— Ты это! А ты товой!— Чего т-того?!— Ты… это… не безобразничай.
— «школьная борьба:».? .
— Тебе — . — А зачем нам английский? — Посольство будем грабить!
сатир
Поиск... Авторизоваться Школьная борьба GIFS - Получите лучший GIF на Giphy Отзывчивый образ СОЕДИНА СОЕДИНА giphy.com источник Расчет GIFS - Найдите и поделитесь на Giphy Расчет GIFS - Найдите и поделитесь на Giphy Mathe Mathe Gif - Mathe Matematiikka - Откройте для себя и делитесь GIFS Mathe Mathe Gif - Mathe Matematiikka - Откройте для себя и делитесь GIFS Мусаси говорит, что он победил бы Уиттакера | Страница 21 | Форумы Шердога | UFC, MMA ... Мусаси говорит, что он победил бы Уиттакера | Страница 21 | Форумы Шердога | UFC, MMA ... Учителя называют это обманом, мы называем это командной работой | Лучшие смешные гифки ... Учителя называют это обманом, мы называем это командной работой | Лучшие смешные гифки ... 10 забавных картин сегодня! #2 Две карты выигрывают все | Кошки, малыш и крючки 10 забавных картин сегодня! #2 Две карты выигрывают все | Кошки, малыш и крючки В математическом классе GIF | Тенор В математическом классе GIF | Тенор Китайский ребенок делает математику (2+1 = ОК) | Лучшие смешные GIF -файлы обновляются ежедневно Китайский ребенок делает математику (2+1 = ОК) | Лучшие смешные GIF -файлы обновляются ежедневно Математическая гифка | Тенор Математическая гифка | Тенор Somersault Kiss | Знай свой мем Somersault Kiss | Знай свой мем Математика Gifs | Тенор Математика Gifs | Тенор Chino nopor 😢 - YouTube Chino nopor 😢 - YouTube Студенческие GIFS | Тенор Студенческие GIFS | Тенор Спать в классе-GIF | Тенор Спать в классе-GIF | Тенор Математика UNH - YouTube Математика UNH - YouTube 2+1 = ОК | В 2+1 = ОК | В Хелен Роллет опубликовал на LinkedIn Хелен Роллет опубликовал на LinkedIn Первые и вторые условные | Баамбузл Первые и вторые условные | Баамбузл Видео De Risa - YouTube Видео De Risa - YouTube Изучать GIFS | Тенор Изучать GIFS | Тенор 2+1 OK - YouTube 2+1 OK - YouTube 10 Веселая стойка на голове и стойка на руках. 10 Веселая стойка на голове и стойка на руках. Изучение изучения GIF - изучение учебного заведения - открыть и делиться GIFS Изучение изучения GIF - изучение учебного заведения - открыть и делиться GIFS Nfjdjf - YouTube Nfjdjf - YouTube 13 de julho de 2016 - YouTube 13 de julho de 2016 - YouTube Хммм: r/hmmmgifs Хммм: r/hmmmgifs Азиатский мальчик решает жесткую математическую проблему - YouTube Азиатский мальчик решает жесткую математическую проблему - YouTube El Burro de la Escuela - YouTube El Burro de la Escuela - YouTube утка на гифке утка на гифке 15 de Marzo de 2017 - YouTube 15 de Marzo de 2017 - YouTube Линг Лин, изучая теорию музыки: Lingling40 часов Линг Лин, изучая теорию музыки: Lingling40 часов Маджид Аббара на LinkedIn: #majidabbara | 121 комментарий Маджид Аббара на LinkedIn: #majidabbara | 121 комментарий TypeScript | Redux - поглощать знания - никдокод TypeScript | Redux - поглощать знания - никдокод Смотрите, как попытаться решить невозможную математическую проблему - YouTube Смотрите, как попытаться решить невозможную математическую проблему - YouTube Chino no Sabe Sumar - YouTube Chino no Sabe Sumar - YouTube Chino nopor 😢 - YouTube Chino nopor 😢 - YouTube Видео De Risa - YouTube Видео De Risa - YouTube Que Bruto - YouTube Que Bruto - YouTube CFJFJF - YouTube CFJFJF - YouTube Cuando estas en la escuela - YouTube Cuando estas en la escuela - YouTube 31 de octubre de 2018 - YouTube 31 de octubre de 2018 - YouTube Действительно, Нигер - YouTube Действительно, Нигер - YouTube O Менино - YouTube O Менино - YouTube Самый умный мальчик - YouTube Самый умный мальчик - YouTube Einstein Que Inteligencia !! - YouTube Einstein Que Inteligencia !! - YouTube 15 de Marzo de 2017 - YouTube 15 de Marzo de 2017 - YouTube SSDSA - YouTube SSDSA - YouTube Rire en chinois - youtube Rire en chinois - youtube 25 февраля 2017 - YouTube 25 февраля 2017 - YouTube Фремонт Пятилетний ошибки Три пальца за знак «ОК» в математике ... Фремонт Пятилетнего Пятилетняя ошибка Три пальца за знак «ОК» в математике ..