Это хороший вопрос, которому в современную эпоху уделяется много внимания.
Традиционно многие мусульмане считали смерть наказанием за вероотступничество (за некоторыми исключениями и условиями). Некоторые мусульмане сегодня считают, что это больше соответствует современному закону о государственной измене. То есть сегодня, в то время как убийство кого-либо за вероотступничество считается нарушением прав человека, убийство кого-либо за измену своей нации считается приемлемым. Это связано с тем, что в прошлом религия была основным маркером общественной идентичности и разграничения государства; тогда как в современном мире религия считается личным делом и вопросом личных убеждений, а национальная идентичность считается первичной.
Также этот закон основан на хадисах. Некоторые люди ставят под сомнение достоверность хадисов, в которых говорится об этом, потому что это, кажется, противоречит коранической точке зрения, согласно которой в религии не должно быть принуждения; это также кажется необычно суровым, поскольку у Пророка был милосердный и снисходительный характер. Другие считают, что это могло быть уместно во времена Пророка (где уход из мусульманской общины обычно означал военную помощь врагу), но сегодня это уже не актуально.
Итак, в принципе, можно сказать, что да, это классический взгляд; но это все еще предмет многочисленных дискуссий.
Также обратите внимание, что даже если классический закон верен, для человека неприемлемо ходить и убивать людей, потому что он или она считает их отступниками.
На al-Islam.org есть несколько статей об этом, которые вы можете прочитать, зайдя в Google и набрав «apostasy al-islam.org».
Закон наказание отступничество (Иртидад)
Можно ли взять закон в свои руки и наказать отступников или богохульников?
Сейед Али Шобайри , Сейед Али Шобайри имеют смешанное иранско-шотландское происхождение, которые нашли путь Ахлул Байт (а) своим собственным исследованием. Он имеет степень бакалавра исламских исследований в Университете Миддлсекса и ...
Ответ дан 4 месяца назад
Бисмиллах,
Асаламу Алайком,
Такие вопросы должны быть для законного исламского правительства, которое может применять такой худуд, или под непогрешимым, как утверждают некоторые ученые.
Нельзя брать дело в свои руки. Даже некоторые улемы, которые могут намекнуть на это, запретят это, если это причинит мусульманину вред или неприятности, которые, скорее всего, произойдут.
Да благословит вас Аллах успехов .
Отступничество (Иртидад) Покаяние (Таубах) Прощение
Может ли отступник Фитри покаяться, обратиться к Аллаху и получить прощение от Него?
Сайед Мохаммад аль-Мусави , Сайед Мохаммад аль-Мусави родом из Ирака и возглавляет Всемирную исламскую лигу Ахлул Байт в Лондоне. Помимо участия в различных гуманитарных проектах, он часто отвечает на ...
Ответ дан 4 месяца назад
Аллах прощает тех, кто искренне раскаивается и возвращается к Нему. Он знает намерения каждого.
Вассалам. .
Смертельное отступничество (Иртидад)
Является ли решение для отступничества смертью, потому что это кажется довольно суровым?
Сайед Мохаммад аль-Мусави , Сайед Мохаммад аль-Мусави родом из Ирака и возглавляет Всемирную исламскую лигу Ахлул Байт в Лондоне. Помимо участия в различных гуманитарных проектах, он часто отвечает на ...
Ответ дан 11 месяцев назад
Ислам никому не навязывает веру. Славный Аллах говорит в Священном
Коране: В
нет принуждения. (2: 256). Аллах СВТ также говорит в
: «Скажи, что Истина от твоего Господа». Так что всякий, кто хочет
верить или не верить, зависит от него. (18:29).
Вера - это вопрос между человеком и его Создателем. Но если он начнет разрушать веру других, он получит право на наказание. Даже наказание не является
эмоциональным, но у него есть много условий, которые необходимо выполнить, прежде чем оно может
наступить. В наше время условия такого наказания недоступны,
потому что они включают, среди прочего, наличие полностью практикующего мусульманского правителя, который обеспечивает справедливость для людей и исполняет правила
Аллаха (SWT).
Вассалам..
.
страшная правда святой горы афон старец гавриил о вероотступниках в рясах отец андрей ткачёв
Отступники темного времени: были ли в Средневековье атеисты?
Стоит заговорить о Средневековье, мы сходу же вспоминаем о готических соборах–небоскребах во славу Божью; огненных инквизиторах, преследовавших истово верующих еретиков; движимых благочестием( попутно с нелюбовью к неуверенным и рвением обогатиться) крестоносцах или их мало богобоязненных собратьях, какие сначала грабили окрестное аббатство, а позже замаливали грехи. Средневековье — и в губах тех, кто иногда скучает о нем как о потерянном рае незамутненного благочестия, и тех, кто употребляет это словечко как знак религиозного фанатизма и диктата церкви в мирских делах, — традиционно стает как эра повальной веры, у которой не было альтернатив. Однако вправду ли это так, и были ли в Средние Века неверующие? Возможен ли настолько конкретный нонконформизм в эру нормативной религиозности? T&p совместно с историком-медиевистом Михаилом Майзульсом дают в этом ориентироваться.
Около 1200 года приор церкви Святой Троицы в Олдгейте, недалеко от Лондона, пожаловался на то, что кругом почтивсе не веруют в Бога и молвят, что мир быстрее управляется случаем, чем провидением, что воротила погибает совместно с телом и что раз они никогда не видели ангелов с бесами, то тех просто не есть. Возможно, это было только только обычное сетование на невежество паствы, элементарно усиленное гиперболой, превратившей не очень усердных и почтительных прихожан в искренних грешников.
Но вот в 1320 году некоторая Гимет из Орнолака, что в предгорьях Пиренеев, представ перед епископом Памье, была обязана сознаться, что ранее — покуда ее не вызвали к инквизитору — считала, что воротила смертна, что нет ни рая, ни ада, ни загробного возмещения. Душа, рассуждает Гимет, — это кровь. Она оченьмного раз видела, как животное, когда из него вытечет кровь, погибает, но ни разу не видела, чтоб из уст умирающего вылетело хоть кое-что, несчитая легкого дуновения.
