OSIRIS, THE GOD OF THE DEAD AND THE AFTERLIFE
Изизм Осириса и Гор
Осирис был богом мертвых и загробной жизни. Он был судьей Божественного суда и председательствовал при вынесении приговора мертвым. Он был первой мумией и одним из самых почитаемых и могущественных божеств. Его часто изображали с высоким головным убором в виде конуса, в одной руке был посох, а в другой - цеп. Эти объекты часто изображают на изображениях фараонов, чтобы представить их божественную силу. Исида была женой Осириса и отцом Хоруса. Он был убит Сетом. его злой брат.
Согласно легенде Осирис изначально был местным богом плодородия и растительности на юге Египта, связанным с выращиванием сельскохозяйственных культур. Он был убит Сетом, и его части тела были разбросаны по всему миру. Исида собрала кусочки и завернула их в волшебную ткань, сотканную из ее волос богом бальзамирования Анубисом, что позволило Осирису возродиться богом мертвых. В одной из версий истории его тело было разорвано на 14 частей, и все они были найдены, кроме одного - пениса Осириса. Мумификация рассматривается как реконструкция событий смерти Осириса.
Осирис был мифологическим первым царем Египта и одним из самых важных богов. В некоторых версиях своего мифа Осирис был человеком, который умер и воскрес как бог. Он вел себя как египетский Иисус, давая людям надежду на загробную жизнь. Многие христианские ритуалы - распятия, розарии, причастие и святая вода - восходят к египетскому культу Осириса. Говорят, что он принес цивилизацию человечеству. Уннефер (Венен-нефер, Оннофрис) - имя, означающее «тот, кто постоянно счастлив», - было дано Осирису после его воскрешения. \ + \
Марк Милмор писал на сайте discoveringegypt.com: «Осирис обычно изображается в виде мумии, держащей посох и цеп царской власти. На голове у него белая корона Верхнего Египта, обрамленная двумя перьями из перьев. Иногда его изображают с рогами барана. Его кожа изображена синим цветом, цветом мертвых; черный - цвет плодородной земли; или зеленый, представляющий воскресение. Считалось, что голова Осириса была похоронена в Абидосе, его главном культовом центре. Каждый год во время его фестиваля происходило шествие и реконструкция его истории в
форма мистерии. [Источник: Марк Миллмор, discoveringegypt.com, discoveringegypt.com ]
Барбара Уотерсон писала для BBC: «Осирис, участник Великой Эннеады, был не только богом и верховным судьей Подземного мира, но и богом воскресения, наводнения и растительности ... Согласно мифу об Осирисе, он был просвещенным царем Египта, который был убит своим ревнивым братом Сетом, но воскрес. Этот миф гарантировал, что ему поклонялись в Абидосе, его главном культовом центре, где его смерть и воскресение ежегодно праздновались в чудесной пьесе. Он также был повсеместно почитаем, не в последнюю очередь за надежду на вечную жизнь, которую он давал всем египтянам ». [Источник: Барбара Уотерсон, BBC, 29 марта 2011 г.]
Категории с соответствующими статьями на этом веб-сайте: История Древнего Египта (32 статьи) factanddetails.com ;
Древнеегипетская религия (24 статьи) factanddetails.com ;
Древнеегипетская жизнь и культура (36 статей) factanddetails.com ;
Древнее египетское правительство, инфраструктура и экономика (24 статьи) factanddetails.com .
Веб-сайты о Древнем Египте: Энциклопедия египтологии UCLA, escholarship.org ; Справочник по истории древнего мира в Интернете: Египет sourcebooks.fordham.edu ; Открытие Египта discoveringegypt.com ;
История BBC: египтяне bbc.co.uk/history/ancient/egyptians ;
Энциклопедия древней истории Египта Ancient.eu/egypt ;
Цифровой Египет для университетов. Научное лечение с широким охватом и перекрестными ссылками (внутренними и внешними). Артефакты широко используются для иллюстрации тем. ucl.ac.uk/museums-static/digitalegypt ;
Британский музей: Древний Египет ancientegypt.co.uk ;
Золотая империя Египта pbs.org/empires/egypt ;
Музей Метрополитен www.metmuseum.org ;
Восточный институт Древний Египет (Египет и Судан) Проекты ;
Египетские древности в Лувре в Париже louvre.fr/en/departments/egyptian-antiquities ;
KMT: современный журнал Древнего Египта kmtjournal.com ;
Журнал «Древний Египет» ancientegyptmagazine.co.uk ;
Общество исследователей Египта ees.ac.uk ;
Проект Amarna amarnaproject.com ;
Общество изучения Египта, Денвер, egyptianstudysociety.com ;
Сайт Древнего Египта Ancient-egypt.org ;
Абзу: Путеводитель по ресурсам для изучения древнего Ближнего Востока etana.org ;
Ресурсы по египтологии fitzmuseum.cam.ac.uk
Осирис, Мертвые и загробная жизнь
Марк Смит из Оксфордского университета писал: «Для египтян бог Осирис предоставил модель, с помощью которой можно было полностью обратить вспять последствия разрыва, вызванного смертью, поскольку это божество подверглось двойному процессу воскрешения. Мумификация воссоздала его «телесное» я и оправдание против Сета его «социальное» я, реинтегрировав его и восстановив его статус среди богов. Посредством обрядов мумификации, которые включали оценку характера умершего, египтяне надеялись, что их возродят и оправдают, как Осириса. Эти обряды наделяли их личным осирианским аспектом или формой, что было знаком их статуса как члена свиты бога в подземном мире. Таким образом, умерший также подвергся двойному воскресению. Мало того, что были восстановлены их конечности и восстановлены умственные и физические способности, они вступили в личные отношения с Осирисом, которые одновременно поместили их в группу. [Источник: Марк Смит, Оксфордский университет, Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2008 г., escholarship.org <>]
«Чтобы понять, почему жизнь, смерть и воскресение Осириса имели такое значение, нужно сначала понять, как древние египтяне представляли человека. Их концепция была по сути монистической. Они не делили человека на тленное тело и бессмертную душу. Однако они воспринимали каждого человека как обладающего «телесным я» и «социальным я». Для обоих «возможность подключения» была важной предпосылкой. Подобно тому, как несопоставимые части человеческого тела могут эффективно функционировать только как части правильно построенного целого, так и индивидуальный человек может функционировать только как член правильно структурированного общества. Смерть вызвала двойной разрыв, разорвав связи между составными частями тела и в то же время изолировав покойного от общества его или ее бывших соратников. По сути, это была форма расчленения, как телесного, так и социального. <>
<▪
История Осириса
Осирис
Марк Смит из Оксфордского университета писал: «Согласно широко распространенной египетской традиции, бог Осирис родился в Фивах в первый эпагоменальный день, 361-й день года, как старший ребенок Геба и Нут, хотя некоторые Варианты аккаунтов предоставляют различные сведения о дне и месте его рождения и его отцовстве. При родах он имел длину один локоть (52,3 см). Во взрослом возрасте его полный рост составлял восемь локтей, шесть ладоней и три пальца, или примерно 4,7 м. Как и у других египетских божеств, его волосы были иссиня-черного цвета. Он женился на своей младшей сестре Исиде, с которой он завязал сексуальные отношения, когда оба были еще в утробе матери, и был коронован египетским царем в наследство от своего отца в Гераклеополе, приняв пятикратный титул «Гор, могущественный, две дамы» могущественный в доблести, Гор Золотого Осириса, Царь Верхнего и Нижнего Египта Осирис, Сын Победоносца Ра Веннефера ». Один источник сообщает, что до вступления на престол он занимал должности визиря, главного жреца Гелиополя и королевского герольда; другое, что он спровоцировал восстание против Шу до своего воцарения. [Источник: Марк Смит, Оксфордский университет, Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2008 г., escholarship.org <>]
