути, возвращает первоначальную искру творчества, входящего в формирование мечты.

Каббалистический процесс в Тиккуне можно сказать, что он похож на этот процесс интерпретации, только в гораздо более широком масштабе. В результате космического Цимцума или скрытие, сам мир является искажением первоначального божественного света или суть. Это космическое искажение, подобно явному сну, должно само по себе быть разбитым на составляющие элементы, которые, впав в преисподнюю мир, родственный бессознательному, будет восстановлен индивидом через процесс Tikkun для того, чтобы он / она мог обнаружить и завершить божественная сущность или цель. Этот процесс совершенно аналогичен alchemical solve et coagulum , который Юнг понимал как средство с помощью которого человек достигает целостности себя [15]. Алхимики, в своем стремлении создать золото из обычных веществ, сами приняли Каббалистические концепции Шевира и Тиккун , держа что базовые элементы должны быть сначала растворены или разбиты на части перед сборкой (с помощью философского камня) в золото.

Тиккун: Восстановление

Процесс Тиккун был постоянным источником очарования для каббалистов, которые создали далеко начиная набор символов, чтобы выразить его сущность. Мы уже сталкивались некоторые из этих символов в нашем обсуждении поднятия искр, объединение мужского и женского аспектов Бога и души, интеграция сфирот, модификация суждения добротой и последующее появление Рахамима или сострадания, сублимация инстинкта в интеллектуальную и духовную деятельность, и спуск в ад мир Kellipot с целью извлечения божественной сущности и примирение со своим истинным я. Среди других сравнений с Каббалисты описали процесс Тиккун как «открытие корней собственной души "," развитие в утробе небесного мать "и" воссоединение деревьев жизни и знаний ". Каждый Каббалистические метафоры чрезвычайно наводят на мысль и, если смотреть на Точка зрения современного психоанализа, мы можем обнаружить среди эти метафоры экономические, динамические, структурные, развивающие и даже объектные отношения темы.

Обсуждение каждой из этих метафор выходит за рамки этого сочинение. Тем не менее, в качестве иллюстрации, возможно, стоит сосредоточиться на одна из этих метафор, «развитие в утробе небесной матери».  Говорят, что в лурианской каббале несколько мировых личностей или парцуфим возникли спонтанно в результате разрушения сосудов. Психологически эти парцуфим можно понимать как отдельные личности или аспекты раздробленной личности, такие как фрагментация неизбежна в процессе развития человека.

Один из этих парцуфим , Зеир Анпин , «недолговечный» или «нетерпеливый», по мнению каббалистов Цфата, связан с фазой Тиккун < Это связано с усилиями человечества. Здесь нас интересует тот факт, что сам Зейр Анпин описывается как развивающийся в утробе другого из парцуфим , Имма , небесного мать. Теологически мы имеем, как указал Шолем, миф о том, что Бог рождает себя [3, с. 141]. Психологически мы рассказываем о самостоятельном возрождении или личностном развитии.

В небесной матери Зеир Анпин , как говорят, проходит пять различных этапов: зачатие, беременность, рождение, детство и гадолот или зрелости. Эта последняя стадия отражает собственный интеллектуальный потенциал человечества. и моральная зрелость. Большое значение имеет тот факт, что в парцуфе имма , в котором происходит развитие Зеира Анпина , преобладает сфира бина , представляющая божественное понимание. Прежде чем шесть эмоциональных сфирот, которые воплощены в Зеир Анпин , смогут достичь своего Тиккун или восстановление они должны пройти процесс развития, в результате которого они приходят под руководством материнского понимания, которое является внутренним для Бога или, психологически говоря, внутренний для человека. Через такой процесс понимания человека становится матерью для себя, тот, кто эмпатически понимает различные эмоциональные аспекты своей личности.

К настоящему времени должно быть очевидно, что для каббалистов наш современник Различия между такими дисциплинами, как психология, теология, философия и даже политика не имеет смысла. Для каббалистов самовосстанавливающийся Акт является одновременно и мировым восстановительным актом, и человеком, который обнаруживает корни своей собственной души также обнаруживает его цель в жизни в мир в целом. Я думаю, что мы, как современные психотерапевты, хорошо помнить об этом в нашей работе с нашими собственными пациентами. Один верный признак того, что лечение дает хороший эффект, заключается в том, что пациент проявляет глубокий и постоянный интерес не только к другим, но и к некоторым аспект мира в целом, где он или она чувствует удовлетворение в создании Отличительный вклад.