Перенесемся на два века вперед. В 1502 году, за пятнадцать лет до такого, как Лютер прибил на церковные врата в Виттенберге свои подрывные тезисы, в Гааге был осужден на постоянное мнение поп Герман ван Рейсвейк. Он утверждал, что христианство — непрерывной ЛОЖЬ; что нималейшего ада не есть; что воротила погибает с телом, как изучали ученейший Аристотель и его комментатор Аверроэс; что Иисус был глупцом и соблазнителем простодушных; что " …столько людей было убито вследствии него и его пустого Евангелия "; что Иисус не был сыном всевластного Бога; что " …вера наша — выдумка, как обосновывает пустое Писание, и вымышленная Библия, и бредовое Евангелие "; " я родился христианином, но я уже не христианин, как эти глупцы ".
Гаргантюа — богомолец?
Классический контент, с которым спорят или реже солидаризируются практически все историки, отправляющиеся на розыски скептиков и атеистов Средневековья и Раннего Нового времени, — книжка Люсьена Февра " Проблема неверия в xvi веке: Религия Рабле ", вышедшая в оккупированном Париже в 1942 году.
Февр пробовал обосновать, что во эпохи Франсуа Рабле отдельные атеисты, можетбыть, и были, а вот атеизма — как целостной интеллектуальной кандидатуры христианству и его картине мира — не было. Голос радикальных скептиков — ежели бы они внезапно осмелились высказаться вслух, — практически не мог быть услышан, а редких одиночек, какие отворачивались от христианства, ожидало Безмолвие или костер, как печатника и эрудита Этьена Доле, сожженного в 1546 году. Если в xvi веке мы слышим об атеистах, то постоянно не в главном( " я безбожник "), а в 3-ем лице — " такой-то — завзятый атеист ". В своем неверии никто не сознается. Атеист — это постоянно иной. Тем наиболее это верно для Средневековья.
Л. Февр " Проблема неверия в Xvi веке: Рели...
Л. Февр " Проблема неверия в xvi веке: Религия Рабле "
Действительно, как отмечает германский медиевист Петер Динцельбахер в статье с соответствующим заглавием " Неверие в эру веры ", почтивсе летописи атеизма, упомянув Лукреция, Эпикура и еще кого-либо из старых, перескакивают Средние Века, чтоб сходу же устремиться в xvii век с его либертинажем или прямиком в xviii век к знаменитому " Завещанию " священника-атеиста Жана Мелье, который в движение сорока лет служил литургии и прослушивал исповеди, а позже написал потомкам: " Итак, знайте, товарищи мои, что любой культ и почтение всевышним имеется заблуждение, беззаконие, видимость, ЛОЖЬ и шарлатанство, что все законы и декреты, издаваемые именованием и властью господа и богов, только измышление человека ".
" Проблема неверия в xvi веке " — 500-страничная штурм против осовременивания прошедшего, которое Февр считал одним из тягчайших грехов, какой-никакой лишь поджидает историка, и собственно против филолога Абеля Лефрана — популярного спеца по Рабле. Тот согрешил тем, что изобразил " отца " Гаргантюа и Пантагрюэля не элементарно как насмешливого вольнодумца, а как предка радикальных скептиков и атеистов xvii–xviii веков. Лефран утверждал, что Рабле, смеясь над церковниками и католическими догмами, к 1532 году потерял веру в бессмертие души и закончил быть христианином.
Отвечая ему, Февр уверяет нас, что Рабле, со всеми его грубо-плотскими насмешками над монахами и всем католическим благочестием( " Клянусь язвами исподними… зарекаюсь святой Сосиской… святым апостолом Препохабием… святой угодницей Милашкой "), был совсем не атеистом, а верующим гуманистом. Он отвергал не милосердного Бога-творца, а пламенную нетерпимость церквей, столкнувшихся в схватке за души верующих.
Но еще главнее его 2-ой вывод: в xvi веке атеизм как осознанный умственный отбор был просто неосуществим. Все стороны личной и общественной жизни человека, будь он неграмотным крестьянином, состоятельным буржуа или владетельным сеньором, были прочно переплетены с религией( в ее католическом или протестантском изводе). Натурфилософия такого времени, которой было еще далековато до " научной революции ", случившейся в последующем веке, еще не могла рекомендовать никакой целостной кандидатуры средневековой картине мира, сделанного Богом-творцом, который часто " опускается " в этот мир, чтоб остановить действие постоянных законов природы и свершить волшебство. " Попытка нарисовать xvi век как скептический, распущенный, рационалистический… оказалась бы самой скверной из всех ошибок и иллюзий ".
Однако портрет xvi века, который восхитительно нарисовал Февр, во многом уже обветшал, а историки отыскали оченьмного свидетельств скепсиса и прямого неверия, требующих пересмотреть рубежа мыслимого и вероятного, — приэтом не лишь для интеллектуалов, но и для простецов, — в Средневековье и раннее Новое время.
Инаковерующие
Крестьянка Гимет, ссылавшаяся на свои надзора за умирающими, и поп Герман, ссылавшийся на Аристотеля, у инквизиторов считались по уровню еретиков, но были не элементарно инаковерующими. Не отрицая наличие Бога( по последней мерке, нам об этом неизвестно), они отринули или подвергли сомнению одну из важных основ христианства, без которой нет ни нескончаемых мук, ни вечной жизни: бессмертие души.
Отправляясь на розыск средневековых неверующих, историки иногда ограничиваются серьезным — то имеется, по сути, современным — определением атеизма. Они разыскивают лишь тех, кто, будучи рожден в христианской среде( мы вданныймомент не произносим о неверующих иудеях и мусульманах или о тех европейцах, какие еще толком не были охвачены христианской проповедью), прямо утверждал, что не верует в Бога или что Бога не есть или признавался в радикальном колебании на сей счет. Однако образцы Гимет и Германа очевидно требуют считать козни просторнее. Для такого чтоб разорвать с христианством, не непременно было афишировать, что нималейшего Бога нет. Было довольно вывести его из забавы, отринув такие важные составляющие христианской картины мира, как провидение( забота Бога о человечестве и его вмешательство в ход летописи) или бессмертие души с загробным воздаянием.
