Традиции и обычаи мусульман?
Традиции и обычаи мусульман?
изображен как?
В сети
Колдовство, кровососущие духи и демонизация ислама в Догондучи, Нигер
Тезисы
В этой статье я обсуждаю, как распространение ислама в городе Догондучи, Нигер, глубоко изменило местное воображение, что способствует восприятию колдовства как чисто мусульманской практики. Я предполагаю, что это потому, что колдовство рассматривается как признак Согласно традиции, мусульман, несмотря на их заявления о том, что они приняли современность, обвиняют в том, что они ведьмы. Для небольшого меньшинства, не убежденного в превосходстве Ислам превосходит местные религиозные традиции, колдовство предлагает удобное средство демонизации мусульман и мощный комментарий о том, как глобализирующиеся влияние ислама якобы изменило местные формы социальной жизни и родства, а также формы производства и потребления богатства.
Условия индекса
Вверху страницыСтруктура
К началу страницаПолный текст
«Кто такая ведьма в деревне Балго? Это Усуман.
Это ведьма, поймавшая душу
дочери Дако.
Ты, Усуман, ты единственная ведьма в деревне Балго.
Ты убила всех детей.
Дако не убила
принял смерть своей дочери, вы должны заплатить ему.
[С] душой своей дочери, каждую ночь Усуман уходит, чтобы заниматься своим колдовством.
Амаду - единственный
который сказал "это ложь".
Он сказал, что это ложь. Они должны пойти к хозяевам воды.
Его отец не ведьма.
Это он сказал, что это был
ложь. Они должны пойти к хозяевам воды
Чтобы показать ему [кто его отец], потому что он сказал, что его отец не ведьма.
[Усуман] показал свое
колдовство повсюду в Балго.
Тот, кто, как говорили некоторые, не был ведьмой, он съел жизнь сорока девяти человек.
Я, Усуман, мне конец. Я мусульманин и
они собираются напоить меня жертвенной водой.
Хочет он того или нет, они собираются дать ему пить жертвенную воду.
Он
выпьет, он должен это выпить. Мы хотим, чтобы он выпил, у него нет другого выбора, кроме как выпить.
Амаду, тебе конец, потому что ты последовал за Усуманом.
Догува, нравится тебе это или нет, тоже будет следовать за тобой
Пока она тебя не убьет ».
Песня для девочек о ведьме Усумане, 1994.
1 В Догондучи, городе с населением около 38 000 человек Люди, говорящие на хауса 1 в Ареве, на юге Нигера, в прошлом, предположительно, участились случаи колдовства, вызванного духами два с половиной десятилетия. Жертвы таких форм колдовства обычно теряют кровь от кровососущего духа и умирают, если с ними что-то не делается. вырвать их из лап духовных нападающих 2 . По мнению некоторых жителей, рост Колдовские атаки как-то связаны со смертью вождя Суманы, бывшего шеф-повара кантона , который имел власть укротить кровожадных духов и держать их взаперти в своем дворце. Когда Сумана умер в 1981 году, ему наследовал его брат Амаду, который был прогрессивным лидером и заядлым мусульманином. не верьте, что на людей могут напасть духи. В его глазах быть мусульманином означало отстраниться от мира духов. Когда пришла старуха надеясь избавиться от догувы, поймавшего ее, вождь Амаду отклонил нападение как простой случай эпилепсии. Никакого обвинения против Подозреваемая ведьма, преуспевающий мусульманский торговец, у которого старуха покупала специи и другие продукты питания. Вскоре после этого богатая вдова, обвиненная в причинении вреда смерть нескольких человек в ее районе преследовала толпа детей, жаждущих применить наказание, традиционно назначенное ведьмам: смерть от побивания камнями. Амаду оставил старуху в резиденции вождя до тех пор, пока она не сможет безопасно выйти. Хотя он изо всех сил старался выслушать жертву сторон и старался не вызывать вражду с религиозными лидерами, требовавшими возмездия, он, тем не менее, активно отговаривал людей передавать дела о колдовстве в его суд.
2После ухода Суманы некому было противостоять кровожадным духи, известные как Догува («длинные»), когда они сосредотачивались на своих жертвах. Как объяснил мне житель догондучи: «Это потому, что Сумана мертв, Духи догува нападают на очень многих людей. [Вождь Сумана] убьет дух Догувы, чтобы избавиться от нее, если она откажется пощадить свою жертву ». Другой резидент выразился так:
«Амаду, [нынешний] глава Arewa, является маламом [Мусульманский священнослужитель]. Но Сумана лекарство, чтобы духи догува не убивали людей. Когда дух Догува нападал на кого-то, он мог остановить это. Он построил в своем дворце дом для духов. Когда вы пошли к нему, вы не встретили их. Он не давал им людей [есть]. [Вместо этого] он зарезал для них животных. Когда он умер, Догува все осталось ».
3 Куда ушли духи, было неизвестно. Но местных жителей не было рисковать. Когда новость о смерти Суманы достигла города, все сразу же разошлись по домам, и через несколько секунд после объявления по радио шумные улицы Догондучи высохли. Никто, даже мусульмане, не осмеливался оставаться в стороне, потому что это могло означать, что пути могут пересечься с одним из злых духов, бродящих по улицам. маленького провинциального городка в поисках добычи теперь, когда их хозяина больше не было, чтобы держать их сытыми - и запертыми. В конце концов, люди вернулись в улицы и жизнь вернулись в нормальное русло. Однако духи догува не исчезли. И они не вернулись в свои прежние дома в кустах, как все надеялся.
4 Хотя распространение ислама и одновременное отказ от Духовные практики обычно используются для объяснения роста духовных атак, как ни парадоксально, но самих мусульман подозревают в хранении духов в свои дома в гнусных целях. Такая практика, как широко распространено среди мусульман и немусульман, также является причиной всплеска духовных нападок. за последние несколько десятилетий. В отличие от адептов одержимости духом бори , чьи религиозные практики обычно приносят пользу всему сообществу, отношения то, что мусульмане якобы развлекают духами, все догува, в высшей степени разрушительны, потому что ими движет личная жадность (или стремление к власти). В их жаждущие богатства, эти люди заключают фаустианские сделки с Догувой, которых можно заставить выполнять приказы своих человеческих хозяев, если взамен они будут снабжены с кровью, обычно человеческой кровью. Духи приносят богатство своим хранителям, пока удовлетворяется их жажда крови. Хотя духи сосут кровь их жертв, что в конечном итоге приводит к их смерти, именно их человеческие хозяева несут ответственность за совершенное преступление и обвиняются, и иногда осужден за маита (колдовство).
5 В этом эссе я исследую эти изображения неправомерного потребления и подумайте о возобновлении актуальности колдовства в том, что сейчас является преимущественно мусульманским городом. Как традиционная (доисламская) идиома желания, повествования о кровожадных духи и жадные хозяева получили широкое распространение благодаря тому, что обращаются к видимости ислама и к чувству кризиса, возникшего после него. Сосредоточив внимание на В случае с мусульманами, которых обвиняют в хранении духов для личной выгоды, я анализирую, как исламизация того, что раньше было оплотом «анимистов», глубоко трансформировал местное воображение, временами помогая подпитывать местные представления о колдовстве как полностью мусульманской традиции. Больше, чем режим накопление, сосредоточенное на догуве маита (колдовство), также является оружием слабых, которое можно использовать для выравнивания социального неравенства(Geschiere 1997). Для тех тем, кто по-прежнему не убежден в превосходстве ислама над обычаями коренных народов, колдовство предлагает как удобные средства демонизации мусульманских ценностей, так и мощный комментарий о способах, которыми ислам якобы трансформировал местные модели социальной жизни и родства, а также модели производства богатства. Как мы увидим, Истории, которые люди рассказывают о духах догува, их хранителях и их жертвах, основаны на представлении о том, что богатство - это не то, что можно получить тяжелым трудом. работа: чтобы стать богатым, человек должен получить доступ к оккультизму, исход которого зачастую далеко не ясен. Также нужно быть мусульманином. Как исламский мусульманин в его комплексе ассоциации с богатством, властью и моральным превосходством, снова означающие колдовство в его самых извращенных и тревожных выражениях, находятся в центре моего внимания. обсуждение. Для тех, для кого достижение богатства зависит от духовной поддержки, зажиточный образ жизни мусульманских жителей несовместим с их отказ от местных традиций. Это очевидное несоответствие между экономическим успехом и религиозной ориентацией и вызывает подозрения, что те, кто утверждают, что отвергли «традицию» - и все ее атрибуты - могут втайне быть ее самыми сильными приверженцами.