«В возрасте 28 лет бог был убит своим братом Сетом. Согласно некоторым источникам, убийца оправдал свой поступок тем, что действовал в порядке самообороны. По словам других, он получил возмездие за то, что Осирис участвовал в незаконном романе со своей женой Нефтис. Потомком этого прелюбодейного союза был Анубис, которого иногда называют старшим сыном Осириса. В нескольких текстах говорится, что у бога также была дочь или дочери, без указания того, кем была их мать, от одного из которых он породил дополнительных сыновей. После убийства своего мужа Исида искала и обнаружила его труп, который затем был воссоздан путем мумификации. Используя свои могущественные заклинания и высказывания, она смогла пробудить Осириса и зачать от него сына Гора. Таким образом, сексуальные отношения, начавшиеся до того, как какое-либо божество действительно родилось, продолжались даже после смерти одного из них. <>
«Ребенок Гор был тайно воспитан своей матерью на болотах Хеммиса в дельте реки, где он был в безопасности от попыток Сета найти и убить его. Достигнув совершеннолетия, он отомстил за преступление, совершенное против Осириса. Сет был привлечен к ответственности, признан виновным и наказан за свой поступок, в то время как Хорус был провозглашен королем и законным преемником своего отца. Теперь, оправданный против своего врага, и с твердо установленной легитимностью своего наследника, Осирис был поставлен в качестве правителя подземного мира и его жителей. <>
«Этот краткий набросок представляет собой композицию, собранную из ряда египетских источников, относящихся к разным датам и из разных частей страны. Однако это иллюстрирует один важный факт. Осирис - одно из немногих египетских божеств, о которых можно написать даже набросок биографии. О нем сохранилось больше личных подробностей, чем о любом другом боге или богине. Это не просто случайность сохранения. Египтяне считали некоторых божеств важными из-за их безличных атрибутов и сил, роли, которую они, как полагали, играли в поддержании космоса. Но решающее значение Осириса для них заключалось в том, что он лично сделал и пережил. Его жизнь, смерть и воскресение считались особенно важными по отношению к их собственным судьбам, и поэтому они фигурируют в текстовых записях более заметно, чем рассказы о подвигах других божеств. Более того, поскольку большое значение придавалось тому факту, что эти события действительно пережил реальный человек, а не просто абстракции, личные детали были важны при их пересказе ». <>
<▪
Миф об Осирисе
Осирис в книге мертвых
Миф об Осирианском цикле гласит: «Теперь Великий Ра, наконец, состарился. Он увидел, что этот человек испугался и рассердился. Они создали первое оружие и напали на любого, кто мог быть врагом Бога Солнца. К сожалению, Ра решила покинуть Божественный Престол и уехала подальше от земли; Он двинулся туда, где еще мог видеть человечество, но был далеко от их досягаемости. Он сделал звезды и рассыпал их по животу Нюит. Он сделал Поле Мира и Поле Тростников домами для благословенных мертвецов. Наконец, Он призвал Мудрого Тота. Он обратился к Нему и сказал: «Смотри, Я буду сиять здесь, на небесах. Я освещу небо вверху и небо внизу. Ты должен представлять Меня на земле и записывать дела людей». Затем он создал форму Ибиса Тота и сделал Его Писцом богов. [Источник: сайт Theology WebSite]
«Когда Ра был в преисподней, мир был охвачен Тьмой, и люди боялись; Они оплакивали потерю Бога Солнца. Их крики достигли Самого Ре, и Божественный также превратил Тота в Великого Белого Бабуина. Тот сиял серебристым Светом, и человек больше не боялся захода Солнца. Это было милостью Ра к детям Его слез.
«Наконец, Ре приказал Гебу и Нуну охранять мир от Змей Хаоса; и Он поставил Своего правнука, Осириса, Владыку Вечности, новым фараоном Египта и сделал Исиду своей царицей. Осирис оказался мудрым и добрым правителем. Он научил людей орошать землю паводковыми водами Нила и выращивать на них урожай. Он научил их знать Богов и поклоняться им. Он дал им закон страны. Он увел их от канабализма и инцеста и принес людям цивилизацию.
«Вскоре Великий Фараон принес в Египет Золотой Век, и Он также отправился делиться Своей мудростью с дальними странами. Исида осталась на его месте, и она правила так же, как и Сам Осирис. Ее брат, Сет, Темный Лорд Шторма, Она смотрела, как мангуст смотрит на кобру. Ибо Сет жаждал Трон Осириса для Себя.
Сет убивает Осириса
«Когда Осирис вернулся в Египет, Сет разработал заговор для Его свержения с помощью семидесяти двух заговорщиков. Был запланирован банкет в честь Осириса; тот, на котором Хитрая Исида не пойдет. Во время празднества Сет начал говорить о великолепном сундуке, сделанном для Него. Он послал за сундуком, и все присутствующие восхищались прекрасным деревом и позолотой. Сет заявил, что подарит сундук любому мужчине, который сможет в него точно поместиться. [Источник: сайт Theology WebSite]
Сет
«Каждый, в свою очередь, лежал в груди. Некоторые были слишком низкими, а другие слишком высокими. Сет знал, что только Осирис точно подойдет сундуку, потому что он сконструировал его по точным размерам Осириса. Пришла очередь Осириса, и он доверчиво снова лег в сундук, уютно устроившись в нем. Гости, считавшие, что Сет потерял свою награду из-за фараона, смеялись. Сет подал сигнал своим заговорщикам, и сундук тут же захлопнулся и заперся. Сундук был отнесен в темноте ночи к рукаву Нила и брошен в холодные воды. Затем Сет объявил о смерти царя и короновал Себя царем Египта.
Когда Исида узнала о смерти мужа, она сошла с ума от горя. Она откинула прядь волос и оделась в вдовью одежду. Затем она отправилась на поиски тела своего мужа.
«Во время своих путешествий Исида узнала, что Осирис знал Ее сестру Нефтиду. От этого союза родился ребенок - Анубис, - но Нефтида отвергла Его при рождении. И так Киндли Исида выследила Его с помощью собак и вырастила Его, чтобы он был Ее опекуном и помощником.
Из деревни в деревню Она путешествовала, пока, наконец, не обнаружила, что сундук остановился в земле Библос. Он был запутан в корнях молодого деревца. Укрепленный убитым Богом, он вырос за одну ночь в высокое изящное дерево. Когда царь Библоса услышал об этом чуде, он послал за деревом, чтобы сделать из него столп для его дворца. Никто не подозревал, что в стволе дерева был гроб.
«Исида услышала об этом и пробралась во дворец, прожив там много месяцев. В конце концов она убедила царицу Библа отдать Ей столб, и она вскрыла его, чтобы открыть гроб внутри. Ей дали лучшую лодку в Библе, и Она отправилась домой в Египет; наконец, спрятав тело Осириса в болотах у Нила. Однажды ночью, когда Могучая Исида спала, Сет наткнулся на Мертвого Короля. В ярости Он разорвал тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту, чтобы гарантировать, что они не все будут найдены ».
Исида воскрешает Осириса из мертвых
Исида возвращает Осириса к жизни
«Когда Исида нашла пустой гроб, Ее крики достигли небес; даже до ушей Ее возлюбленной Нефтиды. Она подошла к Исиде, и две сестры обыскали землю в поисках разбросанного тела Осириса. Долгие печальные годы Дочери Нуит скитались по Египту. Везде находили фрагмент. Они построили святыню. Наконец, все части были собраны; за исключением фаллоса Бога. Исида воссоздала тело Осириса и создала фаллос из чистого золота, чтобы заменить потерянный член. Она обернула тело тканью и надушила его множеством ароматов. Так Осирис снова стал целым, и была создана мумификация. [Источник: сайт Theology WebSite]
«Затем Исида превратила Себя в ласточку и своими крыльями вдохнула Дыхание Жизни в своего мужа. Господь Вечности воскрес, наконец, возрожденный. Но это длилось всего одну ночь, чтобы Он и Исида могли зачать своего Божественного Сына Гора. Из-за потери своего фаллоса Он не мог вернуться в страну живых. Вместо этого Ре-Атум сделал Его Королем Мертвых в мире Прекрасного Запада. С тех пор каждый египтянин знал, что смерти нечего бояться, потому что его дух будет жить в Царстве Осириса.
«Даже Хорус не мог бы появиться на свет, если бы его сводный брат Анубис не пожертвовал днем своей жизни, чтобы Хорус мог родиться. Молодой Бог прожил тяжелое детство, но выжил, чтобы стать сильным и гордым. Вскоре Он достиг совершеннолетия и вознамерился исполнить Свою судьбу - вырвать Корону у Своего дяди, Сета, и таким образом отомстить за смерть Своего Отца и занять Его место как законного Наследника Трона ».