Martin schongauer
martin schongauer
Средневековая латынь, не разговаривая уже о народных языках, слова " безбожник " не знала. Однако неимение мнения не непременно значит неимение реалий, какие мы привыкли описывать с его поддержкой. В конце концов, мы произносим о " соц структурах " Средневековья или о средневековой " сексапильности ", желая ни в одном из текстов той поры мы таковых выражений не встретим. В средневековой латыни имеется цельный ряд слов, за которыми могло бы прятаться атеизм, вроде " incredentia " или " infidelitas ". Однако они быстрее обозначают не неимение веры как такой, а неверную веру. Мусульмане и иудеи — неуверенные, буквально так же неверными именуют еретиков, извративших точную веру не снаружи, а внутри христианства — они " неверны " Богу, как предательский вассал — собственному сеньору, которому он поменял. Любое " иноверие " просто равняется к " неверию ". Более такого: ярлык " неверия " иногда наклеивают на сомнения в истинах веры или на богохульные речи, аналогично тому, как колдунов,( типо) отдавшихся во администрация беса, именовали богоотступниками.
Сплошное барышничество
Гораздо почаще, чем с открытым неверием или колебанием в базовых догматах христианства, мы встречаемся со свидетельствами средневекового антиклерикализма: от карнавального хохота над духовенством, который знал родное время и пространство и не воспринимался клириками как покушение на базы, до яростной нелюбви к римской церкви и фронтальной атаки против ее ВУЗов, какие равнялись к лжи и преследовались инквизицией. Причем грань меж легитимной пародией и богохульной профанацией, естественно, была подвижна. Как строчит Петер Динцельбахер, антиклерикализм мог быть связан с неверием, но почаще, против, был проявлением религиозности — ужаса верующих, что отвратительное духовенство ведет свою паству не в рай, а в ад.
На полях 1-го фламандского часослова xiv века странный гибрид в митре, аналогичной на епископскую, выставляет вперед собственный фаллос, заканчивающийся рукою, сложенной в жесте благословения( некто из читателей позднее дерзко зарисовал вызывающую наготу), а в одной из рукописей " Романа о розе " приблизительно той же поры две монахини собирают в подол висячие на ветвях бревна фаллосы. Такие образцы сексуальной травестии и пародии на церковные знаки — обыденное дело на полях готических часословов и Псалтирей, какие для богобоязненных упражнений и для услаждения взгляда заказывали знатные и состоятельные миряне. По аспектам Нового времени, средневековое благочестие было сравнимо снисходительно к смеху, ежели пародия не атаковала базовых истин христианства и не уходила за пределы " низких " жанров: никому бы не пришло в голову нарисовать с огромным фаллосом не гибрида-епископа, а собственно святого Петра.
" римлянин о розе "
" римлянин о розе "
Однако ежели за сальными шутками в адрес клириков или таинств храм ощущала душок лжи или атаку на свою духовную, а попутно и мирскую администрация, у свободного или непроизвольного богохульника в позже Средневековье был большой шанс познакомиться с инквизитором. Так приключилось, скажем, с ткачом Пьером Сабатье из окружностей Памье( 1318 год), который когда-то сказанул, что благословленная свечка, которую принято вводить в рот умирающему, доставит его душе не более полезности, чем ежели ее вставить в зад.
От антиклерикализма до неверия не один, а оченьмного шагов. Не каждые выпады в адрес клириков укрывали последовательный антиклерикализм. Не любой антиклерикализм приводил к разрыву с Римской церковью. И уж буквально в необыкновенных вариантах сожаление в церкви водило не в одну из ересей, а в никуда. Яростные выпады против католического учения и духовенства, какие звучали из уст почтивсех средневековых еретиков: от вальденсов и катаров до лоллардов и гуситов, а в xvi веке были активизированы протестантами, традиционно свидетельствовали о сильной тяге к сакральному и мечте о его очищении, а не о влечении изгнать Бога из своей жизни и свалить его с парохода летописи.
Однако ежели антиклерикализм совсем не тождествен неверию, в сообществе, где религия имеется не лишь культурная норма, но и важная соц скрепа, атеизм, вероятно, практически постоянно замешано на антиклерикализме. Критика идей прочно связана с оценкой ВУЗов, какие их олицетворяют, проповедуют и употребляют для легитимации собственного мирского господства и монополии на правду. У почтивсех в Средневековье были вопросы к церкви: у одних — как им существовать, у остальных — как она проживает.
Поле чудес: жития против колебаний
Часто пишут, что человек Средневековья( без данной безликой абстракции иногда не встать) жил в усиленном ожидании чуда, а в мире, как он себе его представлял, вмешательство сверхъестественных( священных и демонических) сил было в порядке вещей, не вызывало удивления и, как числилось, происходило чуток ли не развчас. Господь, Дева горькая, ангелы и святые являлись в видениях, в которых вознаграждали праведников за их праведность, предупреждали грешников от последующих грехов или приоткрывали людям тайны будущего; святые при жизни и после погибели — чрез мощи или их образы — исцеляли физиологические недуги, изгоняли бесов из одержимых или наказывали святотатцев, покусившихся на их честь или актив посвященных им храмов.
Действительно, ежели посмотреть на жития святых, сборники чудес( miracula), или " образцы "( exempla) — короткие назидательные летописи, которыми проповедники оснащали проповеди, чтоб притянуть публику нравоучительным анекдотом и лучше запечатлеть в ее памяти нравственный урок, волшебство покажется обыденностью, а религия в него — абсолютным рефлексом средневекового человека.
Однако этот рефлекс быстрее был относительным, или, ежели произносить осторожнее, его очевидность некотороеколичество преувеличена. Нельзя забрасывать о том, что такие тексты — не прямое отображение верований и эмоций тех, кто их создавал, или тем наиболее тех, для кого они предназначались, а аппарат убеждения. Они составлялись не лишь чтоб прославить Бога и сберечь память о абсолютных им чудесах, но и, как молвят французы, для такого чтоб faire croire — уверить сомневающихся, разоружить критиков и притянуть равнодушных.