Узнавая и понимая своих пациентов, я часто спрашиваю себя какие искры существуют в мире, которые этому человеку суждено поднять, и под этим я имею в виду что-то вроде "как этот человек может реализовать его или ее уникальные таланты таким образом, что глубоко удовлетворяет его и выгодно для других ". Хасиды утверждали, что есть божественные искры во всем; в веществе земли, пищи и воздуха, законов общества, мысли и эмоции мужчин. Скульптор, например, навязывая форма на бесформенной глине или мраморе, можно сказать, чтобы поднять искры в преобразовании земной материал в человеческий или божественный символ. Каждому из нас предписано к аналогичной задаче, соответствующей нашим собственным талантам и способностям. В прослушивании сопереживать страстям, желаниям и почти забытым стремлениям нашего пациента мы в состоянии помочь им понять их тиккун и, создавая среда, в которой эти стремления взращиваются, направляйте их к тем искры, которые они сами могут поднять.

В связи с этим я принимаю интерес к ранней любви моего пациента, спрашивая прямо в начале терапии, если они когда-либо были влюблены и внимательно слушали ответ. Ибо влюблённость чаще всего исходит от истинного Я, чем любой другой опыт или страсть; вряд ли можно влюбиться обязательства. Когда-то наши пациенты вновь пережили и действительно поняли характер их личной жизни, они находятся в гораздо лучшем положении, чтобы войти в самой сути их желания и природе их Tikkun .  Хотя это далеко не всегда так, есть достаточно случаев, когда повторное открытие человеком чувства романтической страсти зажигает его или ее в творческих и интеллектуальных занятиях, чтобы сделать этот проспект полезным один, чтобы исследовать. Основатель хасидизма Баал Шем Тов сам признал что страсть мужчины к женщине может быть перенаправлена ​​в глубокую самопознания.

В некотором смысле психология каббалистов, возможно, ближе к Юнгу чем к Фрейду, но каббалисты остаются весьма фрейдистскими в их энергичноммодель психики, с их акцентом на сексуальность и их взгляд на семейный роман как высший императив в человеческом и космическом мире.   Что каббалистическая психология встроена в контекст мира взгляд, который (хотя он признает значение отрицательных сил и растворение духа) подтверждает роль человечества как завершителя создание, должно только сделать его более привлекательным для психотерапевтов гуманистическое и мировоззренческое мировоззрение. Если я действительно выздоровел золота, которое сам Фрейд, похоже, признал похороненным в этой вековой традиции, возможно, я сам поднял искру и исполнил часть моего собственного тиккуна.

<б> СУЩНОСТЬ

Автор рассматривает доклад литовский раввин Чайим Блох, которого Фрейд воскликнул “This is gold” когда представил немецкий перевод одной из работ Чайима Витала, Каббалист 17-го века и ученик Исаака Лурии. Психологический Значение Лурианской Каббалы исследуется, и Каббала показана быть важным историческим предшественником психоанализа и источником современная психотерапевтическая практика. В частности, каббалисты, в их теория сокрытия, разрушения и восстановления света о бесконечном Боге, предоставьте теософский аналог психоаналитическому теория либидо, репрессии и терапии. Каббалистический символ “ другая сторона” рассматривается как теософская версия бессознательного. В дальнейшем,   понятие тиккун хаолом, “восстановление мира”, через который божественная сексуальная энергия, заключенная в“шелуху” с другой стороны, восстанавливается. служению Богу, интерпретируется как метафора терапевтических процессов. из“потери сознания; и восстановления либидо в”“&#; службе человека. Наконец, психотерапевтические последствия некоторых из них Лурийскими символами, включая Ein-sof (бесконечное благочестие), Tzimtzum (сокрытие/ сжатие), Sefirot (архетипы создания), Shevirat ha-Kelim (Разрушение исследуемого Мира), (Разрыв сосуда), Rem>(Взлом гама).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакан, Д. Зигмунд Фрейд и еврейская мистическая традиция. Бостон: Бикон Пресс, 1958.