<▪
Осирис и мумификация
Марк Смит из Оксфордского университета писал: «Осирис представил модель, с помощью которой можно было обратить вспять последствия этого разрыва, поскольку бог подвергся двойному процессу воскрешения. Подобно тому, как мумификация восстановила его телесную целостность, оправдание Сета и последовавших за ним событий восстановило его социальное положение и снова интегрировало его в иерархию богов. Эти два понятия, мумификация и оправдание, тесно связаны. Последнее не без оснований было названо «моральной мумификацией». Добившись справедливости против Сета, Осирис вернулся к полной жизни, поскольку его смерть была несправедливостью. [Источник: Марк Смит, Оксфордский университет, Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2008 г., escholarship.org <>]
«Своим оправданием он полностью овладел смертью. Точно так же, как Осирис был возвращен к жизни и объявлен свободным от проступков, все умершие надеялись на возрождение и оправдание в результате процесса мумификации и сопутствующих ему ритуалов. Фактически они включали оценку характера умершего, которая прообразила оценку, проведенную в преисподней. Благоприятная оценка помогла обеспечить их интеграцию в общество богов и благословенных духов в загробной жизни, так же как бальзамирование восстановило их телесную целостность. И наоборот, отрицательная оценка вылилась в мучения, которые начались еще тогда, когда жертва все еще лежала на столе бальзамировщика. Из этого должно быть очевидно, что, если оправдание можно охарактеризовать как «моральную мумификацию», не менее правильно говорить о мумификации как «телесном оправдании». <>
«По окончании обряда бальзамирования, будучи возвращенным к жизни и освобожденный от обвинений в проступках, умерший был наделен аспектом Осириса. Фактически, выполнение таких обрядов иногда описывалось как «вручение Осириса кому-то». Многие египетские тексты о загробной жизни обращаются к «Осирису» человека или относятся к нему - к тому аспекту или форме, который умерший приобрел благодаря эффективности ритуалов, проводимых для его блага в месте бальзамирования, и в котором он должен был терпеть до конца вечности ». <>
<▪
Смерть: стать последователем Осириса в подземном мире
Марк Смит из Оксфордского университета писал: «Приобретение этого аспекта Осириса не предполагало идентификации с самим божеством, вопреки тому, что сказано во многих книгах по египетской религии. Скорее, это означало, что покойный был допущен к последователям бога и стал одним из его приверженцев в подземном мире. Таким образом, это была скорее unio liturgica, чем unio mystica. В отличие от последнего, первое подразумевает не личную индивидуальную идентификацию с божеством, а скорее привязанность к сфере этого божества. Это значит быть принятым в группу прихожан, в культовую общину, члены которой совершают «литургию» божества. В данном конкретном случае сообщество состояло из жителей загробного мира. Участвуя в их поклонении, умерший приобрел такой же статус, как и их. Поскольку они были, в первую очередь, самими божественными существами, умершие также приобрели божественный статус, а вместе с ним и бессмертие. Таким образом, концепция unio liturgica включает в себя элемент идентификации, но он скорее коллективный, чем индивидуальный. Покойного отождествляли с созвездием обожающих божеств, а не с объектом их поклонения. [Источник: Марк Смит, Оксфордский университет, Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2008 г., escholarship.org <>]
Ани до Осириса
«Облик Осириса был внешним признаком статуса человека как члена этого сообщества прихожан. И мужчины, и женщины могли быть наделены рассматриваемой формой. Гендерное различие между последним и богом не создавало препятствий для приобретения женщиной осирианского аспекта, поскольку женщины, как и мужчины, имели право присоединиться к его поклонению. Подобная взаимосвязь между формой и статусом имеет поразительную параллель в Papyrus Louvre E 3452, демотическом сборнике заклинаний трансформации, написанном для жреца по имени Имхотеп, умершего в 57 или 56 году до нашей эры. . Предполагалось, что благодаря этим заклинаниям он сможет принимать различные нечеловеческие формы в загробной жизни - сокола, ибиса, феникса, собаки и змеи, каждая из которых связана с определенным божеством. Но принятие такой формы не приводит к тому, что он становится этим божеством. Вместо этого в тексте говорится, что он будет следовать за рассматриваемым богом или служить ему. Фактически, в его названии прямо говорится, что цель претерпевания таких преобразований - дать возможность умершему «следовать за любым богом любого храма и поклоняться ему согласно его желанию в течение каждого дня». Здесь также обретение формы, связанной с определенным божеством, приводит не к отождествлению, а к принятию на себя роли преданного. <>
«Как видно из этого текста, египетский глагол, который лучше всего описывает отношения между богом Осирисом и Осирисом умершего человека, - это не xpr,« становиться », а скорее Sms,« следовать ». Можно сказать, что мертвый следует за божеством в двух различных смыслах: с одной стороны, он присоединяется к свите поклонников Осириса; с другой стороны, благодаря действенности обрядов мумификации, воссоздающих его телесную и социальную сущность, он идет по стопам Осириса, проходя тот же двойной процесс воскрешения, который ранее проходил у этого бога. <>
«Некоторые пытались свести к минимуму различие между« становлением »и« следованием »в этом контексте. Ассманн, например, утверждает, что стать Осирисом и познакомиться с культовой сферой этого бога - это просто «два лика одной медали», причем оба они являются частью посвящения умершего в преисподнюю. На эту оценку чрезмерно влияет греческая мистическая религия, в которой преданный фактически отождествляется с божеством, которому он поклоняется. Египетская концепция совсем другая. Тексты Гроба включают ряд заклинаний для превращения в различных божеств, в том числе заклинание 227 с названием «Превращение в Осириса». Это высказывание должно было гарантировать идентификацию получателя с этим божеством, но оно должно было использоваться кем-то, кто уже был наделен осирианской формой. Если этой формы было достаточно для идентификации с богом, какова была цель заклинания? В другом высказывании, Заклинании 4, к Осирису умершего человека обращаются со словами «Ты станешь Осирисом». Опять же, человек уже обладает осирианской формой, но его превращение в Осириса рассматривается как грядущее событие, то, что еще не произошло. Эти примеры ясно показывают, что с древнеегипетской точки зрения обретение осирианской формы и отождествление с этим божеством - две совершенно разные вещи ». <>
<▪
Почитание Осириса в его культовом центре в Абидосе
Считалось, что голова Осириса была похоронена в Абидосе, его главном культовом центре. Каждый год во время его фестиваля происходило шествие и реконструкция его истории, смерти и воскресения в форме мистерии. Мэри-Энн Поулс Вегнер написала в журнале «Археология»: «Древние египтяне тысячелетиями чествовали Осириса, бога смерти и возрождения, в культовом центре Абидос в Верхнем Египте. Начиная с начала второго тысячелетия до нашей эры, это место привлекало людей из всех слоев общества для участия в фестивале, инсценировавшем посмертную трансформацию бога. Во время основной процессии фестиваля, которая прошла более полумили через пустыню от храма Осириса до его гробницы, священники несли статуи бога и его божественную свиту в храмах в форме лодок. По пути убийство Осириса было драматично воспроизведено. Достигнув подземной гробницы, жрецы выполнили ритуалы, призванные регенерировать его инертное мумифицированное тело. Когда возрожденный Осирис вышел из своей гробницы, чтобы вернуться в храм, собравшаяся толпа взревела и радовалась празднованию победы бога над его врагами и триумфа человек над смертью. Для древних египтян смерть и возрождение Осириса послужили образцом для их собственного бессмертия. [Источник: Мэри-Энн Поулс Вегнер, Археология, январь-февраль 2013 г. ^ | ^]