Во почтивсех средневековых храмах или монастырях, где хранились мощи кого-то из святых или считавшиеся чудотворными образы, из года в год, а иногда и из века в век водили учет чудес, какие их небесные патроны совершали по месту собственного земного присутствия или на расстоянии. Фиксируя все случаи исцеления, изгнания бесов или выполнения сокровенных просьб, клирики выступали в роли хранителей памяти и маркетинговых агентов собственных невидимых сеньоров. Новые и новейшие чудеса популяризировали культ святого, а означает, усиливали престиж и материальноеблагополучие его " дома ", куда стекались умеренные подношения обычных паломников и щедрые дары авторитетных попечителей.
Saint augustine, ‘la cité De dieu’
saint augustine, ‘la cité De dieu’
Кроме такого, в самих вестей о чудесах мы часто встречаемся с отзвуками колебаний, а иногда и прямого вызова, который кидали святым и Богу. На страницах житий или в сборниках exempla возникают скептики, насмешники или хулители, какие отказываются верить в чудотворную силу какого-то святого или конкретного изображения, а то и в силу святых как таких( как некоторый сеньор, разграбивший в xi веке аббатство Флери и типо утверждавший, что святые ему ничто не сделают, а те, кто им поклоняется, — остолопы). Мы слышим гласа, какие разоблачают чудеса как ЛОЖЬ или, признавая факт внезапного исцеления, приписывают его не сверхъестественному вмешательству вышних сил, а воле варианта или судьбы( старых соперников провидения) или натуральным факторам.
Точно так же с сомнением, а то и с прямым осмеянием иногда сталкивались визионеры, утверждавшие, что их воротила, покинув тело, посетила в мире другом( как британский мних Эдмунд из Эйншема в 1196 году или крестьянин Туркилль в 1206 году), или претендовавшие на то, что удостоились особенного откровения, явленного им ангелами, святыми, Девой Марией или самим Христом. Конечно, визионеров — вособенности ежели это были не клирики, а миряне-простецы, и не мужчины, а дамы, — нередко винили в том, что их " откровения " на самом деле — дьявольское наваждение. Однако времяотвремени звучали и наиболее приземленные недоверия: что их рассказ о видении — элементарно вымысел, или что им вправду кое-что привиделось, но видение — быстрее плод физиологического или психического недуга, а не обращение выше.
Страх ада был одним из основных педагогических приборов церкви и одной из важных опор ее земной власти — можетбыть, благодарячему средневековые богохульники и еретики, ежели осуждать по сетованиям проповедников и инквизиционным регистрам, так нередко нападали преподавание о загробном воздаянии, утверждая, что ад — это выдумка священников или что всеблагой Бог не мог быть так жесток, чтоб обречь огромную дробь людей на нескончаемые пытки. В 1247 году экзекуция осудила некоего Пьера Гарсиа де Бурж-Но из Тулузы, который, вероятно, был катаром. Он утверждал, что есть два господа, хороший и сердитый: хороший, создавший невидимые духовные сущности, и сердитый, сотворивший наш физический мир. На одном из допросов он заявил, что " ежели бы ему в руки попался этот Бог, который из тыщи людей, сотворенных им, 1-го выручит, а других проклянет, то растерзал бы и порвал бы его ногтями и зубами и отверг бы как неправильного и вероломного и наплевал бы ему в лицо, приговаривая: да умрет он от этого плевка ".
Конечно, создатели житий или сборников " образцов ", за редкими исключениями, упоминают о насмешниках и скептиках только для такого, чтоб их " обезоружить ": поведать о том, как они в конце концов уверовали и покаялись, или, ежели их духовная слепота какоказалось неизлечимой, — о том, как Господь или определенный оскорбленный святой явил новое волшебство и покарал хулителей. Фигура сомневающегося или неверующего служит контрпримером, который требуется, чтоб прославить веру( аналогично тому, как на статуях, украшающих фасады готических храмов, фигура какого-либо императора-язычника, придавленного ногой святого, которого тот прежде отдалприказ замучить, необходима для такого, чтоб представить его слабость перед лицом Христа и Церкви). Тем не наименее то, как нередко в средневековых текстах упоминаются хулители, произносит о том, что колебание в чудесах совсем не воспринималось как кое-что нереальное и, возможно, встречалось не так уж изредка.
Инфляция чудесного и " расколдовывание мира "
Сама мысль, что волшебство может быть не лишь мнимым, дьявольским, то имеется античудом, но и элементарно выдуманным, не-чудом, иногда звучит не лишь снаружи, но и внутри церкви. Популяризируя чудеса собственных святых, храм в позже Средневековье тщательно наблюдала за любыми проявлениями чудесного, какие появлялись вне ее институциональных рамок или не вписывались в ее догматические горизонты( " народные " культы, сомнительные местночтимые святые, о которых ничто не было толком понятно, и так дальше). С конца xii века Папский Престол стал гипнотизировать формализованный процесс канонизации святых, который предполагал придирчивое изучение чудес, абсолютных — или не абсолютных — претендентом на крепость. Как показал французский историк Андре Воше, клирики, входившие в комиссии по канонизации, стремилась разделять настоящие чудеса от неправильных: античудес, подстроенных сатаной; событий, какие вправду имели пространство, но объяснялись натуральными факторами, а означает, не были чудесами; липовых чудес, какие были выдуманы или подстроены.
В конце xv века ученый доминиканец Джованни Баттиста де Джудичи призывал искоренить оченьмного сомнительных народных культов, чтоб паства не усомнилась и в идеальных ортодоксальных святых. Если люди увидят, как те, кого они сами знали при жизни и кто совсем не был так праведен и безупречен, как сейчас заявляет слава, уважают святыми, они рискуют утратить веру и в старых христианских святых, задавшись вопросом, не появился ли как-то их культ из буквально такового же народного заблуждения.
Virgin in prayer by quinten massijs
virgin in prayer by quinten massijs
Макс Вебер прежде выдвинул тезис о том, что Реформация xvi века стала массивным причиной " расколдовывания мира " и содействовала ослаблению веры в христианские чудеса, эффективность магии и вообщем содействовала секуляризации сознания европейцев. Однако за крайние десятилетия историки — кпримеру, Роберт Скрибнер и Александра Уолшем, — скорректировали его тезис. Они проявили, что в xvi веке протестантизм, с его оценкой церковных таинств и ритуалов как " магии ", культа святых и массовой промышленности чудес от мощей и сакральных образов, не столько " отменил " чудесное, насколько перенаправил его в иное русло. Протестантская проповедь стала катализатором для радикального эсхатологизма( папство как корпоративный Антихрист) и драматизировала и без такого характерный позднесредневековой культуре ужас перед сатаной( чрез убеждение, что сатана руками папистов преследует сынов Евангелия).