Ислам, современность и оккультизм
6 До французского завоевания того, что было чтобы стать Нигером, Арева была экономически изолированным и невосприимчивым к влиянию ислама в то время, когда соседние государства хауса находились под контролем халифата Сокото. В этом область натурального сельского хозяйства и бартерного обмена, религиозная власть находилась в руках местных священников-старейшин, а политическое управление было возложено на потомки борнуанских воинов, завоевавших этот регион в семнадцатом веке (De Latour 1982, 1984; Piault 1970, 1975). Хотя распространение Ислам в Арве и других местах Нигера во многом обязан французской колониальной политике (Fuglestad, 1983), которая стимулировала обращение в веру, особенно после прихода мусульман. восприниматься как полезные слуги колониальной администрации, а не как потенциальные агитаторы - только после обретения независимости в 1960 году приверженность исламу усилились. Мусульманская идентичность вскоре стала общим знаменателем для различных этнолингвистических групп Нигера. Однако в последние годы некоторые мусульмане практики, в том числе выполнение зикири , ритуальное повторение имен Бога, подвергались резкой критике со стороны членов Реформистская ассоциация, вдохновленная ваххабитами, широко известная как Изала, пропагандирующая священный, универсалистский ислам.
7 Когда образованная элита, намеревающаяся вырезать отличную идентичность, обратился к исламу после обретения независимости, ислам стал все больше ассоциироваться с арзики (богатство, удача и благополучие), статусом и властью (Николас 1975). В Догондучи - и в других местах Нигера - торговля находится в руках мусульман, которым в значительной степени удалось заставить замолчать духовных преданных и заставить их разорвать узы, которые они ритуально удерживали на рынке (Masquelier, 1993). Административные должности также монополизированы мусульманами, чье процветание и современность являются доказательством того, что социальная внешность, обеспечиваемая исламом, является незаменимым фактором успеха при построении карьеры в коммерции или политике. Потому как совершение паломничества в Мекку остается значительным финансовым обязательством для среднего нигерийца, оно рассматривается как мера коммерческой выгоды паломника. способностей и косвенно Божьих благословений. В конечном итоге богатство и благочестие предполагают друг друга в той мере, в какой обращаются к богатым коммерсантам . как Альхаджи, независимо от того, совершили ли они хадж. И наоборот, престиж, который хадж дает вернувшимся паломникам, помогает укрепить связи с торговцем. сообщества, и иногда может быть получена материальная выгода, поскольку рассматривается как выражение arziki . Процветание уважаемых alhazai (паломники) могут быть мощным стимулом обратиться к молитве для тех, кто связывает мусульманскую идентичность с экономическим успехом.
8Сегодня в Догондучи многие приняли ценности Корана. Места, где странствующие мусульманские проповедники падали ниц во время молитвы, больше не сжигаются духовными преданными, стремящимися очистить землю от якобы загрязняющие последствия ислама. Вместо них мечети разрослись, что свидетельствует о широком распространении веры, которая насчитывала мало приверженцев до 3 середины двадцатого века. Теперь, когда ислам ассоциируется с прогрессом и процветанием, он сосредоточен на духе. практики были отнесены к «отсталой» традиции. Адепты Бори изолированы. В глазах многих своих соседей-мусульман они бедны, провинциальный и необработанный. Одним словом: примитивный. Как ни парадоксально, но их укоренившиеся корни в прошлом рассматриваются некоторыми как источник силы.
9 В последнее время все большее количество антропологической литературы исследовал сложное пересечение и продолжающееся напряжение между магией и современностью на африканском континенте. Нам говорят, что современность создала свои собственные формы «магии». что обнищавшее большинство изо всех сил пытается понять перед лицом все более таинственных и быстрых средств, с помощью которых сколачиваются состояния и власть (Blunt 2004; Comaroff & Comaroff 1993, 1999; Masquelier 1999, 2000; Meyer 1995; Schmoll 1993; Smith 2001; Soares 2004). Иными словами, современность противоречия все чаще постигаются через «оккультизм». Следовательно, попытки отделить современность от магии редко срабатывают (Мейер & Пелс 2002). Только исследуя магию современных форм силы, можно успешно раскрыть способы, которыми магия «не только смежные, но также и составляющие »(Moore & Sanders 2001: 12) африканской современности.
10 Если колдовство и оккультизм больше не могут быть неверно низведенным для «традиции», этой скользкой концепции, эвристическая полезность которой зависит от ее противопоставления столь же призрачному понятию «современность», это вряд ли означает, что колдовство - это исключительно дискурс современности. В своем проницательном обсуждении колдовства в Иханзу, Танзания, Сандерс (2003: 347) утверждает, что, хотя местные жители рассуждения о колдовстве дождя являются «явной частью современности», а не «о современности». Вместо этого процесс идентификации дождевых ведьм позволяет люди должны «ограничить, созерцать и в конечном итоге подтвердить» (Sanders 2003: 338) правдивость того, что они называют «традицией». Это не колдовство в Иханзу не имеет ничего общего с «современностью», поскольку по определению одно понятие предполагает другое. Что это означает, предполагает Сандерс (2003: 339; Englund 1996; Зеленый 1997; Rutherford 1999), заключается в том, что колдовство «очерчивает концептуальные границы современности, но не заполняет их». Опираясь на эти разнообразные идеи, я изучить методы колдовства, основанного на догуве, чтобы проследить, как maita переопределяет современность ислама, в то время как мусульманская идентичность, в свою очередь, подтверждает колдовство как «подлинный» источник власти, который, по мнению многих, стал использоваться все более алчными мусульманскими элитами. Если колдовство не потеряло Я полагаю, что это связано с тем, что местные ведьмы не только напоминают людям о том, что жадность - это извечное явление, но и помогают демистифицировать ислам, его чары и извращенные противоречия, которые он порождает, когда мусульмане пытаются отделить его от предполагаемой отсталости духовно-центрированных практик.
Извлечение силы, создание богатства
11 В Ареве ведьмы ( mayu) может иметь различное происхождение, возьмите разнообразны внешне и используют различные техники для манипулирования оккультизмом, но у них одно и то же стремление: утолить свою неумеренную жажду богатство. Нападают ли они на путешественников во время ночных полетов, чтобы вырвать их вещи, крадут ли блуждающие души, чтобы съесть их, хоронят злые чары, чтобы привлечь несчастье, или скрыть дух догувы в своих домах, майу заниматься гнусной добычей с единственной целью - накопить богатство. Они являются экспертами в «искусстве обогащения» (Geschiere 1997: 137). Поскольку их жажда богатства не знает границ, они не останавливаются ни перед чем, чтобы приобрести богатство, даже если при этом придется пожертвовать жизнями других людей.
12Хотя все формы колдовства порочны и достойны осуждения, приобретение догува для собственного обогащения особенно извращено, поскольку помимо указания на противоречие между получением прибыли и моралью, оно также ниспровергает существующие условия обмена между людьми и духами 4 . В контексте поклонения духу пролитие крови - это наиболее существенный акт, конкретизирующий связь, изначально установленную между людьми и первыми захватчиками земли, духами. Этот Вот почему духовных преданных иногда называют масу янка (те, кто жертвует). В обмен на жертвенную кровь, которой они питаются, эти духовные существа дарят своим человеческим преданным защиту, здоровье и процветание. Потому что он привлекает духов, для которых кровь является пищей, пролитие крови подчиняется строгим правилам. Вне контекста жертвоприношений, забоя и забоя пролитая кровь угрожает целостности тел и противоречит представлениям о благополучии (Échard, Journet & Lallemand, 1981).
13 Духовное колдовство, в котором Догува питается человеческой кровью до тех пор, пока ее жертва не высосет досуха, это особенно зловещее проявление зла. Здесь жертвоприношение принимает форму паразитического дренажа, питающего гнусные производство богатства. Скорее, будучи объектом защиты духа, человек лишается своей жизненной субстанции для поддержания духовной силы. Сквозь невидимое извлечение человеческой крови, значение и достоинства жертвоприношения подрываются: вместо жизней животных, заменяющих жизни людей (в в доколониальные времена рабов, захваченных в битвах, приносили в жертву в обмен на защиту духов), именно люди становятся суррогатными жертвами, приносимыми дух. И эта жестокая тварь не только не насытилась, но и со временем только усиливает жажду человеческой крови.
14 Поиск догува для производства арзики для себя люди скажут вам, что сначала, по крайней мере, относительно безболезненно. Все, что нужно сделать человеку, - это принести калебас с молоком у подножия дерева, которое, как известно, укрывает такой дух 5 . Потому что, как сказал Мосс (1923-1924), любой подарок несет в себе ожидание встречный подарок, приняв подношение молока, догува обычно спрашивает дарителя, что он желает взамен 6 . Это когда этот человек говорит Догува, чего она хочет 7 . В этом процесс, терпение является ключевым моментом. Делая многократные подношения молока (и, в редких случаях, меда и яиц с последующим подношением жареного арахиса или ягод), Искатель богатства укрощает дикое существо и укрепляет с ней связь. В конце концов, Догува согласится следовать за ее самозваным «хозяином» домой и производить для него богатство (в форме денег или проса).
15Как только дух вошел в дом своего хозяина, поворота уже нет. назад. С этого момента искатель богатства должен питать дух кровью, которую он жаждет, в обмен на которую она сделает его богатым. Он пожертвует цыплят, чтобы она была сыта. Однако скоро догува устанут от куриной крови и потребуют человеческую кровь 8 - требование, которое ее хранитель не имеет иного выбора, кроме как удовлетворить как можно лучше 9 . Изначально она будет охотиться на людей, которых ее хозяин назначит среди незнакомцев. Люди, высосанные до конца своей крови, умирают быстро, и хранитель должен постоянно смотреть для новых жертв. Как только запас людей, не связанных с ним, исчерпан, у него нет другого выбора, кроме как выбирать людей из числа своих дальних родственников. В конце концов, все более хищный дух потребует крови своего собственного потомства, тем самым уничтожив само будущее, которое он пытался обеспечить своим поиском финансовая безопасность. В некоторых редких случаях майе (ведьма) сам становится конечной жертвой Догува.
