Материнские комплексы : комплекс медеи, комплекс иокасты
О. В. Швецова
В психоаналитической практике широко известны комплексы Эдипа и Электры, заключающиеся в ориентации на родителя противоположного пола как на образец сексуального партнера , что зачастую приводит либо к вытеснению сексуальности ( субъективная невозможность обрести сексуального партнера –
« мама как идеал женщины : никто с ней не сравнится; где я найду такую , как
мама »), либо к идентификации сексуального партнера с родителем противоположного пола ( выбор супруга , похожего на родителя – от внешнего сходства до характерологического ).
Инфантильная ( детская ) сексуальность
достаточно широко изучена З. Фрейдом [4], но если присутствует скрытая сексуальность ребенка , направленная на родителя , то должна существовать и скрытая сексуальность родителя , направленная на ребенка . Сексуальность родителя , направленная на ребенка открыто , приводит к инцесту. Малоизученной категорией остается скрытая сексуальность взрослого , направленная на ребенка как фактор , вызывающий психополовую идентификацию ребенка .
Комплекс Медеи и комплекс Иокасты многое объясняют во взаимоотношениях матерей и детей . Согласно психоаналитической традиции , названия избраны из древнегреческой мифологии. Имя Медеи связано с мифом о путешествии Язона за золотым руном в Колхиду. Медея , влюбившись в Язона, предает отца – царя Эета, владельца руна, и учит Язона способу похитить руно . Когда похищение осуществлено , Медея , страшась гнева отца , бежит с Язоном в Иолк ( на его родину ), там она помогает ему вернуть ранее принадлежавшую ему власть . Медея становится женой Язона и рожает ему двух сыновей . Позднее Язон изменяет клятвам , данным Медее, и решает расторгнуть брак с ней и жениться на другой . Медея жестоко мстит Язону : она расправляется с соперницей и убивает своих детей . По одной, древней версии мифа, она даже готовит из их общих детей кушанье , которое потом подает отцу детей – Язону.
Просмотр криминальной хроники по Российской Федерации в течение месяца позволил зафиксировать более десяти случаев проявления комплекса Медеи, заключавшегося в убийстве ребенка ( детей ) матерью из мести их отцу , изменившему ей. Юридическим языком, здесь ущерб наносился детям действием ( убийство ). Случаев причинения детям ущерба матерью бездействием ( оставление детей без должного попечения ) значительно больше . Женщины , покинутые мужем , зачастую демонстрируют хотя бы временное и частичное пренебрежение своими материнскими обязанностями , осуществив перенос всех негативных чувств к мужу на детей , бессознательно мстя мужу таким образом . Пользуясь понятием об энергии смерти , введенным З. Фрейдом, женщина таким образом перенаправляет танатос с мужа на детей . Она , лишенная возможности реализовать либидо (энергию жизни , созидательную сексуальную энергию ), обращает на совместных детей танатос (разрушительную сексуальную энергию ), отчуждая детей и/или убивая их.
Если рассмотреть статистику абортов (они втрое превышают беременности, сохраненные женщинами ), большой процент их будет следствием не только и не столько экономического фактора, сколько следствием комплекса Медеи, спровоцированного не только неудовлетворенным либидо , но и психологической ( зачастую и психической ) нестабильностью , вызванной репродуктивными гормонами. В случае беременности, женщина зачастую делает аборт ( если объективные экономические обстоятельства позволяют сохранить ребенка ) из мести отцу ребенка . Женщины объясняют это примерно следующим образом : « Не хочу рожать Его ребенка ». Таким образом , женщина как бы расправляется с отцом ребенка , прерывает его род . Танатос в данном случае побеждает материнский инстинкт и материнские чувства , которые к нерожденному ребенку находятся только на стадии формирования.