2. Vital, C. Sefer Etz Chayyim, под редакцией Y. Brandwein. Тель-Авив: 1960. См .: Menzi, Donald Wilder and Padeh, Zwe trans. Древо жизни: Чайим Витал’s Введение в Каббалу Исаака Лурии, Дворец Адам Кадмон, (Нортвейл, Нью-Джерси: Джейсон Аронсон, 1999).

3. Шолем, Г. Каббала. Иерусалим: Кетер, 1974).

4. Шолем Г. Основные тенденции в еврейской мистике. редактор Нью-Йорк:   Schocken Books, 1946, лекция 7, “Исаак Лурия и его школа”.

5. Шолем, Г. Саббатай, Севи: Мистический Мессия. Принстон, Нью-Джерси: издательство Принстонского университета, 1973, глава I.

6. Шолем, Г. Витал, Хайим Бен Джозеф, Энциклопедия иудаики, Vol. 10, с. 171-175 Иерусалим: Издательство Кетер, 1971.

7. Юнг К.Г. Письма, изд. Герхард Адлер, Аниелла Яффе и Р.Ф.С. Халл. Принстон, Нью-Джерси: издательство Принстонского университета. Том II, с.157.

8. C.G. Jung, Letters, Vol. II, с.358-9.

9. Тишби И. и Лаховер Ф. Мудрость Зоар: антология текстов, английский перевод Дэвида Гольдштейна (Оксфорд: Оксфордский университет Press, 1989) Том I, II и III.

10. Филорамо Г. История гностицизма, пер. Энтони Алкок. Кембридж: Бэзил Блэквелл, 1990.

11. Рудольф, К. Гнозис: природа и история гностицизма, Пер. Р. М. Уилсон. Харпер, Сан-Франциско, 1987.

12. Робинсон, Дж. М. (ред.) Библиотека Наг-Хаммади, 3-е изд. Сан-Франциско: Харпер & Ряд, 1988.

13. См. С. Залман, Likutei Amaraim-Tanya: англо-ивритское издание. Бруклин: Кехот, 1981.

14. Уэйт, А. Е. Святая Каббала (Нью-Йорк: Цитадель Пресс, 1992.

15. Юнг К.Г. Психология алхимии. Принстон, Нью-Джерси: издательство Принстонского университета, 1968.

16. Юнг К.Г. Mysterium Coniunctionis. Принстон Н.Д .: Издательство Принстонского университета, 1963.

17. Рис. E, Фрейд и Моисей: долгое путешествие домой. Олбани: Государственный университет Нью-Йорк Пресс, 1990.

18. Клейн Д. Еврейские истоки психоаналитического движения. Чикаго: Университет Чикагской Прессы, 1985.

18. Гей П. Безбожный еврей: Фрейд, атеизм и психоанализ. Нью-Хейвен: издательство Йельского университета, 1987 г.

19. Гей П. Фрейд: жизнь для нашего времени. Нью-Йорк: W.W. Нортон, 1988.

20. Schochet, I. Мистические концепции в хасидизме у С. Залмана, Ликутей Амараим-Таня. Бруклин: Кехот, 1981.

21. Джейкобс, Дж. Вознесение искр в позднейшей еврейской мистике в Еврейская духовность от возрождения шестнадцатого века до современности / Под ред. Артур Грин. Нью-Йорк: Перекресток, 1987 с. 99-126.

22. Хиллман Дж. Пересмотр психологии. Нью-Йорк: Харпер & Роу, 1976.

23. Hillman, J. A Blue Fire, ed. и представил Томас Мур. Нью-Йорк: Харпер &Роу, 1989.

24. Ротенберг, М. Диалог с девиансом Нью-Йорк: Университетское издательство Америки, 1993 (первоначально опубликовано в 1983 году).

25. Дроб, С. Фрейд и хасиды: искупление еврейской души психоанализа. Еврейское обозрение 3: 1, 1989.

Лурианская каббала подробно рассматривается в Sanford Drob'sSymbols of the Kabbalah and Каббалистические метафоры .

Если вы зашли на этот сайт через поисковую систему, и в левой части экрана нет «содержимого флэш-памяти», сайт будет работать лучше, если вы нажмете здесь и перейдете непосредственно на www.newkabbalah.com и следуйте инструкциям внизу экрана, чтобы ввести сайт или загрузите Flash 4, если у вас его еще нет.

Все материалы на веб-сайте Новой каббалы (c) Санфорд Л. Дроб, 2001 год.