16 Хотя, судя по всему, как только она «Попробовал» человека, Догува становится страшным существом, готовым наброситься на любого, кого встречает, чтобы утолить свою жажду человеческой крови, люди широко признают, что духи, проявляющие такие «Вампирические» характеристики не происходят от злых сил. Они становятся злобными только по наущению людей, которые используют их в своих эгоистичных целях. заканчивается. Люди говорят, что духи подобны детям; как и они, они будут делать то, что их просят. Подобно детям, которых неправильно учат, духи Догува учатся у своих бессовестных хозяев, как выполнять аморальные задачи. Короче говоря, они - невольные инструменты человеческого эгоизма. Как объяснил преданный бори : «Когда вы берете Догуву, она приобретает личность своего хозяина. Если он злой, она становится злой ». Как только их силы испорчены жадностью хозяев, Духи догува больше не могут насытиться кровью домашних животных. И они не могут вернуться в дикую природу. Воздействие на людей «социализировало» их к степень, в которой они теперь считают дом своего хозяина своим домом - и проблема, к которой я вернусь.
17 Если против подозреваемая ведьма ( майя для мужчины; майя для женщины), она вынуждена пройти водное испытание, чтобы определить, виновна она или нет. Во время испытания управляется ‘ян рува (хозяева воды, члены жреческой линии) в деревне Гумбин-Кано, в нескольких сотнях километров к востоку от Догондучи, вредные силы, вызванные жадностью, побеждены, и Догува освобождается от связи с майэ . После того, как она разделась полностью, обвиняемому дают выпить болотной воды и просят ее вырвать. Вырвав воду, она доказывает свою невиновность. Если, с другой стороны, она не может выплюнуть воду, она, должно быть, ведьма. Водный тест считается безошибочным методом идентификации ведьм 10 .
18 ведьм, это один из их товарных знаков , никогда не может извергнуть воду они набирают; они пьют только для того, чтобы утолить жаждущие их хищные желания (проявляющиеся в виде неутолимой жажды). Обычная вода мало что делает хорошо утолить их жажду жадности, как огонь, который горит в их внутренностях, быстро истощая всю влагу, которую могли бы впитать их тела. Вместо плюнув «пробной» водой, подозреваемый, которого привели к Гамбину Кано, обычно просит еще, доказывая, что он действительно ведьма. Благодаря своим особым свойствам, вода Гумбина Кано не только доказывает вину обвиняемого, но и лишает его догувы и загорает, подавляя его желание получать прибыль от других. Как сказал целитель бори : « майе , которого отводят к Гумбину Кано, вот и все, как только он выпьет воду, он не сможет прокормить себя. Он не сможет никого убить, даже курицу. Он не может […] причинить вред всему, что содержит кровь ». Как только обвиняемый будет признан виновным, она будет принесли домой, где ее заставили раздеться, и в ее прямую кишку проталкивали кусок стебля проса, покрытый острым перцем. После этого и при наличии все сообщество, она должна три раза перепрыгнуть через неподвижное тело своей жертвы в ходе процедуры, известной как ketare (прыжок) 11 . В случае успеха процедура освобождает жертву от духовного нападающего.
Распространение Maita в эпоху ислама
19 В Ареве местные духи, населявшие земля задолго до людей, оказали ценную помощь при создании населенных пунктов. Эти духи, известные под общим названием Догува, сыграли центральную роль в выживании местных жителей. общины в доколониальные времена, защищая жителей от вражеских нападений, засух и эпидемий. В конце концов, многие из них стали более личными. протекторы. В контексте игры с владением мячом, которая стала известна как бори , им регулярно предлагали обладать «мясистыми» хозяевами, тем самым мгновенно приобретая текстуру и голос: в таких «плотных» состояниях они давали советы людям, награждали их или, наоборот, предостерегали их. Как уже отмечалось, ислам получил распространение над поклонением духам на видимой территории религиозных обрядов и подавляющего большинства жителей Догондучи и окружающие деревни теперь мусульманские. Известные как «те, кто молится» в отличие от «тех, кто жертвует», мусульмане больше не приносят подношения духам и громко подвергать бичеванию тех немногих, кто продолжает служить духам 12 . За отказ от ценностей которые традиционно формировали их моральный мир, они сами подвергаются критике со стороны духовных приверженцев: в глазах адептов бори это именно люди отсутствие приверженности al’ada (традиции), которое сделало общины уязвимыми для стихийных бедствий (Masquelier 2001). Как я уже отметил вначале, это отсутствие обязательств, которое якобы вызвало гнев духов.
20 Для тех, кто оплакивает утрату традиций , предполагаемое распространение злых духов напрямую связано с недавним распространением ислама. Будучи нечеловеческими и (в основном) немусульманскими, духи - это высший другой, выражение дикая, но мощная инаковость, которую редко можно уместить в рамках упорядоченных параметров социальной жизни. Чтобы обеспечить их защиту, а также успокоить те, что преданные бори общаются с духами. С другой стороны, мусульмане воздерживаются от любых контактов с альджанну (духами). Хотя они признают их существование как творения Бога, большинство из них настаивают на том, что они не хотят иметь ничего общего с этими «сатанинскими» созданиями. Игнорируется или совсем забытые, духи теперь преследуют те самые места, которые они когда-то называли домом - это, по крайней мере, то, что утверждают некоторые жители, когда их заставляют объяснить присутствие духа атаки (Masquelier 2002, 2008). В конце 1980-х годов Арва считалась укрытием большого количества злых духов. Государственные служащие из других регионы, которые были приписаны к догондучи, как сообщается, с большой неохотой заняли свои должности; они слышали, что случилось с теми, кто пересек путь злой Догува.
21 Несмотря на разрушение святынь духа и прогрессивный После отказа от духовных практик некоторые духи догува остаются спрятанными в задней комнате семейного комплекса. Пока они якобы продолжают страховать процветание семьи, это процветание достигается ценой - ценой человеческих жизней, которыми нужно пожертвовать, чтобы дух был сытым. Много таких духов говорят, что они проживают в мусульманских семьях. Как объяснил Касува, преданный бори :
«Те, кто сегодня, они забыли Догуву. Все молятся и становятся маламом [Мусульманский священнослужитель]. Маламы избегают Догува. Даже если отцы привели их в дом, они избегают их. Им не нравится Догува [духи]. Вот когда выйдет Догува. Она попросит mai gida [главу семьи] дать ей одну из своих дочерей. Если он не могу, он поедет в город, чтобы показать ей чьего-то ребенка, которого она может иметь. И Догува убьет ребенка. Если малам откажется, она убей его. Это духи догува убивают всех этих людей в городе, так как они были брошены из-за молитвы. Теперь они мстят. Когда они дают ребенку, они будут пить его кровь. Когда не будет крови, он умрет ».
22 Преуспевающие мусульмане обычно вызывают подозрения, что они сохраняя Догува в их доме, даже несмотря на то, что они утверждают, что не имеют никаких отношений с духами. Действительно, гибкость концептуализаций maita такова, что как заметил Касува, иногда именно потому, что мусульмане игнорируют (или даже отвергают) унаследованную Догуву, эти духи иногда набрасываются на своих бывшие хозяева, которые затем вынуждены жертвовать своими домашними или общественными интересами, чтобы удовлетворить ненасытные потребности созданий.
23 Хотя мусульмане категорически отрицают жертвоприношения духам , Я был часто говорят, что они, как и все остальные, знают, что экономический успех может быть достигнут только при условии верности духа. «Они утверждают, что покинули «Вещи бори », - объяснил друг, - «но всем известно, что в уединении своих домов мусульмане регулярно приносят жертвы духам» ». Баббан салла, поминовение жертвы Авраама, которое отмечается в мусульманских семьях, немусульманские жители часто называют пример того, как «молящиеся» проливают кровь за духов под прикрытием мусульманской традиции. Как выразился целитель бори , «говорят, что кровь бараны, которых они убивают, не для духов, но мы знаем, что это ложь. Они пролили кровь за духов, как и все ». Потому что мусульмане категорически отрицают что кровь, пролитая во время баббан салла (или других мусульманских праздников), предназначена для духов, их подозревают не только в принесении жертв в жертву духам для обеспечения арзики (богатства, удачи и благополучия), а также принесения в жертву Догуве, который, спрятавшись в задней комнате семейного комплекса, усердно превращает кровь своих жертв в богатство 13 .