Полем Математика UNH - YouTube Математика UNH - YouTube تغلبی زیبا - YouTube تغلبی زیبا - YouTube Умный мальчик .... - YouTube Умный мальчик .... - YouTube Кайсар Хамид на LinkedIn: #Knowledge #Learning #WinningAttitude #... Кайсар Хамид на LinkedIn: #Knowledge #Learning #WinningAttitude #... Prikol Video's - YouTube Prikol Video's - YouTube Смешные спящие картинки в классе Смешные спящие картинки в классе El Niño Pro - YouTube El Niño Pro - YouTube 12 OCAK 2018 - YouTube 12 OCAK 2018 - YouTube Sono arrabiato per mio cugino - youtube Sono arrabiato per mio cugino - youtube ХEHEHEхE😏😏😏😏 - YouTube ХEHEHEхE😏😏😏😏 - YouTube 🖐🖐🖐🖐🖐🖐🖐KKKKKKKL - YouTube 🖐🖐🖐🖐🖐🖐🖐KKKKKKKL - YouTube Wo Maame Tw3 Video - YouTube Wo Maame Tw3 Video - YouTube Если вы считаете, что это сработает 💗💗💗💗 - YouTube Если вы считаете, что это сработает 💗💗💗💗 - YouTube Хелен Роллет опубликовал на LinkedIn Хелен Роллет опубликовал на LinkedIn El Niño Genio - YouTube El Niño Genio - YouTube Шокирующий момент, когда дети учат бить и ругать друг друга в ... Шокирующий момент, когда дети учат бить и ругать друг друга в ... Азиатский мальчик решает жесткую математическую проблему - YouTube Азиатский мальчик решает жесткую математическую проблему - YouTube Малыш поглощает знания😂😂😂 - YouTube Малыш поглощает знания😂😂😂 - YouTube El Niño Pro - YouTube El Niño Pro - YouTube Попытка Кида в последнюю минуту собрать знания перед испытательными искры ... Попытка Кида в последнюю минуту собрать знания перед испытательными искры ... Буквально вливая знания в ваш мозг - ifunny Буквально вливая знания в ваш мозг - ifunny Китайский ребенок в школе - YouTube Китайский ребенок в школе - YouTube Los ninos - YouTube Los ninos - YouTube Meddy Bear - Home | Facebook Meddy Bear - Home | Facebook Смешные мемы - самые смешные мемы в Интернете Смешные мемы - самые смешные мемы в Интернете Марика Уокер, доктор философии на LinkedIn: 🤣🤣🤣🤣 Марика Уокер, доктор философии на LinkedIn: 🤣🤣🤣🤣 6 мая 2023 г. - YouTube 6 мая 2023 г. - YouTube Farmakoloji çalışıyorumdur 😂😂 - YouTube Farmakoloji çalışıyorumdur 😂😂 - YouTube #Education #funny #memes #backtoschool, когда все возможно ... #Education #funny #memes #backtoschool, когда все возможно ... Малыш поглощает знания😂😂😂 - YouTube Малыш поглощает знания😂😂😂 - YouTube 12 декабря 2020 г. - YouTube 12 декабря 2020 г. - YouTube Gulugulu (африканский мем) - YouTube | Google Funny, африканские мемы ... Gulugulu (африканский мем) - YouTube | Google Funny, африканские мемы ... смешные видео детей - YouTube смешные видео детей - YouTube Nfjdjf - YouTube Nfjdjf - YouTube я в классе после блокировки 🤣🤣 - YouTube я в классе после блокировки 🤣🤣 - YouTube Студент пытается «поглотить» знания из книги, используя руки - YouTube Студент пытается «поглотить» знания из книги, используя руки - YouTube Живи счастливо каждый день #funnyvideosdaily #смешно #funnyclip ##funnyvideo ... Живи счастливо каждый день #funnyvideosdaily #смешно #funnyclip ##funnyvideo ... SAB PADHO - YouTube SAB PADHO - YouTube Абдулкодри Мустафа на LinkedIn: https://lnkd.in/d-p6qm6k