Комплекс Медеи известен случаями причинения физического вреда детям и
случаями убийства детей ( а также оставления их в опасности ). Это крайние проявления комплекса . Можно назвать их
«кризисными ». Любое проявление патологии может встречаться (в миниатюре ) и в норме . Элементы комплекса Медеи
могут встречаться у практически любой матери . Другим проявлением комплекса может являться причинение морального вреда ребенку. Моральный вред в данном случае может заключаться в « моральном убийстве », « психологическом вампиризме ». Данные проявления будут заключаться в действиях матери , развивающих у ребенка комплекс неполноценности и нежелание жить (вплоть до самоубийства ребенка , особенно в подростковом возрасте ). Ребенку в данном случае демонстрируется его « бесполезность », « неполноценность », « бесталанность », « нескладность » и т. д.
Причинение морального вреда ребенку или « моральное убийство » матерью может заключаться не только в уничтожении у ребенка веры в себя , но и в гиперопеке по типу « ребенок под колпаком ». Ребенок лишается матерью жизни в данном случае также в фигуральном плане , т. е. он живет , но неполноценной жизнью , поскольку мать всячески ограждает его от « опасностей », запрещая фактически все , на что только распространяется ее фантазия .
Другим проявлением комплекса Медеи по типу « морального убийства » является привитие ребенку матерью комплекса вины («всю жизнь тебе посвятила , если бы не твое появление на свет , моя жизнь сложилась бы более счастливо »). Особенно данные обвинения часты в случаях , когда ребенок воспитывается матерью-одиночкой. Здесь он виноват не только в том , что родился , но и в том , что родился « не от того человека ». Если перефразировать известную фразу «У победы много отцов , лишь поражение сирота », можно отметить , что женщина не желает быть « матерью поражения », т. е. матерью ребенка , появление которого или наличие которого не гарантировало ей благополучия в семейной жизни . Изначально мать винит ребенка за неудачу в личной жизни с его отцом , в дальнейшем на него возлагается ответственность за все прочие неудачи в ее личной жизни (« если бы не было тебя, я могла бы и свою жизнь устроить »).
Комплекс Медеи развивается значительно чаще в ситуации незапланированной беременности и при проблемах
в личной и семейной жизни , особенно если крах личной жизни женщины произошел из-за беременности. Т. е., отец ребенка прореагировал отрицательно на незапланированную беременность и разорвал отношения с беременной женщиной , или если отношения распались , когда ребенок уже был и женщина самостоятельно воспитывает его . Подобные ситуации провоцируются недоговоренностью в личных отношениях между партнерами, когда женщина считает, что наличие беременности априори гарантируют ей вступление в брак . Необходимо отметить , что данный способ вынужденного брака весьма распространен , и часто используется женщинами вполне сознательно и произвольно . В подобной модели отношений рождение и воспитание ребенка ( детей ) выступает не как самоцель, а как средство устройства семейной жизни . Соответственно в ситуации , когда такое средство не сработало, отношение к подобному «средству » в результате негативное , как к средству, не оправдавшему себя . Таким образом , вся ответственность за свою ошибку и ошибки отца ребенка перекладывается матерью на ребенка (локус контроля ). Это в житейской психологии отражено в изречении «грехи отцов падают на детей ».
2. Однако ситуация негативного отношения к детям как появление комплекса Медеи в случае распада брака или краха в личной жизни возникает не у всей женской (феминной ) части человеческой популяции. Причиной этому является разделение женщин на типы ценностей или разница в иерархии мотивов. О. Вайнингер выделил типы женщин : « мать » и
«проститутка ». У « матери » Вайнингер отмечает главным мотивом стремление к
продолжению рода и выращиванию потомства. « Матери » свойственна забота о потомстве. «Проститутка » главной целью своей жизни видит мужчину ( мужчин ), а детей воспринимает как побочный несамоценный продукт – « Любимый мужчина мне дороже , чем дети ».