24 Итак, связь между богатством и колдовство, которое maita обычно называют реальным объяснением экономического успеха зажиточных жителей догондучи, которые все являются мусульманами. Нувориши , которые строят двухэтажные дома, предприниматели-транспортники, выставляющие на обозрение парк автомобилей, и богатые землевладельцы, которые собирают столько проса, что их зернохранилища полны, когда все остальные пусты, многие подозревают, что они воспользовались услугами не одного, а двух или даже трех духов Догува присутствие которых они стараются скрыть от соседей и членов семьи 14 . В глазах для многих жителей вопиющая удача этих людей, усугубляющая неудачи их менее удачливых соседей, могла возникнуть только в коррумпированная сделка с Догувой. В 2006 году мне сказали, что жители Ниамея (в основном финансисты и политики) теперь пользуются услугами мастеров Догува из Arewa. присвоить государственные средства. То, что способность догува делать богатство якобы используется для увеличения других форм получения прибыли, является напоминанием о масштабах в которой для местных жителей экономическое выживание зависит от аморальной деятельности, а не от честного труда. Законы, регулирующие процесс производства богатства, следующие: непостижимыми, поскольку они испорчены, поэтому положительный результат может быть обеспечен только путем доступа к столь же таинственным и извращенным силам кровососов. Догува.
25С распространением ислама тайные сделки, которые Число ведьм, традиционно связанных с духами, якобы усилилось, поскольку все большее число людей обращаются к салле (мусульманской молитве). Членство в Умма (мусульманское сообщество) открыло двери для тех, кто - не имея французского образования, необходимого для поступления на государственную службу, - должен заниматься торговлей. в дополнение к доходу, который они получают от сельского хозяйства, но само по себе это не гарантия успеха. Учитывая широко распространенное мнение, что духи вмешиваются в жизни людей, чтобы увеличить или уменьшить их арзики (богатство, удача, благополучие), ссылаясь на "владение" догувой, чтобы объяснить процветание Для многих мусульманская элита имеет смысл. Независимо от того, признают ли эти люди публично силу духов Догувы, результат один: люди вокруг них внезапно заболевают и часто умирают, в то время как они, с другой стороны, якобы становятся более полными и зажиточными 15 . Известный житель догондучи, которого в 1989 году обвинили в том, что он майе , всегда стоял в первом ряду за имамом, когда он присутствовал на пятничной молитве в grande mosquée . Это заметили некоторые жители, которые после того, как его привезли в Гумбин Кано, указали мне на это. как вопиющий пример мусульманского лицемерия. В их глазах мусульманское благочестие вместо того, чтобы исключить незаконные процессы производства богатства, стало прикрытием для такие действия.
26 Здесь секретность - ключ к обоим способы, которыми колдовство считается работа и процесс подтверждения ее существования. Как малагасийские горняки и торговцы, которые, пытаясь понять, что такое сапфиры, когда они покидают Мадагаскар, они «способны лишь рассуждать о том, что скрывается за очевидным» (Walsh 2004: 236), фермеры из племени Арева, для которых тяжелая работа, кажется, никогда не приводит к процветанию и прогрессу. Рассматривайте производство богатства, которым пользуются другие, как заведомо подозрительное, потому что это не кажется подчиняются законам, регулирующим производство их скудных доходов. Это могло означать только то, что такое производство является частью «аморальной экономики» (Comaroff & Comaroff 1999), загадочные действия которого, как выясняется, имеют пугающе реальные последствия для жертв. Помимо помощи разобраться в скрытых логика производства богатства, риторика колдовства также проливает свет на то, что мусульмане якобы прячут за своим монотеизмом. Гринберг (1946: 47) писал, что Содержание злого духа в доме означало, что человек приносил жертвы духам-кустарникам «внутри территории, а не в подходящем месте в кустах». Те, кто «[Не были] склонны ко злу» ( там же: 47), но те, кто хотел принести в жертву духам куста, осторожно делали это за пределами своих владений, чтобы избежать возрождения подозрение:
«Если кто-то спросит человека, например, почему он приносит жертву Гаджимари на тамариндовом дереве, и не в его составной, обычный ответ - «чтобы люди не говорили, что я держу в доме дронта [злого духа]» ».
27 Забивая барана в собственном доме, чтобы отмечать памятные даты жертвы Авраама или успешного завершения их детьми первого этапа изучения Корана, мусульмане (в частности, богатые) обеспечивают корм для размышлений о том, что на самом деле происходит в их домах.
28 Это не то изображение, которое хотят мусульмане проецировать, пока они борются освободиться от громоздкого, неисламского культурного наследия. В отличие от образованной элиты, которая видит бори владение мячом выражение местного фольклора (и части их культурного наследия, гадо ), большинство мусульман, все недавние новообращенные, ассоциируют бори ценности с проступком, безнравственностью и отсталостью. Однако, несмотря на все их усилия, практика принесения в жертву (янка) духам не является легко отделить от местных моделей производства материальных благ; напротив, он предоставляет все более актуальные изображения для решения неоднозначных и часто противоречивые действия власти с сообщениями о ложном представлении и скрытом накоплении. Дело в том, что благочестивые мусульмане, которые забивают баранов на баббане Салла (или бык во время валима празднования, проводимого, когда ребенок выучил Коран полностью наизусть) подозреваются в тайном подношение духам догува, ответственным за их процветание, подчеркивает строгую циркулярность представлений о колдовстве 16 . Это также свидетельствует о том, насколько устойчивы местные конфигурации маита перед лицом решимости мусульман искоренить как духовно-центрированные практики, так и «эпистемическую тревогу» (Ashforth 1998: 62), на которую они реагируют. Беседа о колдовстве приспосабливается к изменение культурного ландшафта: даже когда оно генерирует диаметрально противоположные объяснения социальных реалий, оно остается, казалось бы, последовательным. В Arewa появляются новые Мусульманские ценности (а также модели личности, модели социальности и практики потребления, на которых они основаны) не искоренили беседа о maita . Напротив, они «в ловушке его порочных кругов» (Geschiere 1997: 145).
Духи догува в хадже:
секретность, лицемерие и скрытое накопление
29 Большинство паломников на пути в Мекку сказал, чтобы оставить их дух домой из страха быть обнаруженным во время пребывания в Святом городе. Хотя именно благодаря производству богатств духами их хозяева могут в первую очередь профинансировать поездку - и для получения социальных и духовных наград, связанных со статусом альхаджи (паломник), они должны «очиститься» во время самого хаджа. Маю , с другой стороны, якобы совершает поездку в компании своего кровожадного Догувы: они стали настолько зависимыми на страшных существ, поскольку они нуждаются в их постоянной защите (например, от угрозы быть затопченными до смерти толпами верующих - отчетливый возможность в Мекке, когда паломники собираются в массе в одном месте).
30 в глазах немусульманских жителей , некоторые паломники на хадж полагаются в значительной степени на секретную защиту, предоставляемую их духом, несмотря на риски, которые обязательно влечет за собой такое партнерство 17 . Известно, что даже мусульмане, не имеющие прямого отношения к бори , получают духовную защиту перед отъездом в паломничество. В 1994 году одна моя знакомая попросила практикующего бори гарантировать ей безопасное возвращение перед отъездом в Мекку. Она обещала привезти козу, если дух медиум бори защищал ее во время паломничества. «С теми, кого не защищают духи, в Мекке случаются плохие вещи. Их топчут толпа или заколдованная. Я приняла все меры предосторожности », - объяснила она мне, раздав пять тысяч франков КФА бори средний. Она вернулась из Хиджаза в целости и сохранности и выполняла свое обещание вознаградить дух.
31 В середине 1980-х годов Тани, женщину за сорок, она прислала муж в паломничестве в Мекку. Она практиковала бори , и он надеялся, что хадж повлияет на нее настолько, что она «забудет духи »и подчиняться исключительно Аллаху. Однако Тани (или Хаджия, как ее все называли) не доверяла мусульманам. Не ценила она и социальные признание, которое пришло с титулом Хаджия (паломник), который она получила по возвращении из Хиджаза. Как она объяснила:
«Прежде чем [мой муж] уехал в Мекку, он позаботился о душе своей семьи. Он позволил мне присутствовать церемонии владения. Но поскольку он уехал в Мекку, он меня не пускает. Если я уйду на церемонию владения, он меня побьет […]. Он отправился в Мекку, поэтому он не любит больше бори […]. Он сказал всем: «Я послал Тани в Мекку, потому что в противном случае она собиралась убить всех моих других жен [вместе с ней бори духи] ». Поэтому я сказал ему: «Если вы думаете, что, отправив меня в Мекку, вы заставите меня отказаться от моего духа, вы ошибаетесь […]. Там Есть много мусульман, которые хранят свое настроение. И если бы ты сказал мне это раньше, я бы не поехала в Мекку ». И мой муж сказал:« Маламай [Мусульманские священнослужители] собираются оскорбить вас ». И я ответил:« Эти маламайы могут есть пенисы своего отца! »Я не хочу, чтобы люди называли меня Хаджия. я хочу, чтобы меня называли «яр бори» [член бори ] ».