Тем не наименее фронтальная штурм, которую первые протестанты повели против католического культа святых, разоблачая фальшивые мощи, выдуманные исцеления, липовые видения или " мертвые " скульптуры и распятия, какие типо отвечали на мольбы страждущих, не могла не посеять в умах доли верующих( даже тех, кто остался предан Римской церкви) колебание в промышленности чудесного.
Во время религиозных войн, бушевавших в xvi–xvii веках не лишь на поле ругани, но и на страницах книжек, и католики, и протестанты деятельно употребляли чудеса и знамения( от рождений чудовищ до кровоточащих распятий или несгораемых образов Лютера) как подтверждение такого, что Господь борется конкретно на их стороне. В самой политической инструментализации чудесного не было ничто новейшего. Однако сейчас благодаря силе книгопечатания " битва чудес ", став как никогда массовой и действенной, сразу не могла не привести к некому понижению их " курса ". Перетягивание каната меж 2-мя конфессиями ежели не ослабило веру в чудесное, то, как минимум, почтивсем отдало взятьвтолк, что не всем извещениям о знамениях разрешено верить.
На приеме у инквизитора
Но вернемся от колебаний к неверию. История неверия в эры, когда религия была занятием не лишь повальным, но и обязательным, по определению пишется тяжело. Не забудем еще, что почаще только скептические и богоборческие выражения, какие до нас дошли от Средневековья, звучат не от главного лица, а вкладываются — традиционно с осуждением — в посторонние рот( по утверждению папы Григория ix, правитель Фридрих ii, враждовавший с римским престолом, какбудто бы говорил, что Моисей, Иисус и Магомет " обманули целый мир ", но сам правитель никогда в безбожии не признавался).
Из первых уст глас радикального сомнения или неверия мы почаще только слышим в 2-ух типах текстов. Во-первых, это исключительные в Средневековье биографии или, быстрее, сборники видений, монастырские хроники или деловые записи, в какие вкрапляется автобиографический нарратив. В них личные сомнения традиционно служат ступенью к радикальному преображению, а создающий глядит на них как на что-то преодоленное и оставшееся в прошедшем( по последней мерке, средневековые биографии нераскаявшихся неверующих нам не популярны). Так, бенедиктинский мних Отлох Санкт-Эммерамский( xi век) в " Книжице о собственных искушениях " упоминал о том, как прежде, по наущению беса, колебался в истинности Священного Писания и в существовании всевластного Бога. Сомневался, но обольщение поборол.
Второй и, наверняка, самый-самый принципиальный источник " безбожных " признаний — материалы инквизиционных расследований. Не непременно по обвинению в некий конкретной лжи, нередко — по делам о богохульстве. Это словечко было чрезвычайно уклончиво и могло обозначать как сознательные выпады в адрес церкви и ее истин, так и пьяную божбу после возлияния в таверне или проигрыша в останки. В 1516 году перед судом в Куэнке стал некоторый Хуан Гутьеррез, который когда-то заявил, что " dios no es nada "( " Господь — ничего "). В протест на обвинение, что он отрицал существование Господне, Хуан отвечал, что ничто аналогичного не имел в виду, что эти слова — элементарно ругательство, которое у него вырвалось в бешенстве, и что " даже иудеи и мавры веруют в Бога ". Таких историй по всей Европе разрешено высчитать тыщи.
Le livre des merveilles
le livre des merveilles
Вопрос, как их толковать. Инквизиционный допрос — это не интервью с антропологом и не абсолютная доверия исповедь понимающему священнику. " Информант ", даже ежели к нему не используют никаких мер действия и ежели он не повторяет то, что от него желает услышать инквизитор, а произносит свободно, по понятным факторам, заинтересован в том, чтоб утаить свои крамольные убеждения и нейтрализовать произнесенное, представив его как банальность. Это, естественно, не означает, что за хотькакой руганью по поводу церкви или сальным словцом в адрес Бога, Девы Марии или святых пряталось атеизм. Однако, читая почтивсе сведения, не постоянно просто вести четкую граница меж колебанием и отрицанием, издавна выстраданным неверием и ситуативным вызовом, который человек в отчаянии или бешенстве кидает Богу, не услышавшему его молитв.
Хлеб как хлеб
Но имеется и наиболее светлые случаи. В материалах инквизиционных трибуналов позднего Средневековья и раннего Нового времени нередко слышны гласа самодеятельных богословов и философствующих вольнодумцев, какие на собственный ужас и риск, и любой из них — на собственный лад отбрасывали почтивсе догмы католицизма как неправдоподобные и выстраивали из такого, во что готовы были поверить, личные версии христианства, не сводимые — или не сводящиеся полностью — ни к одной структурированной лжи такого времени. Некоторые из них шли еще далее и от сомнения в отдельных базовых догматах( божественности Христа, непорочном зачатии или загробном воздаянии) прибывали к отрицанию провидения или совсем отвергали наличие всевластного, всеведущего и всеблагого Бога, сотворившего небо и землю. Среди них видятся не лишь увлеченные древней премудростью интеллектуалы, но и простецы из низов, какие вособенности интриговали историков.
Настоящий кладезь такового народного скепсиса — инквизиционный регистр Жака Фурнье, епископа Памье, который в 1318–1325 годах, устремляясь искоренить крайние отпечатки катарской лжи, допросил оченьмного обитателей деревни Монтайю и ее окружностей. Его въедливый труд стал бесценным источником для французского историка Эммануэля Ле Руа Ладюри( " Монтайю, окситанская село( 1294–1324) ", 1975 год). Одна из " подопечных " Фурнье — крестьянка Од Форе когда-то призналась собственной знакомой( а позже была обязана сознаться инквизитору), что потеряла веру в настоящее пребывание тела и крови Христовых в евхаристических подарках( этот догмат, заявленный только за столетие до такого, вызывал сомнения и у почтивсех клириков) и вообщем веру в Бога( " non credere in deum "). Правда, ее слова, как следует из контекста, обозначают не то, что она закончила верить в действительность Бога, а то, что она потеряла на него упование.