«Миф об Осирисе имел также политическое значение. Египтяне верили, что в далеком далеком прошлом Египтом правил бог. После того, как его брат Сет убил и расчленил его, жена и сестра Осириса, богиня Исида, собрали разрозненные части. Затем Исида реанимировала тело бога на достаточно долгое время, чтобы зачать сына по имени Гор, которого она тайно вырастила. Когда он был достаточно взрослым, Гор бросил вызов праву Сета на власть. Божественный суд признал Гора законным наследником престола Египта. На протяжении тысячелетий миф служил образцом для передачи царской власти от отца к сыну. ^ | ^
«Стремясь обеспечить себе доступ к загробной жизни и узаконить свою преемственность, королевские покровители и элита общества построили часовни из сырцового кирпича и возвели искусно вырезанные стелы из известняка вдоль маршрута процессии к храму Осириса. Те, у кого меньше ресурсов, устанавливают более простые маркеры или оставляют после себя небольшие известняковые хлопья, нарисованные своими именами. Многие также принесли подношения еды, питья и благовоний в грубых керамических чашах - сотни из них были найдены на этом месте - свидетельство популярных религиозных обрядов, сохранившееся только в археологических записях. ^ | ^
«Королевские покровители и представители элиты общества часто помещали погребальные фигурки (шабти) в форме мумий возле могилы Осириса. Иногда они носили имена своих посвящающих или умерших членов семьи и были предназначены для выполнения любой работы, которая могла потребоваться мертвым в загробной жизни. Многие шабти были сделаны из фаянса, типично египетского материала, сделанного из легко формованной пасты, богатой кремнеземом, которая при обжиге давала глазурованную поверхность, напоминающую эмаль. Самый типичный цвет фаянса - бирюза - результат перегрева меди в пасте, которая символизирует рождение и возрождение. Эти образцы были найдены в гробнице элитного человека, датируемой примерно 1100 годом до нашей эры. Гробница была построена внутри часовни, которая была примерно на 150 лет старше. Хотя гробница была ограблена задолго до раскопок 2011 года, грабители оставили после себя почти 50 шабти, которые содержат как имя, так и титулы владельца гробницы, возможно, «Жреца [дома] хлеба, Шед-Асет». Более поздняя глиняная шабти (внизу, третья слева), также найденная в этом контексте, указывает на повторное использование гробницы. На спине шабти (внизу справа) есть небольшой отпечаток пальца, вероятно, принадлежащий ребенку, который его сделал ». ^ | ^
Храм Осириса в Абидосе
<▪
Шествие Осириса на фестивале Хояк в Абидосе
О так называемом фестивале хояк в Абидосе. Мартин Штадлер из Вюрцбургского университета писал: «Для Среднего царства шествие бога подземного мира Осириса во время фестиваля Кояк хорошо задокументировано. Процессию можно реконструировать следующим образом: она покинула храм бога в Абидосе, чтобы посетить его захоронение в пустыне, называемое Пкр («Покер»), расположенное в месте, известном сегодня как Умм-эль-Кааб, пре- и раннединастический период. королевский некрополь Абидоса. На этом месте находится гробница царя 1-й династии Джера (2974 - 2927 гг. До н.э.), которая считалась гробницей Осириса (по крайней мере) около 2000 г. до н.э. вперед. [Источник: Мартин Штадлер, Вюрцбургский университет, Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2008 г., escholarship.org <>]
«Таким образом, процессия покойного королевского бога Осириса сочетала в себе как царские, так и погребальные элементы. Точный маршрут процессии до Покера не совсем ясен, но большое количество стел и часовен Среднего царства, выстилающих так называемую «террасу великого бога» (rwd n nTr aA) за храмом Осириса, указывает на то, что здесь nSmt, священная кора Осириса, прошла мимо - указание, подкрепленное повторяющейся формулой стел, выражающей надежду посвященных увидеть «совершенство» (nfrw) Осириса. Увидеть совершенство Осириса было символом вынесения приговора после смерти и вступления в загробную жизнь. Северное и среднее кладбища, примыкающие к «террасе великого бога» Абидена, сами по себе могут рассматриваться как фланги процессии, ведущей в пустыню к вышеупомянутой гробнице Джера. <>
«Точная структура шествия, однако, до сих пор не известна, потому что сам праздник держался в секрете. Фестиваль Кояк, вероятно, состоял из нескольких процессий, причем процессия Wepwawet (prt Wp-wAwt) предшествовала «великой процессии» (prt aAt) Осириса. Вполне вероятно, что во время этих процессий миф об Осирисе был драматически воспроизведен или, по крайней мере, прочитан. Дальнейшие свидетельства, состоящие из надписей и сцен в часовнях Осириса на крыше позднего птолемеевского - раннеримского храма Хатор в Дендаре, могут дать нам некоторое представление об этих коякских «тайнах». Несмотря на позднюю дату этих засвидетельствований, есть основания полагать, что часть текстов восходит к Среднему царству ». <>
На фестивале, приуроченном к фестивалю Хояк во времена Птолемеев и Рима, Филип Коппенс из Карлова университета в Праге писал: «Фестиваль коронации священного сокола» (xaw nswt) был лишь одним из многих примеров этот тип застолья. Он отмечался в первые дни месяца Тиби и подробно изображен на внутренней стороне ограждающей стены храма. Фестиваль последовал почти сразу после праздников, посвященных интернированию и воскрешению бога Осириса в его роли правителя Египта и отца Гора в конце месяца хояк. В первый день пятого месяца года Гор, как сын и законный наследник Осириса, принял царство над двумя землями. Ежегодный фестиваль коронации священного сокола можно рассматривать как реконструкцию Гора и правящего фараона, занимающих свое законное место на троне Египта. Основные мероприятия этого праздника состояли из серии шествий на территории храма. Основные этапы праздника включали: шествие статуи Гора с головой сокола от святилища до «Храма Священного Сокола», расположенного перед главным храмом; избрание священного сокола, выращенного на территории храма, наследником бога; демонстрация этого сокола (с помоста между двумя крыльями пилона) толпе людей, собравшихся перед храмом; коронация сокола в храме; и, наконец, праздничная трапеза в «Храме священного сокола». Еще один важный праздник в храме Эдфу, о котором сохранилось не только название, - это «Праздник Победы» (Hb qnt), изображенный на внутренней части стены ограждения. [Источник: Филип Коппенс, Чешский институт египтологии, Карлов университет, Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2009 г., escholarship.org ]
Исида, популярная египетская богиня магии и материнской любви
Исида
Исида была богиней материнства и магии. Жена и сестра Осириса и мать Гора, она часто была топлес и одета в красное платье. Вероятно, самый популярный член египетского пантеона, она изначально была местным богом в северном Египте и восхищалась ее магическими способностями и преданностью мужу и сыну. Исида, Нефтида, Нейт и Селкет - или Баст, и Хатор - были четырьмя женщинами-благодетелями мертвых, охранявшими гробы и канопские кувшины. Исида отвечала за защиту кувшина с печенью. Четыре сына Хоруса - Имсети, Хапи, Кебсенуэф и Дуамутеф - охраняли святыни внутренних органов среди других обязанностей. В римский период ей даже поклонялись в Лондоне. Ее культ божественной матери продолжался до тех пор, пока его не вытеснил культ Девы Марии. См. Также тексты пирамид, похороны, приговор.