Женщина-Мать, по Вайнингеру, имеет больше детей ; «проститутка » не стремится обзаводиться детьми , или рожает , как правило , одного ребенка . Чаще делает аборты, чем женщина-мать. Демонстрирует безразличие к ребенку, материнский инстинкт у нее не развит. И естественно , женщина , относимая Вайнингером к типу «женщина-проститутка » имеет существенный риск развития комплекса
Медеи в случае неурядиц в личной жизни , в отличие от «женщины-матери ». Таким образом , именно у «женщин-проституток » возникает комплекс Медеи.
Доминирование материнского инстинкта у матери над всеми остальными ценностями исключает развитие комплекса
Медеи. Поскольку ребенок является высшей ценностью в иерархии «женщиныматери », перенос негатива, направленного на отца ребенка , невозможен , поскольку женщина-мать не отождествляет ребенка с отцом , как это делает «женщинапроститутка ». Таким образом , женщинамать обращает либидозную энергию на ребенка (т. е. любит ребенка ) независимо от его происхождения.
Исходя из вышесказанного, возможно сформулировать положения :
· Комплекс Медеи заключается в безотчетном стремлении матери убить ребенка ( детей ) из мести его (их ) отцу ;
· Комплекс Медеи заключается не только в стремлении уничтожения ребенка ( детей ) физическим путем , но и путем
« морального убийства » ( морального подавления , развития у ребенка комплекса н еп олно ценн о сти , ком п лекса ви ны, вплоть доведения до самоубийства );
· Комплекс Медеи развивается у женщин , относящихся к типу (О. Вайнингер )
«женщина-проститутка»женщин (в иерархии ценностей которых на первом месте находятся взаимоотношения с мужчиной , а ребенок воспринимается ими как побочный продукт этих отношений ). У «женщин-матерей » комплекс Медеи не развивается в случае негативных моментов в личной жизни , поскольку ребенок ими не отождествляется ( не идентифицируется ) с отцом ребенка .
Вторым материнским комплексом является другая крайность – комплекс Иокасты. Иокаста является персонажем широко известного ( во многом благодаря З. Фрейду ) древнегреческого мифа об Эдипе. Иокаста приходилась матерью Эдипу. Он, не зная своих настоящих родителей , получает предсказание о том , что убьет своего отца и женится на матери . Страшась предсказания , Эдип покидает своих усыновителей, считая их настоящими родителями , и таким образом осуществляет предсказание . В другой стране он убивает царя и женится на царице , и у них рождаются дети . Позднее выясняется, что царица – его мать , а убитый им царь – его отец .
Таким образом , Иокаста являлась женой собственного сына . Из этого следует , что комплекс Иокасты – аналог комплекса Гризельды, при котором мать стремится к чрезмерной патологической опеке над сыном , перетекающей в сексуальное влечение к нему ( точнее , проистекающей из сексуального влечения к ребенку, перенесенного с отца ребенка на сына ). Комплекс может приводить к инцесту. Если рассмотреть скрытую сексуальность , известен термин « психологический супруг ». Сын женщины может являться для нее психологическим супругом , компенсируя ей тем самым недостатки , которые тяготят ее в муже . Либидо , в данном случае , перераспределяется с мужа на сына , и он становится психологическим супругом матери . Следствием этого является материнская ревность и нежелание отдавать сына « другой женщине », попытки убедить сына в том , что все женщины недостаточно хороши для него, « замышляют против него недоброе », « хотят от него только денег » и т. д. В то же время мать , страдающая подобным комплексом , демонстрирует поведение , скорее , традиционное для сексуальной партнерши, нежели для матери : все время требует повышенного внимания , денег и утрированной заботы , игнорируя материнскую позицию ( удерживает сына от выбора сексуальной партнерши и продолжения рода ). Подобная мать часто устраивает ссоры сыну . Ссоры нужны , с одной стороны, как способ отчаянной борьбы за повышенную власть над сыном ( попытка подавления его либидо , обращенного на других женщин ), с другой стороны, как способ сексуального удовлетворения ( открытая сексуальность к сыну подавлена, а «скандалы замещают секс при его невозможности » [2]).