32 Страстная критика ислама Хаджия Тани основывалась на понятие, что Ислам был обманчивым сводом практик, который люди применяли только для достижения эгоистических целей, - социальная внешность, которая вызывала уважение и признание, но не приносила результата. прочь с духами и их поддержкой. Тани намекал, что благочестие в своих различных проявлениях было всего лишь фасадом, скрывающим постоянную зависимость человека от оккультизма. силы, чья власть над людьми парадоксальным образом отрицалась и осуждалась мусульманами. Иначе говоря, мусульмане якобы полагаются на дух для защиты и гарантии доход необходим для того, чтобы позволить себе хадж, но они делают это тайно: признают, что поклоняются духам (что ислам осуждает как ширк , ассоциируя меньшее существо с Богом) испортят репутацию, которую они заработали как альхазай (паломники). Именно потому, что мусульманские обычаи кажутся непонятными тем, кто не положение, чтобы лучше знать, что они вызывают предположения о том, что на самом деле происходит.
33 Верна своим убеждениям, Хаджия Тани отказался участвовать в эта «шарада» просто для того, чтобы заработать социальный капитал, связанный с идентичностью паломника. Решительно отвергнув титул Хаджия и громко заявив, что он практикующей бори , она избегала подозрений, что, как и другие менее щепетильные паломники (включая ее мужа), она отправилась в Мекку по ложным притворство. Другими словами, открыто признавая свои отношения с духами в контексте своего участия в практиках бори , она могла требовать высокие моральные принципы, тогда как алхазай (паломники), которые в силу своей приверженности исламу полностью отрицали какие-либо отношения с духами, как это ни парадоксально вызвало подозрения относительно некоторых потенциально секретных - и, следовательно, обязательно извращенных - отношений с духами.
Богатство, колдовство и антисоциальность
34 Из показаний Тани следует видение ислама, то есть неразрывно связано с колдовством и наоборот. Чтобы обременительные в финансовом отношении практики, такие как хадж, поддерживались в то время, когда домохозяйства по всему Нигеру чувствуют влияние экономического кризиса, который не подает никаких признаков разрешения, мусульмане должны в значительной степени полагаться на саму совокупность традиций, которыми они якобы являются борьба. Конечно, считается, что не все мусульмане хранят дух догувы для финансирования своих благочестивых начинаний. Также не подозревают о богатстве, созданном Догувой. направлено исключительно на мусульман. Тем не менее, несмотря на презрение, которое мусульмане испытывают к практикующим бори и воинственную позицию, которую они занимают по отношению к Коренная религия, в догондучи, этиология колдовства была усилена, и действительно подтверждена, ростом коммерческой мусульманской элиты. Вместо будучи ограниченным неуместностью возникающего мусульманского порядка ценностей, колдовство обеспечивает удобную, гибкую риторику, с помощью которой проблемы, связанные с с этим заказом может быть рассмотрено.
35Люди, которые полагаются на оккультные силы, делают это тайно: нет когда-либо признается, что у него есть догува, питающийся человеческой кровью. Если практики, ориентированные на догува, окутаны секретностью, эта секретность, как ни парадоксально, должна быть раскрыта. чтобы продемонстрировать реальность колдовства. Именно из-за этого противоречия между сокрытием и разоблачением (Taussig 1993; Meyer & Pels 2002) сила колдовства - его способность обозначать, а также развязываемое им насилие (Ashforth 2000; Ferguson 1999: 118-121) - возникает. Рассмотрим следующее дело. В 1994 году Усуман, богатый мусульманин, проживавший в деревне Балго (ныне часть коммуны Догондучи), был обвинен в колдовстве одним из bori преданный в муках одержимости. Услышав обвинения против него, Усуман категорически отрицал, что любое из утверждений духа были правдой. Тем не менее деревенские власти вызвали его в суд вождя.
36 Когда дух, восседающий на своей преданной , идентифицировал его еще раз как майе Усуман настаивал, что невиновен в предъявленных ему обвинениях; но безрезультатно. Его дважды просили поклясться на топорах Кирея ( бори дух грома и молнии), что он не был ведьмой 18 . Держа один из топоров Кирея, однажды он поклялся, что не виновен ни в каких проступках. Однако прежде, чем он смог произнести еще одно слово, раздался гром. Усуман был сброшен на землю. Были они свидетелями процесса или нет, но многие жители восприняли эту драматическую развязку как доказательство того, что Усуман солгал; в конце концов, он был ведьмой. Возмущенный ложью, Кирей послал молнию, чтобы сообщить всем о вероломстве Усумана.
37 Последней предполагаемой жертвой Усумана был молодой человек женщина по имени Мариама которая ждала своего первого ребенка. Увидев ее однажды утром у насоса, где она наливала воду в ведра, Усуман, как сообщается, сказал ей: «Каждый раз, когда я Увидимся, ты убежишь и убежишь от меня. Но сегодня ты в моих руках ». Мариама попыталась бежать, но упала на землю. Она не могла ходить, ее отнесли домой 19 . Целительница бори , призванная ее отцом Дако, с первого взгляда определила, что она смертельная опасность. Он диагностировал приступ Догувы. Он предупредил, что дух, скорее всего, убьет ее, если ничего не будет сделано, чтобы остановить ее. Когда целитель пытался совершить экзорцизм ( диба Догува , буквально «уничтожить Догува»), убедив дух бросить свою жертву 20 . Догува заговорил голосом Мариамы. В присутствии нескольких свидетелей дух, которого она опознала в Усумане, господин, который послал ее убить Мариаму. Затем она назвала имена своих предыдущих жертв, все девяносто девять из них 21 .
38 Хотя он отрицал свою ответственность за чью-либо смерть , не говоря уже о Заключив договор с догува, Усуман был отправлен под тяжелым эскортом в деревню Гумбин Кано и выпил воды, которая нейтрализует его силу. Узнав, что его отцу предстоит подвергнуться испытанию водой, Амаду, один из сыновей Усумана, бежал в Нигерию. Как старший из детей Усумана, он стали унаследовать злого духа после того, как употребление воды разрушило связь между хозяином и догувой. «От догувы невозможно избавиться. Она остается навсегда в семье », - сказали мне. По словам целителя бори : «Если ведьма умирает [или перестает быть хранительницей духа], догува следует за ней дети и внуки » 22 . В Гумбин Кано Усуман пережил водное испытание, но не смог доказать его невиновность. Когда он вернулся домой, он был всего лишь бледным изображением своего прежнего «я». Он не мог ни работать на своем поле, ни возобновить торговлю на рынке. Мне говорили, что все, что он мог делать, это подбирать тряпки с земли и бессвязно бормотать себе под нос 23 .
39 Лица, которых объявляют ведьмами, подвергаются к интенсивному публичное унижение. Помимо обвинений в ужасных преступлениях, их раздевают догола (а иногда и избивают) перед сотнями зевак, которые насмехаются или выкрикивать оскорбления в их адрес - по общему мнению, это унизительный опыт, который обычно сводит обвиняемого с ума. «Безумие», которое поражает тех, кто подверглись такому испытанию, также коренится в самом процессе очищения. Вода Gumbin Kano тушит огонь, горящий внутри может быть , но это не восстанавливает баланс, столь важный для способности людей договариваться о своем месте в существующих сетях социального и материального транзакции. Подобно грудному молоку, которое, попав на гениталии младенца, считается «убивает» их (то есть вызывает бесплодие), вода охлаждает Майе изнутри настолько решительно, что он больше не может участвовать в продуктивных обменах, не говоря уже о том, чтобы обеспечить свое экономическое выживание.
40 Маю, это их преобладающая черта, управляемая жадностью; они не знают, как управлять своим желанием. Вот почему они накапливаются собственнически. Как только их собственничество «убито» - нейтрализовано тестом вода - они достигают другого вида дисбаланса, который проявляется навязчивым желанием накапливать отходы. Выброшенные предметы, никому не нужные, становятся их фокус в жизни - фокус, который олицетворяет социальную изоляцию. Хотя большинство людей очень стараются защитить целостность своей социальной личности в слоях и складках Из-за своей одежды осужденные ведьмы, как сумасшедшие, которые бродят по кустам в рваной одежде или публично раздеваются, отвергли общество или были отвергнуты им. Непоколебимое внимание, которое эти одинокие фигуры уделяют сбору рваной ткани, говорит об их собственной распадающейся социальной идентичности и об их подчинении. постоянная лиминальность.
41 После того, как Усуман вернулся в Балго, никто посмел поговорить с ним. маленький девочки сочиняли песни о нем, описывая, как его узнали и что случилось с его жертвами, например, песня, которая звучит в начале Это эссе. Соседи избегали его. «Они его боятся», - сказали мне те, кто его знал. Хотя люди выражали облегчение оттого, что Мариама сбежала из Лапы Догувы - она родила здоровую девочку за несколько часов до возвращения Усумана домой - также беспокоили все предыдущие действия майэ жертвы. В конце концов, все, кто не имел отношения к Усуману, покинули Балго и поселились в нескольких сотнях ярдов от него. Усуман остался в своем доме с женой, и его сыновьями и их иждивенцами, но все остальные поселения в деревне были заброшены. Люди говорили о путниках, которые сбились с пути и по ошибке оказались перед домом Усумана - опыт, который они описали как пугающий 24 . Пока осужден ведьм больше не изгоняют из своих сообществ, как это было раньше, они по-прежнему страдают социальной «смертью», когда другие подвергают их остракизму или перестают признавать их существование в целом. Уезжая, соседи Усумана перенесли угрозу за пределы своей общины. Они не могли изгнать ведьму из их среды, но они нашли способ воссоздать границы, идеально отделяющие человеческое пространство от куста, границы, которые Усуман нарушил, когда пригласил дикого духа в свой дом.
