« По распоряжению Полковника Г.С.Олькотта в прошлом году во время Собрания в Лондоне Генеральному секретарю Американского отделения Теософского Общества У.К.Джаджу по возвращении в Америку поручено привезти с собой ту часть праха Е.П.Блаватской, которую вменено в обязанность хранить в Штаб-Квартире Американского Отделения Т.О. Покупка соответствующей урны и изготовление надежной капсулы, где будет покоиться прах , потребует определенных денежных расходов . Несомненно каждый ученик , изучающий Теософию, сочтет для себя за честь внести свою лепту в создание предназначенного для этого фонда. По возращении Генерального секретаря из Лондона незамедлительно должна начаться работа , поэтому мы просим американских теософов, если они могут , высылать свои пожертвования до 15 августа на имя Генерального секретаря. Письменные подтверждения и выражение благодарности каждому дарителю будут опубликованы в журнале " Путь " в сентябре 1892 года . Полное описание принятого плана будет опубликовано сразу же .
Нью-Йорк, 1892 г., Уильям К.Джадж».
История праха Е.П.Блаватской1
Когда полковник Г.С.Олькотт прибыл из Австралии в Лондон (в 1891 г. — Прим. ред .), тело Елены Петровны Блаватской было уже предано огню . Весь пепел в ожидании его прибытия находился в английской штаб-квартире Т.О. на Авеню Роуд, 19. Наши английские сподвижники, разумеется , испытывали в какой-то мере чувство неловкости, так как в странах Запада нет обычая так обращаться с пеплом кремированных, как на Востоке. <...> Существует своего рода обычай — сохранять пепел в сосуде или резервуаре наподобие кувшина или ниши. Вероятно по этой причине и из-за отсутствия лучшего способа полковник Олькотт принял решение сохранить пепел именно таким образом . Затем возник вопрос : нужно ли это количество пепла делить на части ? Тогда Президент пришел к заключению — разделить его поровну на три части : одна для Индии , одна для Европы, одна для Америки . Президент подчеркнул , что « если мы рассмотрим всю деятельность Елены Петровны Блаватской, связанную с Теософским движением , то обнаружим в ней три ступени, а именно — Нью-Йоркскую, Индийскую и Лондонскую — ее колыбель , алтарь и место ухода ».
Бронзовая Урна , специально созданная для праха Е.П.Блаватской
Та часть праха Елены Петровны, которую полковник Олькотт привез с собой в Индию, захоронена под Статуей Е.П.Блаватской в зале штаб-квартиры в Адьяре.
Лондонская часть пепла сначала хранилась там , где Елена Петровна Блаватская провела последние годы жизни . Спустя некоторое время , когда штаб-квартира на Авеню Роуд, 19 перестала существовать , она была перевезена в Индию Ани Безант. В Бенаресе эта сохранившаяся часть пепла была спущена по течению реки Ганг, а также и часть праха полковника Олькотта. Это было осуществлено в 1907 году.
Урна — творение Макелла, в настоящее время находится в Адьяре. Следует добавить , что другая треть праха Е.П.Блаватской в течение ряда летнаходилась в штаб-квартире Т.О. в Нью-Йорке, и затем на протяжение многих лет в Пойнт Лома. В настоящее время она хранится в Архиве Международного Теософского Общества в Пасадене (шт. Калифорния ).
Тогда же была достигнута договоренность между представителями трех отделений о том , что в случае , если Европейская или Американская штаб-квартиры перестанут существовать , то часть пепла, доверенная их отделению , должна быть немедленно переправлена в Индию. Полковник Олькотт вез часть праха, предназначенную для Индии , сначала через океан в Америку, затем через Америку в Японию и оттуда в Индию в Мадрас. Таким образом , после того , как Елена Петровна Блаватская оставила земной план , прах ее совершил кругосветное путешествие .
Вслед за Олькоттом Генеральный секретарь Американского Общества увез предназначенную для Нью-Йорка часть пепла через океан, где он находился в течение многих лет .