Лурианская каббала

.

Условия

случай старого каббалистического Фрейда психоанализ фрейда 13 722 зигмунд фрейд психоанализ 3 565 фрейд введение в психоанализ 3 033 психоанализ з фрейда 2 018 зигмунд фрейд введение в психоанализ 1 606 психоанализ фрейда кратко 1 169 теория психоанализа фрейда 825 фрейд психоанализ читать 795 фрейд психоанализ скачать 773 классический психоанализ фрейда 601 фрейд психоанализ книга 567 психоанализ фрейда основное психоанализ фрейда основное 553 основные идеи психоанализа фрейда 173 основные положения психоанализа фрейда 117 основные понятия психоанализа фрейда 113 основные идеи психоанализа з фрейда 87 основные идеи психоанализа фрейда и юнга 54 основные положения теории психоанализа фрейда 29 фрейд основные психологические теории в психоанализе 28 основные идеи психоанализа зигмунд фрейд 23 основные направления психоанализа фрейда 18 основные положения теории психоанализа з фрейда 13 определить основное философское значение психоанализа зигмунд фрейд 12 з фрейда основные психологические теории в психоанализе 12 основные положения теории фрейда и принципы психоанализа 11 анна фрейд детский психоанализ основные 9 концепция бессознательного з фрейда основные понятия психоанализа 9 основные понятия психоанализа фрейда кратко 8 основные положения психоанализа фрейда кратко 8 основные идеи психоанализа з фрейда кратко психоанализ фрейда онлайн 502 фрейд детский психоанализ 490 философия психоанализа фрейда 481 фрейд введение в психоанализ скачать 478 психоанализ фрейда кратко и понятно 422 зигмунд фрейд психоанализ скачать 399 фрейд введение в психоанализ читать 394 фрейд зигмунд психоанализ читать 386 методы психоанализа фрейда 343 фрейд психоанализ читать онлайн 337 психоанализ фрейда бессознательное 332 теория психоанализа з фрейда 327 психоанализ ребенок фрейд 312 зигмунд фрейд введение в психоанализ скачать 308 фрейд психоанализ аудиокнига 303 психоанализ фрейда реферат 290 психоанализ фрейд и юнг 288 психоанализ фрейда и юнга 288 психоанализ анны фрейд 286 идея психоанализа фрейда 283 психоанализ з фрейд юнг 281 классический психоанализ з фрейда 272 фрейд считала что в психоанализе 264 концепции психоанализа фрейда 254 психология психоанализ фрейда 247 зигмунд фрейд психоанализ книга 241 фрейд понятие психоанализа 241 психоанализ фрейда слушать 235 фрейд введение в психоанализ аудиокнига 227 зигмунд фрейд введение в психоанализ читать 224 психоанализ фрейд фромм 218 анна фрейд детский психоанализ 202 з фрейд введение в психоанализ 195 фрейд психоанализ читать бесплатно 195 структура психоанализа фрейда 193 фрейд введение в психоанализ читать онлайн 180 психоанализ зигмунда фрейда аудиокнига 179 психоанализ фрейда читать онлайн бесплатно 177 основные идеи психоанализа фрейда 173 фрейд зигмунд психоанализ читать онлайн 170 психоанализ культуры з фрейда 169 основы психоанализа фрейда 169 фрейд книги введение в психоанализ 167 культура в психоанализе фрейда 164 психоанализ фрейд юнг фромм 164 психоанализ зигмунда фрейда кратко 162 психоанализ 3 фрейд 158 психоанализ фрейда структура личности 153 зигмунд фрейд введение в психоанализ аудиокнига 152 фрейд психоанализ детских страхов 151 слушать фрейда введение в психоанализ 149 проблемы психоанализа фрейда 146 фрейд психоанализ слушать онлайн 145 фрейд и развитие психоанализа 144 психоанализ фрейда отзывы 143 философия психоанализ з фрейд 143 психоанализ фрейда скачать бесплатно 143 техника психоанализа фрейд 141 бессознательное и психоанализ з фрейда 139 идеи психоанализа з фрейда 137 психоанализ з фрейд э фромм 136 фрейд лекции по психоанализу 135 психоанализ з фрейда и к юнга 134 положения психоанализа фрейда 134 зигмунд фрейд детский психоанализ 132 а фрейд считала что в психоанализе