Абдулкодри Мустафа на LinkedIn: https://lnkd.in/d-p6qm6k Тест через 2 часа, но еще не изучался - YouTube Тест через 2 часа, но еще не изучался - YouTube Маленькие азиатские поглощающие знания ... - 9GAG Маленькие азиатские поглощающие знания ... - 9GAG YouTube YouTube Смешные спящие картинки в классе Смешные спящие картинки в классе Первые и вторые условные | Баамбузл Первые и вторые условные | Баамбузл Cos'è - YouTube Cos'è - YouTube Легенда Дети на обучении - YouTube Легенда Дети на обучении - YouTube Удивительное выступление 🖤 - YouTube Удивительное выступление 🖤 - YouTube Знание GIFS | Тенор Знание GIFS | Тенор 25 февраля 2017 - YouTube 25 февраля 2017 - YouTube Если вы считаете, что это сработает 💗💗💗💗 - YouTube IF YOU BELIEVE IT WILL WORK OUT 💗💗💗💗 - YouTube 15 de marzo de 2017 - YouTube 15 de marzo de 2017 - YouTube Math-Test-MemeFunny-Algebra-MemesMemes-About-MathClean-Math-MemesMath-Problem-CartoonMathematician-MemeSolving-Math-Problems-MemeMath-Meme-JokesBad-at-Math-MemeThe-Guy-in-Math-Problems-MemeMath-Teacher-MemesRelatable-Math-MemesCrazy-Math-MemeFree-Math-Word-Problems-WorksheetsCalculus-MemesAdvanced-Math-Meme Mavink.com
Буллинг : диагностика , профилактика , коррекция
Изменение социальной ситуации развития современного ребенка , характеризующееся разрушением естественных институтов социализации – семьи и детского сообщества , ориентацией воспитания на индивидуалистическую модель , усилением процесса расслоения общества по социально-экономическим, политическим и другим показателям, тенденцией к обеднению, ограничению общения детей со сверстниками , негативно сказывается на процессе социализации детей , приводит к росту различных форм социальной депривации, в том числе увеличению количества детей отверженных, изолированных в детском сообществе , ставших жертвами агрессии со стороны сверстников , жертвами школьной травли или буллинга[1,4,5,9].
Буллинг или школьная травля - от англ. bullying – запугивание . Это физический и/или психологический террор , агрессивные действия со стороны одного или нескольких лиц, в отношении ребенка – жертвы . От других форм агрессивного поведения Буллинг отличается тем , что осуществляется более сильной группой или отдельными одноклассниками, против одноклассника, который заведомо слабее психически или физически , имеет разнообразные формы проявления, происходит систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно [5,10,11]. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию.
Таким образом , существенными признаками буллинга являются : неравенство сил ; повторяемость ; неадекватно высокая чувствительность жертвы.
Буллинг является международной проблемой . По данным ВОЗ каждый год несколько миллионов детей , начиная с восьми лет , становятся жертвами школьной травли [4,11]. 10 - 15% детей 8-10 лет ежедневно подвергаются различным формам вербальной агрессии со стороны одноклассников ( высмеивание , клички, оскорбления и другие ), более половины – эпизодически становятся жертвами физического насилия [5,6]. До 30% младших школьников испытывают трудности в общении со сверстниками и склонны к проявлению агрессии при разрешении простейших конфликтов [9,10], а 15% по различным причинам становятся изгоями в классе, исключенными из межличностного взаимодействия [4,5,6].
По данным ВОЗ в наших школах регулярному насилию, не менее чем 2-3 раза в месяц подвергаются от 12 до 24% подростков от 11 до 15 лет , а 20–24 % российских школьников и 10–14 % школьниц сами становятся буллерами. В последнее время отмечена тенденция к росту распространения случаев буллинга.