А в это время (вторая половина 1891 года ) в Лондоне происходило следующее . Ближайший друг покойной Елены Петровны — графиня Вахтмейстер обратилась к прославленному шведскому мастеру по изготовлению изделий из бронзы — к Свену Бенгтссону (1843— 1916) с просьбой сделать бронзовую урну для хранения в Лондоне праха Е.П.Блаватской. И в 1892 году уже законченная урна была представлена Отделению Т.О. в Лондоне на его ежегодном Собрании. Мастер передал свою работу как дар Лондонскому Отделению .
Высота , ширина и глубина ее — около двух футов ( приблизительно 61 см ). Она поставлена на бронзовую платформу в виде трех ступеней. Урна смотрится как прекрасное произведение искусства . Все компоненты ее представляют собой символы , выгравирован и девиз Теософского Общества . Отображены на ней три важнейших даты жизни Елены Петровны Блаватской : рождение , поездка в Индию и уход с земного плана .
Дизайн урны был осуществлен Реджинальдом Уиллоухби (1845-1927), известным живописцем и резчиком по дереву, который принадлежал к Лондонской Ложе Блаватской. В целом в урне Уиллоухби нашла свое отражение любовь и преданность соратников Е.П.Блаватской. Верх урны увенчан огненным сердцем , покоящимся на серебряном лотосе. Внутри урны, под куполом, находится небольшая индийская ваза , куда помещен пепел, а также вложен документ , свидетельствующий о том , что в Лондоне в тот день пепел был помещен в урну, и все это было представлено Собранию. Подписанная декларация подтверждает , что содержимое урны представляет прах Елены Петровны Блаватской. В ней также перечислены имена лиц, причастных к этой акции и время ее осуществления .
США
Перевод с английского М.Ф.Дроздовой-Черноволенко
Текст печатается с любезного разрешения Теософский университет прессует из эхо-восточных работ Уильяма Куан Судья.
Несколько строк из дневника
Об этой своей записи в тетради, где решила фиксировать все значительное , я совсем забыла . Начало дневнику было положено 7 июня 1990 года . Условно , для себя я назвала его « Встреча с Рерихами », хотя к тому времени уже была одним из учредителей Эстонского и Московского обществ Рериха. Но именно тогда , 7 июня, я впервые встретилась с наследием Рерихов, привезенным Л.В.Шапошниковой из Индии . Его нашей группе, в которой были известный востоковед Т.П.Григорьева, искусствоведы В.М.Володарский и А.А.Юферова, исследователь Живой Этики М.Н.Егорова и другие , демонстрировали в небольшой комнате флигеля Лопухинской усадьбы Р.Б.Рыбаков и С.Ю.Житенев. Увидеть одними из первых в России личные вещи , реликвии , новые картины наших великих гуманистов, столь долго живших вдали от Родины , стремились многие , но допуск к ним был , конечно , строго ограничен. Тогда же я начала работать руководителем пресс-группы в Советском фонде Рерихов...
Случай заставил меня раскрыть эту заветную тетрадь , затерявшуюся в стопках документов личного архива. Пять лет , прошедших с момента создания журнала «Дельфис », были как прыжок над пропастью . Все было сконцентрировано в одном устремлении...
Стрела времени несла в одном направлении , не позволяла задерживаться и оглядываться ... И вот неожиданная встреча с былым , навеявшая воспоминания — сколько же было надежд, и как трудно дается каждая ступень на пути к их реализации!