Комплекс Иокасты, как было отмечено выше , заключается в гипертрофированной опеке матери над сыном . В комплексе Медеи выше была выделена особенность , также заключающаяся в гипертрофированном контроле над ребенком (« ребенок под колпаком »). Однако существует различие в скрытой мотивации подобной гиперопеки. При комплексе Медеи мать выставляет ограничения ребенку, исходя из энергии танатос ( мешает ребенку жить из мести его отцу ). При развитии у матери комплекса Иокасты, силой , побуждающей мать устанавливать ребенку логически необоснованные ограничения , выступает энергия либидо , т. е. мать формирует у ребенка психологические барьеры из ревности, боясь потерять своего « психологического супруга ».
Гиперопека матери при комплексе
Иокасты формирует у ее сына множество комплексов во взаимоотношениях с противоположным полом. От матери он часто слышит внушения типа « кто же тебя полюбит так , как я », « кроме матери ты никому не нужен » и т. д. Таким образом , как было уже отмечено выше , у сына матери с комплексом Иокасты развивается не только Эдипов комплекс , но и комплексы по поводу отношений с противоположным полом, боязнь женского пола, интимофобия ( боязнь личной близости ) и даже может развиться боязнь интимной близости ( при крайнем проявлении комплекса Иокасты у матери , сопровождающемся инцестом или прочими сексуальными действиями или намеками на них ).
Таким образом , мать с комплексом
Иокасты, существенно затрудняет и замедляет вступление сына в брак : она выказывает активное неодобрение всем его личным выборам, ни одна кандидатка в жены никогда ее не устроит . Такая мать борется за сына всеми средствами на правах « психологической супруги сына ». Обсуждая претенденток на роль супруги сына , такие матери зачастую допускают оговорку по Фрейду, называя сына « мужем ».
Борясь с претенденткой на роль супруги сына , подобная мать способна порой даже на аморальные поступки и преступления (вплоть до рукоприкладства и убийства « соперницы »). Данные крайние проявления комплекса Иокасты ( как и инцест с сыном ) встречаются реже . Более распространенными являются интриги против невестки ( как будущей , так и настоящей ). Мать с комплексом Иокасты придумывает бесчисленные провокации, позволяющие доказать несостоятельность претендентки , совершает подлог доказательств аморальности-неверности « соперницы », использует наговор
– « видела ее с другим мужчиной ». На самом деле мать пытается доказать сыну , что она лучше претендентки . Она клеймит возможную невестку в бесхозяйственности, аморальности, непрактичности и многих прочих грехах, несовместимых с ее точки зрения со счастливым браком. Таким образом , она разрушает многие отношения сына . Новых претенденток она может сравнивать с бывшими , от которых отбила сына . Она выделяет достоинства потерпевших поражение в схватке с ней претенденток , сравнивая с ними нынешних ( не в пользу нынешних ), намекает она тем самым на то, что « новая еще хуже предыдущей ». Делает она это , осознавая безопасность потерпевших поражение в схватке с ней несостоявшихся невесток.
Мать-Иокаста, сталкиваясь с соперницей (невесткой ), начинает требовать повышенного внимания от сына . Это характерно для матери с комплексом Иокасты и при отсутствии соперницы , но при ее наличии ее требования доходят до абсурда . Она жалуется на невнимание сына (« только она тебе нужна , совсем забыл мать »). Может претвориться больной или заболеть истерическим заболеванием . Подобным поведением она добивается психологического истощения (выгорания ) сына , и ему в такой ситуации становится « не до любви ».