Колдовство, мусульманские элиты и тяжесть прошлого
42Усумана не любили в деревне, где он и его семья жила 25 . Он был молчаливым, недружелюбным и вспыльчивым человеком, легко ссорившимся с соседи. Кроме того, он был известным скрягой - а значит, идеальной целью для обвинений в колдовстве. Как преуспевающий член местной мусульманской элиты, он представляли все, что было неправильным в «новых» ценностях - индивидуализме, свободном предпринимательстве и так далее - продвигаемых исламом, ценностях, которые предполагали отказ от своих наследие и долг перед духами. Как ведьма, Усуман наживалась за счет своих соседей, якобы потребляя их продуктивные и репродуктивные способности. После того, как его лишили догува, он стал бедным, слабоумным и бессильным улучшить свое положение.
43 Обвинения в колдовстве питают и формулируют людей негодование своих более обеспеченных соседей, обеспечивая как сценарий для неправомерного накопления богатства, так и modus operandi для работы с теми, кто подозревается в получении прибыли от такого накопления. В то же время, когда они уничтожают ведьм, тем самым работая над потенциальным искоренением колдовства, методы, используемые для выявления и нейтрализации майю , подтверждают жизнеспособность местной религии и ее незаменимость перед лицом скрытых угроз против чего ислам неэффективен. Во время интенсивных дебатов о центральной роли ислама в местных определениях идентичности и общности, тот факт, что те, кто сохранил свою связь с духами, - единственные, кто способен противостоять силам maita - самого себя, все более укорененного в мусульманских ценностях - доказательства того, что растущий контроль мусульман над условиями торговли, религии и политики остается спорным.
44 Несмотря на решительное отрицание убийства кого-либо, Усуман вернулся из Гамбин Кано сломанный человек. Чтобы понять, почему на него так повлияли водные испытания и его осуждение как ведьмы, владеющей догувой, мы должны в конечном итоге оценить обвинения в колдовстве в контексте относительно короткой истории ислама в Арваре. В регионе, где, как говорят, до ислама все приносили жертвы духов, последователи Пророка особенно стремятся подтвердить свою мусульманскую идентичность через особые обычаи, которые устанавливают их разрыв с предшествующим порядок значений. Однако трудно избежать «тяжести прошлого» (Lambek 2002), особенно когда оно принимает форму злого духа, требующего ее сборы. Например, ходили слухи, что Догува Усумана принадлежал его семье на протяжении трех поколений. По словам Саманы, целителя бори и Балго житель:
«Догува существует со времен бабушки и дедушки [Усумана]. [Тогда] она уже была значить. Но они пренебрегли ею, и она стала злее. В прошлом его отец ежегодно приносил в жертву духу черную корову. Один год был голод, и отец продал корову. […] Вскоре после этого он упал с вершины амбара и умер. Это был догува, жаждущий мести. С тех пор она следовала за Усуманом ».
45 Хотя доказательства того, что действия Усумана были вызваны жадность была ошеломляющие, особенно для тех, кто действительно знал этого человека, комментарии Саманы усложняют картину, подразумевая, что, хотя обвиняемый мог быть алчный человек, он также был обременен нежелательным наследием, которое никакие исламские позерства не могли стереть.
46 В конце его слова подразумевают, как ни стараются мусульмане отрицать их наследие, связи с духами предков не могут быть разрушены. Действуя так, как будто эти связи были разорваны (занимаясь мусульманскими практиками, такими как молитва, раздача милостыни и т. д.) только усиливает разочарование духов, усиливая их жажду крови и их ответные импульсы. Если не назначены жертвы чтобы обеспечить себе пропитание, догува «помогают себе» и питаются тем, кого находят в доме. Единственный способ удержать их в страхе - продолжать снабжая их жертвами, что и делал Усуман, пока одна из его жертв не определила его как источник своего плохое здоровье. Через обвинения в колдовстве, плохо понятые экономические процессы и социальное неравенство объявляются в обильных и богато одетых телах тех, кто, как Усуман, кажется, живет за счет жизненное вещество односельчан. Колдовство - это не просто набор изображений для понимания возникающего неравенства, оно позволяет людям локализовать и в конечном итоге принять меры к видимым источникам хищничества и власти - в данном случае экономически успешных мусульман, которые остаются уязвимыми для обвинения в маите из-за их культурных корней.
Молоко, кровь и предательство родства
47 Колдовство создает невидимую экономику, основанную на неправомерном обмен и накопление. Он не подчиняется обычным законам потоков и обмена. Как только она будет запущена, такую экономику можно будет только демонтировать - и ее потоки «Замороженный» - когда майя вынужден глотать болотную воду. Чтобы понять, что влечет за собой экономика maita , как она подрывает традиционные формы социальности и родства, а также того, как это в конечном итоге угрожает социальному воспроизводству, мы должны на мгновение сосредоточиться на конкретных терминах оригинальной майи заключить договор с догува и изучить широкие последствия, которые имеет обмен молоком и кровью для местных моделей семьи, общества и воспроизводства. Во-первых, то, что человеческая кровь должна служить источником богатства в этой хищнической схеме, не случайно. Кровь представляет собой замечательно воспроизводящую жидкость в местных представлениях о физиологии и социальности 26 . Он придает силу и жизнь всем конечностям и органы и должны постоянно пополняться за счет регулярного приема пищи. Кровь в человеке подобна керосину в лампе: так же, как свет гаснет, когда уровень керосина становится низким, поэтому человек «мерцает», а затем умирает, когда его кровь рассеивается (Darrah 1980; Wall 1988). Кровь, качество, объем, и постоянство, которое меняется ежедневно, является своего рода топливом, дающим телу энергию. Благодаря своим качественным и количественным вариациям кровь симптоматизирует моральные и материальные отношения людей.
48 В идеале ярко-красный, кровь может стать черной или наоборот исчезают, если это становится испорченным, слишком густым или водянистым. Цвет крови также является признаком морального состояния человека: популярность буквально переводится на хауса как «белая кровь». («фарин джини») , а «черная кровь» («бакин джини») означает плохую репутацию. Отсюда следует, что люди, занимающиеся колдовством, имеют бакин. дзини, и, в более широком смысле, бакин фата (черная кожа), потому что сплетни, осуждающие их как ведьм, запятнали их. Пока жертва майе чахнет от недостатка крови и белеет 27 , майе сам видит его репутация, то есть его «кровь», потемнела в результате его злых дел. Это больше, чем метафорическая мера физического и морального благополучия людей. своими разнообразными состояниями и проявлениями объективизирует меняющиеся условия взаимодействия между собой и обществом (Wall 1988). Эта способность индексировать различные способы производства и обмена - это именно то, что позволяет крови столь мощно передавать зло ориентированной на догуву maita: как прогрессивное и полное извлечение крови у человека, кровососание «говорит о зловещем вызове, который подрывает вид надежного сдерживания, неотъемлемого от жизнеспособных социальная практика »(Weiss 1998: 181).
49 как вещество, дающее жизнь телам кровь становится существенный источник существования догувы, без которого она не может сделать богатство для своего хозяина, а тем более конкретизировать свое существование в качестве члена домашнее хозяйство. В конце концов, она бестелесный дух, существо дикой природы. Не имея собственной крови или плоти, она может только поддерживать свое «родство» с майе (инициируется подношением молока, о котором я расскажу подробнее ниже), через регулярное употребление человеческой крови. Помимо привнесения энергии в тел, кровь также является субстанцией родства: в прошлом родственников называли «кровными родственниками» (Nicolas 1975: 67). Хотя сегодня члены патрилиний известен как ‘ян маза (сыновья человеческие), кровь по-прежнему символизирует узы патрилинии. Истощая человека своей кровью, Догува забирает прочь больше, чем жизнь. Она разрушает самые представления о семье и воспроизводстве, о том, как жизнь обновляется, извращая термины (кровь, забота, продуктивность). через которое родство утверждается и поддерживается. Тем более, что майе вынужден назначать жертв из числа своих родственников, то есть людей его собственная «кровь».
50 Переходя к молоку, вспомните, что пригласить Догува в ее дом, Сначала человек предлагает ей калебас из молока. Как главный символ материнства, молоко - признак родства. Баба, пожилая женщина из Каро, Нигерия, заметила антрополог Мэри Смит (1954: 147) в 1950-х годах, что материнское молоко называлось «судьей ребенка», потому что оно всегда заставляло замолчать голодного ребенка. Молоко укрепляет неразрывная связь между матерью и ее ребенком. Николас (1975: 68) отмечает, что, хотя отец связан со своими детьми кровью (jini), Привязанность также считается материнской через молоко, жизненно важную субстанцию, которая поддерживает детей в младенчестве. Примечательно, что именно через молоко ведьма передала свои злые силы своим детям, поэтому отец, подозревающий, что его жена - майя , должен заплатить ей за нее ноно (грудное молоко) 28 . Покупая молоко своих детей за монету, он «режет» колдовство, тем самым гарантируя, что недоброжелательные черты матери не будут переданы грудному ребенку 29 .