По мнению ряда авторов , буллинг сопровождается развитием кризисных состояний у детей и подростков . Он не проходит бесследно ни для одного из его участников и буквально ломает личность детей . У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты , они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и депрессиям. В свою очередь , отвержение и изоляция в группе сверстников тяжело переживается « жертвами » и приводит к росту заболеваемости (невротические расстройства, депрессии, нарушение сна, аппетита, формирование посттравматического синдрома ), является причиной проблем в учебе , повышает риск формирования деликвентного поведения [1,2,4,5,6,11].
У жертв буллинга падает самооценка , формируются комплексы неполноценности, наблюдаются различные формы социальной дезадаптации, закрепляется роль « жертвы », « неудачника », которая часто экстраполируется и на другие сферы отношений . Жертвы частого или постоянного буллинга в школе, становясь взрослыми , существенно чаще жалуются на здоровье , страдают от депрессии, нервных расстройств и склонны к суициду. Они менее успешны в профессиональной деятельности , имеют низкий доход , чаще остаются без работы, ведут одинокий образ жизни , не имея семьи и друзей.
У подростков школьное насилие вызывает нарушение идентичности. Длительный стресс поражает чувство безнадежности и безысходности, что в свою очередь является благодатной почвой , фактором риска для возникновения мыслей о суициде.
В связи со значимостью ситуации буллинга для развития личности детей и подростков , распространенностью этого явления в современных школах актуальным представляется комплексное изучение психологических причин этого явления , что позволит выбрать наиболее эффективные направления психолого-педагогической работы по оптимизации межличностных отношений в классе и создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка.
Активно проблема буллинга начала разрабатываться американскими психологами с середины 70-х годов, хотя сама постановка проблемы возникла значительно раньше . Еще в 1910 году в Вене на конгрессе по теме : «О суициде … среди учащихся средней школы » Зигмунд Фрейд отмечал школьное насилие как одну из основных причин суицида у подростков[5].
Выделяют следующие виды буллинга:
А.Психологическое ( моральное ) насилие:
1.вербальный ( насмешки , присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание , унижение в присутствии других детей , угрозы физической расправы , шантаж , угроза пожаловаться взрослым , перестать дружить , вымогательство , доносительство , клевета на жертву, придирки , оскорбления, обзывательства, клички (дразнилки ругань ) и пр.);
3.кибербуллинг – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов , видео и фотографий, угрозы , а также выдача себя за «жертву» в онлайне ( подвержены до 30% школьников 12-15 лет ). Распространение в последнее время получает троллинг (trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну ) — размещение в Интернете ( на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать флейм, конфликты между участниками , взаимные оскорбления.
Б.Физическое насилие избиение , нанесение удара, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.
По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга - словесная травля (оскорбления, злые шутки , словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). На втором месте бойкот , на третьем – физическая расправа . На четвертом – распространение слухов и сплетен , на пятом – воровство . Причиной суицидов, как правило , является не физическое насилие , а изоляция со стороны референтной группы, бойкот.
Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга выше , более распространен среди мальчиков , снижается к 14-15 годам , кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет , в большей степени характерен для девушек.
В ситуации травли всегда есть зачинщики (провокатры ), их жертвы , преследователи - основная масса детей , которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю и нейтральные наблюдатели ( молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя[4,5,6].
Инициаторы травли:
1.дети, страдающие от насилия в своей семье и компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе.
2.школьники с нарциссическими чертами характера , стремящиеся к лидерству, власти , самоутвердению за счет других , которые не могут самоутвердиться в школе социально приемлемыми способами : за счет учебы , но претендуют на высокий статус в коллективе.
3.агрессивные дети.
Преследователи как правило , не популярны в классе. Они сами не готовы стать инициаторами травли или защитить жертву, но легко подхватывают инициативу обидчика. Многие из них являясь конформистами подчиняются стадному чувству , делают как все , часто у них неразвита рефлексия , эмпатия ; некоторые демонстративно травят непопулярного в надежде заслужить расположение лидера класса, другие делают этот от скуки , неразвитости интересов, стремления к развлечениям ; из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства; желания самоутвердиться .
В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели . Они подразделяются на равнодушных , одобряющих ( допускающих ) и не одобряющих буллинг. Дети-Наблюдатели в большинстве случаев испытывают большое психологическое давление , характеризуются тревожностью, проявляют чувство характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Часто их преследует чувство вины из-за того , что не вступились или , в некоторых случаях , из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы , сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.