детей 131 зигмунд фрейд введение в психоанализ онлайн 131 фрейд введение в психоанализ содержание 130 психоанализ з фрейд к г юнг 129 фрейд введение в психоанализ кратко 128 концепция психоанализа з фрейда 126 психоанализ фрейда книга скачать 124 фрейд введение в психоанализ читать онлайн бесплатно 123 психоанализ фрейда краткое содержание 121 принципы психоанализа фрейда 120 фрейд основатель психоанализа 119 философия психоанализа фрейда юнг 118 теория психоанализа зигмунда фрейда 117 основные положения психоанализа фрейда 117 психоанализ детских страхов зигмунд фрейд 115 основные понятия психоанализа фрейда 113 психоанализ з фрейда кратко 110 фрейд введение в психоанализ отзывы 109 учения фрейда психоанализ 107 зигмунд фрейд введение психоанализ книга 105 фрейд основоположник психоанализа 105 психоанализ фрейда fb2 103 фрейд з введение в психоанализ лекции 103 фрейд введение в психоанализ слушать онлайн 100 направление психоанализа фрейда 100 суть психоанализа фрейда 100 классический психоанализ зигмунда фрейда 99 введение в психоанализ зигмунд фрейд читать онлайн 97 психоанализ фрейда презентация 96 фрейд введение в психоанализ краткое содержание 96 фрейд введение в психоанализ скачать бесплатно 94 фрейд зигмунд психоанализ слушать 91 исследование фрейдом психоанализа 91 философский психоанализ фрейда 91 психоанализ фрейд адлер юнг 89 значение психоанализа фрейда 88 психоанализ фрейда аудиокнига скачать 88 основные идеи психоанализа з фрейда 87 зигмунд фрейд психоанализ читать онлайн бесплатно 86 зигмунд фрейд психоанализ отзывы 84 фрейд зигмунд психоанализ скачать бесплатно 84 психоанализ фрейда скачать fb2 83 фрейд психоанализ слушать онлайн бесплатно 79 психоанализ фрейда таблица 74 фрейд психоанализ религия 73 фрейд психоанализ pdf 72 фрейд введение в психоанализ fb2 72 психоанализ зигмунда фрейда реферат 71 фрейд введение в психоанализ аудиокнига скачать 71 анализ и психоанализ фрейд 70 психоанализ фрейда читать книгу 69 фрейд введение в психоанализ купить 69 зигмунд фрейд введение в психоанализ скачать бесплатно 67 зигмунд фрейд введение в психоанализ лекции 67 зигмунд фрейд введение в психоанализ отзывы 67 классический психоанализ фрейда кратко 66 фрейд психоанализ сновидений 65 фрейд история психоанализа 63 философия психоанализа фрейд юнг фромм 63 введение в психоанализ зигмунд фрейд содержание 62 фрейд введение в психоанализ скачать fb2 62 цель психоанализа фрейда 61 психоанализ религия культура фрейд 61 психоанализ зигмунда фрейда скачать книгу 61 культура в теории психоанализа з фрейда 61 психоанализ фрейда неофрейдизм 61 фрейд введение в психоанализ слушать онлайн бесплатно 60 слушать аудиокнигу фрейда психоанализ 60 фрейд психоанализ практика 59 особенности психоанализа фрейда 59 структура личности в психоанализе з фрейда 59 тринадцать друзей фрейда психоанализ 56 фрейд лекции по введению в психоанализ скачать книгу фрейда введение в психоанализ 55 введение в психоанализ зигмунд фрейд слушать 54 основные идеи психоанализа фрейда и юнга 54 зигмунд фрейд психоанализ аудиокнига скачать 54 зигмунд фрейд основатель психоанализа 53 фрейд психоанализ детских страхов читать 52 зигмунд фрейд психоанализ купить 52 фрейд начало психоанализа 51 зигмунд фрейд психоанализ слушать онлайн 49 зигмунд фрейд введение в психоанализ fb2 48 зигмунд фрейд введение в психоанализ скачать аудиокнигу 48 тринадцать друзей фрейда психоанализ сайт 48 введение в психоанализ зигмунд фрейд кратко 47 философия психоанализа фрейда кратко 46 фрейд введение в детский психоанализ 46 психоанализ личности по фрейду 45 теория психоанализа фрейда кратко 44 институт психоанализа фрейда 44 фрейд введение в психоанализ аудиокнига слушать 43 школа психоанализа фрейда 43 критика