Марк Милмор написал на сайте discoveringegypt.com: «Исида была связана с погребальными обрядами и, как говорят, сделала первую мумию из расчлененных частей Осириса. Как чародейка, воскресившая Осириса и родившая Гора, она также была дарителем жизни, целительницей и защитницей королей. Исида изображается с троном на голове, а иногда и кормящей грудью младенца Гора. В этом проявлении она была известна как «Богородица». Для египтян она представляла идеальную жену и мать; любящий, преданный и заботливый. Ее самый известный храм находится в Филах, хотя ее культ распространился по всему Средиземноморскому миру, а в римский период распространился до Северной Европы. [Источник: Марк Миллмор, discoveringegypt.com, discoveringegypt.com ]
Государственный университет Миннесоты, Манкато Исида - сестра Нефтиды, с которой она действовала как божественная скорбящая по мертвым, и божественно представлена Анкх ... Она также известна как Царица Небес (по аналогии с Астарте), и управляет всеми вопросами, касающимися жизни, материнства и колдовства. В мифе о происхождении Ре и мира было написано, что она узнала имя Ре, зачаровав ядовитую змею, чтобы она укусила его. Змея укусила Ра, и Исида могла исцелить его, только зная настоящее имя Ре. Зная имя Ре, она обрела силу, равную ему, а затем получила всю свою магическую силу и с тех пор стала известна как божественная чародейка. Другой из мифов Исиды касается как Исиды, так и Осириса и Гора. В этом мифе Сет убивает Осириса и разбрасывает его тело на четырнадцать частей по всему миру. Исида идет на поиски этих кусочков. После того, как она находит все части, она собирает Осириса, и он возвращается к жизни на одну ночь, в течение которой Исида зачат их сына, Гора. Осирис становится Повелителем мертвых. Хорус был рожден и решил отомстить за смерть своего отца, убив Сета. С тех пор Исида жила как божественная скорбящая на земле и на небе. [Источник: Государственный университет Миннесоты, Манкато, ethanholman.com]
Исида получает истинное и скрытое имя Re
Миф о том, как Исида получает истинное и скрытое имя Ре, гласит: «Итак, Исида была женщиной, которая обладала Словами Силы; Ее сердце было утомлено миллионами мужчин, поэтому она выбрала миллионы богов, но она более высоко ценила миллионы духов. И она медитировала в своем сердце, говоря: «Не могу ли я посредством Священного Имени Божества сделать Себя Хозяйкой Земли и стать Богиней, подобной Ра на небесах и на земле?» [Источник: Интернет-архив, с сайта AOL-Wiccan]
Исус, кормящий грудью Гор
«Теперь вот, каждый день Ра входил во главе Своих святых мореплавателей и устанавливал Себя на Троне Двух Горизонтов. Теперь Божественный состарился, Он потек изо рта, Его слюна упала на землю, и Его слюнки упали на землю. И Исида замесила его с землей в Своей руке и сделала из него Священного Змея в виде дротика; Она не поставила его прямо перед Своим лицом, но позволила ему лечь на землю на пути, по которому Великий Бог вышел, согласно желанию Своего сердца, в Свое двойное Царство.
«Теперь Святой Бог воскрес, и боги, которые следовали за Ним, как если бы Он был фараоном, пошли с Ним; и Он вышел согласно Своему повседневному обычаю; и Священный Змей укусил Его. Пламя жизни отошло от Него, и Тот, кто обитал среди седров, был побежден. Святой Бог открыл Свои уста, и крик Его Величества достиг небес; Его группа Богов спросила: «Что случилось?» и Его Боги воскликнули: «Что это?». Но Ре не мог ответить, потому что его челюсти дрожали, и все его члены дрожали; яд быстро распространился по Его плоти, как Нил разливается по всей Его земле.
«Когда Великий Бог утвердил Свое сердце, Он воззвал к тем, кто был в Его свите, говоря:« Придите ко Мне, о вы, которые возникли из Моего тела, о боги, вышедшие из Меня, Сообщи Тебе Хефере, что на Меня постигло ужасное бедствие. Мое сердце постигает это, но Мои глаза не видят этого; Моя рука не причиняла этого, и я не знаю, кто сделал это со Мной. , и болезнь не может причинить большего горя, чем это. Я князь, сын князя, Священная Сущность, происходящая от Божественности. Я Великий, Сын Великого, и Мой Отец задумал Мое Имя; У меня есть множество Имен и множество Форм, и Мое Существо находится в каждом Боге. Я провозгласил через вестников Тему и Гора, и Мой Отец и Моя Мать произнесли Мое Имя; но оно было сокрыто во Мне Тем, кто родил Меня , кто бы не хотел, чтобы Слова Силы какого-либо провидца господствовали надо Мною. Я вышел, чтобы посмотреть на то, что Я создал, я был па петь в мире, который я создал, когда вот! Что-то ужалило Меня, но чего я не знаю. Это огонь? Это вода? Мое сердце в огне, Моя плоть дрожит, и трепет охватил все Мои члены. Да будут приведены ко Мне Дети Мои, Боги, обладающие Словами Силы и Магической Речи, и устами, которые знают, как их произносить, а также силами, которые достигают даже Небес ».
«Тогда Дети каждого Бога приходили к Нему с воплями горя. И Исида также пришла, неся со своими словами магической силы, и ее уста были полны дыхания жизни; ибо Ее Талисманы побеждают боли болезни, а Ее Слова снова оживляют глотки мертвых. И она сказала, говоря: «Что случилось, о Святой Отец? Что случилось? Неужели змей укусил Тебя, и то, что ты сотворил, подняло на Тебя голову свою? Воистину, это должно произойти. быть низвергнутым Моими действенными Словами Силы, и Я прогоню его от взгляда Твоих солнечных лучей ».
«Святой Бог открыл Свои уста и сказал:« Я шел своим путем, и я шел через две области Моих земель согласно желанию Моего сердца, чтобы увидеть то, что Я создал, когда вот! Я был укушен змеем, которого я не видел. Это огонь? Это вода? Я холоднее воды, я горячее огня. Вся моя плоть потеет, я дрожу, У Моего Глаза нет силы, Я не могу видеть небо, и пот приливает к Моему Лику, как летом ».
«Тогда Исида сказала Ра:« О, скажи Мне Твое Имя, Святой Отец, ибо всякий, кто быть избавленным от имени Твоего, буду жить ». И Ра сказал:« Я сотворил Небеса и Землю, Я соединил горы, Я создал все, что над ними, Я создал воду, Я сделал, чтобы прийти в Богиню Мехт-урт, и я создал «Быка Его Матери», из которого происходят наслаждения любви. Я создал небеса, я расправил два горизонта, как занавес, и поместил в них душу Богов. Я Тот, Кто, если Он откроет глаза, сотворит Свет, а если закроет их, возникнет Тьма. По Его приказу поднимается Нил, и Боги не знают Его имени. Я создал часы, я создал дни, я выдвигаю праздники года, я создаю разлив Нила. Я делаю Огонь Жизни и кормлю дома. Я Кхепера утром, я Ра в полдень и я Тему вечером ".
«Между тем яд не был удален с Его тела, но он пронзил все глубже, и Великий Бог больше не мог ходить. Тогда Исида сказала Ра: «То, что ты сказал, не Твое Имя. О, скажи это Мне, и яд уйдет; ибо Он будет жить, Чье Имя откроется».
Теперь яд горел, как огонь, и он был яростнее пламени и печи, и величие Великого Бога сказал: «Я согласен, что Исида будет исследовать Меня, и чтобы Имя Мое перешло от меня в Нее». Тогда Бог скрылся от богов, и его место в Лодке миллионов лет было пусто. И когда пришло время для выхода сердца Ра, Исида обратилась к своему сыну Гору, сказав: «Бог связал Себя клятвой отдать свои два глаза».
Римское изображение водной церемонии Исиды
«Так было взято Имя Великого Бога от Него, и Исида, Владычица Слова Магической Силы, сказала:« Уходи, яд, выходи из Ре. О, Глаз Гора, выходи из Бога. и сиять за пределами Его уст. Это я работаю, это я заставляю падать на землю побежденный яд, ибо Имя Великого Бога было отнято у Него. Дай Ре жить, и пусть яд умереть! Пусть умирает яд, и пусть Ре живет! " Это слова Исиды, Могущественной Леди, хозяйки богов, которая знала Ра по Его собственному имени ».