Жертвы. Жертвой буллинга может стать любой ученик.
Характеристика жертв буллинга : дети , отличающиеся от основной массы по внешним признакам или поведению; с неприятными привычками (неопрятные , плаксивые, навязчивые , трусливые , заискивающие , жадные ); дети , которые лучше общаются со взрослыми , чем со сверстниками ; физически слабые , болезненные , со страхом школы , неуспешные в обучении, те , кого не любит учитель ; новенькие ; чудаковатые; сензитивные (чувствительные ), не способные постоять за себя , продемонстрировать уверенность , отстоять ее. Жертвами часто становятся дети , которые не могут спрятать своей незащищенности и провоцирую своим поведением повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.
Возможные роли непопулярных школьников:«Шут»,«Козел отпущения », « Покорная жертва », « Раб », « Белая ворона » «Озлобленные », «Непопулярные », «Агрессоры »: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор , «Ябеды » [8].
Факторы риска для ребенка стать жертвой буллинга:
1.Особенности воспитания в семье.
Семья имеет первостепенное значение в социализации ребенка [1,4,7]. В семье ребенок получает первый опыт установления взаимоотношений , который является основой для формирования межличностных отношений со сверстниками [1,9]. Если процесс социализации нарушен, в силу различных причин : отсутствие семьи, различные формы социального неблагополучия (неполная семья , алкоголизм родителей и др.), разорванности социальных связей в самой семье ( отсутствие у родителей доверительных отношений , эмоционального контакта с ребенком , авторитарный стиль воспитания ) или деформирован (гипер -, гипоопекаемость, частное использование наказаний , завышенный уровень требований к ребенку ), это во многом определяет трудности социализации ребенка в школьном коллективе. Как отмечает ряд исследователей родители детей – изгоев, часто сами испытывают сложности во взаимоотношениях с людьми. Во многом это определяется их индивидуальными особенностями : низким уровнем сформированности социальных качеств , коммуникативной некомпетентностью, враждебностью по отношению к окружающим , в том числе из-за повышенной агрессивности , конфликтности и другим [4,5,10]. Дети , подражая родителям , перенимают их формы взаимоотношений с окружающими, которые могут оказаться неэффективными во взаимоотношениях со сверстниками и другими значимыми взрослыми , личностные особенности , которые ребенок приобретает в процессе социализации в семье, могут стать одной из причин его отвержения в группе сверстников ( например , агрессивность , конфликтность , тревожность , эгоизм , малообщительность и др.)[1,3,5,6].
Буллеры, как правило , воспитываются в семьях : с недостатком тепла и включенности членов семьи в жизнь ребенка ; недостаточным контролем и наблюдением за ребенком ; попустительским стилем родительского поведения , вседозволенностью; жестоким стилем воспитания, использованием физических наказаний со стороны ребенка.
2.Взаимоотношения с учителем.
Вторым по значимости для школьника институтом социализации является школа [1, 4], где основная инициатива в установлении межличностных отношений в процессе организации учебной деятельности принадлежит учителю . На начальных этапах формирования школьного коллектива часто отношения учителя к ученику определяет его отношения с классом, а оценка учителя становится значимой для оценки ученика в группе сверстников . Если отношения учителя и ученика , а также оценка его как личности производится учителем только через призму его успеваемости и « послушности », например , при авторитарном стиле педагогического общения, то дети неуспешные в обучении, нарушающие дисциплину рискуют оказаться изгоями среди одноклассников. Если учитель умеет подчеркнуть личностные достоинства каждого ребенка , создает атмосферу психологического комфорта на уроках, обеспечивает условия для самореализации школьника , целенаправленно создает условия для взаимодействия детей на основе сорадования, сопереживания, то в этих классах ученики более ориентированы на оценку одноклассника не только по успеваемости, но и личностные особенности , степени развития его морально-нравственных качеств , отличаются большей толерантностью к одноклассникам, активны в общении, а школьная группа отличается более высоким уровнем развития.
3.Особенности школьного коллектива ( степень его сформированности, выработка общих ценностей, групповых норм ) [2,4];..
4. Успешность в учебной деятельности[51]..
Факторами, способствующими развитию буллинга в школе являются:
1.Равнодушие как установка педагогов
2.Позиция безразличия в отношении насилия со стороны сверстников , они не знают , что делать и не верят , что можно помочь .