51 Молоко обладает охлаждающими свойствами и используется в различных контекстах, чтобы нейтрализовать потенциально горячие, опасные вещества. Он может защитить от угрозы молнии. Во времена Бабы молоком втирали ступни младенца. поможет смягчить эффект горящего песка в жаркие дни (Smith 1954). Хотя прохлада молока обладает защитными свойствами, она также может иметь неприятные Последствия, от которых необходимо остерегаться: традиционно считалось, что материнское молоко вызывает бесплодие, если оно попадает на гениталии грудного ребенка. Тогда далеко от поскольку оно является нейтральным веществом, его использование и прием внутрь должны тщательно контролироваться именно потому, что оно так центрально вовлечено в материализацию (или стирание) родства и близости. Предлагая калебас с молоком «чужеродному» существу, живущему в кустах, майе делает ее одной из своих. Благодаря употреблению молока, которое не только выражает, но и составляет основу узы, объединяющей мать и ребенка, «дикая» догува становится единым целым. иждивенец в хозяйстве своего хозяина. За исключением секретности, которая окружает ее присутствие, она ведет себя так же, как и любой член семьи: живет, спит и кормление в семейном подворье. Действительно, как и другие члены семьи, она вносит свой вклад в общее богатство и рассчитывает на пропитание. Как Следующие показания показывают, что именно потому, что она теперь «родственница», она отказывается уйти по приказу maye:
52 «Вы берете Догуву, чтобы убить или причинять людям боль. Но потом, когда ты скажешь ей идти, она всегда возвращается. Она говорит: «Вы пришли ко мне домой, теперь я живу в вашем». И она убивает ваших домочадцев […] даже когда устала убивая людей, она остается с тобой. Она никогда не вернется в кусты ».
53Как иждивенец, она везде следует за своим хозяином, как ребенок, который цепляется за мать, на которую полагается в заботе. Хотя считается, что майе владеет духом, в прямом смысле слова она также владеет им. Через некоторое время, майе будет вынужден пожертвовать своей семьей, чтобы утолить ее ненасытный аппетит к крови. Поскольку родство, созданное между майе и дух через обмен молока мотивирован эгоизмом, а не солидарностью, он становится противоположностью самого истинного родства. Чтобы поддержать, это питается самой субстанцией родства, кровью. Обращаясь к своим родственникам, особенно к своим детям, чтобы удовлетворить все более хищный дух, майе наносит удар в самое сердце воспроизводства, принося в жертву «саму возможность будущего» (Smith 2004: 268).
54 Связь между колдовством и семьей, жадность и родство в Африке
был отмечен рядом исследований (Ashforth 1998; Ciekawy 2001; Geschiere 1997; Smith 2004) 30 .
Там колдовство «вызывает в воображении идею открытия, утечки, через которую выводятся люди или ресурсы» (Ciekawy & Geschiere 1998: 5) из
сообщество или домашнее хозяйство. Постоянно переопределяя, противореча и подрывая границы родства, он в конечном итоге предает их. Хотя он в
Сначала майе , который сначала не хотел жертвовать своими родственниками, чтобы обеспечить постоянную поддержку Догувы, он проявляет такое же бессмысленное пренебрежение к
пределы родства, как у других ведьм в других местах. Как колдуны ЛиПума (1998: 70) описывают в своем отчете о личности в Меланезии, он в конечном итоге становится
«Единственная и единственная причина его поведения». Угрожая родству, чрезмерный индивидуализм майя «угрожает природе самого социального»
(LiPuma 1998: 71), и именно поэтому его силы должны быть обязательно нейтрализованы, любой ценой.
55 В своем аккаунте majini (джинны), которые приносят богатство их владельцы в обмен на человеческую кровь на юго-востоке Кении, Смит (2004) пишет, что, хотя они уже давно связаны с опытом экономической перемещения, majini теперь говорят о вновь возникающих тревогах, связанных с разделением образования и наемной работы. Недавняя волна По его мнению, одержимость духом, которой страдают школьницы Таиты в прибрежной Кении, является драматическим ответом на вызовы, возникшие в результате либерализации местная экономика. В Нигере я не обнаружил такой связи между экономической либерализацией и распространением духовных сил, посредством которых опыт людей изменяющихся реалий дается содержание. Правда, старые представления о maita - связанной с материальным богатством, его производством и искажением - были переосмыслены. для учета новых процессов и новых результатов - например, когда политики обращаются к mayu за помощью в хищении крупных сумм денег у государства казна. Тем не менее, я предположил здесь, что maita все чаще говорит о конкретном опыте социальной трансформации, имеющем отношение к недавняя исламизация региона. Представления о колдовстве не только не исчезли с решительным прогрессом ислама, но и стали центральными в том, как простые жители догондучи понимают успех и заметность местной элиты. Как «реляционное исчисление негодования, страха и зависти» (Apter 1993: 124) Измеряя человеческую цену безнравственно приобретенного богатства, колдовство работает над демистификацией ислама, проливая свет на его скрытые действия и его «таинственные» валюты, его политические пристрастия, его угроза жизнеспособности известных социальных миров »(Comaroff 1997: 10). Помимо демонстрации того, что мусульмане, несмотря на непреклонно утверждает обратное, глубоко вовлеченный в оккультизм, идентификация мусульманских ведьм является эффективной стратегией для подтверждения центральной роли ориентированные на дух методы, направленные на защиту людей и мест от духов-мародеров.
56Конечно, не все, кто осужден за содержание догувы в Накопить богатство мусульмане и, следовательно, «современные». Жадность или колдовство догува не понимается на местном уровне как ответ на постколониальный реалии: в некоторых случаях ведьма накапливает скорее просо - символ «подлинной» ценности, чем деньги. Хотя колдовство конечно существует Внутри современности люди в Арваре не рассматривают колдовство как составные части современности, как раз наоборот. В самом деле, именно потому, что Колдовство, связанное с догува (а также нейтрализация предполагаемых ведьм), является частью местной традиции, которую местные мусульманские власти, стремясь к очистить город от пережитков «анимистов», осудить обвинения в колдовстве как отсталые и иррациональные. Когда обвиняемые в колдовстве объявляются невиновными chef de canton , люди сразу же предполагают, что речь идет о взяточничестве. Парадоксально, но именно поэтому мусульмане, которые утверждают, что не имеют отношения к Считается, что доисламские традиции участвуют в таких гнусных процессах производства богатства. Тот факт, что колдовство, ориентированное на догува, полностью опутано «Традиция и ее атрибуты» (Sanders 2003: 345) якобы усиливают ее таинственность для тех, кто утверждает, что отказался от своего культурного наследия, чтобы принять современность и ее артефакты. Таким образом, хотя колдовство, связанное с догува, говорит и помогает определить особую современность, которую воплощают мусульмане, и далеко идущие последствия. изменения, которые принесла с собой исламизация, она остается отличительной чертой антисовременного - и именно это делает ее столь мощно эффективной. Таким образом, он принадлежит к регистру того, что Айви (1995: 142) в своем описании японской современности называет «исчезновением»: те практики, которые «находятся на грани исчезновения» и получить признание как место аутентичных традиций. Это противоречие между колдовством как «исчезающей традицией» и колдовством как практикой, которая прочно укоренилась. в связях культурного производства, которые я исследовал в этом эссе, сосредоточив внимание на старых и новых проблемах, которые сосредоточенные на догуве образы противоправных потребление приглашать, раскрывать и восстанавливать.
Библиография
A pter , A.
1993 " Возвращение к Атинге: Колдовство йоруба и
Экономика какао, 1950-1951 »в J. C omaroff & J. C omaroff (ред.),
Современность и ее недовольство: ритуал и власть в постколониальной Африке (Чикаго: University of Chicago Press): 111–128.
A sforth , A.
1998 " Размышления о духовной незащищенности в современном африканском городе
(Соуэто) », Обзор африканских исследований 41 (3): 39–67.
2000 Мадумо: заколдованный человек (Чикаго: University of Chicago Press).
B эйдельман , TO
1963 «Колдовство in Ukaguru », в J. M iddleton & Э. Х. У inter (ред.), Колдовство и колдовство в Восточной Африке (Лондон:
Рутледж и Кеган Пол): 57-98.
B lunt , R.
2004 « Сатана - подражатель: недавняя космология коррупции в Кении », в
Б. У eiss (ред.), Создание африканского будущего: ритуал и воспроизводство в неолиберальную эпоху (Бостон: Лейден ): 294-328.
C iekawy , D.
2001 " Утсай как этический дискурс: критика власти от Миджикенды
в прибрежной Кении », в G. B ond & D. C iekawy (ред.), Диалоги колдовства:
Антропологические и философские обмены (Афины: издательство Университета Огайо): 158-189.
CИекави , D. & G eschiere , P.
1998 «Сдерживание колдовства: конфликтующие сценарии в постколониальной Африке», African Studies Review 41 (3): 1-14.
C omaroff , J.
1997 " Поглощающие страсти: жестокое обращение с детьми, фетишизм и «новый мир»
Порядок », Культура 17: 7-19.
C omaroff , J. & C omaroff , J. L.