Таинственные культы Исиды
Кики Кароглу из Метрополитен-музея писала: «Исида была еще одной восточной богиней, культ которой распространился по всему Средиземноморью. Подобно Деметре, Исида считалась законодательницей и защитницей посевов, в то время как в ее честь проводились ритуальные очищения и тайные обряды. В Египте фараонов Исида была сестрой и женой Осириса (бога загробной жизни) и матерью Гора, которого она, кажется, кормила грудью. В греческом мире самый ранний храм, посвященный Исиде, был основан в Афинах в четвертом веке до нашей эры. Культ быстро распространился в III веке до нашей эры. и был тесно связан с политической и военной деятельностью Птолемеев. К этому времени супругой Исиды был Сарапис или Серапис, синкретический бог, созданный в Египте, который представлял границу между жизнью и смертью и отождествлялся с Аидом и Асклепиосом. Гарпократа, их сына, часто изображают касающимся губ пальцем в жесте, предназначенном для сохранения секретности. Многочисленные миниатюрные бронзовые и терракотовые статуэтки Гарпократа сохранились, и они, вероятно, происходят от эллинистического прототипа, сделанного в Александрии. [Источник: Кики Кароглу, Отдел греческого и римского искусства, Музей Метрополитен, октябрь 2013 г., metmuseum.org \ ^ /]
«Культ Исиды пришел в Рим в конце II века до нашей эры. и достигла своего апогея во втором веке нашей эры.Два наиболее информативных текста - это эссе Плутарха "Об Исиде и Осирисе" и "Метаморфозы Апулея", особенно книга одиннадцатая. Обе работы сочетают в себе черты других мистерий и содержат довольно общие описания обрядов инициации. Надписи, с другой стороны, предоставляют некоторые доказательства организации культа, который, похоже, был смоделирован по образцу египетского духовенства. Первоначально священниками как Исиды, так и Сараписа служили только мужчины. Со временем, когда возобладал культ Исиды, женщинам было разрешено становиться жрицами. Было два заметных отклонения от более ранних мистических культов: термин mystes не встречается в надписях Исиды, и требовалось продолжающееся служение богине и тесные отношения со святилищем. \ ^ /
«Посвящение - это не просто самоцель, это ряд шагов, ведущих к более высокому служению. Посвященные Исиды сбривали волосы, носили льняные одежды и носили систрум, характерный ударный инструмент для культа, также имеющий египетское происхождение. Подобно тарелкам Kybele, дребезжащий звук, производимый им, был наполнен магическими и защитными качествами. Со временем иерархия стала более сложной, но, похоже, не существовало центральной власти, а различные храмы были вполне независимыми. Исида оставалась чисто египетской богиней, и ее культ сохранял четкую египетскую идентичность даже после завоеваний Александра и римлян ». \ ^ /
Гор, соколеголовый покровитель королей
Гор
Гор был богом неба с головой сокола, божественным защитником и покровителем королей. Он был сыном Осириса и Исиды и врагом своего злого дяди, бога Сета. Исида родила Гора после того, как Сет убил Осириса и узурпировал его трон. Она спрятала его от Сета, спрятав его под своими волшебными волосами. Гор был королем живых. Его часто отождествляют с защитой и ассоциируют с фараонами.
Гор изображается в виде сокола или человека с головой сокола. Иногда его изображают юношей с боковым замком, сидящим на коленях у матери. Ему поклонялись во всем Египте, и он был особенно связан с Эдфу, местом древнего города Месен, где он был известен как Гор Бедетитянин, и его храм все еще можно увидеть. Были также крупные культовые центры Гора в Бехдете в дельте Нила и Иераконполисе. [Источник: Марк Миллмор, discoveringegypt.com, discoveringegypt.com ]
«Гор (Харерис, Гарпократ, Харсиесис, Ре-Харахти) изначально был богом неба и был представлен Великой Эннеадой, что дало группе девять членов. Его отождествляли с живым королем. Есть много историй о его битвах с Сетом. Его вырастила мать, чтобы отомстить за убийство отца. После 80-летней борьбы Гор победил Сета и стал царем Египта. Глаз Гора, олицетворяющий силу, жизненную силу и самопожертвование, появился из мифа, в котором Гор отказался от своего правого глаза в битве с Сетом. [Источник: Университет штата Миннесота, Манкато, ethanholman.com, \ + \ Барбара Уотерсон, BBC, 29 марта 2011 г.]
«Харерис: был формой Гора. «Старший Гор»; его отождествляли с богом-соколом и, в частности, с покровителем царя. Гарпократ (Хор-Па-Хред) был поздней формой Гора в его аспекте сына Исиды и Осириса. Он был изображен в виде обнаженного ребенка с замком юности, держащего палец у рта. Харсиесис был формой Гора, специально обозначенного как «сын Исиды». \ + \
Гор против Сета и правление фараонов
Гор и Сет короновали Рамзеса III
О битве между Хорусом и Сетом в начале творения Ли Хаддлстон из Университета Северного Техаса написал: «Отец Геб столкнулся с уникальной проблемой. Атум передал свое правление своему единственному сыну Шу; Шу, в свою очередь, уступил место своему единственному сыну Гебу. У Геба было две пары близнецов от одной беременности Нат. Когда ему пришло время передать контроль над землей [ЕГИПЕТ], у него было два сына, из которых он мог выбрать следующего правителя. Некоторые истории предполагают, что он, возможно, разделил Египет; другие говорят, что он отдал все Осирису, а остальной мир отдал Сету. Какими бы ни были обстоятельства, Сет был недоволен своей судьбой. Он убил своего брата Осириса; разрезал его тело на мелкие кусочки и бросил их в НИЛ. Там Осирис слился с Рекой и стал Рекой. Исида с помощью своей сестры Нефтиды нашла все части Осириса, кроме фаллоса. Исида парила над ним, умоляя его встать и оплодотворить ее. Чудом Осирис воскрес и оплодотворил свою жену, прежде чем отправиться на Запад, в дом Атума, где он стал Духом, в котором души умерших праведников в конечном итоге обретут спасение. [Источник: Ли Хаддлстон, Ancient Near East Page, январь 2001 г., Интернет-архив, из UNT \ = /]
«В терминах Исида родила Гора. Она скрывала его от дяди Сета, пока ему не исполнилось восемнадцать. Затем она представила Гора Совету Богов, аргументируя это тем, что, как единственному сыну Осириса, Хорусу следует отдать царство своего отца [Египет]. Геб не мог решить, должен ли править молодой Гор или старший и более сильный Сет. Последовала серия споров между братом бывшего правителя и его сыном, чтобы определить, кто из них лучше всего подходит для правления Египтом. В процессе этого Сет был обманут, заставив признать, что права наследования сына имеют приоритет над правами брата; и в вид бесчестившего себя. В результате этих споров развиваются следующие условности.
«1) Гор всегда был фараоном, а фараон был царем Египта по Божественному праву. (На самом деле, не все фараоны утверждали, что они были Гором; некоторые отождествляли себя с Сетом, особенно если они были связаны с чужими землями или их столицы находились на земле Сета; другие отождествляли себя со своими любимыми богами.) Идея Божественного Царя сохранялась в Средиземноморский бассейн до триумфа монотеистических религий более 3400 лет спустя. 2) Фараон сначала обладал исключительным правом входить на Небеса, но к 2200 г. до н. Э. была понята духовная динамика Спасения, и Демократизация Небес завершилась.
«3) Правило первородства было еще одним победителем в борьбе между Гором и Сетом за право первородства Осириса. Гор, Исида и их сторонники использовали аргумент, что Осирис, первенец Геба, по праву владел Египтом и что его владения должны перейти в неприкосновенности его Сыну, а не его брату. Победа Хоруса задним числом была победой Осириса в его более ранней ссоре с Сетом. Институт, называемый Первородством, существует уже более пяти тысяч лет, но его общественное признание снизилось с упадком Института, называемого Дворянством ».
<▪
Текст в гробу: «Повесть о Горе и свинье», 1900 г. до н.э.
Текст в гробу: «Сказка о Горе и свинье» (ок. 1900 г. до н.э.): Почему египтяне не ели свинину: «О, Батит, вечерний болотник, вы, жители Мендеса, вы из Буто, вы тени Ре, не знающей похвалы, вы, варившие пиво в пробках - знаете ли вы, почему Рехит [Нижний Египет] был отдан Гору? Это Ра дал ему его в качестве компенсации за повреждение глаза. Это был Ре - он сказал Хорусу: «Молись, позволь мне увидеть твой глаз, раз уж это случилось с ним» [ранен в битве с Сетом]. [Источник: А. де Бак, «Тексты египетских гробов» (Чикаго, 1918), с. 326, Интернет-справочник по древней истории: Египет, Фордхэмский университет]
Потом Re увидел это. Ре сказал: «Молись, посмотри на ту травму в твоем глазу, а твоя рука прикрывает находящийся там здоровый глаз». Затем Хорус посмотрел на эту травму. Он принял форму черной свиньи. Вслед за этим Гор вскрикнул из-за состояния его глаза, который был бурным [воспаленным]. Гор сказал: «Вот, мой глаз подобен тому первому удару, который Сет нанес мне в глаз!» Вслед за этим Гор проглотил свое сердце перед ним [потерял сознание].