Москва , 1994 г., Зарядье. На мосту через Москва-Реку. Слева направо : О.В.Матвеев, О.В.Румянцева, Е.М.Величко, М. Ф.Дроздова -Черноволенко
Многое из того , что записано в тетради, сегодня уже стало историей и когда-нибудь может быть опубликовано . В частности, последняя запись , датированная 30 октября 1994 года . Привожу ее полностью :
« На мосту за Собором Василия Блаженного в Москве состоялось развеяние праха Н.К. и Е.И.Рерих. Он оказался в небольшой круглой бронзовой коробочке , украшенной резьбой, которую Государственному Музею Востока передали родственники художника Б.А.Смирнова-Русецкого после его смерти . К нему эта коробочка попала , видимо , от Ю.Н.Рериха, с которым он дружил . На церемонии присутствовали : директор рериховского кабинета музея Востока О.В.Румянцева, в ту пору заместитель директора Института Востоковедения РАН Р.Б.Рыбаков, актер и режиссер П.Е.Федоров, близкие Ю.Н.Рериху — М.Ф.ДроздоваЧерноволенко и Е.М.Величко, а также О.В.Матвеев и я. Снимал это историческое событие фотолетописец рериховского движения Д.Чижков.
Почему было выбрано именно это место Москвы-Реки? Потому , что Николай Константинович писал именно отсюда Зарядье. Ольга Владимировна открыла коробочку , и прах ветром понесло над рекой . В воду полетели гвоздики — белые и розовые. Стояли молча . Е.М.Величко перекрестила воду , Р.Б.Рыбаков поклонился воде, сложив руки у сердца по-восточному.
О чем думал каждый из нас? Я думала о единении и примирении — пошли-то их, Бог !
Так скромно , без громкого оповещения и толп народа, прах этих великих людей ( конечно , маленькая его частица ) нашел свое место в сердце столицы ».
Н.А.Тоотс
Теософия – религия без Бога
Сделанная почти полтора века назад Еленой Блаватской попытка "синтеза всех религий " в одну выродилась в обычную пропаганду восточной мистики, оккультизма и магии. Правда , успев побывать в годы СССР " любимой религией советских инженеров ", а потом духовной основой тоталитарных сект.
17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Блаватской и Генри Олкоттом было основано Теософское общество , до сих пор играющее довольно заметную роль в оккультно-мистическом мировоззрении . Отцы-Основатели этой организации и впрямь были довольно незаурядными людьми. Тот же полковник американской армии Олкотт, проявивший себя с самой геройской стороны во время Гражданской войны 1861-65 годов, а затем ставший даже " почетным брахманом ", принятый в эту избранную касту индийских жрецов за заслуги перед их религией.
Но , конечно же , особый интерес вызывает фигура Елены Блаватской, нашей соотечественницы. Тем более , что именно она заложила основы деятельности теософов. Олкотт довольно быстро откололся от нее и организовал собственную маловлиятельную группу из своих приверженцев .
Родилась Елена в Екатеринославе ( нынешнем Днепропетровске ) в старинном аристократическом роду. Достаточно сказать , что ее двоюродным братом был Сергей Витте – государственный деятель "первой величины ", занимавший пост министра финансов и премьера Российской империи.
Но юную Елену карьера светской "львицы " не прельщала . Уже с 16 лет ее потянуло к тайным мистическим знаниям – благо , некоторые из предков , жившие в богатом на такие настроения XVIII веке, оставили потомкам неплохую библиотеку, где были труды масонов, иллюминатов и прочих "усовершенствователей устаревшей религии ". Именно на эту стезю встала и молодая княжна, после того , как после трехмесячного замужества за ереванским вице-губернатором Никифором Блаватским, навсегда его покинула в 18-летнем возрасте и отправилась по миру "в поисках мудрости ".
Где она только не побывала за 20 с лишним лет … В Италии и Египте, несколько лет пробыла в Тибете, совершала кругосветные путешествия , нередко оказываясь на краю гибели во время корабельных аварий .
Наконец , к 1875 году она прибилась к берегам Америки , где с соратниками и основала Теософское общество . Буквальный перевод этого термина означает " Божественная мудрость " – по аналогии с известной "философией ", просто "любовью к мудрости ".
Впрочем , ирония судьбы заключалась в том , что несмотря на беззастенчивое упоминание "имени Бога всуе " ( кстати , греха против Первой Заповеди Декалога ) ни почитанием, ни мудростью, ни даже признанием существования Бога в теософии и не пахло . Да и как иначе , если у всех его основателей был солидный практический опыт спиритизма и прочей темной оккультной практики, которая однозначно осуждается большинством мировых религий, как магия и сатанизм ?