психоанализа фрейда 42 психоанализ фрейд epub 42 психоанализ детских страхов зигмунд фрейд читать 42 психоанализ и теория личности фрейда 41 фрейд очерки психоанализа 41 зигмунд фрейд введение в психоанализ скачать fb2 41 психоанализ фрейда тест 39 психоанализ фрейда читать книгу онлайн 39 работы фрейда по психоанализу 38 скачать книгу введение в психоанализ зигмунд фрейд 38 зигмунд фрейд психоанализ pdf 38 психоанализ фрейда фильм 37 психоанализ фрейда скачать pdf 37 зигмунд фрейд введение в психоанализ краткое содержание 37 предмет психоанализа фрейда 36 зигмунд фрейд психоанализ аудиокнига слушать 36 введение в психоанализ зигмунд фрейд купить 36 понятие бессознательного в психоанализе з фрейда 35 психоанализ зигмунда фрейда концепция 35 последователи фрейда в психоанализе 35 согласно психоанализу фрейда большинство поступков человека определяется 34 психоанализ фрейда примеры 34 психоанализ по фрейду в комиксах 34 фрейд введение в психоанализ pdf 33 классический психоанализ з фрейда кратко 33 теория классического психоанализа фрейда 32 фрейд 5 лекций о психоанализе 32 глубинная психология психоанализ з фрейда 31 фрейд психоанализ сексуальность 31 психоанализ фрейда лакана классический психоанализ з фрейда реферат 30 зигмунд фрейд психоанализ презентация 29 фрейд введение в психоанализ аудиокнига слушать онлайн 29 основные положения теории психоанализа фрейда 29 фрейд основные психологические теории в психоанализе 28 психодинамические подходы психоанализ з фрейда 28 скачать книгу бесплатно фрейда психоанализ 28 книга фрейда психоанализ купить 28 психоанализ детских страхов зигмунд фрейд скачать 27 фрейд введение в психоанализ лекции скачать 26 глубинная психология и психоанализ фрейда 26 психоанализ фрейда скачать epub 25 вводные лекции по психоанализу фрейда 25 зигмунд фрейд введение в психоанализ pdf 24 фрейд лекции по психоанализу скачать 24 виды психоанализа по фрейду 23 основные идеи психоанализа зигмунд фрейд 23 комплексы в психоанализе фрейда 23 психоанализ и проблема бессознательного з фрейд 23 роль культуры в психоанализе фрейда 22 фрейд введение в психоанализ скачать pdf 22 зигмунд фрейд основы психоанализа 22 культура с точки зрения психоанализа фрейда 22 фрейд методика и техника психоанализа 22 фрейд большая книга психоанализа 21 анна фрейд детский психоанализ скачать 21 зарождение психоанализа фрейда таблица 20 достоинства психоанализа фрейда 20 техника психоанализа фрейд книга 20 зигмунд фрейд психоанализ детских страхов читать онлайн 20 фрейд введение в психоанализ epub 20 педагогическое значение психоанализа з фрейда 20 понятие психоанализа фрейда 6 20 психоанализ фрейда схема 20 система психоанализа фрейда 19 фрейд о диком психоанализе 19 фрейд проблема сознания в классическом психоанализе 19 психоанализ з фрейда таблица 19 психоанализ з фрейд метод исследования 19 психоанализ фрейда кратко и понятно читать 18 зигмунд фрейд техника психоанализа 18 периодизация развития личности в психоанализе з фрейд 18 интерпретация культуры в психоанализе з фрейда 18 оно в психоанализе фрейда относится к 18 основные направления психоанализа фрейда 18 фрейд введение в психоанализ книга купить 17 фрейд введение в психоанализ конспект 17 психоанализ детства а фрейд 17 анна фрейд введение в детский психоанализ 17 философия психоанализа з фрейд реферат зигмунд фрейд введение в психоанализ скачать pdf 17 основы психоанализа фрейда скачать 16 психоанализ зигмунда фрейда книга читать онлайн 16 реферат на тему психоанализ зигмунда фрейда 16 фрейд введение в психоанализ скачать epub 16 начало психоанализа зигмунда фрейда 15 фрейд цитаты о психоанализе 15 з фрейд психоанализ скачать 15 предмет исследования психоанализа фрейда 15 плюсы и минусы психоанализа фрейда 15 