Воспринимая сына как « психологического супруга », матери с комплексом
Иокасты не хотят и внуков от соперницы , т. е., инстинкт продолжения рода у матери-иокасты в данном случае отходит на второй план или исчезает совсем . Если внуки все-таки появляются , к ним подобные матери-иокасты относятся достаточно безразлично . Однако возможно возникновение в дальнейшем комплекса Иокасты по отношению уже к внуку мужского пола.
Исходя из вышеотмеченного подавления у матери-иокасты инстинкта продолжения
рода ( мешает появлению внуков, отговаривает сына и, возможно , невестку, от рождения детей , при наступлении беременности уговаривает невестку пойти на аборт ), возможно предположить , что риск возникновения комплекса Иокасты велик у женщин , относящихся к типу «женщина-проститутка » по О. Вайнингеру.
«Женщины-Проститутки » (О. Вайнингер ), у которых преимущественно и развивается комплекс Иокасты, к своим детям женского пола демонстрируют безразличие , как и к внукам женского пола. Ребенок мужского пола ( сын или внук ) становится их фаворитом на фоне явного безразличия к детям и внукам собственного пола. Подобная привязанность к сыну (внуку ), основанная на латентных мотивах ( комплекс Иокасты ), как правило , направляется на одного ребенка мужского пола ( даже если детей или внуков противоположного пола несколько ), т. е. избирается один « психологический супруг ». На « психологического супруга » ( своего Эдипа ) мать-иокаста направляет все свое либидо , обделяет вниманием остальных детей .
Комплекс Иокасты развивается только по отношению к ребенку противоположного пола, в отличие от комплекса Медеи, при котором фактор пола ребенка не имеет принципиального значения , однако отождествление ребенка с отцом происходит сильнее , если ребенок того же пола, что и отец , и по отношению к ребенку мужского пола возможны более крайние проявления комплекса . Таким образом , комплексы Медеи и Иокасты возникают у матерей по отношению к детям мужского пола ( комплекс Иокасты – прямая зависимость , комплекс Медеи – косвенная зависимость ). Комплекс Медеи может проявляться и по отношению к детям женского пола, поскольку мать все равно идентифицирует их с отцом , как его потомство .
Таким образом , возможно вывести положения :
· Комплекс Иокасты заключается в безотчетном стремлении вступить в инцест со своим сыном ;
· Комплекс Иокасты заключается в присвоении матерью роли « психологического супруга » сыну;
· Комплекс Иокасты заключается в гиперопеке над сыном (внуком ), имеющей целью исключить личные отношения сына с противоположным полом и продолжение рода сыном .
Таким образом , комплекс Медеи и комплекс Иокасты являются двумя компенсаторными реакциями на неудовлетворение у матери либидо с сексуальным партнером. Танатос обращается на ребенка ( детей ), отождествляемых с их отцом , при комплексе Медеи. В случае комплекса Иокасты, на ребенка (мужского пола ), обращается либидо .
Специфика иерархии мотивов, позволяющая отнести на основании доминирующего мотива женщину к типу женщины-матери или женщины-проститутки (О. Вайнингер ), не является единственным фактором , провоцирующим развитие материнских комплексов : комплекса Медеи и комплекса Иокасты. Важной составляющей успешного материнства является психологическая готовность к материнству. Отсутствие этой готовности провоцирует развитие страхов беременности и материнства, способствует развитию послеродовой депрессии и может в дальнейшем провоцировать развитие комплекса Медеи и комплекса Иокасты.
Составляющими психологической готовности к материнству являются :
· отсутствие эгоцентрической личностной позиции;
· желание иметь детей как одна из главных ценностей для женщины ;
· наличие минимума знаний по психофизиологии детей , необходимых для ухода за ребенком и его воспитания.
Наличие у женщины эгоцентрической личностной позиции говорит о ее психической незрелости, инфантильности,
несозревании моральной и, зачастую , интеллектуальной сфер . Подобная женщина психологически неспособна стать полноценной матерью , поскольку сама является психологически ребенком и стоит в развитии на инфантильной позиции « дитя » (Э. Берн ).