Тогда Ра сказал: «Положи его на кровать, пока он не поправится». Это был Сет - он принял форму против него, как черная свинья; после этого он нанес удар ему в глаз. Тогда Ре сказал: «Свинья - мерзость для Гора». «Если бы он мог выздороветь», - сказали боги. Вот как свинья стала мерзостью для богов, а также для людей, ради Хоруса ... »
Сет
Seth
Сет (также известный как Сет, Сетех, Сути и Сутех) был сыном Геба и Нут и злым братом Осириса. Бог штормов, тьмы, хаоса, беспорядка и насилия, он убил Осириса и был отождествлен со многими животными, включая свинью, осла, пустынного орикса, окапи и бегемота, а иногда представлял его как животное неопознанного типа. Он убил своего брата Осириса и был врагом и соперником Гора. [Источник: Государственный университет Миннесоты, Манкато, ethanholman.com]
Барбара Уотерсон писала для Би-би-си: «Сет, Красный Бог, бог пустыни и провозвестник гроз и насилия, был представлен в виде животного, еще не идентифицированного египтологами. У него изящное тело борзой, но с длинным жестким раздвоенным хвостом и квадратными ушами, в отличие от любого представителя семейства собачьих. Он был одним из старейших божеств Египта, и египтяне относились к нему неоднозначно. Они боялись его способности причинять вред, но восхищались его силой и свирепостью. Греки приравнивали его к чудовищу Тифону ». [Источник: Барбара Уотерсон, BBC, 29 марта 2011 г.]
Марк Милмор написал на сайте discoveringegypt.com: Сет «узурпировал трон Египта, и большинство других богов презирали его. В конце концов Хорус победил Сета, но считалось, что их битва была вечной борьбой между добром и злом. Хотя Сет не смог удержать трон Египта, он продолжал быть соратником Ра. Иногда он сопровождал Ра по небу на его солнечной лодке, вызывая штормы и плохую погоду. Некоторые почитали Сета, и его главный культовый центр находился в Накаде. Некоторые короли уподобляли себя Сету в битве, но по большей части люди ненавидели его, и его поражение от Хоруса регулярно праздновалось ». [Источник: Марк Миллмор, discoveringegypt.com, discoveringegypt.com ]
Спор Гора и Сета
«80 лет раздора между Гором и Сетом» гласит: «Хорус, Мститель Осириса, пришел до Великой Эннеады. Когда Его Мать была рядом с Ним, Он говорил о жестоком убийстве Своего Отца руками Сета. Он говорил о узурпации престола Египта. Боги были впечатлены красноречием Соколиноголового, и они пожалели Его. Шу, Сын Создателя, был первым, кто сказал: «Право должно править могуществом. Могущественный Сет имеет силу на Его стороне, но Юный Хорус имеет Правосудие. Мы должны совершить Правосудие Хорусу, провозгласив:« Да! У вас будет трон » Твоего Отца! »Тот, Владыка Мудрости, сказал Эннеаде:« Это верно миллион раз! » Исида издала громкий крик радости. Она умоляла Северный Ветер изменить направление на Запад, чтобы шепнуть новости Осирису. Лорд Шу заявил: «Предоставление престола Гору кажется правильным для всей Эннеады! Тот передаст Хорусу королевский перстень. Мы увенчаем Его Белой короной!» [Источник: сайт Theology WebSite]
«И на это Сет провозгласил:« Это я каждый день убиваю Врага Ра. Это Я стою на носу «Кора миллионов лет», и никакой другой Бог не может этого сделать. Я, который должен получить кабинет Осириса! " Боги знали ужасы змей Хаоса. Они пробормотали, что Сет был прав. Гор, Владыка Света, заговорил и сказал: «Должен ли кто-нибудь отдать должность дяде, когда там телесный Сын?» Исида пришла в ярость из-за того, что Эннеад не высказалась в пользу Ее Сына. Она жаловалась Им до тех пор, пока, ради мира, Они не пообещали, что Справедливость будет отдана Хорусу. Могучий Сет был рассержен. «Как посмели вы, трусы, нарушить Твою клятву! Я буду забирать Мою Великую Септру и поражать ею одного из Тебя каждый день! Я клянусь, что не буду оспаривать Свое дело ни в каком суде, где присутствует Исида!» Повторно провозгласил: «Мы переправимся через реку к Острову посреди и попробуем на нем дело. Я далее прикажу паромщику не переправлять Исиду».
Сет и Гор
«Хитрая Исида, хозяйка магии, превратилась в согнутую старуху. Она несла банку муки и медовые лепешки. Она протянула паромщику золотое кольцо, чтобы пропустить Ее, и вскоре Они переправились. Она проскользнула между деревьями и направилась к лагерю Эннеад.
Боги устраивали пир, но Сет стоял отдельно от Божественной компании. Исида снова изменила свой облик. Теперь она появилась как красивая молодая женщина, одетая как вдова. Великая Госпожа подошла к Повелителю Бури. "Кто ты, моя красотка?" спросил Сет, "И зачем Ты пришел сюда?"
«Исида закрыла лицо и заплакала:« О Великий Господь, я ищу чемпиона. Я была женой пастуха и родила ему сына. Потом мой дорогой муж умер, и мальчик начал пасти скот своего отца. Но вот! пришёл незнакомец, остановил наш бык и сказал моему сыну, что он заберет наш скот и выгонит нас. Мой сын хотел возразить, но незнакомец пригрозил избить его. Великий Господь, помоги мне! Будь чемпионом моего сына! "
«Сет услышал Ее слова и вытер Ее слезы. «Не плачь, моя красавица. Я стану твоим защитником и уничтожу этого злодея! Как посмел чужой забрать имущество отца, пока сын жив!» Великая Исида вскрикнула от смеха. Она стала воздушным змеем. Она влетела в акацию. «Плачь себя, Могущественный Сет! Ты осудил себя! Ты сам судил свое дело!» Сет был разгневан до слез ярости. Боги потребовали узнать, что произошло. Он рассказал Им о том, как хитрая леди Исида обманула Его. Ре сказал Темному Богу: «Это правда, Сет. Ты судил Себя» ».
Сет вырывает Гору глаза
«Теперь Эннеад переправился через реку и расположился лагерем в Западных горах. Были составлены планы коронации Гора. Сет по-прежнему не признавал своего поражения. Он воскликнул: «Я бросаю вызов Тебе, Гор! Давай превратимся в гиппопатами и будем сражаться глубоко в реке! Кто-нибудь, кто всплывет первым, признает поражение!» Хорус с радостью согласился, но Исида упала на землю и заплакала, боясь, что Сет убьет Ее Сына. Два бога погрузились в пучину реки. Битва бушевала много дней. Викотри наклонился сначала в одну сторону, а затем в другую; и сердце Исиды горько пострадало. Она взяла пряжу и медь; превращая их в магический гарпун. Она бросила оружие в белую воду. Медное острие ударило Хоруса в бок; Он всплыл и заревел: «Мать! Твое копье пронзило Меня! Отпусти меня!» [Источник: сайт Theology WebSite]
«Исида призвала Свое магическое оружие освободить Хоруса. Он вернулся в Ее руку. Она бросила его снова, и на этот раз он схватил Сета. С ревом боли встал Сет. «О моя сестра, почему Ты всегда должен быть Моим врагом? Что я сделал Тебе? Я твой брат; отпусти Меня!» Сердце Великой Исиды смягчилось, и Она отпустила своего умоляющего брата. Гор был в ярости из-за того, что Мать освободила Своего врага. Он выпрыгнул из реки, Его лицо было похоже на леопарда, и отсек голову Исиды одним ударом Своего медного ножа. Затем он зашагал к Западным горам. Исида, Госпожа Магии, спокойно превратила Свое тело в статую; Она подошла к палатке Ра. Боги были в ужасе, даже Сам Тот. Великий Бог Слова Силы преобразил голову Исиды и снова возложил ее на Ее плечи в форме коровы. Эннеада отправилась в Западные Горы в поисках Гора.