Введение в 1993 г. в J. C omaroff & J. C omaroff (ред.), Современность и ее
Недоброжелатели: ритуал и власть в постколониальной Африке (Чикаго: издательство Chicago University Press): xi-xxxvii.
1999 «Оккультизм» Экономики
и насилие абстракции: заметки из южноафриканской постколонии », американский этнолог 26: 279-303.
D arrah , AC
1980 Герменевтический подход к хауса-терапии: аллегория
"Живого огня", докторская диссертация (факультет антропологии Северо-Западного университета).
É chard , N., J наша сеть , O. & L <диапазон
style = "font-variant: small-caps;"> allemand , S.
1981 «L’Afrique de l’Ouest. De l’obligation à la prohibition: sens et non-sens de la virginité des filles », в J.-P.
D ordet (реж.), Премьер-министр или роман с девственницей, прошедшей через все страны и континенты (Париж: Рамзи):
338–395.
E nglund , H.
1996 " Колдовство, современность и личность », Критика
Антропология 16: 257-279.
E фургоны -P Ричард , EE
1937
Колдовство, оракулы и магия среди азанде (Oxford: Clarendon Press).
F Алкингем , R.
1970 Политическая поддержка в деревне хауса, Ph. D.
Диссертация (Анн-Харбор, Мичиган: университетские микрофильмы).
F erguson , J.
1999 Ожидания современности: мифы и значения городской жизни
о замбийском медном поясе (Беркли: University of California Press).
F Углестад , F.
1983 История Нигера 1850-1960 (Нью-Йорк: Кембридж
University Press).
G eschiere , P.
1997 Современность колдовства: политика и оккультизм в
Постколониальная Африка (Шарлоттсвилл: University of Virginia Press).
G reen , M.
1997 " Практики и движение подавления колдовства: публичная политика
и логика очищения », Сравнительные исследования в обществе и истории 39: 319-345.
G Ренберг , J.
1946 Влияние ислама на суданскую религию
(Сиэтл: Вашингтонский университет Press).
H унтер , M.
1936 Реакция на завоевание (Кейптаун: Дэвид Филип).
I vy , M.
1995 Дискурсы исчезновения: современность, фантазм, Япония
(Чикаго: University of Chicago Press).
L Амбек , М.
2002 Тяжесть прошлого: жизнь с историей в Махаджанге,
Мадагаскар (Нью-Йорк: Palgrave Macmillan).
Latour, É. de
1982 «La paix destructrice», в J. B azin & E. T <диапазон
style = "font-variant: small-caps;"> erray (реж.), Guerres de lignages et guerres d'États en Afrique (Париж: Éditions des Archives contemporaines): 237 -266.
1984
«Maîtres de la terre, maîtres de la guerre», Cahiers d’Études africaines XXIV (3), 95: 273-297.
L i P uma , E.
1998« Современность и
Личность в Меланезии », в М. L ambek & A. S trathern (ред.), Bodies и
Persons: Comparative Perspectives from Africa and Melanesia (New York: Cambridge University Press): 53-79.
M Арвик , MG
1965 Колдовство в его социальном контексте: исследование северных
Родезийская Cewa (Манчестер: Университет Манчестера Press).
M asquelier , A.
1993 " Рассказы о власти, образы богатства: ритуальная экономика
Bori на рынке », в J. C omaroff & J. C omaroff (ред.), Современность
и его недоброжелатели: ритуал и власть в постколониальной Африке (Чикаго: University of Chicago Press): 3-33.
1999 «Деньги и змеи, их лекарство - убийство»:
Патология потребления в Южном Нигере », Исследования в области экономической антропологии 20: 97-115.
2000« Охотники за головами и каннибалы: миграция, труд и потребление в
Воображение Маури », Культурная антропология 15 (1): 84-126.
2001 Молитва испортила все: владение, власть и самобытность в исламском городе Нигер
(Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press).
2002 «Мифографии дорог: пространство, мобильность и историческое воображение в постколониальном Нигере», Американский этнолог 29 (4):
829-856.
2008 «Когда духи начинают маскироваться: случай скрытой дьяволицы в мусульманском городе Нигер», Africa Today (в печати).
M австралийский , М.
1923 - 1924 «Essai sur le don: Forme et raison de l'échange dans les».
sociétés archaïques », L’Année Sociologique, secondde série.
M Eyer , B.
1995 " Освобожденный от сил тьмы: сатанинские признания
Богатства в христианской Гане », Africa 65 (2): 98-132.
M e ДА , B. & P <диапазон
style = "font-variant: small-caps;"> els , P. (eds.)
2002 Магия и современность: интерфейсы сокрытия и откровения (Stanford: Stanford University Press).
M iddleton , J.
1963 " Колдовство и колдовство в Лугбаре », в J. M iddleton & Э. Х. У inter (ред.), Колдовство и колдовство в Восточной Африке (Лондон:
Routledge & Кеган Пол): 257-275.
M oore , H. L. & T нечетное , S.
2001
Магические интерпретации, материальные реальности: современность, колдовство и оккультизм в постколониальной Африке (Лондон: Рутледж).
N icolas , G.
1975 Dynamique sociale et appréhension du monde au sein d'une
société hausa (Париж: Institut d’Ethnologie).
O'B Риен , S.
1999 «Паломничество, сила и самобытность: роль хаджа в
Жизни нигерийских адептов хауса-бори », Africa Today 46 (3/4): 11–42.
P iaul T , MH
1970 Histoire Mawri:
Introduction à 1’étude des processus constitutifs d’un État (Париж: Éditions du CNRS).
1975 «Captifs du pouvoir et pouvoir des captifs», в C. M eillassoux (реж.), L’esclavage en Afrique précoloniale (Париж: Maspero): 321–350..
RУтерфорд , Б.
1999 «Чтобы найти африканскую ведьму: антропология, современность и
Поиск ведьм на северо-западе Зимбабве », Critique of Anthropology 19: 89-109.
S андерс , T.
2001 « Спасем нашу кожу: структурная перестройка, мораль и оккультизм
в Танзании », в H. L. M oore & T. S anders (ред.), Magical Interpretations,
Материальные реальности: современность, колдовство и оккультизм в постколониальной Африке (Лондон: Routledge): 160–183.
2003 «Пересмотр ведовства: постколониальная Африка и
Аналитическая (не) определенность », Американский антрополог 105 (2): 339-352.
S chmoll , PG
1993 «Черный Желудок, красивые камни: поедание душ среди хауса в
Нигер », в J. C omaroff & J. C omaroff (ред.), Современность и ее недовольные:
Ритуал и сила в постколониальной Африке (Чикаго: University of Chicago Press): 193–220.
S Мит , DJ
2001 «Ритуал Убийство, 419, Быстрое богатство: неравенство и популярное
Воображение в Юго-Восточной Нигерии », Американский этнолог 28 (4): 803-826.
S mith , JH
2004 «Of Программы одержимости духом и структурной перестройки:
Сокращение численности правительства, образование и их чары в неолиберальной Кении », в Б. W eiss (ed.), Proroduction African Futures:
Ритуал и воспроизводство в неолиберальную эпоху (Boston: Brill): 262–293.
S Мит , MF
1954 Баба из Каро: женщина мусульманского хауса (Нью-Хейвен:
Издательство Йельского университета).
S весла , BF
2004 «Муслим Святые в эпоху неолиберализма », в B. W eiss (ed.), Производство африканского будущего: ритуал и воспроизводство в неолиберальную эпоху (Бостон: Брилл): 79-105 .
T aussig , M.
1993 Мимесис и инаковость: особая история
Чувства (Лондон: Рутледж).
W все , LL
1988 Медицина хауса: болезнь и благополучие в Западной Африке
Культура (Дарем: издательство Duke University Press).
W alsh , A.
2004 " По следам событий: спекуляции на сапфирах и о них в
Северный Мадагаскар », Американский этнолог 106 (2): 225-237.
W eiss , B.
1998 " Электрические вампиры: слухи о коммодифицированном теле Хайя », М.
L ambek & A. S trathern (ред.), Тела и лица: сравнительные перспективы от
Африка и Меланезия (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета): 172–196.
Примечания
Ссылки
Библиографическая ссылка
Аделина Маскелье , « Колдовство, кровососущие духи и демонизация ислама в Догондучи, Нигер », Cahiers d’études africaines , 189–190 | 2008, 131–160.
Электронный справочник
Аделина Маскелье , « Колдовство, Кровососущие духи и демонизация ислама в Догондути, Нигер », Cahiers d’études africaines [Online], 189-190 | 2008, в сети с 15 апреля 2011 г., подключение 06 января 2021 г. URL : http://journals.openedition.org/etudesafricaines/10302 ; DOI : https://doi.org/10.4000/etudesafricaines.10302
В начало страницыОб авторе
Аделина Маскелье
Департамент антропологии, Тулейнский университет, Новый Орлеан.
Вверху страницаСпросил
СИМВОЛА ДУХ • ТЕНДЕНЦИИ ЗДОРОВЬЯ • ПОСЛЕДНИЕ • WELLNESS Изображения предоставлены:
(Flames) Веб-страница о вампирских турах по Новой Англии.
Авторские права на все размещенные здесь работы принадлежат .
Как легко .