Были и те, кто шел еще далее. В 1555 году в венецианскую инквизицию — в вере на обещанное отцом Юлием iii амнистия тем еретикам, какие разоблачат себя сами, — пришел повиниться живший в городке неаполитанский адвокат по имени Джулио Басалу. Он поведал, как от колебаний в бессмертии души скатился к абсолютному безбожию, и без каждого научения со стороны отверг всякую форму религии, будь то христианская, иудейская или какая-либо еще: " Я хохотал над всем… и отрицал мессу, испытание, миропомазание, церковные установления, все таинства и сотворение мира. Я потешался над Моисеем и пророками, над Давидом и всей библейской историей и заявлял, что во каждой религии, не лишь в христианстве, имеется чудеса, и что Иисус был элементарно хорошим человеком, который изучал, как верно существовать. И я заявлял, что жить с дамой совсем не грех и над всем насмехался ".
Похожие выражения в раннее Новое время мы " услышим " по всей Европе. В 1697 году 18-летний ювелир из Венеции Дарио Дория какбудто бы заявил: " Когда я умру, все умрет, и ничто более нет, как у скотины… Что такое Бог? Я не верую в Бога и не опасаюсь его. Нет нималейшего Бога ". А вот что в 1635 году утверждал Брайан Уокер из Дарема в Северной Англии: " Я не верую в то, что имеется Бог или бес; и не поверю я ничему, несчитая такого, что увижу своими очами ". Как выделяет в последнем исследовании Жан-Пьер Альбер, почтивсе вольнодумствующие простецы Средневековья и раннего Нового времени отторгают правды, какие им проповедовала храм, ссылаясь на правды ежедневного эксперимента: родив Иисуса, горькая потеряла девство; евхаристический хлеб, что бы ни заявлял поп, остается хлебом, а совсем не преобразуется в тело Христово; мертвецы погибших гниют в земле, и нереально поверить в то, что их сгнившие доли снова в конце пор соберутся в цельного человека и так дальше.
Однако тут имеется еще один принципиальный момент. Стремясь искоренить всевозможные плевелы лжи, борясь с суевериями и грезя превратить невежественных( по меркам интеллигентного клирика) мирян в богобоязненных и покорных сынов церкви, инквизиторы, вероятно, сами иногда превращали невоздержанных на язык прихожан в еретиков и даже грешников. Дело не в том, что гонение ожесточает сердца, а ужас перед наказанием увеличивает антиклерикальные ощущения. Просто вопросы, какие обвиняемые слышали от инквизитора, принуждали почтивсех из них напрячься о материях, какие ранее им элементарно бы не пришло в голову обсуждать. Многие построения( о Боге, Троице, Деве Марии, таинствах, мире другом), какие приводили в кошмар хранителей ортодоксии, на деле могли быть не издавна сформулированными убеждениями, а итогом богословского бриколажа — попытками простецов, не очень подкованных в христианской догматике, выпутаться из ловушки, установленной любознательным инквизитором.
Мельник-аверроист?
Наверное, самый-самый узнаваемый из таковых вольнодумствующих — и вправду убежденных в собственном вольнодумстве — простецов раннего Нового времени — Доменико Сканделла по прозвищу Меноккио. Мельник из Фриули, чьи отпечатки нашел в архиве итальянский историк Карло Гинзбург( " Сыр и червяки ", 1976 год), был сожжен в 1599 году, за год до Джордано Бруно. Меноккио добровольно — что и привело его к смерти, — говорил о собственных взглядах, в которых антиклерикализм сочетался с проповедью веротерпимости( " …кто родился христианином, тот желает сохраниться христианином, но кто родился турком, тот турком и желал бы остаться ") и радикальным материализмом.
Он отрицал, что Иисус был сыном Божьим и что он мог показаться на свет свято. Отцом Христа, на взор Меноккио, был Иосиф, а родился он самым обыденным методом, так как никто никогда не видел, чтоб девственницы рождали. Он утверждал, что, когда погибает тело, погибает воротила, и что ад — это поповская вымысел, а реальная преисподняя — это жизнь бедняков( при этом он, парадоксальным образом, признавал эффективность индульгенций и заупокойных молитв).
Хотя Меноккио был жадным читателем, он все время подсказывал, что никто его ничему не изучал и он до только дошел собственным разумом. Пытаясь разъяснить, как обычный, пусть и совершенно нетипичный, мельник выстроил настолько необыкновенную для его времени философию, Карло Гинзбург предположил, что дело не лишь в книжках, какие к нему попадали, или в отзвуках протестантских идей, а в крестьянском материализме, чрез который он пропускал прочитанное: " На языке, неотделимом от христианских, неоплатонических, схоластических систем идеи, Меноккио пробовал проявить идеологию простого, инстинктивного материализма, выработанную поколениями его крестьянских предков ".
Однако по поводу предков как раз имеется сомнения. Многие оценки возражали Гинзбургу, что взоры Меноккио очень схожи не на некий " крестьянский материализм ", а на отголосок натурфилософских идей падуанских аверроистов, какие, благодаря книгопечатанию и переводам с ученой латыни на итальянский, могли начинать популярны пытливому самоучке.
Аверроизм, то имеется интерпретация Аристотеля в свете комментариев, изготовленных в xii веке арабским философом Аверроэсом( Ибн Рушдом), — один из основных источников ежели не средневекового атеизма, то уж буквально средневекового скепсиса по отношению к христианскому откровению. Аверроисты — в Париже xiii века или в Падуе xiv–xvi веков — утверждали, что персональная воротила смертна и что мир не создан в начале пор, а постоянен. Их преподавание, которое церковные власти, как это вышло в Париже в 1270 и 1277 годах, временами осуждали и цензурировали, было не в самых обычных отношениях с церковной ортодоксией.