Женщина-Дитя, эгоцентрик, сама является своим главным мотивом, смыслом ее жизни является ее благополучие в том значении , которое она вкладывает в это слово . Она может желать материального благополучия , славы , «взаимопонимания », в том смысле , чтобы понимали ее и выполняли ее прихоти.
В современном мире подобная эгоцентрическая позиция распространилась среди женщин и мужчин . Быстрый ритм
жизни , конкурентная борьба капиталистического общества актуализирует древний закон природы « избавляйся от слабого в безвыходной ситуации » ( для животных нормально съесть своих детенышей в условиях , когда они не могут их прокормить ). В жестких условиях современного построения карьеры таким слабым звеном зачастую оказывается ребенок . Женщины предпочитают , иногда даже не задумываясь делать аборты, а если ребенку и было позволено родиться на свет , мать не может / не хочет воспитывать его самостоятельно и доверяет воспитание ребенка другим людям.
В современной Европе большая часть населения ( особенно средний класс ) не имеет детей , или заводит одного ребенка в возрасте около сорока лет .
Капиталистическая идеология подменяет ценности в иерархии человека , и если ценность продолжения рода и не вытесняется совсем , то перемещается на нижние позиции, остающиеся часто нереализованными.
Регулярная смена формаций в процессе истории человечества с индивидуалистских ( монархия , капиталистический строй ) на коллективные ( первобытные общины, социалистический строй ) в настоящее время актуализировало в человеке, посредством капитализма свободного рынка , индивидуалистически-эгоцентрическую позицию . Современный человек на Западе предпочитает устраивать ставших беспомощными родителей в дома престарелых и не заводить детей ( или не заводить больше одного ребенка ). Таким образом , современная идеология провоцирует увеличение эгоцентриков.
Женщины с эгоцентрической позицией , как было отмечено выше , в иерархии мотивов на верхних строках имеют всяческие блага для себя ( успех , материальное благополучие и т. д.). Дети или вообще не рассматриваются ими как необходимая составляющая жизни , или являются средством достижения собственных эгоистических интересов ( материальных или иных благ ). Материнский капитал , введенный недавно в России как фактор стимулирования рождаемости, также может стимулировать эгоцентрические мотивы рождения ребенка .
Отсутствие психологической готовности к материнству также может являться не только проявлением эгоцентрической позиции женщины , но и результатом экспектаций (ожиданий ) референтной группы. Особенно если речь идет о молодой женщине , близкие всячески отговаривают ее от рождения детей , уговаривая ее
« подождать , не торопиться », « сделать карьеру ». Таким образом , родители и партнер данной женщины передают собственные эгоистические тенденции ( боязнь
ухудшения условий собственной жизни с появлением ребенка ) женщине , и под давлением экспектаций она перенимает их позицию . Таким образом , необходимый компонент психологической готовности к материнству – желание иметь детей , либо совсем подавляется у женщины , либо переводится на второстепенный план .
Возможности современной медицины позволяют женщине решать становиться или не становиться матерью . Во всем мире десятилетиями ведутся споры об аморальности и целесообразности разрешения абортов. Однако наличие возможности планирования семьи является особенностью данного времени , и запрет абортов приведет только к увеличению подпольных абортов и распространению комплекса Медеи как массового явления .
Третий компонент психологической готовности к материнству – наличие знания по психофизиологии детей – является следствием первых двух, и при наличии их легко достижим в современном информационном обществе . Однако , если речь идет о распространившемся в современном обществе подростковом материнстве, третий компонент является здесь также нереализованным. В современной России можно наблюдать все признаки запоздалой сексуальной революции, давно прошедшей на Западе.
В средствах массовой информации ведется активная пропаганда свободных сексуальных отношений . Если проанализировать телеэфир центральных Тв-Каналов, можно пронаблюдать массу достаточно откровенных сцен, демонстрирующихся в дневное время ( даже в рекламе ).