3. Отсутствие контроля за поведением на переменах и в « горячих точках »: туалетах, раздевалках, столовой, укромных углах и т.д.
Диагностика буллинга.
На основании приказа управления образования по Ступинскому району в ноябре 2015 г в школах нашего района проводился мониторинг по буллингу. Исследование проводилось среди учащихся 7-х классов с использованием опросника по буллингу «Оцени себя », рекомендованного Центром практической психологии образования Асоу и дополнительно по запросу классных руководителей и администрации школы среди учащихся 6-х классов.
Дополнительно в этих классах изучалась структура межличностных отношений (социометрия Морено по деловому и эмоциональному критерию , оценивались положительные и отрицательные выборы ) и проводилась оценка психологического климата коллектива ( модифицированный вариант методики Б.Д. Парыгина ).
Всего в исследовании приняли участие 147 учащихся , из них – 95 человек учащиеся 7-х классов в возрасте (44 мальчика и 51 девочка ) и 52 учащихся двух шестых классов (30 мальчиков и 22 девочки).
Опросник заполняется анонимно , содержит 94 утверждения, охватывающих различные стороны этого процесса от особенностей общения в коллективе, до оценки частоты случаев буллинга вопроса . Методика подразумевает выделение случаев буллинга 1 ( количество учащихся , в отношении которых действия буллинга начались не менее , чем полгода назад и осуществлялись не менее раз в неделю ) и случаев буллинга II ( количество учащихся , в отношении которых действия буллинга совершались : 1) реже , чем один раз в неделю и длятся менее полугода; 2) минимум один раз в неделю и длятся менее полугода или 3) длятся более полугода, но происходят реже , чем раз в неделю.
Исследование показало , что со случаями буллинга сталкивались более 60,0% учащихся (27,38% - случаи буллинга I и 33,33% - случаи буллинга II), более характерно это явление для девочек . По классам эти показатели варьируют от 20,0% до 80,0%. Для шестых классов результаты сопоставимы ( общее количество на уровне 58,0%, 24,4%- случаи буллинга I и 37,6% - случаи буллинга II ), тенденция более выражена для мальчиков.
Среднее значение индикатора класса ( степень выраженности буллинга, которая определяется общим числом действий на общее число опрошенных ) составляет 7,17. Этот показатель значительно варьирует в зависимости от класса.
Среди видов буллинга во всех классах преобладает вербальная агрессия . Преобладающими по частоте встречаемости являются следующие утверждения : другие мешают мне свободно говорить с кем-либо (23,2%); другие перебивают меня, когда я хочу что-либо сказать (22,1%); другие распространяют слухи и ложь обо мне (21,1%); другие плохо говорят обо мне за моей спиной (17,9%); в мой адрес звучат ругательства и обидные прозвища (14,7%); некоторые ребята выставляют меня на посмешище (13,7%). Те же тенденции характерны для учащихся 6-х классов.
Большинство учащихся 6 и 7 классов отметили , что в буллинге принимало участие от 2-х до 4-х человек . Более 45% семиклассников и 53% шестиклассников испытывали действие буллинга со стороны одноклассников.
На вопрос « к кому ты обратишься, чтобы поговорить об этом ?» на первые позиции вышли 3 основных варианта ответа : к друзьям и подругам (29,9%); к родителям (29,%); мне не к кому обратиться , но мне никто не нужен ; (14%). Для шестиклассников на первом месте среди ответов оказалось обращение к родителям (38%), на втором месте выше процент обращения к учителям (3,3%) и психологу (10,2%), в остальном выбор ответов имеет те же тенденции.
Изучение структуры межличностных отношений показало , что в классах с большей выраженностью буллинга в структуре межличностных отношений выделяется группа изолированных и отверженных ( это шестые классы, 2 седьмых класса ), более многочисленной эта группа является по эмоциональному критерию выборов. Общее количество детей , составивших эту группу равно 12 человек из 147 обследованных.
Большинство школьников в изучаемых нами классах входят в группу «принятых » (среднестатусных ). Группа « звезд » и «предпочитаемых » немногочисленна . Структура межличностных отношений изменяется в зависимости от критерия выбора. Наиболее непостоянна как по составу, так и по численности – группа «непринятых ». Более устойчивы симпатии одноклассников по отношению к «звездам».