Защитной грамотой для аверроистов стал концепт " двойной правды ". Выводы философии( то имеется интеллекта, воплощенного в Аристотеле) иногда вступают в возражение с правдой, явленной в откровении. В данных вариантах должно признать возражение и избрать сторону откровения, таккак оно даровано Богом. Хотя мысль " двойной правды " на первый взор охраняет церковную доктрину от оценки со стороны философии, на деле она формирует для интеллекта нишу, в которой тот мог изучить природу, не опасаясь иногда вылезти за рамки, данные ортодоксией. Натурфилософия аверроистов, не отрицая Бога-творца, вытесняет его на обочину и концентрируется на исследовании вторичных обстоятельств, какие разъясняют не лишь обыденный ход естественных действий, но и редкостные явления, традиционно зарезервированные за категорией чуда.
Однако спор об истоках идей Меноккио не объединяется к тому, вправду ли определенный мельник дошел до крамольных идей собственным разумом или вычитал их из книжек. Да и, как припоминает Карло Гинзбург, читатель — не губка, впитывающая прочитанное. Его взор по определению избирателен и уж буквально перетолковывает вычитанное на собственный лад. Случай Меноккио — и тем наиболее таковых " персонажей " инквизиционных досье xiv века, как Од Форе или Гимет из Орнолака, — указывает, что скепсис в делах веры рождался не лишь " сверху ", в среде увлеченных античностью интеллектуалов, но и " снизу ", без каждого воздействия книжек или под косвенным воздействием с их стороны. Некоторые простецы, вероятно, отвергали системообразующие правды христианства, в какие были должны верить, таккак те очень очевидно противоречили их повседневному эксперименту, а те, кто их проповедовал, жили совершенно не так, как требовали такого сами.
Верующие атеисты
Английский теолог-пуританин Томас Берд в собственном " Театре Божьего правосудия "( 1597 год) упоминает некоего аристократа из Беркшира, который вел так распутную жизнь, так предавался разврату и атеизму, что, когда у него родился сын, типо замыслил назвать его при крещении Вельзевулом.
Слово " безбожник "( от греческого #7940; #952; #949; #959; #962; — " безбожный ") появляется в словаре европейцев только на рубеже xv–xvi веков. Оно было не придумано, а воскрешено — в древнегреческом, а позже в классической латыни его употребляли для порицания тех, кто отрицал наличие уважаемых полисом или империей божеств или отказывался их уважать и попирал нравственные нормы( = ежели Юпитера нет, то все позволено). Языческие римские создатели винили в атеизме иудеев и христиан, христиане — не признающих библейского Бога язычников.
Cтремясь обосновать, что во эпохи Рабле атеисты, можетбыть, были, а атеизма не было, Люсьен Февр прежде требовал на том, что в полемическом словаре xvi века словечко " безбожник " было доэтого только ругательством( = еретик, ниспровергатель основ, человек без позора и совести) и не несло такого современного значения, который мы в него расположены вчитывать. Если возле 1550 года во Франции кого-либо желали свалить в вольнодумстве и аморализме, на него навешивали ярлык " атеиста ", как в 1900 году его бы окрестили " анархистом ", а в 1930 году — " коммунистом ".
Действительно, нарекания в атеизме были в xvi веке расхожим полемическим инструментом. Во эпохи религиозных( " прохладных " и " страстных ") войн, охвативших Европу, католики винят в атеизме протестантов, протестанты — католиков, а огненные религиозные из обоих лагерей — собственных умеренных единоверцев, отлынивавших от воскресной мессы или спасительной проповеди, и тем наиболее " капитулянтов ", пытающихся остаться над межконфессиональной схваткой.
Descent of christ into limbo, c. Nbsp; 1475. Bar...
Descent of christ into limbo, c. 1475. Bartolomé Bermejo
Однако, как выделяет английский историк Дэвид Вуттон, у слова " безбожник ", кроме бранного, было и конкретное смысл, пусть и не вполне совпадающее с современным. Чтобы прослыть атеистом( как в очах католиков, так и в очах протестантов), не непременно было отвергать Бога — было довольно определить под колебание провидение, бессмертие души, загробное амортизация, ад и рай — то имеется веру в высшую верность и священный распорядок, какие воспринимались как трансцендентный фундамент нравственности и база всех человеческих установлений. Считалось, что отречение провидения или бессмертия души неизбежно ведет к отрицанию Бога, а умственный скепсис и сомнения в истинах веры — к аморализму. " Практический " безбожник — это тот, кто, можетбыть, на словах признавая действительность Бога, проживает так, какбудто бы его не было.
Критики винили атеистов в том, что те сводят вероисповедание к человеческому изобретению и наблюдают в ней, доэтого только, аппарат управления социумом. Это обвинение — ежели полагать его обвинением — не было лишено оснований. Просто не все, кто подчеркивал политическую выгоду религии, из этого заключали, что " несть Бога ". Однако тропа для этого вывода была открыта. Еще в xiv веке Марсилий Падуанский — общественно-политический философ на службе империи, которого навряд ли стоит заподозрить в безбожии, — писал в собственном " Защитнике мира ": " Большинство религиозных конфессий обещает, что в другой жизни добрые люди будут вознаграждены, а злобные наказаны. Это верование принимается без подтверждения, но оно очень здорово, так как вдохновляет людей предохранять покой и блюсти критерии собственной нравственности ".
В начале xvi века падуанский аверроист Пьетро Помпонацци пошел по тому же пути чуток далее: ежели религия в бессмертие души можетбытьполезна для поддержания публичной морали, это само по себе не обосновывает, что загробное амортизация вправду есть. вера в священный распорядок может работать фундаментом нравственности, даже будучи неправильной. Как подразумевает Дэвид Вуттон, почтивсе атеисты-интеллектуалы раннего Нового времени укрывали свои философия не лишь из ужаса, но и поэтому, что считали вероисповедание нужной главный общественной жизни, а личное атеизм — секретным знанием, предназначенным только для избранных.
Непубличная правда: эзопов язык и самиздат
Для летописи религиозного скепсиса и неверия принципиально не лишь то, какие выражения о церкви, душе или Боге были мыслимы или немыслимы в ту или другую эру, но и то, где они могли или не могли прозвучать, где были применимы или неприемлемы.
Как выделяет французский историк Жан-Пьер Кавайе, в разных местах рубежа приемлемого/ неприемлемого проходят по разнообразной траектории, а время меняет не лишь их очертания, но и конфигурацию самих пространств. Одно дело — богоборческие дискуссии за стаканом причина в таверне, иное — университетский диспут или стиль в ученом собрании; одно дело — неизвестная манускрипт, циркулирующая в узеньком кружку единомышленников, иное — отпечатанный контент, минувший цензуру и выданный( разрешенный) в общественное место.