Бога Библии Елена Петровна, например , называла "чудовищем с невежеством на хвосте ", заодно отказывая в вере в его существование . Тем не менее , и она , и ее последователи ( например , преемница Блаватской на должности главы Теософского общества Анни Безант ) с христианством всячески заигрывали . Доказывая в духе почти что любого основателя околохристианской ( или даже внехристианской, вроде кришнаитов ) секты, что " мы Христа любим и чтим ". Только просто как " великого учителя человечества " – наряду с Буддой, Магометом, и, конечно же , сотней поименованных и безымянных "махатм из Тибета ".
Кстати , именно с легкой руки теофософов по мирупошла гулять басня , что Спаситель Мира , на самом деле , не Сын Божий ( да и как может быть Сын у Того , Кого нет ?), а просто пытливый еврейский юноша , выучившийся в Тибете ( истинном центре мировой мудрости ) убедительным фокусам , а потом для их популяризации основавший религию своего имени. Разумеется , его крестная смерть в рамках такой системы либо не признается , либо ей не придается ровно никакого спасительного значения .
Вообще , как и в любой восточной религии, теософия не оперирует понятием " благодать ". То есть бескорыстная любовь Бога даже к грешникам, даже ценой своей жизни ради их спасения от власти греха и приобщения к вечному блаженству. Ну не могут понять западные по происхождению "мудрецы " такого пошиба , как это " благоразумный разбойник ", распятый рядом со Христом, мог оказаться в раю! А как же его преступления ?! Их что – вот так просто взять и простить ? Вот и пишет один из учеников Блаватской, автор " Основ миропонимания новой эпохи " Клизовский : " Если даже этот разбойник и попал в рай , то ненадолго , после чего все равно отправится искупать свои грехи на грешной земле ". Что поделаешь – карма , неумолимый и бездушный закон воздаяния за добро и зло .
Любой из нас хоть раз в жизни прощал обидчика просто по его просьбе : " Извини , пожалуйста ". А не отвечал " по закону кармы " обидой на обиду. Но это ж люди , личности . А личностного Бога в теософии, увы , не предусмотрено . Что живо роднит ее с теми же дохристианскими греко-римскими верованиями, где даже бессмертные боги были игрушкой в руках неумолимой судьбы . Впрочем , и настоящий " пантеон " ( совокупность всех языческих божеств ) тоже была взята Блаватской для тезиса о " Великих Учителях Человечества " тоже оттуда .
От индуизма-буддизма же Елена Петровна взяла не только так полюбившуюся ей "карму ", но и идею о переселении душ. Правда , надо отдать ей должное , отвергла совсем уже дикие на взгляд западного человека представления о возможности реинкарнации человеческой души в животных , растения, минералы. Душа человека переселяется только в тело другого человека – вот непреложный тезис " Тайной доктрины ".
Понятно , что спасения , как такового , сия доктрина не представляет . Вечное " кручение " в "Колесе Сансары ", рождений и смертей – с возможностью , максимум достичь уровня "архата"-просветленного, и уже самому выбирать куда , в кого , и когда воплощаться . Впрочем , между воплощениями не исключается и чисто духовное, квазирайское блаженство (и адские муки ) для праведников и грешников.
В конце концов , теософию постигла судьба всех "синкретических " духовных учений, призванных объединить все религии. Грубо говоря , в таких случаях , десять прежних религий остается, зато появляется одиннадцатая, к которой враждебно относятся вышеупомянутые. Хорошо еще , что теософы не ставили целью завоевать власть над миром как другие "синтезаторы ", масоны. Впрочем , если учесть очень большую популярность идей Блаватской в небезызвестной военно-оккультной организации под скромным названием Сс, также помешанной на "тибетской мудрости ", " знаниях древних ариев " ( да и сами называвшей себя " истинными арийцами "), можно заметить , что от мирового господства теософия была всего за один какой-то шаг .