Исследование психологического климата в классах показало , что как благоприятный климат в своих классах оценивают более 55 % учащихся , около 35% - как переменный , неустойчиво благоприятный и около 11% - как отрицательный или неблагоприятный (в классах с высокими значениями по буллингу этот показатель возрастает до 18,5 %).
Таким образом , данные полученные по результатам социометрических исследований и оценки психоэмоционального климата в классе могут служить критериями оценки степени благополучия межличностных отношений в классе, могут быть использованы для выявления степени риска проявления буллинга в классе и использоваться для выявления групп риска по буллингу, а также служить критериями эффективности проводимой работы по развитию межличностных отношений в классе. Исследование , проведенное через полгода показало , что в классах с высокими значениями по буллингу количество детей , оценивающих климат в классе как неблагоприятный снизилось с 18,5% до 11,1%. Исследование изменений структуры межличностных отношений в классах с высокими значениями по буллингу (2 седьмых и 2 шестых класса ) планируется провести в конце учебного года.
С некоторыми детьми , входящими в группу риска (5 человек ) в рамках проводимой коррекционной работы были использованы следующие методики , направленные на выявление психоэмоционального состояния ребенка , его личностных особенностей , сформированности коммуникативных навыков : цветовой тест Люшера, оценка личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина, САН ), определение самооценки и уровня притязаний , определение личностных особенностей ( многофакторный личностный опросник Кеттелла 14PF), Уск, определение акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, опросник К. Томаса « Оценка стратегий поведения в конфликтных ситуаций », тест « Общительность », методика диагностики доминирующей защиты в общении В.В. Бойко , проективная методика « Человек под дождем ». По результатам проведенных исследований можно отметить некоторые общие черты характерные для детей , попадающих в группу риска объектов буллинга : высокий уровень тревожности, эмоциональная лабильность , эмоционально-волевая неустойчивость , робость , низкая самооценка , неадекватный уровень притязаний , малообщительность , низкий локус контроля, ведомость , избегание – как основная стратегия выхода из конфликтных ситуаций [3,10].
Предложенные методы исследования могут быть расширены, в частности могут включать разнообразные опросные методы ( анкетирование , интервью , беседу ), наблюдение . Для выявления причин буллинга групповые методы тестирования эффективно на наш взгляд дополнить методами по изучению мотивационного ядра выборов, цветовой тест отношений , для начальной школы информативным может быть использование проективной методики « Дерево с человечками » (Д. Лампен, адаптация Л.П. Пономаренко).
Диагностика должна включать в себя также изучение психологических особенностей буллеров и дополнительно включать в себя методики на определение уровня агрессивности Басса-Дарки, определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел ). Для проведения эффективной коррекционной работы необходимо изучение особенностей взаимоотношения в семье детей , попадающих в группу риска по буллингу ( оценка стиля родительского воспитания, опросник « Измерение родительских установок и реакций »). Необходимым на наш взгляд является оценка психологического климата педагогического коллектива , оценка стиля педагогического общения учителя , наиболее важно это для начальной школы(методики « Стиль педагогического общения учителей » (Р.В. Овчаровой ), методика « Диагностика стиля педагогического общения » ( по Н.П. Фетискину ) [3].
Таким образом , подводя итог необходимо отметить , что диагностическая работа , направленная на изучения явления буллинга может быть расширена, должна носить комплексный характер и предполагает наличие лонгитюдных исследований.
Эффективная коррекция буллинга специалистами службы психолого-педагогического сопровождения возможна при взаимодействии с учителями, родителями , включает в себя различные стратегии реагирования, в зависимости от ситуации и предполагает выработку определенной программы действий , которая направлена на улучшение межличностных отношений в классе ( снижение конфликтности, гуманизацию отношений , развитие коммуникативных навыков детей , формирование толерантности ), индивидуально-коррекционную работу как с жертвами буллинга ( преимущественно работа направлена на стабилизацию психоэмоционального состояния, повышение самооценки , развитие коммуникативных навыков , информирование о возможных способах реагирования на агрессию , адреса, по которым можно обратиться за психологической помощью , телефоны доверия ), так и их родителями ( установление доверительного контакта, консультирование по эффективным способам реагирования на изменение поведения детей , рекомендации по улучшению психоэмоционального климата в семье ), буллерами ( направлена на снижение агрессивности , конфликтности, информирования об ответственности за действия , которые могут быть отнесены к буллингу, развитие коммуникативных навыков , формирование толерантного отношения к одноклассникам).