Судя по инквизиционным материалам с различных концов Европы, какие сохранили только жалкую дробь действительно звучавших крамольных словес, в xvi–xvii веке в будничной коммуникации выпады в адрес церкви, религии и Бога были не так уж редкостны. Например, в 1692 году в венецианскую инквизицию поступил донос на слугу по имени Пьетро Ормезини, который в таверне уверял остальных гостей, что ада не есть, что настоящий ад — это жизнь в домах бедняков, где детям нечего имеется, а ежели монахи и говорят обратное, то только для такого, чтоб мы себя отлично водили.
В письменной культуре прямую рецензенту в адрес центральных догматов христианства или церковной монополии на правду мы встретим только в неизвестных сочинениях, какие циркулировали в пределах микросообществ вольнодумцев. В печатных текстах, выходивших в свет с указанием создателя, антицерковные или антирелигиозные выпады, по понятным факторам, облекались в форму иносказания. Границы приемлемого зависели втомжедухе от жанра текста. Одно дело — систематический трактат, где правда формулируется прямо( а означает, крамола видней и опасней), иное — разговор или игра, где сокровенные идеи создателя скрываются за ширмой вымысла и многоголосием персонажей. Они разрешают прозвучать думам, какие в светлой и дидактической форме безотлагательно же спровоцировали бы дебош или просто привели бы создателя на костер.
В Средневековье очевидно было более религиозных скептиков, а то и совсем неверующих( в том значении, какой-никакой этому слова придавали в раннее Новое время, а иногда и в его современном смысле), чем видится на первый взор. Однако, в различие от эксперимента замены веры — скажем, при переходе из церковной ортодоксии в одну из ересей или назад, — эксперимент неверия или расстройства в Боге по определению был не коллективен, а индивидуален. Это эксперимент одиночек, любой из которых не верил сосвоейточкизрения, или, можетбыть, крошечных групп, какие не оставили после себя трактатов и манифестов. Лишь в раннее Новое время, в период " прохладных " и " страстных " войн меж католиками и протестантами, конкретный( а) церковный нонконформизм равномерно производит собственный язык и собственный корпоративный эксперимент
Сохранить
грустные последствия что не замедлили отразиться..
Мериам Джахджа Ибрагим должен был спасти свою жизнь до четверга. Судья постановил, что если к тому времени женщина откажется от христианства и покается, она будет спасена.
Однако 27-летняя девушка, несмотря на восьмой месяц беременности и сидящую в тюрьме с полуторагодовалым ребенком, не поклонилась. - Я и всегда буду христианином. «Я не отклонился от своей веры, потому что никогда не исповедовал ислам», - заявила она на последнем слушании. Ей не пришлось долго ждать реакции судьи: ее приговорили к смертной казни через повешение за отступление от ислама.
Перед смертью ее еще не пороли за прелюбодеяние, потому что она вышла замуж за христианина, что строго запрещено мусульманскими женщинами шариата.
Чрезвычайно опасное преступление
- Я расстроен, беспомощен, я не знаю, что делать, я могу только молиться, - пожаловался муж Мериам Даниэль Вани в интервью CNN вскоре после объявления приговора.
По словам адвоката Мериам, Мухаммада Джара ан-Наби, на суде мусульманский шейх объяснил суду, что «подобное преступление чрезвычайно опасно для ислама и мусульманской общины».
Адвокат добавляет, что сын Мериам, который находится в тюрьме вместе со своей матерью, очень плохо переносит эти условия. «Он постоянно болеет плохой гигиеной и повсеместными глистами», - говорит он. Вторая беременность Мериам протекает тяжело, женщина попросила перевести ее в больницу, но ей отказали «из соображений безопасности».
Об этом сообщил ее брат
Мериам - дочь суданского мусульманина и христианина из Эфиопии. По данным Amnesty International, ее отец ушел из семьи, когда девочке было шесть лет. Хотя мать вырастила ее христианкой, она унаследовала религию от отца согласно мусульманскому закону, так что технически она мусульманка. Когда она выросла, она вышла замуж за христианина, что нарушило мусульманский закон, согласно которому мусульманин может жениться только на мусульманине. Ее брат сообщил в суд.
Amnesty International: это потрясающе
Не помогли протесты международных правозащитных организаций.
"Решение суданского суда приговорить Мериам Джахджу Ибрагим к смерти за ее религиозный выбор и высечь ее за то, что она вышла замуж за человека, который якобы исповедует иную веру, невероятно. Прелюбодеяние и вероотступничество вообще не должны считаться преступлением, это грубое нарушение международных норм. Мериам является узницей совести и должна быть немедленно освобождена », - говорится в заявлении Amnesty International на своем веб-сайте.
Удастся отучить ребенка от груди
У правозащитников есть около двух лет, чтобы бороться за жизнь Мериам - в предыдущих приговорах, если она была приговорена к смертной казни, она была матерью младенца, исполнение приговора ожидалось до момента отлучения ребенка от груди.
Муж Мериам говорит, что женщина не сломается. - Она очень сильная и очень решительная. Она по-прежнему уверена, что она христианка, и верит, что когда-нибудь выйдет на свободу, - утверждает CNN.
Судан систематически нарушает религиозную свободу
Западные дипломаты тщетно просят пощады для Мериам.
«Мы призываем правительство Судана уважать свободу вероисповедания, включая право менять свою веру, закрепленное в международном праве и Конституции Судана 2005 года». - читаем в заявлении посольств США, Великобритании, Канады и Нидерландов. «Мы требуем, чтобы дело Мериам было рассмотрено справедливо и с состраданием, которое соответствовало бы ценностям народа Судана», - добавляют они.
Согласно отчету Американской комиссии по международной религиозной свободе, назначенному президентом и конгрессом в этом году, Судан «систематически нарушает свободу религии, навязывает шариат немусульманам и наказывает« аморальность »поркой или ампутациями. подозревается в обращении в христианство, встречает социальное давление, преследование со стороны спецслужб или пытки », - перечисляют члены комиссии.
Как легко .