Подростки , переживающие гормональный бум в своем психополовом развитии, являются особенно чувствительными к такой во всех смыслах «рекламе ». Начало интимных взаимоотношений воспринимается ими в настоящий период как главный элемент «взрослости ». Данный фактор провоцирует на вступление в сексуальные отношения с целью престижа , инициации, доказательства взрослости, и, естественно , рождение детей в данном возрасте является побочным результатом . Ни о какой психологической готовности к материнству в данном случае речи быть не может . Следовательно , девушки-подростки имеют повышенный риск развития комплекса Медеи, которые в данном случае осложняется подростковым эффектом непреодолимости. Данный эффект заключается в объективной невозможности подростком контролировать свои действия независимо от осознания возможных последствий поступка.
Исходя из вышесказанного, факторами развития комплексов Медеи и Иокасты является отсутствие психологической готовности к материнству и эгоцентрическая
позиция женщины . Психологическая готовность к материнству может быть несформированной у женщины в любом возрасте, но наиболее часто психологическая неготовность к материнству встречается в подростковом и юношеском возрасте.
Эгоцентризм женщины провоцирует у нее развитие комплекса Медеи с целью
« избавления от конкурента », т. е. женщина избавляется от беременности или убивает уже родившегося ребенка , как своего соперника , мешающего получать
ей многие блага или претендующего на ресурсы , которые она предполагала для себя . Она направляет на ребенка энергию танатос.
Психологическая незрелость матери ,
ее эгоизм , могут провоцировать и развитие комплекса Иокасты. В данном случае на потомка мужского рода направляется энергия либидо , которая , впрочем , как и танатос при комплексе Медеи, разрушает жизнь ребенка . С одной лишь разницей , что при комплексе Медеи вероятность гибели ребенка выше , чем при комплексе Иокасты. Общее при обоих комплексах то, что дети данных матерей страдают и физически , и морально , и в психике их, если они остаются живы , происходят необратимые изменения .
Рассмотрение данных явлений позволяет нам предположить возможность создания психодиагностических методик , выявляющих комплексы Медеи и Иокасты и использования их в психологической практике профилактики и коррекции данных комплексов . Данные вопросы весьма актуальны , поскольку комплекс Медеи приводит к абортам, ненадлежащему исполнению материнских обязанностей и даже убийству детей . Комплекс Иокасты ведет к ненадлежащему исполнению материнских обязанностей и осуществлению препятствий к продолжению рода сыном .
Демографическая ситуация в России на настоящий период носит катастрофический характер . Известно понятие « российский крест », означающее доминирование смертности над рождаемостью (в разы ). Подобная ситуация может привести к невозможности через пятьдесят лет удерживать границы страны .
Изучение комплекса Медеи и комплекса Иокасты, одним из следствий которых является снижение рождаемости, позволяет создать методики диагностики и методы профилактики и коррекции данных явлений.
В настоящий период правительство
России осуществляет демографическую
программу , заключающуюся в экономической поддержке семей, воспитывающих детей , однако данные меры не устранят комплекс Медеи и Иокасты, поскольку изучаемые комплексы зависят от материального фактора лишь в ничтожной степени , а возможно , корреляционная связь и отсутствует . Женщина делает аборт и пренебрегает материнскими обязанностями не только под воздействием экономического фактора ( комплекс Медеи ), равно как материальное благополучие не является профилактикой комплекса Иокасты.
Таким образом , необходимо масштабное изучение комплекса Медеи и комплекса Иокасты и работа по диагностике, профилактике и коррекции комплексов ,
что позволит повысить рождаемость и снизить детскую смертность .
Сведения об авторе
Швецова (Хилько ) Ольга Владимировна – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии Гоу Впо Сгпи. Имеет более 20 научных публикаций. Область интересов : научное предвидение , бессознательное психическое, психология материнства, психология восприятия времени .
* * *