Формы проводимых коррекционных мероприятий включают в себя беседы (« Ответственность »), тренинги («Ассертивность », «Саморегуляции », « Способы выхода из конфликтных ситуаций », « Способы эффективного общения », «Толерантности »), классные часы («Я и мой класс », « Способы эффективного общения », « Позитивное мышление »), участие в разработке и организации внеклассных мероприятий совместно с классными руководителями.
Основные направления профилактической работы:
2.1Для классных руководителей ( информирование классных руководителей о результатах тестирования , обсуждение приоритетных направлений совместной работы по организации воспитательного процесса, предоставление информации по буллингу ( выступление на Шмо классных руководителей , педсовете по теме «Буллинг », разработка и предоставление методических рекомендаций по профилактике буллинга, консультирование по различным ситуациям , связанными с ситуацией буллинга, предоставление литературы по данной проблеме , оформление информационных стендов «Буллинг », « Развитие межличностных отношений в коллективе »)
2.2 Для родителей
2.2.1. выступление на родительских собраниях (темы : «Буллинг и кибербуллинг », « Психологические особенности подросткового возраста », « Способы эффективного взаимодействия с ребенком », «Стили семейного воспитания », « Профилактика жестокого обращения с ребенком »).
2.2.2. подготовка методических рекомендаций (« Способы эффективного взаимодействия с ребенком », « Как научить ребенка быть сильным », « Профилактика суицидального поведения у детей »).
2.2.3 разработка программы и организация занятий в семейном клубе « Согласие » (в том числе по вопросам «стили семейного воспитания », « способы эффективного общения », « как решать семейные конфликты , « система наказаний и поощрений » и др.);
2.2.4 в перспективе – усовершенствование школьного сайта с размещением информации о профилактике буллинга для родителей .
2.2.5 информирование о возможности получения психологической помощи в нашем городе и возможности телефонных консультаций.
2.2.6 Тренинги для родителей « Эффективный родитель ».
3.2 Для детей
3.2.1 Подготовка информационных стендов (« Ответственность », « Способы эффективного общения », предоставление информации о возможности получения психологической помощи (адреса, телефоны доверия ))
3.2.2 Организация тренингов и классных часов для учащихся (« Умение решать конфликты », « Способы эффективного общения »).
3.2.3. Школа медиаторов (в перспективе для детей , пожелавших принять участие в работе «школьной службы примирения »)
4.1.Тренинг « Психологические защиты », « Из конфликта – с позитивом », « Саморегуляция »;
4.2. Информационные стенды : «Психическое здоровье », «Профдеформации »
4.3 Сеансы цветотерапии, направление на снижение стрессового состояния, психологическую разгрузку.
Таким образом , буллинг можно уменьшить , объединив усилия всех субъектов образовательного процесса, оказывая сопротивление и системно работая на всех уровнях.
Список литературы:
1.Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы/Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – Спб : Питер ,2011. – 352с.
2.Касицина, Н.П. Как помочь ученику , ощущающему себя жертвой обстоятельств / Н.П. Касицина. – М.: Чистые пруды,2007. – 167с.
3.Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога – практика ./ М.Ю. Кондратьев – М.ПЕР Сэ,2007. – 464с.
4.Кравцова, М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой / М.М. Кравцова. – М.: Генезис , 2005. - 111 с.
Центр развития психологической службы , 2011. – 93с.
6.Одинцова, М.А. Многоликость « жертвы », или немного о великой манипуляции / М.А. Одинцова. – М.: Флинта : Ноу Впо «Мпси », 2010. – 256с.
7.Петрова, А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения / А.Б. Петрова. – М.: Флинта : Ноу Впо «Мпси », 2011. – 152с.
8.Сперанский, А.Г. Система социальных ролей ученического класса. Изгои / А.Г. Сперанский. – М.: Генезис ,2000. – 145с.
10.Чулкова М.А.Межличностная изоляция в структуре межличностных отношений / Мат . межвузовской науч. - практ. конференции. – Челябинск : Чгпу, 2007. – С. 143-146.
Смотрите также:
Подробнее об истории
& NBSP;
фото школьная борьба?фото
школьная борьба, Книга претензий к какой-либо продукции, не продаем их и не предлагаем для.
[5]. Текст взят из Википедии.