Вообще , Блаватской и ее последователям не удалось сохранить какую-то равноудаленность от наличных духовных учений. Фактически , " Тайная Доктрина " – это слегка адаптированный для представителя западной культуры вариант религии восточной, в первую очередь основанный на эклектической мешанине индуизма, буддизма и его разновидности, тибетского ламаизма. А христианские элементы здесь представляют не более , чем " декор ". В сравнении с теософамидаже самые оголтелые еретики, вроде мормонов или " Свидетелей Иеговы " выглядят настоящими столпами веры. Да , впрочем , вера как таковая там и не требуется – в кого верить , если Бога (к которому можно обратиться с молитвой ) просто нет ?
На наших землях идеи мадам Блаватской ( как и Елены Рерих, Анни Безант и других апостолов этой религии без Бога ) получили второе дыхание после "хрущевской оттепели ". Безбоязненно ходить в православные храмы было позволено лишь бабушкам-пенсионеркам и пролетариям, которым было нечего терять в плане карьеры. А вот интеллигенции приходилось туго – в случае подозрения в симпатии к "религиозным предрассудкам " живо можно было пролетариат пополнить . В качестве какого-нибудь кочегара – в связи с лишением прежней работы и "волчьим билетом " для нового трудоустройства.
Вот тут восполнять " духовный вакуум " и бросились адепты теософии. " Астральные путешествия ", " распускание огненного цветка ", " защита от энергетических ударов " (и их нанесение , конечно , – самая обычная черная магия ) – это ж было так интересно после насквозь материалистического мировоззрения коммунизма.
Тем более , даже терминология " Живой этики " (одной из наследниц классической теософии) была как будто специально отточена под словарь инженерно-технических работников . "Подключился к эгрегору " (энерго-информационной сущности того или иного явления – религии, мировоззрения и т.д.), "отключился от эгрегора ", " поставил защиту ", "снял защиту ". В традиционных "отсталых " конфессиях люди мучаются духовными поисками, переживают за вероотступников , а здесь все так просто , как с несложными электроприборами.
А самый пик популярности теософских доктрин наступил в 90-е годы, подняв волной с самого дна оккультно-мистические мути. " Великое Белое Братство " Юрия Кривоногова (он же Юоанн Свами ) и Марии Цвигун ( она же Мария Дэви Христос ) с сотнями тысяч адептов , ждавших в 1993 году конца света – это ведь тоже из той же "тайно-доктринальной " оперы. Хотя , конечно , проходимцы , стоящие у истоков новой секты, и не имели "официального разрешения " от Теософского общества на использование его многих мировоззренческих тезисов.
А еще в те годы выходила популярная серия " Библиотека мага и экстрасенса ", проходили бесчисленные курсы по "открытию третьего глаза " ( успешные выпускники которых , чаще всего , потом оказывались в доме для умалишенных ) и так далее .
Сейчас , правда , теософия перестала быть эксклюзивно-популярной в интеллигентской среде. Может быть , потому , что бывшие "Итровцы " в новых экономических условиях вынуждены работать поинтенсивнее, чем в годы СССР и им просто не хватает времени на серьезные занятия оккультизмом. В силу чего самой востребованной "религией " ныне стало " наличие Бога в душе " – с периодическим воспоминанием о нем в дни самым великих христианских праздников . Или же когда без его помощи явно не справиться с кризисной ситуацией .
Ну а теософия заняла в нынешнее время приличествующее ей место : где-то между кришнаитами ( также считающих Христа, Аллаха и Будду ипостасями Господа Кришны ), более "христианскими " сектантами, всевозможными колдунами и обычными философами. Что ж, особо удивляться этому не стоит – недаром Священное Писание предупреждает о том , что лжеучителя будут приходить соблазнять верующих вплоть до второго славного пришествия Христова.
Читайте также :
бухие жуткие фото анорексичка:
Denise Milani на пляже в серебряном бикини, горячая фотосессия HD
Чем плохо
Новый ! Комментарии
.