«Молодой Бог нашел оазис. Он все еще спал в тени пальмы. Сет нашел Гора, схватил Его, бросил, вынул два Его Глаза из орбит и похоронил их на горе, чтобы осветить землю. Два шара Его глаз стали двумя луковицами, которые превратились в лотосы. Вернувшись в лагерь, Он сказал богам, что не нашел следов своего племянника.
«Хатор, Госпожа Южного Сикомора, наконец-то натолкнулась на ослепленного Бога. Она пожалела Его агонию. Она поймала газель и доила ее, а затем преклонила колени перед Молодым Богом, мягко говоря: «Открой лицо Твое». Она капала молоком на Его раны. Боль сразу исчезла. «Открой глаза», - приказала Хатор. Он послушался и обнаружил, что исцеляющая Магия Богини восстановила Его глаза, и Он снова мог видеть. Хатор вернулся к Эннеаде и сказал: «Сет солгал тебе. Он вырвал Глаза Гора. Я исцелил Молодого Бога. Он приближается!» Ре позвал двух соперников перед собой. Он передал Им Божественное обвинение за Их проступки. Он потребовал, чтобы они прекратили ссору. Сет, похоже, согласился. Он пригласил Гора остаться с Ним в Его дворце ».
Сет и Гор
Решительное, обманчивое противостояние между Сетом и Гором и их спермой
«Однажды вечером, когда они лежали вместе, отдыхая, Сет вставил свой пенис между бедрами Хоруса. Однако Гор, о чем не знал Темный Лорд Шторма, поймал семя Сета в Свою руку. С помощью Своей матери, Исиды, Он поместил Свое собственное семя на салат, растущий в саду; салат, который должен был съесть Сет. Сет сказал Хорусу: «Пойдем, пойдем, я буду состязаться с тобой в суде». В суде Сет заявил: «Пусть должность Правителя будет отдана Мне, потому что что касается Хоруса, который стоит здесь, я сделал с Ним поступки человека». [Источник: сайт Theology WebSite]
«Гор засмеялся и сказал:« То, что сказал Сет, - ложь. Пусть будет вызвано семя Сета, и посмотрим, откуда оно ответит ». И так Тот, Самотворный, призвал семя Сета. . Ответ пришел из далекого болота, куда Исида давным-давно положила его. Гор сказал: «Пусть будет вызван разум, и посмотрим, откуда он ответит». Тогда Тот возложил руку на руку Сета и сказал: «Выходи, семя Гора!» И он сказал Ему: "Где мне выйти?" Тот сказал ему: «Выйди из уха Его». Он ответил Ему: «Должен ли я выйти из Его уха, Я - Божественное Семя?» Затем он появился в виде Золотого солнечного диска на голове Сета. Сет очень рассердился и протянул руку, чтобы схватить Золотой Диск. В отчаянии Сет потребовал еще одного соревнования с Хорусом. Перед всей Эннеадой он провозгласил: «Пусть мы оба построим корабль из камня. Мы будем гонять их по Нилу. Кто бы ни победил в гонке, тот будет носить Корону Осириса». Хорус сразу согласился на поединок.
«Могучий Сет вступил в свою дубинку. Он ударился о вершину горы. Затем он построил огромный корабль из цельного камня и потащил его к реке. Корабль Гора уже был на плаву, потому что Молодой Бог тайно сделал лодку из сосны и оштукатурил ее так, чтобы она выглядела как камень. Сет попытался спустить на воду Свою лодку; он опустился на дно Нила, и Эннеада засмеялась. Сет прыгнул в воду. Он снова превратился в бегемота. Он напал на кору Хоруса. Деревянная лодка раскололась и затонула. Гор схватил Свое копье и ударил Сета, но Эннеада крикнула Ему, чтобы он остановился; Он должен был подчиниться приказам Великих Богов Анну.
«Гор подал Свою жалобу на Сета:« Мы уже восемьдесят лет находимся в Суде, но Они не знают, как судить среди Нас. Я спорил с Ним в Зале Пути Истины. Я был Я боролся с Ним в Зале Рогатого Гора. Я был признан правым против Него. Я боролся с Ним в Зале Поля Камней. Я был признан правым против Него. Я спорил с Ним. Он в Зале Полевого Бассейна. Я был найден прямо против Него ».
Боги выбирают Гора, а не Сета
«На суде Ре-Атум задал важный вопрос:« Что нам делать с этими двумя Богами, которые вот уже восемьдесят лет предстают перед судом? » Геб, Господь Богов, приказал Девяти Богам собраться к Нему. Он рассудил между Гором и Сетом; Он положил конец Их великой ссоре. Он сделал Сифа царем Южного Египта до места, где родился, то есть Су. И Гев поставил Гора царем Египта в земле Северного Египта до места, в котором утонул Его Отец, которое является Разделением двух земель. Таким образом, Гор стоял над одним регионом, а Сет стоял над одним регионом. Они заключили мир над двумя землями. Это было разделение двух земель. [Источник: сайт Theology WebSite]
«Слова Геба Сету:« Иди туда, где Ты родился ». Сет: Южный Египет. Слова Геба Хорусу: «Иди туда, где утонул твой Отец». Гор: Северный Египет. Слова Геба Гору и Сету: «Я разделил Тебя» - Нижний и Верхний Египет. Тогда Гор заговорил и сказал: «Нехорошо обманывать Меня перед Эннеадой и забирать у Меня должность моего Отца Осириса!» Шу и Тот убедили Суд отправить письмо Осирису. Через некоторое время мессенджер вернулся. Он принес гневное письмо от Короля мертвых. Осирис потребовал узнать, почему у Его сына отняли престол. Он спросил, не забыли ли боги, что это Он, Осирис, подарил миру драгоценные дары ячменя и пшеницы.
Гор судит мертвых перед Осирисом
“Re was offended at Osiris' words. He returned a letter of arrogance. After many days, another weary messenger returned. He bore a second letter from the King of the Dead. Thoth read it aloud: "How good are the deeds of the Ennead? Justice has sunk into the underworld. Now, listen to Me; The land of the Dead is full of demons who fear no God or Goddess. If I send them out into the world of the living they will bring back the hearts of evil-doers to the place of punishment. Who amoung You is more powerful than I? Even the Gods must come, at last, to the Beautiful West." At these words even the Creator was afraid. Then it seemed wrong to Geb that the portion of Horus was like the portion of Seth. So Geb gave to Horus His inheritance, for He is the Son of His Firstborn Son.
“Geb's words to the Nine Gods: "I have appointed Horus, the Firstborn, Him alone, Horus, the inheritance. To the Son of My Son, Horus, the Jackal of Southern Egypt...the First-Born Horus, the Opener of the Ways." Then Horus stood over the land. He is the uniter of this land, proclaimed in the Great Name Ta-tenen, South of His Wall, Lord of Eternity. Then sprouted the two Great Magickians upon His head. He is Horus who arose as King of Upper and Lower Egypt, who united the Two Lands in the Nome of the Wall, the place in which the Two Lands were united. Reed and papyrus were placed on the double door of the House of Ptah. That means Horus and Seth, pacified and united. They fraternized so as to cease quarrreling in whatever place They might be, being united in the House of Ptah, the Balance of the Two Lands in which Upper and Lower Egypt had been weighed.”
Image Sources: Wikimedia Commons
Text Sources: UCLA Encyclopedia of Egyptology, escholarship.org ; Internet Ancient History Sourcebook: Egypt sourcebooks.fordham.edu ; Tour Egypt, Minnesota State University, Mankato, ethanholman.com; Mark Millmore, discoveringegypt.com discoveringegypt.com; Metropolitan Museum of Art, National Geographic, Smithsonian magazine, New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Discover magazine, Times of London, Natural History magazine, Archaeology magazine, The New Yorker, BBC, Encyclopædia Britannica, Time, Newsweek, Wikipedia, Reuters, Associated Press, The Guardian, AFP, Lonely Planet Guides, World Religions edited by Geoffrey Parrinder (Facts on File Publications, New York); History of Warfare by John Keegan (Vintage Books); History of Art by H.W. Janson Prentice Hall, Englewood Cliffs, N.J.), Compton’s Encyclopedia and various books and other publications.
Last updated September 2018