дедушка фрейд психоанализ 15 психоанализ детства з фрейд 14 зигмунд фрейд основоположник психоанализа работа 14 задачи психоанализа по фрейду 14 концепция психического развития в психоанализе з фрейда 14 психоанализ фрейда реферат по философии 14 психоанализ и бессознательное зигмунда фрейда 14 фрейд является основоположником психоанализа 14 философские основания психоанализа фрейд юнг 13 в чем заключается психоанализ фрейда 13 культура в теории психоанализа з фрейда реферат 13 основные положения теории психоанализа з фрейда 13 определить основное философское значение психоанализа зигмунд фрейд 12 фрейд основы психоанализа читать 12 зигмунд фрейд психоанализ скачать книгу бесплатно 12 з фрейда основные психологические теории в психоанализе 12 введение в психоанализ зигмунд фрейд epub 11 основные положения теории фрейда и принципы психоанализа 11 детский психоанализ анны фрейд кратко 11 зигмунд фрейд большая книга психоанализа 10 для теории психоанализа фрейда характерны 10 зигмунд фрейд биография основателя психоанализа 10 контрольная работа детский психоанализ а фрейд 10 возникновение и развитие психоанализа з фрейда 10 принципы психоанализа а фрейд и м кляйн 9 анна фрейд детский психоанализ основные 9 ирландцы не поддаются психоанализу фрейд 9 карл густав юнг психоанализ фрейда 9 концепция бессознательного з фрейда основные понятия психоанализа 9 психоанализ фрейда видео 9 психоанализ фрейда о природе культуры 9 вводные лекции по психоанализу фрейда скачать 8 в чем разница психоанализа фрейда и юнга 8 анна фрейд детский психоанализ купить 8 фрейд және психоанализ 8 психический детерминизм в классическом психоанализе фрейда 8 основные понятия психоанализа фрейда кратко 8 вклад анны фрейд в психоанализ 8 основные положения психоанализа фрейда кратко 8 развитие классического психоанализа в работах анны фрейд краткая характеристика психоанализа фрейда 7 анализ пятой лекции введение в психоанализ фрейда 7 зигмунд фрейд основоположник психоанализа реферат 7 развитие классического психоанализа в работах а фрейд 7 психоанализ детских страхов зигмунд фрейд скачать fb2 7 зарождение психоанализа з фрейда 7 дедушка фрейд введение в психоанализ 7 зигмунд фрейд психоанализ қазақша 7 психоанализ по фрейду в комиксах скачать 7 основы психоанализа фрейда кратко 7 психоанализ сказок по фрейду 7 психоанализ тест зигмунда фрейда 7 основные идеи психоанализа з фрейда кратко 7 культура как проблема психоанализа з фрейд 7 теория психоанализа зигмунда фрейда кратко 6 психоанализ з фрейда кратко и понятно шпаргалка 6 психоанализ зигмунда фрейда кратко и понятно 6 основоположник метода психоанализа морено вундт фрейд выготский 6 особенности психоанализа фрейда положительные стороны 6 этапы развития личности в психоанализе фрейда 6 фрейд зигмунд психоанализ кратко читать онлайн 6 зигмунд фрейд методика и техника психоанализа 5 снилось мне дорогая комната психоанализ фрейда 5 в психоанализе фрейда доминирующей выступает функция культуры 5 каково содержание философии психоанализа фрейда 5 оно в психоанализе фрейда относится к сфере 5 женское лицо психоанализа шпильрейн фрейд кляйн хорни 5 глубинная психология и психоанализ фрейда кратко 5 анна фрейд детский психоанализ воспитания 5 психоаналитическое консультирование по классическому психоанализу з фрейда 5 психоанализ фрейда кратко и понятно философия кухня заказ 185 092 кухня недорогой 208 901 кухня производитель 48 977 угловой кухня 250 011 заказывать кухня 51 759 купить кухня угловой 29 004 кухня скидка 8 531 кухня распродажа 38 582 кухня недорогой купить 104 479 кухня купить 854 465 кухня заказ спб 9 052 кухня зов 34 521 кухня цена 310 165 кухонный гарнитур 428 018 угловой кухня цена 13 047 кухня спб 136 553 фабрика кухня

✳✳✳

.